Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 610

Опубликовано на портале: 29-02-2012
Татьяна Юрьевна Черкашина Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2011.  № 33. С. 136-165. 
В статье описана процедура расчета четырех индексов глобализации, предложенных консалтинговым агентством A.T. Kearney, Швейцарским экономическим институтом, Центром исследований глобализации и регионализации Университета Уорвика и коллективом исследователей из Университета Отто-Фридриха в Бамберге. Все они, придерживаясь единой принципиальной схемы расчетов и используя «ядро» индикаторов глобализации, предлагают набор конкретных показателей, отражающих экономические, политические, культурные, социальные, технологические аспекты глобализации (набор этот у каждой организации свой, в чем-то отличающийся от других). В статье показаны особенности интерпретации значений индексов глобализации с учетом эффекта панельной нормализации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-02-2012
Анна Александровна Яковлева Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2011.  № 33. С. 57-79. 
Статья посвящена одной из ключевых методологических проблем социологических исследований в труднодоступных группах – формированию выборки. Представлен опыт применения новых типов выборок – управляемой респондентом и «место-время» – для исследований среди некоторых скрытых и стигматизированных групп (наркопотребители, женщины, занимающиеся проституцией, гомосексуальные мужчины).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-06-2012
Юлия Олеговна Обухова Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 2. С. 119-138. 
статье рассматривается специфический вид коммуникации — невербальная коммуникация с помощью мобильного телефона, когда внешний вид и иные свойства этой вещи в глазах окружающих становятся символами социальных качеств владельца телефона и таким образом люди (а точнее, молодежь) получают возможность с помощью сотового телефона формировать свой образ в глазах других и играть с собственной идентичностью. Такой феномен был назван самопрезентацией с помощью мобильного телефона. В статье приводятся результаты эмпирического исследования, которое показывает, как индивиды, осознанно или нет, конструируют свой образ глазах других, и насколькоуспешна бывает данная коммуникация — какой образ владельца формируется в итоге у окружающих и совпадает ли он с желаемым образом.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-06-2012
Виктор Семенович Вахштайн Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 2. С. 59-84. 
В статье предпринята попытка проанализировать природу социологической классики как феномена «повседневного обихода науки». Некоторые эффекты, возникающие в результате классикализации, интерпретации и реинтерпретации отдельных социологических текстов (а также повышения / понижения символического статуса их авторов), описаны на примере случая «неудобной классичности» — работ ИрвингаГофмана. Для анализа этих эффектов автор использует категориальный аппарат, предложенный И. Гофманом в теории фреймов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-07-2011
Сергей Макеев Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 81-91. 
Главная цель статьи – продемонстрировать, что классовый анализ вполне валиден в рамках исследования современных обществ. Автор приводит аргументы в пользу анализа самой сути «социологического воображения», как его понимали основоположники социологии. Кроме того, рассматриваются изменения анализа статуса классового в сочетании его с различными методами социологического описания и объяснения действительности, а также проясняет происхождение взаимосвязи между классами и известными структурами неравенств.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-04-2013
Андрей Васильевич Еркин Социологические исследования. 2012.  № 12. С. 97-99. 
Социологическая диагностика определяется как алгоритмизированное социологическое исследование прикладного характера с целью определения степени соответствия социального объекта его модели.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-07-2011
Аника Вальке Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011.  № 1. С. 138-154. 
В статье обсуждаются методологические и этические сложности исследовательских проектов по устной истории, обращающихся к опыту систематического насилия.  Автор  анализирует  взаимоотношения  между  индивидуальными  воспоминаниями и социальными дискурсами о прошлом и задается вопросом – как эти взаимоотношения влияют на репрезентацию гендерноспецифичного опыта в советском партизанском движении во время Второй мировой войны. Используя теоретические и методологические подходы устной истории, в особенности – те методологические  приемы,  которые  были  разработаны  в  рамках  феминистских исследований, автор рассматривает, каким образом ограничения, накладывавшиеся на публичную и приватную коммуникацию советскими дискурсами, влияют на описание прошлого в биографических интервью.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-09-2011
Светлана Витальевна Ерпылева Социологические исследования. 2011.  № 5. С. 10-18. 
