Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 236

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 25-10-2011
Анна Александровна Сурцева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 3. С. 94-102. 
Автор обосновывает необходимость учета многоуровневости социального контракта при оценке содержания и перспектив формирования горизонтального социального контракта в России, так как контрактные практики, складывающиеся на региональном уровне, во многом будут определять вероятные параметры общероссийского горизонтального социального контракта. Анализ практики регионально социального контракта власти и бизнеса в России привел к выводу о наличии элементов двух типов социального контракта («вертикального» и «горизонтального»). Однако возникающие на региональном уровне специфические контрактные взаимосвязи (квазиналоговые сборы и организованное спонсорство) можно рассматривать как проявление объективной тенденции к формированию неклассического варианта горизонтального социального контракта.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-10-2011
Маргарита Анатольевна Вахтина Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 3. С. 57-65. 
В статье обосновывается позиция, что важную роль в повышении эффективности государства играет доверие к нему со стороны граждан. Выдвинуто положение, что институциональное доверие возникает в том случае, когда институты (в особенности государственные) устроены максимально эффективно и справедливо. В статье делается вывод о том, что необходимо создавать соответствующие условия для роста доверия к государству, которое в России остается на низком уровне. Эти условия касаются содержания правил, механизмов их выработки и принятия, устройства государственных организаций, а также личностей руководителей, осуществляющих управление от лица государства. Выдвигаются предложения, касающиеся критериев оценки уровня доверия к государству.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-10-2011
Октай Юсуфович Мамедов TERRA ECONOMICUS. 2011.  Т. 9. № 3. С. 5-9. 
Историко-экономическое эссе посвящено необходимости придания приоритета рынку по сравнению с государством.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Светлана Юрьевна Барсукова Мир России. 2002.  Т. 11. № 2. С. 70-92. 
В нашу жизнь прочно вошли импортные товары. Но как они появляются на российском рынке? Какие коллизии во взаимоотношениях бизнеса и таможни при этом возникают? Каковы неформальные способы смягчения формальных требований и кто их инициирует? Правда ли, что в последнее время участники рынка проявляют склонность к легализации, к усилению формальных основ деятельности? Для ответа на эти вопросы было проанализировано 14 углубленных интервью с первыми лицами крупных фирм-импортеров, поставляющих на наш рынок бытовую электронику . товар не просто приятный во всех отношениях, но и не имеющий зачастую отечественных аналогов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ольга Викторовна Крыштановская Мир России. 2002.  Т. 11. № 4. С. 3-60. 
Статья, написанная на основе многолетних социологических исследований сектора изучения элиты Института социологии РАН под руководством автора, посвящена анализу генезиса бизнес-элиты российского общества – от создания «комсомольской экономики» до формирования финансовой олигархии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Сергей Николаевич Смирнов Мир России. 2001.  Т. 10. № 2. С. 36-49. 
Социальные последствия экономических реформ в России в 1990-е гг. не во всех случаях могут быть оценены количественно, поскольку в этот период в стране формировалась принципиально новая социальная структура общества. Поэтому важно определить немонетарные социальные последствия реформ, в числе которых — формирование нормального рынка потребительских товаров и услуг, появление экономически независимых от государства домохозяйств, наконец, развитие демократических процедур. Закрепление положительных сдвигов возможно на основе разделения социальной ответственности между государством и домохозяйствами. Содержательное наполнение понятия социальной ответственности будет дифференцироваться по группам домохозяйств.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Наталья Михайловна Плискевич Мир России. 2006.  Т. 15. № 3. С. 62-113. 
В статье рассматриваются проблемы социально экономического развития современной России как варианта модели «власти–собственности». Анализируются возможности мутации системы «власти–собственности» в частнособственническо-рыночную систему и обратного преобразования. На основе анализа истории создания советской хозяйственной модели выделяются ее специфические черты как особой формы системы «власти–собственности», образовавшейся не только на специфической социокультурной базе, но и в результате мутации частнособственническо-рыночной системы. Показана роль фактора распределения и потребления в общей структуре советской хозяйственной модели, оказывающего существенное воздействие и на современное состояние дел. Преобразования последнего двадцатилетия трактуются как попытка мутации системы «власти–собственности», в результате которой права верховного собственника у партии-государства были перехвачены бюрократией. И так как новая конструкция не может быть устойчивой, ибо бюрократия – не монолит, а разделена на борющиеся между собой кланы, то современная ситуация в России носит промежуточный характер.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Светлана Юрьевна Барсукова Мир России. 2006.  Т. 15. № 3. С. 158-179. 
