Всего публикаций в данном разделе: 610
Опубликовано на портале: 18-07-2013
Ксения Максимовна Мануильская
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2005.
№ 2(74).
С. 55-59.
По мнению ряда немецких методистов, эксперимент представляет собой особый социологический метод, который сочетает приемы наблюдения и опроса, традиционно относимые к методам сбора эмпирических данных.


Опубликовано на портале: 18-07-2013
Юрий Юрьевич Комлев
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2005.
№ 2(74).
С. 59-62.
Эмпирическое описание масштабов и социальных параметров наркотизма невозможно без применения опросов. В последние годы отечественные специалисты выполнили оригинальные исследования, разработали многие вопросы методологии и методики количественного изучения этого сложного социального феномена.


Опубликовано на портале: 16-07-2013
Сергей Владимирович Мызников
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2004.
№ 1(69).
С. 64-72.
Известно, что главным исследовательским инструментом социолога является вопрос (точнее, его формулировка). От того, как респондент воспринимает вопрос анкеты, зависит надежность и достоверность полученной информации, истинность собранных данных. Вопросы в анкете должны иметь четкую логическую структуру, грамотное стилистическое оформление, они должны быть понятны всем респондентам, независимо от их социально-демографических характеристик.


Опубликовано на портале: 17-07-2013
Борис Зусманович Докторов
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2004.
№ 3(71).
С. 57-70.
Формирование и функционирование общественного мнения в современном обществе детерминируют три ведущих фактора: сама социальная реальность, прямо и косвенно воздействующая на людей и фиксируемая их сознанием; культура людей, живущих в этой реальности; массовые информационные и коммуникационные процессы, отражающие эту реальность и культивирующие ее образы в сознании людей. В рамках такой весьма упрощенной модели общественное мнение рассматривается как система суждений населения относительно затрагивающих его интересы процессов, происходящих в реальном мире.


Опубликовано на портале: 17-07-2013
Дмитрий Михайлович Рогозин
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2004.
№ 3(71).
С. 40-56.
В декабре 2002 г. в Москве проведено 45 полуструктурированных интервью с представителями молодежных организаций. От респондента требовалось описать цели, задачи, конкретные дела организации, а также рассказать об источниках финансирования и процедурах привлечения денежных средств. Общий транскрипт ответов составил 97106 слов. Единица наблюдения — эмоционально окрашенные слова.


Опубликовано на портале: 17-07-2013
Наталья Николаевна Седова
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2004.
№ 3(71).
С. 120-123.
Одним из важных направлений исследовательской деятельности ВЦИОМ является анализ динамики социальных индикаторов, отражающих: а) уровень и тенденции социального самочувствия населения; б) оценки россиянами положения дел в стране и в) оценки деятельности основных демократических институтов российского общества. Эмпирической базой для расчета индексов, лежащих в основе динамических рядов, служат данные ежемесячных опросов, проводимых ВЦИОМ по репрезентативной общероссийской выборке (с учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию ГКС) в 39 областях, краях и республиках России в 100 населенных пунктах (количество респондентов 1600 человек).


Против табу на старение. Исследование потребностей людей «лучшего возраста» методами психодрамы [статья]
Опубликовано на портале: 17-07-2013
Лиза Нойндорфер
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2004.
№ 4(72).
С. 57-65.
"Поколение 50 плюс", "Best Ager" или "Master Consumers" — вот уже несколько лет являются объектом исследований маркетинга и рекламы, высокопарно объявленных ими "Generation Gold", золотым поколением, обладающим большой финансовой мощью, как пишет журнал "Фокус" (N№3, 2004). Поскольку "новые старики", как доказывают многочисленные исследования, зарекомендовали себя как состоятельные потребители с высокими запросами, которые потребляют с удовольствием и стремятся реализовать свои интересы, они всё больше привлекают к себе внимание маркетинга.


Опубликовано на портале: 17-07-2013
Роман Семенович Могилевский
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2004.
№ 4(72).
С. 76-79.
Как известно, политики получают свой мандат от избирателей представители СМИ — от издателей, телезрителей, читателей. Кто дает мандат на участие в форми- ровании диалога между властью и гражданами поллстерам? (Я употребляю этот термин, чтобы отделить тех, кто занимается исследовательскими практиками в области изучения общественного мнения, от тех, кто работает в области теоретической социологии). Не слишком ли мы самонадеянны, утверждая, что информация, которую мы получаем и распространяем, нужна власти, бизнесу, СМИ и главное — гражданам? Обладаем ли мы умениями, достоинством и влиятельностью, чтобы с нами считались важнейшие акторы социального мира?


