Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 1193

Опубликовано на портале: 16-03-2013
Александр Васильевич Антощенко Диалог со временем. 2011.  № 37. С. 297-314. 
В предисловии рассматривается формирование представлений Г. П. Федотова о характере и принципах изучения исторического процесса в результате саморефлексии и анализа им его взаимоотношений с Т. Ю. Дмитриевой, в которую историк долгое время был безответно влюблен. Публикуемое эссе Г. П. Федотова выражает экзистенциальный подход к прошлому, позволяющий объединить процедуры логического познания с этическими и эстетическими оценками.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-03-2013
Александр Васильевич Хряков Диалог со временем. 2012.  № 38. С. 213-226. 
Немецкий медиевист Г. Геймпель (1901–1988), активно сотрудничавший в годы «третьего рейха» с нацистскими властями, после Второй мировой войны призвал немецкое общество признать собственную вину за преступления Гитлера. Используя категории «вины», «памяти», «ответственности», он предложил свой вариант взаимоотношений исторической науки и исторической памяти, который выражается в концепте «преодоления прошлого».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-03-2013
Галина Николаевна Канинская Диалог со временем. 2012.  № 38. С. 299-323. 
В статье приводятся размышления французских историков, выпускников и ведущих профессоров Института политических наук Парижа, а также редакторов издательств «Файяр», «Галлимар» и «Новый мир», о тенденциях во французской историографии последних 30-ти лет, на примере политической истории.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Пьер Бурдье, Жан-Клод Пассрон Вопросы образования. 2006.  № 2. С. 39-60. 
Мы публикуем главы из первой части книги Пьера Бурдье, чтобы наши читатели могли раньше других познакомиться с одной из наиболее значимых работ, ставших неотъемлемой частью дискуссий о равенстве в образовании.Для великого французского социолога ХХ в. Пьера Бурдье тема неравенства в образовании была одной из важнейших. Неравенство рассматривалось им не само по себе, а как проявление механизма социального воспроизводства. Тому, как этот механизм реализуется в системе образования, и посвящена его книга «Воспроизводство: элементы теории системы образования», написанная в соавторстве с Ж.-К. Пассроном и опубликованная в 1970 г. В настоящее время ее перевод на русский язык готовится к печати в серии «Образование. Мировой бестселлер», публикуемой издательством «Просвещение» совместно с Национальным фондом подготовки кадров и Московской школой социальных и экономических наук.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Иммануил Валлерстайн Вопросы образования. 2006.  № 4. С. 27-31. 
Интервью с Иммануилом Валлерстайном, профессором, многолетним директором Центра Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций при университете штата Нью-Йорк в Бинxемтоне (США). Фундаментальные исследования И. Валлерстайна, посвященные проблемам анализа исторических систем, в особенности становлению и развитию капиталистической мир экономики (КМЭ), получили всемирную известность и открыли новый этап в изучении глобальных процессов развития и трансформации человеческих обществ. «И. Валлерстайн является как видным мировым историком, так и мечтательным пророком. Такое сочетание необычно, особенно для нашей эпохи интеллектуальной фрагментации и академической специализации», – отмечает один из самых авторитетных современных историков У. Макнил.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Юрий Валерьевич Латов Мир России. 2008.  Т. 17. № 2. С. 139-171. 
В данной статье автор предлагает свой взгляд на концепцию, предложенную О.Э. Бессоновой, статья которой опубликована в настоящем номере «Мира России». Автор рассматривает концепцию О.Э. Бессоновой как интересный опыт разработки новой «большой теории» или даже метатеории. Анализ предлагаемой концепции служит поводом для общетеоретических рассуждений о том, каковы основные современные «большие теории», можно ли их синтезировать и что препятствует формированию новой метатеории. В статье рассматриваются сильные и слабые стороны концепции О.Э. Бессоновой. Указывается на ее сходство с некоторыми уже существующими теориями (особенно с теорией К. Поланьи) и на элементы научной новизны. Главным недостатком новой концепции автор статьи считает недостаточную проработку понятийного аппарата и, самое главное, отсутствие анализа механизмов генезиса новых социально-экономических систем. Критике подвергается предложенная О.Э. Бессоновой интерпретация развития российской цивилизации как истории одних только раздаточных экономических систем. На материалах истории российских государств XIII–XVII вв. доказывается, что в рамках российской цивилизации развивались как «раздаточные», так и «рыночные» экономические системы. Поэтому российская цивилизация может развиваться не только в рамках модели «либерального раздатка», но и в рамках других моделей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Наталия Геннадьевна Чевтаева Мир России. 2009.  Т. 18. № 3. С. 85-113. 