В современной России теневая экономика и теневая политика неразрывно связаны. Они воспроизводят друг друга. Экономические агенты делают политику теневой, покупая места во властной иерархии, продвигая своих людей на выборах и финансируя политические партии. В свою очередь, политика делает теневой экономику, используя ее в качестве финансового источника реализации политических проектов. При этом речь идет не о сращивании теневой экономики и теневой политики как двух негативных, но автономных явлений, а об их взаимообусловленности. Теневая экономика и теневая политика не существуют в России порознь; они представляют собой две стороны единого процесса восстановления властной иерархии как основного принципа распределения экономических возможностей. В центре внимания данной статьи проблема вовлечения теневых капиталов в избирательные кампании. База данных – экспертные интервью с политтехнологами, представителями власти и бизнеса, с теми, кто в силу занимаемой должности или профессионального опыта посвящен в теневые конфигурации интересов участников политического процесса, знаком со схемами сращивания теневой экономики и теневой политики. Статья состоит из трех частей. Сначала мы рассмотрим баланс интересов бизнеса власти в условиях их теневизации, а именно проанализируем, в чем состоит зависимость бизнеса от теневой политики и почему власть заинтересована в теневом бизнесе. Далее обсудим вопрос, какие стратегии использует бизнес для «захвата власти»? Наконец, расскажем про то, как теневые капиталы вовлекаются в избирательные кампании.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Рустем Махмутович Нуреев Мир России. 2001.  Т. 10. № 3. С. 3-66. 
Рассматриваются социальные субъекты постсоветской России (домохозяйства, фирмы, государство, показываются институциональные особенности их формирования в условиях догоняющего развития. Раскрываются содержание и формы нерыночного приспособления к рынку домохозяйств, показывается, как в постсоветской России сформировалась экономика физических лиц, патернализма, бартера и рэкета. Особое внимание уделено анализу власти-собственности в досоветский по советский периоды и тенденциям ее развития в современной России. Намечаются два пути депривации (государственно-бюрократический и демократический) и указываются возможности выхода из институциональной ловушки, в которой оказалось постсоветское общество.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-08-2010
В.В. Сорокожердьев TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 2. С. 79-84. 
В работе рассмотрены и проанализированы основные проблемы формирования и реализации экономической политики России на основе применения альтернативного и системного подхода в условиях нестабильности. Предложены меры по совершенствованию экономической политики в рамках стратегии модернизации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-07-2010
Леонид Ефимович Гринин История и современность. 2006.  № 1. С. 3-45. 
Несмотря на то, что государство является одним из самых изученных институтов общества и одним из самых популярных объектов исследования историков и антропологов, многие проблемы теории эволюции государства, в том числе такие фундаментальные, как: Что такое собственно государство и когда оно возникает? Какие основные этапы эволюции оно прошло как институт? Как связаны тип государства и тип производства? – остаются дискуссионными, а в каких-то смыслах нерешенными или недостаточно разработанными. В настоящей статье сделана попытка наметить общую линию эволюционного развития государственности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-03-2010
Маргарита Владимировна Курбатова, Сергей Николаевич Левин TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 1. С. 27-50. 
В период бурного роста российской экономики, когда бюджетные проблемы регионов существенно ослабли, казалось, что острота поднятых нами проблем несколько ослабла. Однако текущий экономический кризис показал, что практики деформализации правила взаимодействия власти и бизнеса стали и более разнообразными, и лучше организованными, а наше исследование не потеряло, а даже приобрело дополнительную актуальность. Развитие событий показывает, что деформализация правил в российской экономике — не временное явление, характерное для трансформационного спада, а ее устойчивая характеристика.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-03-2010
Иван Вадимович Розмаинский TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 1. С. 13-26. 
В статье анализируются методологические основания для исследования феномена государства в рамках посткейнсианской экономической теории. Особое внимание уделяется исследованию фундаментальной неопределенности в связи с институциональными функциями государства. Рассмотрены основные аспекты неоклассической и неоавстрийской критики активного вмешательства государства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-03-2010
Виктор Павлович Макаренко TERRA ECONOMICUS. 2009.  Т. 7. № 4. С. 130-153. 
