Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 121

Опубликовано на портале: 17-07-2006
Иосиф Евгеньевич Дискин Общественные науки и современность. 1991.  № 3. С. 26-28. 
Статья в рамках дискуссии по материалу Фридмана (1991,№3), Автор подходит к нему с социокультурных позиций, отмечая, что большинство населения СССР сегодня не составляют сторонники экономического активизма, что нужна сила, способная противостоять традиционализму. Такую силу он видит в государстве, а потому критикует тезисы об ограничении его роли. Автор считает, что, очевидно, придется отдать значительную долю общенародной собственности ее сегодняшним распорядителям, чтобы заручиться их поддержкой в реформировании страны.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2006
Gundar J. King, J. Thad Barnowe, Светлана Петровна Баньковская Социологические исследования. 1995.  № 12. С. 82-92. 
Статья основана на результатах опроса 200 русскоязычных менеджеров из Риги (150 чел.) и Даугавпилса (50 чел.), проведенного в середине 1992 г. Ставилась цель обрисовать личностные профессиональные ценности, исповедуемые русскоязычными менеджерами в Латвии, определить взаимодополняющие (комплементарные) и противоречащие друг другу (противоположные) ценности в сравнении с менеджерами – этническими латышами или другими прибалтами, а также оценить перспективы изменений в их структуре ценностей. Выясняются основные ценностные ориентации, существенные и несущественные личностные ценности, проводится сравнительный анализ системы ценностей русскоязычных менеджеров с системами ценностей латышских, эстонских и литовских менеджеров, даются прогнозы относительно интеграции русскоязычного населения в латвийское общество.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2006
Рашид Думаличевич Хунагов Социологические исследования. 1995.  № 7. С. 122-131. 
Статья представляет собой обзор работ (прежде всего, западных), так или иначе затрагивающих вопрос о рациональности организаций. Основной вопрос статьи – можно ли считать рациональными принципы организации современного общества и его организационных структур. Довольно подробно анализируется веберовская концепция бюрократии и ее критика. Рассматривается вопрос о том, можно ли применять веберовскую концепцию бюрократии к современным организациям. Обсуждается проблема конфликтов в организациях, способность организаций к инновациям, проблема противостояния чиновников и профессионалов и ряд других вопросов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-04-2006
Михаил Федорович Черныш Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 16-25. 
Статья основана на данных комплексного исследования "Социальные иерархии и организационная культура на российских промышленных предприятиях", включавшего в себя 18 фокус-групп в разных целевых группах в 5 городах Сибири и Дальнего Востока, а также опрос населения на базе случайной выборки в 1800 респондентов в тех же населенных пунктах (2003 г., Институт социологии РАН). Автор анализирует распространенные в рабочей среде современные мифы: миф о счастливом советском прошлом, миф о деструктивной приватизации, миф о дивидендах, миф о Москве. Разность представлений рабочих и менеджерских групп обуславливается разностью значимых для каждой группы мифов. Так, для менеджеров актуальны мифы об универсальности законов управления, о плохих рабочих и об успехаха реформ.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-04-2006
Max Weber
Перев.: Римма Павловна Шпакова (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 121-128. 
Формальным поводом к изучению Максом Вебером социальных проблем в восточных землях Германии явилось направленное ему Союзом социальной политики в 1890 г. предложение о проведении в этих районах исследования положения остэльбских сельскохозяйственных рабочих. Экономических кризис сильно ударил по их традиционному образу жизни, кроме того, их вытесняли менее требовательные в оплате труда и условиях жизни иммигранты (прежде всего поляки). Вебер делает темой специального анализа институт инстманов (Instmann), мелких безземельных крестьян, живущих с семьей и имевших свою собственность на земле помещика. Общая тенденция была такова, что патриархальный институт инстманов (а также прусских помещиков – юнкеров) увядал под натиском проникавшего в аграрный сектор капитализма. Однако Вебер видит здесь не только необратимое движение по пути внедрения капиталистических отношений в сельскую жизнь, но и связанные с ними изменения в психологии людей: стремление сельскохозяйственных рабочих к свободе как экономическому и личностному обособлению. По мнению Вебера, в стремлении к индивидуализации и свободе и заключается смысл аграрного вопроса в Германии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-04-2006
Римма Павловна Шпакова Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 129-137. 