В статье проводится сравнительный анализ результатов исследований дореволюционной и современной социологии чиновничества, в результате которых мы получили возможность провести некие исторические параллели дореволюционного и современного чиновничества с целью выделения тенденций развития данной профессиональной группы и потенциала совершенствования работы административного аппарата. Цель статьи – показать, насколько внутриорганизационные правила функционирования административного аппарата коррелируют с провозглашаемыми целями и задачами государственной и муниципальной службы, с ожиданиями населения в предоставлении качественных услуг.   Ключевые слова: чиновник, бюрократия, профессиональная группа, администрация, государственная служба, муниципальная служба, государственное управление
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Франклин Анкерсмит Вопросы образования. 2006.  № 4. С. 32-37. 
Интервью с Франклином Анкерсмитом, профессором Института интеллектуальной истории (Нидерланды). Работы Анкерсмита позволили сформировать новое дисциплинарное пространство – пространство исторической теории (historical theory), которому в спектре предметных областей отечественного гуманитарного знания нет аналога, хотя бы приблизительного.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Алексей Рудольфович Бессуднов Мир России. 2009.  Т. 18. № 2. С. 89-115. 
В социологической литературе давно замечено, что профессии в современном обществе обладают различным социальным статусом. Начиная с 1950-х годов, социологи сконструировали десятки шкал социально-профессионального престижа и статуса, используя разнообразные техники. В этой статье автор обращается к описанию свойств шкалы социально-профессионального статуса, разработанной на основе данных опросов, проведенных в постсоветской России. В первой части статьи обсуждаются ранее применявшиеся теоретические и методологические подходы к конструированию шкал статуса и престижа. Затем рассказывается о шкалах, разработанных в советской социологии, и ставятся вопросы, связанные с построением шкалы статуса в постсоветской России. Далее рассматриваются данные и выбранная методология, шкалу, которая стала результатом исследования, и обсуждаются ее свойства. Бессуднов Алексей Рудольфович (1979 г. р.) – окончил исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (2003). Магистр социологии (факультет политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2004). Аспирант факультета социологии Оксфордского университета (колледж Св. Антония), научный сотрудник Лаборатории социологии образования и науки Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ, старший преподаватель факультета социологии Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ, преподаватель факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Сфера научных интересов: социальная стратификация, количественные методы анализа данных в социологии, социология образования, социология здоровья, политическая социология. Адрес для переписки: bessudnov@googlemail.com. Ключевые слова: социально статус, шкала престижей, профессия, социологический опрос, шкалирование
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ольга Эрнестовна Бессонова Мир России. 2008.  Т. 17. № 2. С. 108-138. 
В статье вновь поднимается вопрос об историческом характере развития России, который обычно рассматривался в рамках парадигмы двух путей цивилизационного развития «Запад-Восток». Эта устаревшая парадигма не позволяет адекватно соотнести путь России с реальными вариантами развития. Поэтому предложена новая интегрально-институциональная парадигма цивилизационного развития, в основе которой лежит общая теория институциональных трансформаций. В фокусе исследования глобальные закономерности развития цивилизационных матриц и их проекция на траекторию России. На историческом материале прослежена эволюция институтов раздаточной экономики, вскрыты институциональные механизмы типовых исторических сюжетов, характерных для определенных фаз институциональных циклов, а также намечен современный вектор развития России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Лев Дмитриевич Гудков Мир России. 2008.  Т. 17. № 3. С. 3-36. 