Опубликовано на портале: 17-07-2013
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2005.
№ 1(73).
С. 53-60.
Целью проекта "Социологические исследования в России: осведомленность и отношение населения" явллось получение информации о насроениях россиян в отношении массовых опросов общественного мнения, социологических и маркетинговых исследований, а также организаций, проводящих в России подобные исследования.


Опубликовано на портале: 26-07-2013
Дмитрий Игоревич Сапонов
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2011.
№ 4(104).
С. 24-36.
В работе представлен обзор мирового опыта применения мобильных устройств для сбора социологических данных. Рассмотрены вопросы, связанные с реакцией пользователей на внедрение новой технологии, проблема сопоставления данных бумажного и мобильного опроса.


Опубликовано на портале: 18-07-2013
Виктор Семенович Вахштайн
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2005.
№ 4(76).
С. 118-131.
Рецензируемая книга вряд ли может быть отнесена к числу актуальых изданий. Она оказалась в стороне от наиболее острых и горячих тем социологических дискуссий последнего десятилетия. Эта работа не предлагает новых способов осмысления современной российской действительности, не обнажает социальные механизмы социетальных трансформаций и не взывает к бесплотной глобализации как к универсальному объяснению современности. Автор задается вопросом сугубо профессиональным: что на самом деле пред- ставляет собой социологическое интервью?


Экзит-полл и его задачи [статья]
Опубликовано на портале: 26-07-2013
Юлия Михайловна Баскакова
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2011.
№ 4(104).
С. 37-41.
В статье анализируются основные проблемы, связанные с практикой проведения экзит-поллов в России. Рассматриваются функции экзит-поллов. Особое внимание уделяется качеству данных экзит-поллов и возможности их использования для контроля за результатами выборов.


Опросы на выходе: перспективы метода [статья]
Опубликовано на портале: 26-07-2013
Степан Васильевич Львов
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2011.
№ 4(104).
С. 42-46.
Автор статьи анализирует возможности и ограничения одного из методов сбора социологической информации - опросов на выходе (exit-polls). На основе анализа преимуществ метода перед традиционными способами сбора первичной информации делается вывод о возможности его институционализации как эффективного и самостоятельного метода сбора первичной социологической информации. В статье рассмотрены перспективы применения данного метода в социологических исследованиях.


Опубликовано на портале: 18-07-2013
Дмитрий Михайлович Рогозин, Ксения Максимовна Мануильская
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2006.
№ 4(80).
С. 131-141.
Вопрос о доходе — не только важнейший, но и наиболее трудно операционализируемый социально-демографический признак. Даже незначительные изменения в восприятии смысловых конструкций такого вопроса приводят к катастрофическим последствиям — неадекватному, не отвечающему теоретической схеме исследования ответу. Причина заключается в неконсистентности двух субстанций, в которых пребывают денежные знаки. Одна отражает мир числовых операций, набор натуральных чисел, подлежащий самым разнообразным операциям с натуральными числами, разработанным за последнее тысячелетие; вторая — некоторые образы, интерпретации, другими словами, мир символических знаков, имеющих к числу весьма опосредованное отношение.


Сравнительный анализ методов квартирного и он-лайн опросов при изучении рынка финансовых услуг [статья]
Опубликовано на портале: 20-07-2013
Ольга Евгеньевна Кузина, Александр Владимирович Шашкин
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2009.
№ 2(90).
С. 172-178.
В статье сравниваются результаты квартирного и он-лайн опросов населения, проведенных в одно время с использованием одинаковых формулировок анкетных вопросов НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) и OMI (OnlineMarketIntelligence). Делается вывод о том, что, несмотря на то, что Интернет опросы не репрезентативны по отношению к населению России в целом, их можно использовать для решения модельных задач, когда требуется оценить влияние различных факторов на финансовое поведение населения, а также в тех случаях, когда речь идет о труднодоступных для оффлайновых методов пользователях финансовых услуг, например, таких как ипотека и инвестиции.