В статье представлен сравнительный анализ первых научных работ двух знаменитых мыслителей-современников – выдающегося немецкого социолога Макса Вебера и будущего вождя революции в России Владимира Ленина. Оба в одно и то же время обращаются к изучению социальных проблем сельских районов своих государств: Вебер исследует положение восточных провинций Германии, Ленин - южные аграрные районы России. Вебер и Ленин опирались на научные разработки, обширный статистико-экономический материал, земельные карты, привлекали данные местных административных органов, проводили собственные расчеты. Вебер изложил результаты своих исследований (для которых он даже сам организовал и провел анкетные опросы) в труде «Положение сельскохозяйственных рабочих в восточноэльбской Германии» и в дополняющей этот труд серии докладов; Ленин – в работах «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни» (где аналитически использовал исследование В.Е. Постникова «Южно-русское крестьянское хозяйство») и «По поводу так называемого вопроса о рынках». Оба завершили и опубликовали свои работы в 1892-1893 гг. К результатам они пришли во многом очень похожим. В связи с вызванным рядом причин обеднением земледельческого и общинного крестьянства оба отмечают процесс пролетаризации сельскохозяйственных рабочих. И Вебер, и Ленин увидели в динамике сельскохозяйственного развития четкую тенденцию «к усилению и углублению капитализма» в аграрной области, противостоять которой невозможно. Ленин рассматривает капитализм как ту линию социально-экономического развития, которая для России стала «основным фоном хозяйственной жизни». Вебер же видит здесь не только движение по пути внедрения капиталистических отношений в сельскую жизнь, «но и связанное с ним стремление сельскохозяйственных рабочих к свободе как экономическому и личностному обособлению, к отделению от патриархальной организации “любой ценой, вплоть до перехода на положение безродного пролетария”»(с.134). Любопытно, что далее у Вебера начинают фигурировать выводы о «безличном господстве класса» и «власти капитала», которые, как отмечает автор статьи, не совсем вытекают из его предшествующих размышлений, и что Ленин здесь проявляет более четкую логику аргументации, выступая как объективный аналитик, а подобная терминология Вебера неоднозначно говорит о марксистском влиянии. Как бы там ни было, вскоре, как известно, взгляды Ленина на капитализм и его дальнейшую судьбу стали значительно радикальнее.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-03-2006
Игорь Евгеньевич Москалев Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 156-157. 
Рецензируется книга: Хермекинг М. КУЛЬТУРЫ И ТЕХНИКА: ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР КАК ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРОССКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ. НА ПРИМЕРЕ АРАБСКОГО, РУССКОЯЗЫЧНОГО И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО РЕГИОНОВ. МЮНСТЕР; НЬЮ-ЙОРК; МЮНХЕН; БЕРЛИН: ВАКСМАНН, 2001. 238 с. (на нем. языке)
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-03-2006
Аркадий Ильич Пригожин Социологические исследования. 1995.  № 9. С. 74-80. 
Автор представляет результаты совместного российско-голландского исследования деловой культуры. Автор обнаруживает, что сведения, полученные в ходе сравнительного изучении двух культур, позволяют выстроить систему контрдоводов по поводу каждого из четырех признаков, дифференцирующих культуры в теории Ховштеда. Речь идет о следующих позициях: «индивидуализм-коллективизм»; «большая-малая» дистанции власти; «сильное-слабое» избегание неопределенности; «маскулинизация-феминизация».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-02-2006
Валентина Гавриловна Федотова, Ш. Кросс Общественные науки и современность. 2006.  № 2. С. 41-51. 
Вниманию читателя предлагается совместный доклад русского и американского профессоров на конференции “Православие и экономика” в Вене в марте 2005 г. Авторы поднимают вопрос о соотношении православия и экономики, однако в их статье не анализируется экономическая деятельности церкви. Их интересует, может ли церковь способствовать развитию цивилизованного капитализма в России, способствовать экономическому подъему на основе своего духовного влияния и символической поддержки адекватных форм развития.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-02-2006
Исаак Моисеевич Модель, Бэлла Савельевна Модель Социологические исследования. 1997.  № 10. С. 10-15. 
