Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 121

Опубликовано на портале: 30-08-2004
Наталия Андреевна Макашева Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 27-36. 
Взгляды С.Булгакова рассматриваются в статье по двум взаимосвязанным позициям: практическая ориентированность политэкономии и ее нравственная обусловленность; моральное оправдание хозяйственной деятельности и богатства как ее результата с точки зрения христианства. Автор раскрывает позицию Булгакова, для которого политическая экономия представляет собой прежде всего прикладную этику, точнее – этику хозяйственной жизни, рассматривает его размышления, касающиеся нравственного оправдания богатства, критики экономизма и индивидуализма. Формулируется булгаковское положение о христианской политэкономии как политэкономии активного действия. Автор подчеркивает актуальность рассуждений мыслителя для современной ситуации в российской экономике.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-08-2004
Александр Самойлович Ахиезер Общественные науки и современность. 1994.  № 1. С. 17-27. 
Возможность проведения реформ автор рассматривает сквозь призму возможностей укоренения соответствующих ценностей, возникновения и распространения определенных инноваций и их устойчивого закрепления. С этих позиций исследуется, почему в России большие и малые реформы, как правило, оканчиваются неудачей. Выдвигается проблема ценностногообоснования реформ, выявление таких позитивных инноваций, которые носили бы для значимых групп характер позитивных ценностей и не вызывали бы обратной консервативной реакции. Исходя из этого формулируются 16 требований к реформе, ибо важная задача реформаторов – не спровоцировать контрреформу, не вызвать усиления социокультурных противоречий, столкновения ценностей, чреватого дезорганизацией общества. Ставится вопрос о мере, в которой общество социокультурно готово принять инновации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-08-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 17-30. 
В “круглом столе” приняли участие сотрудники кафедры социологии и психологии управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Обсуждался комплекс понятий, входящих в общее определение “деловая культура”. Рассматривалась история развития отечественной деловой культуры в дореволюционное время, выделялись ее ключевые характеристики, показано разрушающее влияние на российскую деловую культуру, которое было нанесено в годы советской власти. Затронута тема имиджа современного российского предпринимателя и то, что связывается у нас с понятиями “цивилизованный рынок” и “успешный предприниматель”. Отмечалось, что отсутствие у наших бизнесменов ряда необходимых этических компонентов извращает саму суть рыночных отношений. Давались критерии понятия “цивилизованный предприниматель”. Рассматривалась ситуация управленческой некомпетентности. Окончание обсуждения см. ОНС. 1993, №4.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-08-2004
Владимир Самуилович Магун Soviet Sociology. 1985.  No. 4. P. 26-38. 
Статья является переводом статьи Магун В.С. Два типа соотношения продуктивности труда и удовлетворенность работой // Социологические исследования. 1983. № 4. С.64-71. В статье отмечается, что трудовая деятельность обычно рассматривается с точки зрения социально-экономической полезности, фиксируемой в показателях продуктивности и с точки зрения индивидуальной значимости, измеряемой показателями удовлетворенности работой. Чем лучше человек работает, тем в большей степени удовлетворены его потребности. Данные исследования показали, что с ростом продуктивности у рабочего главным образом снижается удовлетворенность нормированием труда, его санитарно-гигиеническими условиями, состоянием оборудования, ритмичностью труда, т.е. теми обстоятельствами, ответственность за которые несут другие участники трудового процесса. Более продуктивные и ориентированные на заработок рабочие хотели бы повышать продуктивность ценой меньшего утомления, для чего необходимо улучшить условия труда.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-08-2004
Владимир Самуилович Магун Вопросы экономики. 1996.  № 1. С. 47-62. 
Автор рассматривает трудовые ценности и социально-нормативные представления российского населения в советский и пост советский период, отмечая, что в обществе всегда формировались цели и мотивы, которым трудовая деятельность должна следовать, ради которых она должна осуществляться. В статье использованы результаты Всемирного исследования ценностей, осуществленного в нескольких десятках стран мира в 1990-1991 гг. Почти во всех странах работа по значимости стоит на втором месте после семьи. В России, по результатам исследования, лидирует ценность высокого заработка, которая статистически значимо опережает по частоте упоминаний все остальные аспекты работы, в том числе ценности интересной работы и хороших товарищей. Труд большинством россиян рассматривается как деятельность, основная цель которой – удовлетворение потребительских нужд самого работника и его семьи. Наибольшая распространенность высокого заработка как ценности труда является общей для России и большинства других обследованных стран.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-07-2004
Владимир Исаакович Верховин Общественные науки и современность. 1997.  № 4. С. 175-184. 
