Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 812

Опубликовано на портале: 12-07-2011
Валентин Иванович Тарасенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 4. P. 52-68. 
Статья посвящена рассмотрению социологии сквозь призму анализа специфики общественного и социологического познания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2011
Алексей Ю. Полтораков, Владимир Полторак, Олег Петров Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 4. P. 203-211. 
Статья посвящена методологии и методам, применяемым в социологии для проведения референдумов, с тем чтоб гарантировать их социологическую корректность и предотвратить фальсификации в интересах той или иной политической силы. Активное участие социологов особо актуализируется в связи ожидаемыми в Украине референдумами. Во-первых, требуется проведение исследования представлений населения о предмете референдума, его осведомленности о содержании вопросов, вынесенных на референдум, и т п.; во-вторых, такое исследование помогает корректно сформулировать вопросы в бюллетене и интерпретировать результаты референдума.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-10-2011

Москва: Институт социологии РАН, 2011, 276 с.
Сборник посвящен интерпретации теоретического и теоретико-социологического наследия выдающегося советского и российского историка социологии и философа профессора Ю.Н. Давыдова в контексте актуального состояния социальной теории. Также в материалах сборника обсуждаются перспективы развития социологической теории и истории социологии в постсоветский период. Среди авторов сборника известные российские социологи В.А. Ядов, И.Ф. Девятко, А.Б. Гофман, В.Л. Каплун, М.В. Масловский, Д.Г. Подвойский, и др. Издание предназначено для социологов, студентов и аспирантов социологических специальностей, а также для тех, кто интересуется историей и современным состоянием теоретической социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-07-2011
Андрей Корбут Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011.  № 1. С. 210-213. 
В  статье,  посвященной  памяти  Гарольда  Гарфинкеля  (1917–2011),  предпринята попытка оценить место американского социолога и неизменно ассоциируемой с его именем этнометодологии в современном поле социальных наук. Этнометодология не является ни научной теорией, ни традицией в общепринятом смысле слова, что затрудняет оценку наследия Гарфинкеля как целостного проекта. Чтобы преодолеть эту трудность, автор использует метафору каталога или, вернее, серии по-разному организованных каталогов. Первый и главный каталог представляет собой опись его исследований начиная с докторской диссертации. Второй по важности – это каталог этнометодологических исследований тех людей, с которыми сотрудничал,  которым  преподавал  или  диссертациями  которых  руководил  Гарфинкель. Наконец, третий каталог включает в себя тематические источники, авторов и книги, к которым Гарфинкель постоянно возвращался. Конечно, этот список не является исчерпывающим или окончательным. Его целью является не оценить масштаб сделанного Гарфинкелем, но скорее обнажить методологический прием, передать «дух» этнометодологического принципа, действенность которого обнаруживалась в каждом исследовании Гарфинкеля.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-09-2012
Ольга Николаевна Безрукова Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 2. P. 132-141. 
Трансформация социальной ответственности наблюдается сейчас во всем мире. Дефицит ответственности в Украине влечет за собой ряд серьезных социальных последствий. Ответственность имеет двойственный характер, обладая свойствами социального и индивидуального. Изучение механизмов формирования и повышения ответственности социума является задачей современной социальной науки. Важно исследовать и описывать последствия действия конкретного механизма проявления ответственности и безответственности. Социологическое исследование ответственности/безответственности, теоретическое и эмпирическое, ставит задачу выявить источники, сущность, конкретные ее проявления в разных ситуациях общественной жизни. Ответственность может быть рассмотрена как один из детерминантов социальной деятельности, повседневных практик. Важен процесс формирования, атакже уровни рефлексии относительно ответственности. Специфика переживания ответственности заключается в ее социальной обусловленности. Наличие ответственности в качестве морального мотива социального действия свидетельствует о высоком уровне морального сознания и социализованности  человека. Среди всего многообразия видов ответственности, ценностная ответственность наиболее близко отвечает моральной ответственности, актуализируемой комплексом моральных требований.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-02-2013
Виктор Леонидович Круткин Журнал исследований социальной политики. 2012.  Т. XV. № 2. С. 114-128. 
Выражение «визуальная социология» становится привычным, как ранее стало привычным выражение «визуальная антропология». Такие расширения предметных полей наук могут осуществляться по-разному, но здесь не должно возникать конфликта с «родительской» дисциплиной. Среди теоретиков нет единодушия, что представляет собой часто упоминаемый «визуальный поворот культуры» и какие «визуальные методы» он предлагает для социальных наук. Автор статьи высказывает предположение, что фотография («письмо светом») может рассматриваться не только как предмет для последующего анализа, но и как уже осуществленный анализ.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-03-2013
Наталья Николаевна Зарубина Социологические исследования. 2012.  № 11. С. 9-19. 
Анализируется место социально-экономической проблематики в социологическом постмодернизме. Рассматриваются постмодернистские подходы к проблемам эпистемологии, детерминизма и репрезентации, их влияние на осмысление социально-экономических реалий в работах современных социологов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-09-2012
Ирина Мацевич Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 2. P. 98-111. 
В данной статье автор реконструирует концептуальные основания современных политических программ развития креативного общества. Экспликация взаимосвязей между понятиями креативной индустрии, креативной экономики и креативного общества позволяет очертить контуры релевантной социальной теории. Последняя играет решающую роль в разработке долгосрочных политических программ. Интенсивное развитие нформационно‑коммуникационных технологий трансформирует специфику организации и эволюции современного общества. На сегодняшний день в социальной философии существуют различные модели исследования информационного и глобализирующегося общества. Однако детальный анализ этих моделей дает основания проблематизировать их способность определить специфику современных социальных реалий. Речь идет прежде всего о том, что эти модели не отражают трансформирующееся положение в обществе личности, стремящейся к творческой самореализации, а также роль и значение культурного капитала в новых социальных, политических и экономических условиях. В результате возникает вопрос о конструировании социальной теории, которая будет способна описать и объяснить особенности трансформации социальной реальности с конца XX века. Социально‑философский анализ программ креативной индустрии в рамках формирующейся теории креативного общества приобретает особую актуальность ввиду актуализации междисциплинарных исследований проблем устойчивого развития. Наличие концептуальных противоречий в интерпретации ключевых понятий этих политических программ может препятствовать устойчивому развитию современного общества. Для преодоления негативных последствий реализации политических программ на практике предстоит проанализировать концептуальные основания построения теории креативного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-02-2013
Наталия Михайловна Богданова Журнал исследований социальной политики. 2012.  Т. XV. № 2. С. 98-113. 
Статья посвящена исследованию возможных смыслов визуальных практик самопрезентации, совместно конструируемых фотографирующимся человеком и профессиональным фотографом. В рамках исследования сравниваются современные и советские практики визуальной самопрезентации. Источником информации являются постановочные фотографии, представленные в популярных журналах и авторских сборниках. Таким образом, фотография рассматривается в качестве инструмента социологического познания. Осуществляется попытка следовать партисипаторной (коллаборативной) стратегии интерпретации визуальных данных. Работа основана на методологии качественных социологических исследований и визуальном подходе в социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-02-2013
Роман Николаевич Абрамов Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2012.  № 35.
Статья подготовлена на основе анализа материалов российских и зарубежных публикаций и посвящена рассмотрению методологических и содержательных аспектов социальных исследований блогов. Основная задача статьи – обозначить потенциал и показать ключевые проблемы исследований блогосферы. Дается характеристика блогосферы как формы интернет-коммуникаций, характеризуются этические аспекты использования материалов блогов, характеризуются основные методологические стратегии социальных исследований блогосферы.