В структуре профессиональной культуры авторы выделяют две стороны: праксиологическую и ментальную. Первая характеризует способ взаимодействия субъекта с орудиями и предметом труда, а также степень его готовности к конкретному виду деятельности. На этом уровне элементами профессиональной культуры выступают профессиональные знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления. Вторая сторона представляет собой интегральную характеристику сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-02-2006
Мкртич Оганесович Мнацаканян Социологические исследования. 1998.  № 7. С. 33-43. 
Основной тезис автора: в веберовской концепции капитализма этос протестантизма – это регулятор всего жизненного уклада и поведения индивида, его образа мыслей и представлений. Происходящее на такой самобытной культурно-психологической базе усвоение утилитарных, «хозяйственных» идей (время – деньги, честность – полезна и пр.) обретает некую универсальную окраску. В этом и заключается ограниченность данной идеально-типической модели. Ибо исторический опыт учит, что успешное развитие капитализма в ряде азиатских стран происходит не путем восприятия ими норм протестантской этики, а на основе соответствующих ценностей собственной культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-01-2006
Наталья Николаевна Могутнова Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 130-136. 
Отмечается, что в отечественной литературе не сложилось четкого и однозначного определения значения понятия корпоративной культуры. Дается пояснение, что термин "корпоративный" происходит от латинского "corporatio" - объединение, сообщество. Автор, к сожалению, не уточняет, что он позднелатинский и в него входят слова: corpus – составляющая единое целое совокупность, и ratio – расчет, разум, мышление. Корпорация в исходном значении термина — это совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели. Не случайно А. Файоль рассматривал укрепление и поддержание «корпоративного духа» как базовый принцип управления предприятием. С опорой на работы профессора В.В. Щербины проводится систематизация различных направлений, сформировавшихся в изучении организационной культуры. Автор выделяет среди них две большие группы – прагматический и феноменологический подходы «в соответствии с их общим отношением к роли культуры в изменении и развитии организаций и повышении эффективности их деятельности» (с. 131). Особенность прагматического подхода – ориентация на управление корпоративной культурой (это подразумевает, что ее формирование и изменение исходит от руководителей и создателей организации). При феноменологическом подходе корпоративная культура понимается как система ценностей и представлений, задающая рамки индивидуального поведения членов организации. Отмечается, что большинство исследований в настоящее время ведется в русле прагматического направления. Автор обосновывает ту точку зрения, что корпоративная и организационная культура представляют собой самостоятельные феномены и что эти понятия не следует отождествлять. Выделены функции корпоративной культуры и предложено авторское видение ее структуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-01-2006
Наталья Николаевна Зарубина Социологические исследования. 1997.  № 4. С. 46-54. 
Господствующие в данный момент парадигмы модернизации рассматриваются в статье через их сопоставление как с веберовской традицией, так и с теоретическим наследием самого М. Вебера. Автор отмечает, что поиск незападных аналогов протестантской этики в настоящее время представляет собой не самостоятельное направление модернизации, но скорее составную часть исследования самобытных культур. Самобытные традиции, складывавшиеся на протяжении многовековой истории России, должны послужить основой и для формирования этики и культуры предпринимательства в обновляющейся российской экономике. В частности, примером подобной самобытности автор считает то, что в отличие от протестантской этики труд и предпринимательство воспринимались в русской культуре не как императив индивидуального долга, но как нравственная обязанность перед другими людьми, причем даже не перед семьей или общиной, а перед обществом в целом, перед соотечественниками.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-12-2005
Владимир Исаакович Верховин Социологические исследования. 1998.  № 6. С. 82-88. 
