Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 34

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 26-12-2012
Юрий Яковлевич Вин Диалог со временем. 2010.  № 33. С. 274-283. 
В статье анализируются мотивы поземельных сделок византийских крестьян: отчуждений, обменов и завещаний.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-11-2008
Земфира Ивановна Калугина Регион: экономика и социология. 2008.  № 2. С. 68-85. 
В статье представлены логика, специфика и основные теоретические и прикладные результаты исследований Новосибирской экономико-социологической школы за 1988-2008 гг. Выделены три этапа исследований школы этого периода, обусловленные спецификой протекающих общественных процессов в российском обществе, и являющихся своеобразным ответом на вызовы времени: мониторинг экономических реформ; исследование институциональной динамики; конструирование новых теоретико-методологических схем анализа России как целостного социально-экономического объекта.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-02-2008
Андрей Анатольевич Зотов Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 2. С. 13-23. 
Для целостного понимания содержания социологических трудов Вильфредо Парето необходимо иметь представление об особенностях экономического этапа его научного творчества и о тематике его экономических трудов. В статье рассматривается влияние экономического этапа на социологические работы ученого – на разработку им теории социального равновесия, а также выявляются причины его перехода из политэкономии в социологию.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 30-01-2008
Николай Иванович Лапин Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 3. С. 6-18. 
Интервью с Николаем Ивановичем Лапиным.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 30-01-2008
Александр Александрович Куракин Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 4. С. 102-130. 

ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 05-10-2007
Александр Михайлович Никулин Социологические исследования. 2003.  № 3. С. 136-139. 
По мнению автора комментария, книга крупнейшего российского экономиста-аграрника, в дореволюционное время члена партии кадетов Л.Н. Литошенко «Социализация земли в России» (Новосибирск, 2001), содержит немало актуальных для настоящего времени положений. Главное из них таково: не только отечественный, но и зарубежный опыт (в 1926 г. Литошенко работал в США) показывает, насколько ригидна психология сельского производителя. Поэтому упования современных либералов на «фритредерско-индивидуалистический потенциал» бывшего колхозного крестьянства беспочвенны, ибо в жизни «кратчайших» и «единственнейших» путей развития агропроизводства не существует.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-09-2006
Александр Михайлович Никулин Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 111-119. 
В стратье обобщаются материалы исследований развития аграрной сферы России, проведенных выдающимся русским ученым-аграрником Александром Васильевичем Чаяновым (1887-1937, который в 1920-е годы стал одним из лидеров движения сельскохозяйственной кооперации. Ученый входил в состав коллегии Наркомата земледелия, являлся директором Института сельскохозяйственной экономии и профессором Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии. В 1931 г. он был репрессирован по сфабрикованному делу "Трудовой крестьянской партии" и в 1937 г. расстрелян. Автор отмечает, что внимательное изучение земских статичтических сведений привело Чаянова к осознанию недостаточности традиционных методов изучения крестьянской экономики. Он отметил, что ряд особенностей экономического поведения русских крестьян дореволюционного периода не находил объяснение с точки зрения классической политэкономии. Это, в частности: нежелание применять в хозяйстве рентабельные молотилки; "перевернутый" уровень зарплат в России в годы неурожаев - они были не прямо, а обратно пропорциональными рыночным ценам на хлеб; при благоприятной рыночной конъюнктуре происходило не увеличение, а наоборот - сокращение объемов работ крестьянской семьи, с улучшением условий труда и быта. Ученый проводил сопоставление балансов распределения капиталовложений и доходов в капиталистических и семейно-трудовых крестьянских хозяйствах. В движении сельской производственной кооперации он усматривал средство обеспечения наибольшей социальной справедливости благодаря ее антикапиталистической направленности с одной стороны, и "антигосударственным" (антибюрократическим) принципам осуществления - с другой. Ученый придерживался исторической последовательнсти в изложении развития кооперации как системы: 1. Кредитная кооперация как исходный пункт крестьянской кооперации; 2. Кооперация по закупкам как наиболее старая форма; 3. Кооперация по сбыту; 4. Кооперация по переработке, связанной со сбытом. Главной проблемой успешного кооперирования он считал согласование воли рядовых пайщиков кооперативов с тактикой принятия решений и хозяйственной стратегией центральных кооперативных органов. В 1929 г. Чаянов представил оригинальный план организации социалистических аграрных предприятий - совхозов. Причина неэффективности созданных в ходе коллективизации колхозов и совхозов, а также трагической гибели самого ученого - это, по словам автора, то, что "советская бюрократия, руководившая аграрными реформами, была вовсе нерациональной..., что она руководствовалась своими теневыми номенклатурными оптимумами, которых политически наивный Чаянов никогда не мог постичь" (с. 119).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-04-2006
Римма Павловна Шпакова Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 129-137. 