Метод рациональной интерпретации значений и смыслов фольклора позволяет по-новому взглянуть на отношение русского крестьянства к природе и функции денег – наиболее абстрактному институту современной цивилизации, через который опосредуются наиболее общие, косвенные, отдаленные, не воспринимаемые чувственно последствия рыночных связей. Показано, что фольклорный пласт не только свидетельствует о рациональной основе наивного экономического мышления, присущего по преимуществу неграмотной и невежественной крестьянской среде, но и содержит достаточно четкий набор социальных технологий – ограничений и лимитов обыденного поведения людей с целью оптимальной реализации имеющихся у них наличных ресурсов и возможностей, включая финансовые.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2004
Петр Николаевич Шихирев Общественные науки и современность. 1997.  № 6. С. 16-25. 
Автор исходит из того, что в принципе не может быть “чистой” этики и “чистой” экономики. Поэтому об этике бизнеса можно говорить как об этике реальных людей, включенных в экономический процесс добывания прибыли. Рассматриваются социокультурный и социально-психологический аспекты проблемы. Отмечаются универсальность нравственных принципов, а также их особое преломление в криминальных сообществах. Сопоставляется этика протестантов Запада и русских купцов-старообрядцев, анализируется история воспитания и самовоспитания бизнеса США, роль моральных стандартов в современном западном бизнесе. В деле становления этики бизнеса автор подчеркивает необходимость финансирования соответствующих учебных курсов, а также этического воспитания сотрудников фирм. Подчеркивается, что в России сегодня неумолимо пробивает себе дорогу процесс “принудительного морального воспитания”, растет роль деловой культуры предпринимателей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2004
Александр Самойлович Ахиезер Общественные науки и современность. 1997.  № 6. С. 26-37. 
Автор рассматривает проблему способности человека не только противостоять опасностям сегодняшнего дня, но и наращивать потенциал противостояния будущим опасностям. Важнейшая из таких опасностей связана с усложнением общества, порождающем потоки инноваций, которые при неспособности людей их освоить способны дать толчок силам дезорганизации общества. Анализируются такие аспекты темы, как проблемы закрытости и открытости в обществе, нравственные идеалы как предпосылки противостояния катастрофам. Среди наиболее продуктивных нравственных идеалов нелиберальных обществ называется утилитаризм, особенно развитой утилитаризм. В России, по мнению автора, причина высокого уровня дезорганизации общества кроется в сфере развития личности, дефицита фиксированных в культуре программ адекватного поиска в изменяющихся условиях эффективных путей борьбы с ней. Эта причина проявляется и в недостаточной способности выделять, воспроизводить организованную элиту. В качестве важнейшего пути противостояния катастрофам предлагается совершенствование открытости общества. Отмечается важность развития диалога как всеобщей характеристики и содержания мышления.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2004
А.Ю. Курылев Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 137-146. 
В тексте изучается трудовая мораль россиян, в середине 1990-х гг. добровольно вернувшихся на родину после длительного пребывания в странах с развитыми капиталистическими отношениями (США, Германия, Финляндия и др.). Исследование, опирающееся на методику «фоновых практик» (набор принятых в определенной культуре способов организации совместной деятельности), показывает, что основы трудовой этики и организационных навыков, привезенных реиммигрантами, составляют активно процессуальные категории: методичность, трудолюбие, деловая и коммерческая чистота, самоконструирование. Они контрастируют со стереотипными пассивно-гедонистическими ценностями работающего населения России (интересная работа, хороший коллектив, большой отпуск), поэтому прогнозируются конфликтные ситуации между реиммигрантами и их коллегами по работе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-07-2004
Рубен Грантович Апресян Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 19-29. 
Автор рассматривает проблемы социально-этической ответственности бизнеса, характеризует деловую этику как особую область прикладных исследований. Рассматривается деятельность предпринимателей в условиях рынка и отмечается необходимость государственно-правовых регуляторов, направленных на защиту и поддержание природной и культурной среды. Исследуется специфика предпринимательства как рода деятельности с выделением таких моментов, как созидательность, независимость, взаимополезность. Вывод автора: предпринимательство – это и социальный феномен, и личностный тип, и своего рода философия, предполагающие необходимость особой этики бизнеса.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-07-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 1. С. 22-33. 