Структура социального поведения, включая его экономический аспект, пронизана стереотипами, содержащими многофункциональную программу, в которой как бы присутствует спонтанный ответ на внешний вызов. Автор текста справедливо видит в фольклорном пласте русской культуры смысловые формулы, определявшие традиционные хозяйственные практики крестьянства. Наиболее характерные фольклорные выражения распределены по смысловым рубрикам (собственность, товарный обмен, спрос–предложение, деньги и т.п.) с целью увязывания их с соответствующими социальными действиями.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-12-2005
Светлана Юрьевна Барсукова Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 146-152. 
В статье рассматривается содержание книги В.Радаева «Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика» (М.,1998), посвященной проблемам становления и развития российского предпринимательства, проблемам «вертикального» взаимодействия бизнесменов и властей и «горизонтальных» отношений между предпринимателями. Выделяются стержневые понятия книги – рынки, неформальная экономика и трансакционные издержки. Автор поддерживает тезис книги, согласно которому ратование за ограничение роли государства позицией «ночного сторожа» означает уход в область слишком глубоких абстракций. Особо рассматривается тема взаимоотношений криминального и предпринимательского миров, а также процессов взаимодействия предпринимателей с государственными силовыми структурами. В статье отмечаются и нюансы темы, с точки зрения автора, незаслуженно обойденные в книге, в частности тема собственной партнерской необязательности бизнесменов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-10-2005
Max Weber Социологические исследования. 1992.  № 3. С. 130-134. 
Перевод фрагмента одноименной работы. Основная мысль публикуемого отрывка – после революционных событий 1905–1907 гг. правящей в России бюрократии будет невозможно начать старую игру на старый лад. Какими бы тяжелыми ни окажутся удары реакции, страна все-таки окончательно вступила на путь специфически европейского развития: мощная инфильтрация западных идей разрушает традиционный российский патриархальный и коммунистический консерватизм, убежден Вебер.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-07-2005
Екатерина Сергеевна Элбакян, Степан Викторович Медведко Социологические исследования. 2001.  № 8. С. 103-111. 
Весной 2000 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем по заказу Фонда Ф. Эберта было проведено социологическое исследование «Россияне о судьбах России в ХХ веке и своих надеждах на ХХI век» по репрезентативной всероссийской выборке (2050 человек). Выявлено, что в России группа верующих имеет определенные хозяйственные и рыночные ориентации: (1) преобладание тенденций патернализма и консерватизма; (2) построение собственной хозяйственной деятельности на принципах самообеспечения; (3) своеобразное «половинчатое» восприятие рыночных реформ как на уровне действий, так и на уровне идей; (4) с приходом нового поколения молодых верующих нарастание предпосылок для изменения отношения этой социальной группы к рынку и экономическим реформам.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-07-2005
Юрий Николаевич Давыдов Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 185-193. 
Автор предпринимает попытку выделить специфику аналитического исследования М. Вебером «капиталистического хозяйства». Особенность социологического подхода к капитализму (в отличие от чисто экономического, марксистского) состоит в том, что ученый рассматривал его как социокультурный феномен, постижимый лишь на путях анализа смыслов, то есть мотиваций деятельности индивидуумов. Поэтому, согласно Веберу, существует не один единственный капитализм, а целый ряд его форм и типов, каждый из которых обладает своим этосом. Именно за счет этого европейский «буржуазный» капитализм существовал не столько от «притока новых денег», а от внедрения «новых идей».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-07-2005
Нина Григорьевна Шамшурина Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 181-184. 
В тексте рассматриваются основные постулаты православной концепции труда и трудовой этики. Анализ текста «Поучения» Владимира Мономаха, «Домостроя», творений отцов Церкви и др. источников показывает, что православие как исконное христианство рассматривает хозяйственную деятельность в качестве одного из основных средств, необходимых для совершенствования человеческого существования, а труд – высшего мерила богоугодности человека. Эти установки сохраняют определенную актуальность и в наши дни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-07-2005
Владимир Александрович Ядов Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 152-153. 
Рецензия на книгу: Алексеев А.Н. ДРАМАТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (эксперимент социолога-рабочего). В 2-х кн. СПб.: СПб. филиал Ин-та социологии РАН, 1997.
ресурс содержит прикрепленный файл