Опубликовано на портале: 29-04-2013
Валентин Тарасенко, Ирина Майструк Социология: теория, методы, маркетинг. 2011.  No. 1. P. 162-176. 
Статья посвящена анализу условий и проблем формирования социологической эпистемологии. Обосновывается потребность социологической науки в изучении ее собственного познавательного процесса.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-02-2013
Александр Иванович Орлов Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2012.  № 35.
Согласно современной парадигме прикладной статистики, теория измерений является неотъемлемой частью методов анализа данных. По мнению П.Ф. Веллемана и Л. Уилкинсона, применение теории измерений «при выборе или для рекомендации тех или иных методов статистического анализа неуместно и зачастую приводит к ошибкам». В статье приведены краткие сведения о роли шкал измерения и применении теории измерений при выборе средних величин, а затем анализируются аргументы П.Ф. Веллемана и Л. Уилкинсона против использования этой теории «при выборе или для рекомендации тех или иных методов статистического анализа». Уточняется ряд вопросов применения прикладной статистики (анализа данных): продемонстрировано влияние поставленной задачи и применяемой модели данных на определение шкал измерения этих данных; разделены области применения разведочного анализа и доказательной статистики.

Опубликовано на портале: 27-06-2012
Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 3. С. 5-19. 
Андрей Резаев задает вопросы Джеффри Александеру о его жизни и академической карьере.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-02-2013
Журнал исследований социальной политики. 2012.  Т. XV. № 2. С. 5-19. 
Профессор Асалхан Ользонович Бороноев отвечает на вопросы главного редактора "Журнала социологии и социальной антропологии" Владимира Вячеславовича Козловского о своей жизни, академической карьере и проблемах социологии в современном мире.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-07-2013
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2006.  № 2(78). С. 63-93. 
Результаты еженедельных опросов общественного мнения, проводимых ВЦИОМ по общероссийской выборке 1600 человек, в более чем 150 населенных пунктах в 45 областях, краях и республиках России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-05-2013
Максим Гацков Социология: теория, методы, маркетинг. 2011.  No. 4. P. 143-161. 
Исследовательские работы, содержащие существенные недостатки в теоретическом, равно как и в эмпирическом плане, а также с точки зрения систематики анализа, - до сих пор не редктость в социологии. Преодоление такого положения вещей автор видит в ориентации на "логос", который находит оформление в экспланаторно-аналитической схеме, получившей в международном социологическом сленге название "ванны Коумена".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-07-2013
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005.  № 4(76). С. 36-41. 
Беседа с научным руководителем Института социально-политических исследований РАН, академиком РАН Г. В. Осиповым
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-06-2012
Дж. Александер Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 3. С. 24-49. 
Перевод статьи Джеффри Александера, опубликованной в Thesis Eleven.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-11-2011
Владимир Иванович Ильин Журнал социологии и социальной антропологии. 2010.  Т. 13. № 2. С. 212-215. 
Рецензия на Уйти, чтобы остаться: социолог в поле: сб. ст. / Под ред. В. Воронкова и Е. Чикадзе. СПб: Алетейя, 2009. — 148 с.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-09-2012
Олег Николаевич Яницкий Социологические исследования. 2012.  № 6. С. 3-12. 
Мобилизация - стержневая категория теории социальных движений. Она относится к их переходу из одного состояния в другое, когда меняются: состав участников движения, его структура и функции. Ключевые понятия теории мобилизации, типы используемых ресурсов и способы их мобилизации, расстановка сил в критической ситуации, роль сетевой мобилизации, стадии мобилизационных состояний, "коридор мобилизации" - основные темы статьи.
ресурс содержит прикрепленный файл