Проблемы начала реформ обсуждают сотрудники Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Е.Авраамова, И.Дискин, Е.Турунцев. Реформа рассматривается прежде всего как социокультурный процесс адаптации людей к новым условиям. Проблема видится в том, что происходит попытка воздействия экономическими методами на неэкономическую среду. В этой связи проводится различие между экономикой и хозяйственной деятельностью, рассматриваются специфические черты, свойственные советскому народному хозяйству. Дискутируется проблема пригодности для России стандартных методов реформирования, применяемых в других странах с помощью экспертов МВФ, а также о критической массе прореформаторски настроенного населения, позволяющей продолжать преобразования. Приводятся данные исследования участников обсуждения, согласно которым ценностные, социально-психологические обстоятельства воздействуют на людей гораздо больше, чем материальные. Авторы считают, что российское общество в принципе готово к реформам, но их успех будет зависеть от того, в какой мере реальная реформаторская деятельность будет учитывать социокультурный контекст. Элита должна задуматься о необходимости идеологического каркаса, способного держать всю систему ценностей в обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Общественные науки и современность. 1998.  № 6. С. 51-63. 
Участники “круглого стола” – члены независимого теоретического семинара московских ученых “Социокультурная методология анализа российского общества”, организованного в мае 1996 г. На обсуждении представлен доклад Е.Ярковой (Бишкек), посвященный проблемам зарождения либеральных ценностей и постепенному отмиранию традиционализма. Рассматриваются разные аспекты многовекового философского дискурса, касающегося этой проблематики. Автор делает вывод о ключевой роли утилитаризма, прежде всего развитого утилитаризма, в движении общества к либеральным ценностям. С этих позиций рассматриваются сущностные социокультурные основания, характерные для русских и киргизов. Многие положения доклада поддержаны участниками обсуждения, среди которых А.Ахиезер, А.Давыдов, И.Кондаков, Р.Рывкина, И.Яковенко и др. В частности, говорилось о значении утилитаризма в “расколотом” обществе, о религиозно-нравственном потенциале развития группового утилитаризма в условиях рынка, о роли “вторжения” утилитарной морали в истории России и Киргизии, о многообразии существующих вокруг нас нравственных форм и сложнейшей проблеме их соотношения между собой и др.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-06-2004
Олег Анатольевич Кармадонов Социологические исследования. 2001.  № 1. С. 66-72. 
Представлена оригинальная постановка и попытка эмпирической интерпретации такой острой проблемы социальных трансформаций России, как трансформации социального статуса групп в обществе. Автор предлагает рассмотреть эту проблему через понятия престижа и пафоса. Пафос есть своеобразная теодицея группы аутсайдера, оправдание ее реального положения в социальном континууме через объективные представления. Пафос - средство, используемое непрестижной группой для своего сохранения. Проблема локализуется в группах, утративших прежний престиж за годы радикальных перемен полностью или частично. Создание ими собственного пафоса - компенсация утраты экономической составляющей их былого престижа. Описаны результаты контент-анализа газеты Комсомольская правда за 1991, 1993, 1995, 1997 и 1999 гг. с применением транссимволического анализа (ТСА) и выделением доминирующей символической триады, а также некоторые результаты анкетных опросов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 17-06-2004
Борис Николаевич Миронов Социологические исследования. 2001.  № 10. С. 99-108. 
Статья представляет собой экскурс в историю трудовой этики России конца XIX - начала XX веков (который может оказаться весьма полезным в современных спорах о разнообразии адаптационных стратегий современного российского общества). Методологический подход основан на представлениях о двух идеальных типах трудовой этики - потребительском, традиционном, или минималистском, и современном, буржуазном, или максималистском. Приводятся данные, характеризующие трудовую этику крестьян и рабочих - соотношение праздничных и рабочие дней, отношение к труду и трудовому соглашению. Это дает автору основание сделать вывод о господстве в то время традиционной трудовой этики, или этики праздности.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-06-2004
Олег Витальевич Кобяк Социологические исследования. 2001.  № 9. С. 51-55. 
Анализируется культура хозяйствования на предприятиях машиностроительной отрасли Республики Беларусь. Статья основана на материалах исследования методом кейс-стади советских и постсоветских белорусских предприятий, представляющих соответственно два культурных типа. Фиксируется структурное сближение функциональных полей двух культурных типов, ценностно-нормативная преемственность разноуровневых систем.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-06-2004
М. Бюшер Общественные науки и современность. 1996.  № 2. С. 123-127. 