В статье представлен сравнительный анализ первых научных работ двух знаменитых мыслителей-современников – выдающегося немецкого социолога Макса Вебера и будущего вождя революции в России Владимира Ленина. Оба в одно и то же время обращаются к изучению социальных проблем сельских районов своих государств: Вебер исследует положение восточных провинций Германии, Ленин - южные аграрные районы России. Вебер и Ленин опирались на научные разработки, обширный статистико-экономический материал, земельные карты, привлекали данные местных административных органов, проводили собственные расчеты. Вебер изложил результаты своих исследований (для которых он даже сам организовал и провел анкетные опросы) в труде «Положение сельскохозяйственных рабочих в восточноэльбской Германии» и в дополняющей этот труд серии докладов; Ленин – в работах «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни» (где аналитически использовал исследование В.Е. Постникова «Южно-русское крестьянское хозяйство») и «По поводу так называемого вопроса о рынках». Оба завершили и опубликовали свои работы в 1892-1893 гг. К результатам они пришли во многом очень похожим. В связи с вызванным рядом причин обеднением земледельческого и общинного крестьянства оба отмечают процесс пролетаризации сельскохозяйственных рабочих. И Вебер, и Ленин увидели в динамике сельскохозяйственного развития четкую тенденцию «к усилению и углублению капитализма» в аграрной области, противостоять которой невозможно. Ленин рассматривает капитализм как ту линию социально-экономического развития, которая для России стала «основным фоном хозяйственной жизни». Вебер же видит здесь не только движение по пути внедрения капиталистических отношений в сельскую жизнь, «но и связанное с ним стремление сельскохозяйственных рабочих к свободе как экономическому и личностному обособлению, к отделению от патриархальной организации “любой ценой, вплоть до перехода на положение безродного пролетария”»(с.134). Любопытно, что далее у Вебера начинают фигурировать выводы о «безличном господстве класса» и «власти капитала», которые, как отмечает автор статьи, не совсем вытекают из его предшествующих размышлений, и что Ленин здесь проявляет более четкую логику аргументации, выступая как объективный аналитик, а подобная терминология Вебера неоднозначно говорит о марксистском влиянии. Как бы там ни было, вскоре, как известно, взгляды Ленина на капитализм и его дальнейшую судьбу стали значительно радикальнее.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-02-2006
Мкртич Оганесович Мнацаканян Социологические исследования. 1998.  № 7. С. 33-43. 
Основной тезис автора: в веберовской концепции капитализма этос протестантизма – это регулятор всего жизненного уклада и поведения индивида, его образа мыслей и представлений. Происходящее на такой самобытной культурно-психологической базе усвоение утилитарных, «хозяйственных» идей (время – деньги, честность – полезна и пр.) обретает некую универсальную окраску. В этом и заключается ограниченность данной идеально-типической модели. Ибо исторический опыт учит, что успешное развитие капитализма в ряде азиатских стран происходит не путем восприятия ими норм протестантской этики, а на основе соответствующих ценностей собственной культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-01-2006
Наталья Николаевна Зарубина Социологические исследования. 1997.  № 4. С. 46-54. 
Господствующие в данный момент парадигмы модернизации рассматриваются в статье через их сопоставление как с веберовской традицией, так и с теоретическим наследием самого М. Вебера. Автор отмечает, что поиск незападных аналогов протестантской этики в настоящее время представляет собой не самостоятельное направление модернизации, но скорее составную часть исследования самобытных культур. Самобытные традиции, складывавшиеся на протяжении многовековой истории России, должны послужить основой и для формирования этики и культуры предпринимательства в обновляющейся российской экономике. В частности, примером подобной самобытности автор считает то, что в отличие от протестантской этики труд и предпринимательство воспринимались в русской культуре не как императив индивидуального долга, но как нравственная обязанность перед другими людьми, причем даже не перед семьей или общиной, а перед обществом в целом, перед соотечественниками.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-01-2006
Альберт Иванович Кравченко Социологические исследования. 1997.  № 4. С. 15-28. 
В статье рассматривается разработанная Вебером концепция мотивации трудовой деятельности. Автор видит в ней главную особенность веберовского подхода к объяснению происхождения и эволюции капитализма по сравнению с К. Марксом, Э. Дюркгеймом и В. Зомбартом. Анализу в статье подвергаются тезис о традиционном мышлении как главном препятствии для развития рационального капитализма. Кроме того в ней поднимаются вопросы о затратах и компенсации труда, а также о факторах, побуждающих к сознательному ограничению нормы выработки. Вслед за таким исследователем творчества Вебера, как Ф. Паркин, автор выделяет ряд спорных моментов в веберовской интерпретации трудовой мотивации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-08-2005
Frank Dobbin
Princeton: Princeton University Press, 2004, 520 с.