Альберт Хиршман выдвинул принципиальное положение: ни рыночная, ни централизованная, ни смешанная экономика не являются эффективными средствами решения социальных проблем. Ни один из видов экономики не может считаться образцом для подражания. Социальные проблемы невозможно решить ни религиозными, ни моральными, ни экономическими, ни политическими средствами. Главной причиной такой невозможности являются социальные институты и группы, профессионально занятые в сфере экономики, религии, морали, политики и производства идеологий. Теория неожиданных последствий требует отбрасывания (радикальный вариант) или переосмысления (умеренный вариант) всей системы главных понятий и концепций, образующих парадигму социального мышления Нового времени.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-11-2008
Andrei Shleifer, Robert W. Vishny
Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1998, 288 с.
In many countries, public sector institutions impose heavy burdens on economic life: heavy and arbitrary taxes retard investment, regulations enrich corrupt bureaucrats, state firms consume national wealth, and the most talented people turn to rent-seeking rather than productive activities. As a consequence of such predatory policies--described in this book as the grabbing hand of the state--entrepreneurship lingers and economies stagnate. The authors of this collection of essays describe many of these pathologies of a grabbing hand government, and examine their consequences for growth. The essays share a common viewpoint that political control of economic life is central to the many government failures that we observe. Fortunately, a correct diagnosis suggests the cures, including the best strategies of fighting corruption, privatization of state firms, and institutional building in the former socialist economies. Depoliticization of economic life emerges as the crucial theme of the appropriate reforms. The book describes the experiences with the grabbing hand government and its reform in medieval Europe, developing countries, transition economies, as well as today's United States.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 20-10-2008
Михаил Александрович Краснов Общественные науки и современность. 2008.  № 5. С. 68-79. 
Автор ставит вопросы, почему современная цивилизация сохранила институт главы государства, каковы его природа и предназначение, является ли он случайным в истории или отражает некую глубинную социальную потребность. Приводятся высказывания ведущих российских и зарубежных политологов о роли монархов в политических системах различных государств. Выдвигаются идеи трансформации монархической власти в президентство, где институт главы государства воспринимается как рудимент абсолютной монархии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-10-2008
Владимир Львович Римский Общественные науки и современность. 2008.  № 5. С. 59-67. 
В статье анализируются особенности взаимодействия граждан и государственных служащих, выделяются универсалистские и партикулярные способы его осуществления. Подчеркивается, что в России и граждане, и государственные служащие в большинстве случаев строят свои взаимоотношения на партикулярных принципах, чему способствует неравенство статусов чиновника и гражданина как просителя. Отсюда – рациональность участия во взяточничестве не только государственных служащих, но и граждан, которые считают, что только так они могут решить свои проблемы. Взятка рассматривается и как способ уравнивания социальных статусов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-10-2008
Георгий Александрович Сатаров Общественные науки и современность. 2008.  № 5. С. 48-58. 
Автор ставит вопрос о взаимосвязи между установками и поведением людей в коррупционной ситуации. Формулируются методологические проблемы выявления у респондентов "установки на коррупцию" и способы их решения в проведенном исследовании. Проведенное индицирование коррупционного поведения респондентов позволяет выявить зависимость между установкой на коррупцию и спросом на нее: чем более явна антикоррупционная установка, тем реже респонденты дают взятку в коррупционной ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-10-2008
Светлана Юрьевна Барсукова Общественные науки и современность. 2008.  № 5. С. 36-47. 
В статье излагаются различные подходы к исследованию коррупции, особенности анализа этой проблемы экономистами и экономсоциологами. Анализируются влияние коррупции на развитие общества, а также изменения в российской коррупции в связи с переходом от олигархического к государственно-корпоративному капитализму.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-10-2008
Андрей Александрович Яковлев Общественные науки и современность. 2008.  № 4. С. 21-37. 
Автор ставит вопрос об эффективности работы российской судебной системы и востребованности правовых институтов экономическими агентами. При его решении он опирается на данные двух специальных исследований 2000 и 2007 гг., направленных на выявление результатов усилий по реформированию российской судебной системы, а также влияния государства вообще и правоохранительных органов в частности на ведение бизнеса. Констатируется, что за прошедшие годы суды и система правоприменения в России улучшились. Однако проблемными по-прежнему остаются коррупция в системе правосудия и неоперативность в принятии решений, а также неравноправие государства и частных фирм при рассмотрении их споров в суде.
ресурс содержит прикрепленный файл