Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 155

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Игорь Борисович Гурков, Виктор Сергеевич Тубалов Мир России. 2006.  Т. 15. № 3. С. 114-133. 
На основе результатов опроса руководителей 780 российских промышленных предприятий проведена попытка связать конкурентное позиционирование фирмы (по параметру соотношения качества и издержек), реализуемые корпоративные стратегии (диверсификация, интернационализация и др.) и ориентиры и представления руководства фирм. Полученные результаты свидетельствуют о наличии в российской промышленности доминирующего архетипа, предоставляющего шансы на развитие лишь фирмам, работающим на нижних сегментах рынка.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Наталья Евгеньевна Тихонова, Александр Юльевич Чепуренко Мир России. 2004.  Т. 13. № 1. С. 116-145. 
В статье на основе материалов проекта, выполненного при содействии МОНФ в 2002 г., анализируется предпринимательский потенциал населения России. Вводится определение предпринимательского потенциала, его различных слоев, на основе данных репрезентативного анкетного опроса взрослого населения страны сформулированы оценки примерных размеров таких подгрупп, как протопредприниматели, латентные предприниматели, стартовое предпринимательство. Рассмотрены факторы, влияющие на предпринимательский потенциал.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Андрей Александрович Яковлев, Виктория Владимировна Голикова, Н Л Капралова Мир России. 2007.  Т. 16. № 2. С. 84-106. 
Данная работа посвящена комплексной оценке феномена «челночной торговли» – значимого социально-экономического явления в постсоветской России. Возникнув на заре перестройки, за годы реформ из нелегальной формы экономической деятельности она превратилась в легальную и широко распространенную модель экономического поведения, сыграла заметную роль в удовлетворении потребности населения в товарах массового спроса, смягчила острую проблему занятости в период трансформации экономической системы. В статье на основе обширных эмпирических данных подробно анализируются тенденции развития «челночной торговли» в период после кризиса 1998 г., а также показаны возможные направления ее развития в ближайшие годы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Александр Юльевич Чепуренко Мир России. 2001.  Т. 10. № 4. С. 130-161. 
В статье на основе данных статистики и социологических опросов анализируется состояние малого предпринимательства в России, основные «болевые точки» этого сектора экономики, а также промежуточные итоги государственной поддержки малого бизнеса. Из анализируемых данных видно, что принципиальных изменений в развитии малого бизнеса не происходит – количественные параметры, стабилизировавшиеся в середине 90-х годов, практически не меняются, остается прежней отраслевая структура (с преобладанием непроизводственной сферы). Тем не менее, автор делает вывод – за десять лет российский малый бизнес стал хоть и не очень заметным, но значимым явлением в экономике (в малом предпринимательстве занято более 13, 5 млн. чел., на доходы от этого вида деятельности живут 25-27 млн. россиян). В контексте рассмотренных проблем определены принципы и механизмы, формирующие основные направления адекватной государственной политики в области малого бизнеса. Сформулированы 3 сценария возможного развития малой частной экономики в России в ближайшем будущем: оптимистический, пессимистический и реалистический. Их дифференцирует степень требуемых преобразований налогообложения малого бизнеса. Согласно сценарию, названному реалистическим, возможен вялый рост численности малых предприятий и работающих в малой экономике в 1,5 – 2 раза по сравнению с нынешним уровнем – до 1,5-2 млн. малых предприятий и 12-15 млн. постоянно занятых, доля в ВВП – до 18-20%. Автор размышляет о путях прорыва, определяя для этого принципы политики развития основанной на частном предпринимательстве рыночной экономики (по В. Ойкену). Завершает статью постановка задачи, которую автор адресует в основном малым предпринимателям - становления иного государства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Вадим Валерьевич Радаев Мир России. 1995.  Т. 4. № 1. С. 159-181. 
В работе представлен социологический взгляд на историю дореволюционного российского предпринимательства. Российское предпринимательство искони зажато между двумя мощными структурными образованиями. Первое формируется сильным государством, осуществляющим постоянное вмешательство в экономику и подчиняющего ее своим милитаристским нуждам. Ему противостоит второе социальное образование в виде совокупности традиционных общностей: патриархальной семьи, земельной общины, этнических и религиозных коммун. Всякое независимое предпринимательство выдавливается из "середины" и растягивается между двумя полюсами, на одном из которых концентрируются группы крупных предприятий монополистов, работающих на нужды государства, а на другом "почвенный" слой неорганизованных мелких производителей и торговцев, выполняющих функцию самообеспечения массовых нижних слоев населения. С определенными модификациями эта двуполюсность воспроизводится в экономике советского и постсоветского периодов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Александр Юльевич Чепуренко Мир России. 2008.  Т. 17. № 2. С. 22-40. 
В статье на материалах международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» рассматриваются некоторые количественные характеристики, позволяющие описать нынешнее состояние так называемого потенциального и раннего предпринимательства в России (2006–2007 гг.). В частности, показаны поло-возрастные, мотивационные, поселенческие особенности лиц, собирающихся или уже начавших новое дело. Кроме того, приводятся данные относительно ресурсных возможностей и ограничений для развития раннего предпринимательства в современной России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Геннадий Николаевич Константинов, Сергей Ростиславович Филонович Вопросы образования. 2007.  № 1. С. 49-62. 
В статье обсуждается концепция предпринимательского университета как института, способного справиться с проблемами современного высшего образования, обусловленными переходом к «обществу знания». Авторы дают определение предпринимательского университета и предлагают матрицу, позволяющую оценивать уровень предпринимательской активности университета и осуществлять стратегическое планирование его деятельности. Показано, какую роль предпринимательские университеты могут играть в индустриальных кластерах и какое значение для их развития имеет формирование социальных сетей выпускников.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-12-2010
А.В. Кобзев Университетское управление. 2007.  № 1. С. 5-9. 