Рассмотрена возможность определения активистского перформанса в качестве "эксперимента" по Гарфинкепю. Разобраны смысл и значение, придаваемые Гарфинкелем эксперименту как инструменту этнометодологического исследования. Установлены связи между гарфинкелевскими экспериментами и перформансами, приведены эмпирические примеры. В заключение обсуждаются преимущества и недостатки положения, в котором оказываются активисты-акционисты как исследователи-этнометодологи.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2011
Алексей Ю. Полтораков, Владимир Полторак, Олег Петров Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 4. P. 203-211. 
Статья посвящена методологии и методам, применяемым в социологии для проведения референдумов, с тем чтоб гарантировать их социологическую корректность и предотвратить фальсификации в интересах той или иной политической силы. Активное участие социологов особо актуализируется в связи ожидаемыми в Украине референдумами. Во-первых, требуется проведение исследования представлений населения о предмете референдума, его осведомленности о содержании вопросов, вынесенных на референдум, и т п.; во-вторых, такое исследование помогает корректно сформулировать вопросы в бюллетене и интерпретировать результаты референдума.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-03-2013
Анна Владимировна Артюшина Социологические исследования. 2012.  № 11. С. 35-51. 
Выявлены центральные аспекты современных исследований науки и техники (англ. STS - science & technology studies), выросших из социологии и философии науки и техники. Публикация - часть исследования практик конструирования научных фактов в российских и американских биологических лабораториях2. Дан обзор работ по STS, описаны перемены в этой дисциплине за последнее время, рассмотрены возможные изменения в сетях по производству научного знания, выявленные эмпирическим исследованием.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-02-2013
Наталия Михайловна Богданова Журнал исследований социальной политики. 2012.  Т. XV. № 2. С. 98-113. 
Статья посвящена исследованию возможных смыслов визуальных практик самопрезентации, совместно конструируемых фотографирующимся человеком и профессиональным фотографом. В рамках исследования сравниваются современные и советские практики визуальной самопрезентации. Источником информации являются постановочные фотографии, представленные в популярных журналах и авторских сборниках. Таким образом, фотография рассматривается в качестве инструмента социологического познания. Осуществляется попытка следовать партисипаторной (коллаборативной) стратегии интерпретации визуальных данных. Работа основана на методологии качественных социологических исследований и визуальном подходе в социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-02-2013
Валерия Александровна Иванюшина, Даниил Александрович Александров Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2012.  № 35.
Статья посвящена применению метода многоуровневого сетевого диадного анализа (multilevel р2 model) для изучения межэтнических отношений в школе. Обсуждаются возможности, преимущества и ограничения метода; сетевой подход сравнивается с методами изучения мнений и настроений. Приводятся результаты применения моделирования методом р2 для анализа сетей общения в 80 полиэтничных классах школ Санкт-Петербурга.

Опубликовано на портале: 12-07-2011
Юрий Александрович Левада Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 4. P. 14-23. 
Псевдоальтернативный характер предстоящих президентских выборов в России – это логическое следствие сформировавшейся в этом государстве вертикали власти. Исходя их этого допущения, автор анализирует динамику общественного мнения российских граждан, с точки зрения предполагаемых критериев выбора кандидата в президенты от правящей партии (т.е. “победителя”), с одной стороны, и электоральных ожиданий населения, с другой стороны. Основываясь на этом анализе, автор приходит к выводу, что взаимосвязь между ролью господствующей клики и ролью граждан может измениться, если произойдет сдвиг от “процедурного” к историческому выбору в пользу современных моделей двухсторонних зависимостей в обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2011
Евгений Иванович Головаха Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 4. P. 5-13. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-02-2013
Виктор Леонидович Круткин Журнал исследований социальной политики. 2012.  Т. XV. № 2. С. 114-128. 