Economic sociology is a rapidly expanding field, applying sociology's core insight--that individuals behave according to scripts that are tied to social roles--to economic behavior. It places homo economicus (that tried-and-true fictive actor who is completely rational, acts only out of self-interest, and has perfect information) in context. In this way, it places a construct into a framework that more closely approximates the world in which we live. But, as an academic field, economic sociology has lost focus. The New Economic Sociology remedies this.
The book comprises twenty of the most representative and widely read articles in the field's history--its classics--and organizes them according to four themes at the heart of sociology: institutions, networks, power, and cognition. Dobbin's substantial and engagingly written introduction (including his rich comparison of Yanomamo chest-beaters and Wall Street bond-traders) sets a clear framework for what follows. Gathering force throughout is Dobbin's argument that economic practices emerge through distinctly social processes, in which social networks and power resources play roles in the social construction of certain behaviors as rational or optimal. Not only does Dobbin provide a consummate introduction to the field and its history to students approaching the subject for the first time, but he also establishes a schema for interpreting the field based on an understanding of what economic sociology aims to achieve.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 27-07-2005
Юрий Николаевич Давыдов Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 185-193. 
Автор предпринимает попытку выделить специфику аналитического исследования М. Вебером «капиталистического хозяйства». Особенность социологического подхода к капитализму (в отличие от чисто экономического, марксистского) состоит в том, что ученый рассматривал его как социокультурный феномен, постижимый лишь на путях анализа смыслов, то есть мотиваций деятельности индивидуумов. Поэтому, согласно Веберу, существует не один единственный капитализм, а целый ряд его форм и типов, каждый из которых обладает своим этосом. Именно за счет этого европейский «буржуазный» капитализм существовал не столько от «притока новых денег», а от внедрения «новых идей».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-07-2005
Вадим Валерьевич Радаев Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 5-18. 
Автор отмечает, что потребительское поведение долгое время находилось на периферии внимания социологов, став предметом исследований на исходе XX века. Социология потребления в целом развивается обособленно от экономических наук и экономической социологии (где многие вопросы формирования потребительских рынков и предпочтений разных социальных групп недостаточно изучены и оставлены маркетологам). В классической политэкономии проблематика потребления находилась «на четвертых ролях». «Считалось, что наиболее существенные (базисные) отношения сосредоточены в процессе производства, а потребление, хотя и является конечной целью, выступает чем-то производным» (с. 6). Автор дает рабочее определение понятия социально-экономического потребления, выделяя два ключевых момента: использование полезных свойств того или иного блага и расходование (уничтожение) этих его свойств. Рассмотрены направления экономической теории, в которых наиболее представлена связанная с потреблением тематика. Маржиналисты (конец XIX в.) ставили на первый план «суверенного потребителя» (неоклассическая экономическая модель, описывающая поведение фирмы, максимизирующей прибыль). В 1970 г. Г. Беккер в новой теории потребления предпринял попытку рассмотреть «вкусы» в качестве «независимой переменной экономического анализа». В настоящее время все чаще изучаются мотивы потребительских действий с учетом того, что при рассмотрении только рациональных сторон поведения из поля внимания выпадают импульсивные покупки, а также потребление под влиянием вредных пристрастий. Автор представил подходы таких экономистов, как Дж. Дьюзенберри, Х. Лейбенстайн к изучению влияния социальной дифференциации на потребление, уделил внимание анализу практик демонстративного поведения в «Теории праздного класса» Т. Веблена. Устойчивость потребительских предпочтений исследуется П. Бурдье, который показывает, как стремление высших классов дистанцироваться от низших слоев проявляется в структуре и стиле потребления. Так товары становятся средством социальной дифференциации. По мнению Ж. Бодрийяра, только меньшинство людей способно реконструировать логику знаковых обозначений (товарных символов); большинство находится во власти товарного фетишизма и оказываеся объектом манипуляции. В заключении автор отмечает, что социологии необходимо преодолеть «известную культурологическую зацикленность» и перейти к более активному изучению экономических аспектов темы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2005
Юрий Николаевич Давыдов Социологические исследования. 1994.  № 10. С. 165-175. 