Опубликовано на портале: 26-07-2013
Николай Сергеевич Бабич, Василий Васильевич Иванов
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2011.
№ 2(102).
С. 16-23.
В статье анализируются проблемы обеспечения контроля качества данных при проведении экзит-поллов, при этом в качестве главного звена, на котором должно быть сосредоточено внимание для обеспечения высокого качества данных, рассматривается избирательный участок. Авторы предлагают вниманию читателей опробованную ими на практике систему контроля качества данных экзит-поллов, предусматривающую трехуровневый контроль в технологической цепочке «интервьюер–бригадир–контролер».


Толстокорова Алиса Валерьевна [статья]
Опубликовано на портале: 29-07-2013
Виктор Леонидович Круткин
Журнал социологии и социальной антропологии.
2013.
Т. 16.
№ 1.
С. 182-196.
Фильм французского антрополога Ж. Руша «Безумные господа» («Les Maitres Fous», 1954) стал документом, свидетельствующим о том, как осмыслялась природа колониальной власти (в эпоху ее распада) сторонниками культа трансовой одержимости в Западной Африке. Сегодня, как и в момент выхода на экран, этот фильм позволяет ставить важные вопросы об отношениях культуры, власти и идентичности людей, о связи социального и гуманитарного знания в антропологических исследованиях.


Опубликовано на портале: 20-01-2011
Олег Анатольевич Кармадонов
Социологические исследования.
2010.
№ 6.
С. 3-13.
Предложена трактовка социальной стратификации, включающая морфологический (доход, образование, власть) и дискурсивно-символический (престиж, значимость, статус) аспекты. На данных исследования показана динамика дискурсивно-символической трансформации основных социально-профессиональных групп отечественного социума в конце XX - начале XXI веков.


Гендерная психология общения [книги]
Опубликовано на портале: 08-02-2011
Дмитрий Владимирович Воронцов
Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2008, 208 с.
В монографии представлены социально-психологические аспекты гендера как самостоятельной системы социальных отношений, в центре которых находится пол и сексуальность человека. Общение рассматриваетя как социально-психологический механизм создания и поддержания статусно-ролевых (поведенческих) различий представителей разных гендерных групп, образованных по критериям биологического пола или сексуальных предпочтений. В книге описаны базовые социально-психологические характеристики гендерной системы отношений личности (схемы социального восприятия, поведенческие роли, нормы, идентичность), связанные с включенностью индивида в гендерные группы. Дана развернутая характеристика гендерным концепциям, получившим развитие в современной психологии, проанализированы методологические основания гендерных аспектов личности, формируемых в процессе общения. Приведены разнообразные эмпирические данные, демонстрирующие экспрессию гендерной идентичности и процесс конструирования гендерных характеристик личности в общении.
Адресована студентам и преподавателям психологии, социологии, социальной антропологии, а также педагогам, представителям «помогающих» профессий, работникам, деятельность которых связана с использованием общения в качестве инструмента своей работы, всем, кто хочет лучше понять сущность процессов и явлений, возникающих в межличностном общении людей, и тем, кто интересуется сексуальностью человека и хотел бы узнать характер ее проявления в межличностном общении.
Адресована студентам и преподавателям психологии, социологии, социальной антропологии, а также педагогам, представителям «помогающих» профессий, работникам, деятельность которых связана с использованием общения в качестве инструмента своей работы, всем, кто хочет лучше понять сущность процессов и явлений, возникающих в межличностном общении людей, и тем, кто интересуется сексуальностью человека и хотел бы узнать характер ее проявления в межличностном общении.


Опубликовано на портале: 18-04-2012
Татьяна Юрьевна Черкашина
Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М).
2006.
№ 23.
С. 121-142.
В статье на примере вторичного анализа данных мониторинга РМЭЗ выделяются характеристики россиян, считающих, что у них есть качества,которые ценятся в современной экономической ситуации. Посредством использования аппарата логистической регрессии оценивается зависимость высокой самооценки личностного потенциала от ряда статусных и мотивационных характеристик. На основе сравнения данных за 1998-й и 2002 гг. можно сделать вывод о повышении роли образования и снижении значимости предпринимательского опыта как составляющих человеческого потенциала россиян.