Выражение «визуальная социология» становится привычным, как ранее стало привычным выражение «визуальная антропология». Такие расширения предметных полей наук могут осуществляться по-разному, но здесь не должно возникать конфликта с «родительской» дисциплиной. Среди теоретиков нет единодушия, что представляет собой часто упоминаемый «визуальный поворот культуры» и какие «визуальные методы» он предлагает для социальных наук. Автор статьи высказывает предположение, что фотография («письмо светом») может рассматриваться не только как предмет для последующего анализа, но и как уже осуществленный анализ.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-09-2011
Денис Глебович Подвойский Социологические исследования. 2011.  № 5. С. 3-9. 
Обсуждаются проблемы понятийного аппарата социологической науки. Эпистемологический феномен "плюрализма" словарей социологии рассмотрен в контексте его импликаций. Описываются особенности языка социологии и его функционирования в современных условиях, связи с естественно-языковым окружением, процессы закрепления и выбраковки нововведений. Сделан вывод о необходимости преодоления фрагментации понятийного аппарата социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-02-2012
Елена Юрьевна Рождественская Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2011.  № 33. С. 80-111. 
В статье ставятся задачи ревизии маннгеймовского понятия документального доступа к индексальности «пространств опыта», а также различений понятий «понимание» и «интерпретация», «конъюнктивный опыт» и «коммуникативный опыт». Метод групповой дискуссии тестируется как резервуар конъюнктивного/дизъюнктивного и коммуникативного опыта, а коммуникативная валидизация апробируется как способ подтверждения субъективных микротеорий в ходе групповой дискуссии. В результате анализа эмпирического кейса обыденного знания о маскулинности уточняется терминология, обслуживающая дискурс коллективных биографий, а также корректируется методическое сопровождение групповых дискуссий, развивающееся в сторону контролируемой интервенции исследователя-модератора, который участвует в валидизации обобщения конъюнктивного/дизъюнктивного и коммуникативного опыта.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-07-2011
Наталья Степановна Мартышенко Экономические науки. 2010.  Т. 62. № 1. С. 143-147. 
Основой разработки кластерной политики развития туристской индустрии региона являются туристские дестинации. В работе выделены основные виды туризма, которые должны войти в структуру туристского кластера Приморского края. Изложены основные элементы методики выделения пространственного распределения туристских дестинаций региона, основанной на обработке данных открытых вопросов анкет. Научно-информационный журнал «Экономические науки»
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-07-2013
Роман Семенович Могилевский Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004.  № 4(72). С. 76-79. 
Как известно, политики получают свой мандат от избирателей представители СМИ — от издателей, телезрителей, читателей. Кто дает мандат на участие в форми- ровании диалога между властью и гражданами поллстерам? (Я употребляю этот термин, чтобы отделить тех, кто занимается исследовательскими практиками в области изучения общественного мнения, от тех, кто работает в области теоретической социологии). Не слишком ли мы самонадеянны, утверждая, что информация, которую мы получаем и распространяем, нужна власти, бизнесу, СМИ и главное — гражданам? Обладаем ли мы умениями, достоинством и влиятельностью, чтобы с нами считались важнейшие акторы социального мира?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-07-2013
Лиза Нойндорфер Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004.  № 4(72). С. 57-65. 
"Поколение 50 плюс", "Best Ager" или "Master Consumers" — вот уже несколько лет являются объектом исследований маркетинга и рекламы, высокопарно объявленных ими "Generation Gold", золотым поколением, обладающим большой финансовой мощью, как пишет журнал "Фокус" (N№3, 2004). Поскольку "новые старики", как доказывают многочисленные исследования, зарекомендовали себя как состоятельные потребители с высокими запросами, которые потребляют с удовольствием и стремятся реализовать свои интересы, они всё больше привлекают к себе внимание маркетинга.
ресурс содержит прикрепленный файл