Предварительные замечания. После смерти Ю.А. Левада был почти единодушно признан «безусловным моральным авторитетом» и наиболее ярким или даже самым крупным ученым в российской социологии. Однако его работы, как и раньше, остаются мало известными. Если в советское время отсутствие отклика можно было в какой-то мере объяснять недоступностью его сочинений (его почти не печатали, а то, что публиковалось, выходило в ведомственных или малотиражных сборниках; ссылки на них старательно вычеркивались), то с конца 1980-х годов никаких ограничений уже не существовало: Левада много печатался в специальных изданиях, выступал в широкой прессе. (См., например: Левада 1989, с.448-459; Левада 1989, с.34-45; Левада 1990, с.15-30; его статьи по бюрократии, интеллигенции и др.) Но его работы (особенно ранние – времени запрета на профессиональные публикации – 1972-1985 годов) сегодня почти не цитируются, не входят в учебные курсы по социологии или культурологии, а значит – не обращаются в качестве значимых теоретических и концептуальных конструкций, образцов анализа или интерпретации социальной реальности. Можно объяснять это непониманием, хотя, как мне кажется, более серьезные причины заключаются в неприятии его научной и человеческой позиции, оказавшейся явно маргинальной по отношению к правилам игры, принятым в отечественной науке. Отсутствие интереса к его идеям и исследованиям обусловлено инерцией академического конформизма, когда-то острой, сегодня почти стертой, раздраженной реакцией на независимость человека, не желавшего каяться в своих научных «грехах». Его дистанцированное отношение к российской социологической среде принимали за высокомерие, его подозревали в претенциозности или упрекали в неблагодарности. Но так или иначе, за «Левадой» оказалось записанным главным образом экстранаучные значения, а не его концепции или эмпирические разработки. В любом случае, я не хочу затрагивать здесь подобные темы. Для отечественной социологии, как мне кажется, гораздо важнее разобрать тот круг социологических проблем, которые притягивали внимание Ю.А.Левады, чем перебирать обстоятельства исследовательской работы в СССР или в постсоветской России. Теоретические работы Левады семидесятых-восьмидесятых годов написаны, действительно, предельно сжато, очень концентрировано, практически без примеров или разъяснений. Стиль его работ 1970-80-х годов лишь отчасти обусловлен соображениями «проходимости» и цензуры, а также неопределенности своего положения – представиться ли еще повод изложить свои мысли или нет. Более адекватным объяснением, как мне кажется, было бы указание на предельную сосредоточенность мысли автора на проблемах, которые в принципе исключены в отечественной социальной науке, остающейся по сути эпигонской: это - общая теория социологии и ее главные составляющие – аналитические возможности концептуального схватывания разных типов человека и соответствующая им организация социальных форм. Он постоянно думал над проблемами этого рода и давал свои решения, без каких-либо оговорок и скидок на особые обстоятельства, вытекающих из «специфики отечественной ситуации». Но и поздние работы, написанные уже во время ВЦИОМ и Левада-центра, хотя и кажутся более ясными и заземленными, «эмпирическими», содержащими кучу цифр и других иллюстраций фактического материала из массовых опросов, очень не просты. В данной статье речь не идет об «аутентичности» воспроизведения левадовской работы, а лишь о вынужденной схематизации его идей и способов понимания действительности, его интерпретации текущих процессов в России. Я не хотел бы создавать у читателя ложное представление о систематическом характере его теоретических разработок или навязывать кому-то мысль о наличии особой, «стройной» теории общества или методологии познания посттоталитарного социума. Никакого «общего плана» своей работы у Левады, видимо, не было. Он следовал тому, что ему было «интересным». Однако внутренняя свобода мысли не означает, что нельзя говорить об определенной логике его социологических исследований, обусловленной спецификой познавательного интереса (характером тех задач, которые он ставил перед собой или своими сотрудниками).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Михаил Константинович Горшков Мир России. 2009.  Т. 18. № 2. С. 3-21. 