Заместитель директора Института экономической этики Университета г. Сент-Галлен (Швейцария) рассматривает подходы различных школ к проблемам соотношения этики и экономической науки. Особый акцент делается на анализе этих проблем в рамках истории становления “социального рыночного хозяйства” послевоенной ФРГ. Рассматриваются взгляды С.Булгакова на проблему, а также важность ее для формирования российской экономики. В основу статьи положен доклад автора на московской международной конференции по проблемам экономики и культуры, приуроченной к 50-летию со дня смерти С.Булгакова (1994).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-06-2004
Laurent Thévenot
Перев.: Т. Бокова, Антон Николаевич Олейник (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 1. С. 88-122. 
Если социологи традиционно объясняют поведение людей, исходя из понятия «социальной нормы», то экономисты опираются главным образом на принцип экономической «рациональности»: социальные нормы, которым следуют социальные акторы, обеспечивают существование социального порядка, рациональность акторов, руководствующихся принципом рационального выбора, обеспечивает равновесие рынка. Автор статьи пытается выйти за пределы этой традиционной методологической дилеммы, предлагая в конкретных исследованиях переходить от уровня абстрактных и общих схем на уровень практики и рассматривать при анализе той или иной ситуации социального взаимодействия повседневные навыки, которые акторы используют для оценки происходящего, развития собственных стратегий действия и разрешения проблемных ситуаций.Статья представляет собой перевод работы: Thévenot L., Rationalité ou normes sociales: une opposition dépassée?, in Gérard-Varet L.-A., Passeron J.-C. (dir.), Le modèle et l’enquête. Les usages du principe de rationalité dans les sciences sociales, Paris, ed. de l’EHESS, 1995.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 31-05-2004
У. Хетчер Общественные науки и современность. 1998.  № 4. С. 41-48. 
Интервью с известным философом-платонистом, математиком и педагогом Уильямом Хетчером. Даются характеристики разрабатываемой им “новой этики” как “этики аутентичности”, “аутентичной этики”. При этом подчеркивается неправомерность противопоставления экономических и нравственных ценностей, более того – зависимость экономики от состояния морали в обществе. Хэтчер критикует капиталистическую систему как нацеленную на максимизацию потребления (тех же принципов придерживается и социализм). С его точки зрения рост потребления сегодня стимулируется искусственно, в основе экономики будущего должна лежать мораль, прежде всего два принципа – служение и сотрудничество (противопоставляемое конкуренции), ибо функция экономической системы – освобождение личности, создание условий для ее полнейшей реализации. Подчеркивается, что успехи западной экономической модели сочетаются с массой мифов, которые также надо видеть.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-05-2004
Randall Collins American Sociological Review. 1997.  Vol. 62. No. 6. P. 843-865. 
Modern capitalism is a self-transforming dynamic that proliferates market niches, new products, and techniques. The industrial revolution could take place only in the context of preexisting agricultural capitalism; that, in turn, required a breakout from the obstacles constituted by agrarian-coercive societies. Organizational conditions necessary for self-sustaining capitalist growth included markets not only for commodities but for all factors of production (land, labor, and capital), combined under control of entrepreneurs motivated by an economic ethic of future-oriented calculation and investment. Weber was mistaken in holding that the capitalist breakthrough occurred only in Christian Europe. I propose a neo-Weberian model in which the initial breakout from agrarian-coercive obstacles took place within the enclave of religious organizations, with monasteries acting as the first entrepreneurs. The model is illustrated by the case of Buddhism in late medieval Japan. The leading sector of monastic capitalism spread into the surrounding economy through religious movements of mass proselytization which narrowed the gap between clergy and laity. Confiscation of Buddhist property at the transition to the Tokugawa period transferred the capitalist dynamic to the secular economy of an agricultural mass market, opening the way for a distinctive Japanese path through the industrial revolution.

Опубликовано на портале: 19-05-2004
Юрий Юрьевич Петрунин Общественные науки и современность. 1998.  № 3. С. 97-105. 
На экономическое поведение человека влияют этические категории (мораль, религия, деловой этикет и т.д.). Существует три концептуальных подхода к моральным проблемам бизнеса: утилитаризм, деонтическая этика и этика справедливости. Согласно утилитарной концепции морально оправданным является экономическое действие, в итоге приводящее к максимуму пользы для всех лиц, оказавшихся в сфере действия его результатов. Ключевое понятие деонтической этики (этика долга) – права человека, гарантирующие, помимо прочего, свободу деловых и коммерческих начинаний. Концепция справедливости апеллирует к социальной значимости бизнес-инициатив, которые, как минимум, не должны наносить прямой или косвенный ущерб не участвующим в них лицам. Основной вывод – моральные проблемы современной деловой жизни настолько многообразны, что решать их исходя из позиций одного направления непродуктивно.
ресурс содержит прикрепленный файл