Окончание статьи (Начало см. в № 8, 9 за 1994 г.) посвящено анализу интерпретации М. Вебером понятия "современного капитализма". Автор акцентирует внимание на социологической расшифровке Вебером понятия "современного" капитализма, взятого в его культурно-историческом своеобразии, подчеркивает основные отличительные черты: во-первых, его буржуазный характер; во-вторых, его промышленный, т.е. высокопродуктивный характер, отличающий его от потребительски ориентированного архаического капитализма. Представление о профессиональном долге, согласно Веберу, обязательство каждого человека, которое он ощущает по отношению к своей профессиональной деятельности, независимо от того, воспринимается ли она индивидом как использование его рабочей силы или его имущества в качестве "капитала", – это представление характерно для "социальной этики" капиталистической культуры и имеет для нее конститутивное значение.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-04-2005
Андрей Анатольевич Зотов Социологические исследования. 2001.  № 2. С. 108-116. 
В статье представлен анализ классиком итальянской социологии Вильфредо Парето феномена социализма, данный в публицистике 90-х годов и в книге «Социалистические системы» (1902-1903 гг.). Рассмотрен его подход к решению проблемы отношения объективного и субъективного: субъективное явление – это искаженный образ объективного явления. На этом основано выделение и раздельное рассмотрение социализма как «объективного явления» (реальные системы) и как «субъективного явления» (идеальные системы). В разделе, посвященном «реальным системам социализма» изучаются исторически конкретные государственные и общественные образования, в которых доминировала общественная (коллективная) формы собственности. Здесь представлены взятые Парето из истории ранние прототипы социалистических систем: от античной Спарты и сельских общин до экспериментов Оуэна и кооперативных обществ конца XIX века. В разделе, посвященном «идеальным системам» социализм анализируется преимущественно как социалистические доктрины, теории, идеалы, воззрения и убеждения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-01-2005
Виктор Федорович Шаповалов Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 23-33. 
Выражение, взятое в кавычки, принадлежит, как известно, одному из выдающихся мыслителей XIX — начала XX веков немецкому социологу Максу Веберу (1864—1920). Его фундаментальная работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), давно считающаяся классической на Западе, стала широко доступной нашей общественности относительно недавно. М. Вебер в своем труде утверждает и доказывает: обществу, чтобы стать капиталистическим, нужно иметь особый тип сознания, людей с особым складом мысли и поведения, с особым типом ценностей. Это необходимая предпосылка. Там, где такой предпосылки нет, — капитализма не будет. Конечно, мы здесь по необходимости огрубляем его мысль. Но важно другое. Если эта мысль верна, то, приступив к «строительству» капитализма, мы, конечно, должны проверить наличие всех его предпосылок, в том числе и его «духа». В очень краткой форме попытаемся это сделать.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-09-2004
Владимир Сергеевич Автономов Вопросы экономики. 2001.  № 2. С. 42-48. 
Автор статьи, руководствуясь методологией Й. Шумпетера, предлагает различать собственно экономический анализ (науку) и экономическую мысль. По его мнению, экономический анализ является специализированной общественной наукой, где работают экономисты-профессионалы, использующие особые научные инструменты. В области же экономической мысли как "совокупности мнений и пожеланий по экономическим вопросам" высказываются люди, не пользующиеся специальной техникой анализа, то есть политики, практики, хозяйственники и др. Вследствие этого экономическая мысль всегда привязана к наиболее острым проблемам текущего дня и в отличие от экономического анализа может носить национальный характер.

Опубликовано на портале: 30-08-2004
Наталия Андреевна Макашева Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 27-36. 
Взгляды С.Булгакова рассматриваются в статье по двум взаимосвязанным позициям: практическая ориентированность политэкономии и ее нравственная обусловленность; моральное оправдание хозяйственной деятельности и богатства как ее результата с точки зрения христианства. Автор раскрывает позицию Булгакова, для которого политическая экономия представляет собой прежде всего прикладную этику, точнее – этику хозяйственной жизни, рассматривает его размышления, касающиеся нравственного оправдания богатства, критики экономизма и индивидуализма. Формулируется булгаковское положение о христианской политэкономии как политэкономии активного действия. Автор подчеркивает актуальность рассуждений мыслителя для современной ситуации в российской экономике.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-06-2004
Рустем Махмутович Нуреев, Юрий Валерьевич Латов Вопросы экономики. 2001.  № 1. С. 96-116. 
Содержится обзор достижений новой российской экономической науки, работающей в традициях неоклассической и неоинституциональной теорий. Описываются наиболее известные учебные пособия, намечаются пути совершенствования системы экономического образования. Анализируются перспективы развития различных направлений неоинституционализма, включая теории: прав собственности, трансакционных издержек, общественного выбора, преступлений и наказаний и т.д. Обращается внимание на слабую координацию исследований в этой сфере. Одним из наиболее эффективных способов разрешения данной проблемы может стать, по мнению авторов, формирование виртуальных творческих коллективов, осуществляющих обмен информацией через компьютерные сети, в первую очередь Интернет.