Статья директора Института социологии РАН, члена-корреспондента РАН М.К. Горшкова посвящена проблеме восстановления научного и гражданского статуса социологической науки в России. Статья подготовлена по материалам выступления автора на пленарной сессии Всероссийского социологического конгресса. Москва, 21 октября 2008 г. Адрес для переписки: M_Gorshkov@isras.ru Ключевые слова: общество, гражданский статус, наука, социологическое сообщество, социология, модернизация, государство
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Елена Наумовна Пенская Вопросы образования. 2006.  № 4. С. 63-76. 
Автор намечает подходы к изучению устройства и состояния гуманитарной среды в историческом контексте. В статье проанализированы специфические для российского социума формы организации гуманитарной жизни, науки и образования, начиная с 1920-х годов и до настоящего времени. Новый порядок «эпохи нулевых», с одной стороны, воспроизводит советские черты с их концентрацией пространства, паролями, делением на «своих» и «чужих», а с другой – через СМИ и Интернет выстраивает новую конфигурацию, еще только подлежащую описанию.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Иванович Ильин Мир России. 2008.  Т. 17. № 2. С. 3-21. 
Самого поверхностного взгляда на процесс классообразования в посткоммунистических странах достаточно, чтобы увидеть, как общая тенденция формирования капиталистической экономики и неизбежно сопутствующее ей классообразование облекается в более или менее специфические формы. Из этого наблюдения и вытекает основной вопрос данной статьи: Каковы модели классообразования в посткоммунистических странах и факторы их выбора? Хотя в поле зрения находятся вся совокупность стран, прошедших через этап государственного социализма как разновидности этакратизма, внимание фокусируется в первую очередь на России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Андрей Григорьевич Здравомыслов Мир России. 1999.  Т. 8. № 1-2. С. 3-20. 
Статья подготовлена на основе доклада, представленного на конференции «Эмпиризм и теоретизирование в российской социологии», проведенной Профессиональной социологической ассоциацией и Российским независимым институтом социальных и национальных проблем 18 мая 1998 г. и посвященной 70-летию докладчика — Президента ПСА и директора Центра социологического анализа межнациональных конфликтов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Н Кареев Мир России. 1992.  Т. 2. № 1. С. 115-162. 
Экономический материализм после полемики конца XIX в. - Влияние Октябрьской революции на судьбы социологии в России. - Диалектизм марксистской социологии. - Г.В. Плеханов. - В.И. Ленин. - П.П. - Маслов. - Н.А. Гредескул. - Историки-марксисты: М.Н. Покровский. - Н.А. Рожков. Главные систематизаторы теории экономического материализма: Н.И. Бухарин, И.П. Разумовский, С. Оранский и др. Главные пункты систематизации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-12-2010
Павел Кутуев Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 3. P. 183-206. 
В данной главе сделана попытка определить исторические корни социологического знания и его современных трансформаций, а так же проследить происхождение социологии как отдельной дисциплины. Предмету социологии также будет уделено внимание. На основании новых публикаций, созданных с использованием  архивных данных, авторы главы утверждают, что термин "социология" был впервые предложен Эммануэлем Иосифом Сийесом (1748-1836) в его рукописи, датируемой примерно 1780 г.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-12-2010
Анна Юрьевна Деревнина Университетское управление. 2007.  № 1.
Статья посвящена анализу концептуальной модели социальной системы, в основе которой лежит кибернетическая модель жизнеспособной системы, а также открывающимся при этом возможностям при проектировании организационной структуры университета.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-12-2010
Я.В. Грусман, Полина Игоревна Рысакова Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 4.

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-12-2010
А.Н. Лащенов Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 4.
В статье анализируются взгляды представителей разных научных направлений в области формирования концепции информационного общества. Логика предлагаемой автором классификации теорий информационного общества основана на результатах анализа теоретических подходов, лежащих в основе этих теорий. Теории информационного общества могут быть разделены на две группы: 1) основанные на технологическом (кибернетическом) подходе, где информация приравнивается к научному знанию, и 2) теории, основанные на гуманитарном подходе (философском, символическом, социологическом, глобализационном), при котором информация понимается как социальная коммуникация.
ресурс содержит прикрепленный файл