В статье рассматриваются основные направления и формы взаимодействия университета и наукоемкого бизнеса на примере Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-12-2010
Ч. Даннрейтер Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 2.
Автор стремится объяснить исключение мелких фирм из британской экономики. Рассматривается то, как сочетание ключевых событий, новых идей и широко распространенные представления о некомпетентности бизнесменов привели в решениях по экономической политике к представлению общества почти исключительно в качестве организованного труда. В отличие от континентальной Европы, британский малый бизнес оказался анахронизмом для британского общества, пока в 1979 г. дочь торговца зеленью не стала премьер-министром. Институционализация общественного представительства по каналу организованного труда была следствием формализованных процессов, происходящих в особые периоды кризиса. По мере того как повседневное согласование мнений рутинизировало легитимность одной группы общественных интересов над другой, стали разделяться и становиться нормой воспоминания о кризисе и ролях, которые играли в нем основные стороны. Таким образом, вопреки представлениям о том, что обеспечение занятости через финансовые субсидии мелким фирмам помогло бы избежать «революционных тенденций», для послевоенного восстановления была выбрана опора на организованный труд. Ключевые фигуры в министерстве финансов, вовлеченные в послевоенную национализацию, включая С. Криппса и Дж. Кейнса, воспринимали мелкие фирмы как некомпетентные и ненадежные. По мере развития механизмов корпоративного планирования, они рутинизировали представление об обществе как об организованном труде и крупном бизнесе, когда мелкие фирмы все чаще рассматривались как инструменты ухода от налогов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-12-2010
Александр Дайксель
Перев.: Римма Павловна Шпакова (ориг.: Русский) Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 2. С. 6-10. 
В статье обсуждается роль марки как инструмента конкуренции между народами и сообществами. Автор подчеркивает важность культурных оснований марки и связывает происхождение марки с рыночным успехом продукта.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-12-2008
Ольга Рафаиловна Верховская, Мария Вадимовна Дорохина Российский журнал менеджмента. 2008.  Т. 5. № 1. С. 25-52. 
В статье рассматриваются основные результаты исследования предпринимательской активности в России на основе методики проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor — GEM), реализованного в 2006 г. Приводится сравнительный анализ уровня предпринимательской активности в странах-участницах проекта для ранних и устоявшихся предпринимателей. Дается социально-демографическая характеристика предпринимателя, описывается уровень инновационности предпринимательских фирм, оценивается влияние структурных условий предпринимательства на активность населения.

Опубликовано на портале: 02-12-2008
Антон Леонидович Дмитриев Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 4. С. 125-127. 
С 19 по 21 октября 2007 г. в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета при участии Санкт-Петербургского института истории РАН и Совета по cоциально-экономическим проблемам Санкт-Петербургского научного центра РАН прошла IV Международная конференция по истории российского предпринимательства «Российское предпринимательство в XIX — первой четверти XX в.: личности, фирмы, институциональная среда». Доклады, представленные на конференции, были посвящены самым разнообразным вопросам истории отечественного предпринимательства в XIX—начале XX в.: от истории деятельности отдельных фирм до проблем юридического регулирования бизнеса в России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-11-2008
Марина Андриановна Шабанова Общественные науки и современность. 2008.  № 6. С. 11-26. 
В статье излагаются выводы исследования автора о представлениях молодых бизнесменов о взаимоотношениях со своими деловыми партнерами и с обществом (о взаимодействии бизнеса и власти см. «ОНС» 2008, 3 5). Рассматриваются сдвиги, характерные для молодых бизнесменов 2000-х гг. во взаимодействиях «бизнес – бизнес». В частности, анализируются изменения в уровне профессионализма бизнесменов, качества конкурентной среды, доступности деловых сетей, уровня доверия и т.п. Выделяются отдельные факторы успешности фирм в 2000-х гг. Исследуются проблемы социальной активности и социальной ответственности нового поколения деловых людей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-10-2008
Марина Андриановна Шабанова Общественные науки и современность. 2008.  № 5. С. 18-35. 
Автор опирается на результаты своего исследования нового поколения предпринимателей, начавших бизнес после 1998 г., в основном молодых (84% - не старше 40 лет) и охваченных современными системами бизнес-образования. Ставится вопрос: могут ли эти образованные, амбициозные, преуспевающие акторы стать успешными проводниками цивилизованного бизнеса в России? Для этого исследуются особенности делового сознания нового поколения топ-менеджеров, динамика деловой ситуации и изменения правил игры власти с бизнесом, особенности реактивно-адаптационного поведения нового поколения топ-руководителей в правовом и неправовом поле. Делается вывод о том, что в новом прагматичном поколении бизнесменов доминируют релятивисты, нацеленные прежде всего на приспособление к требованиям власти, а не на идеалы цивилизованной деловой жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-10-2008
Андрей Александрович Яковлев Общественные науки и современность. 2008.  № 4. С. 21-37. 
Автор ставит вопрос об эффективности работы российской судебной системы и востребованности правовых институтов экономическими агентами. При его решении он опирается на данные двух специальных исследований 2000 и 2007 гг., направленных на выявление результатов усилий по реформированию российской судебной системы, а также влияния государства вообще и правоохранительных органов в частности на ведение бизнеса. Констатируется, что за прошедшие годы суды и система правоприменения в России улучшились. Однако проблемными по-прежнему остаются коррупция в системе правосудия и неоперативность в принятии решений, а также неравноправие государства и частных фирм при рассмотрении их споров в суде.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-09-2008
Ефим Борисович Галицкий Российский журнал менеджмента. 2006.  Т. 4. № 4. С. 132-134. 
Автор статьи высказывает свои наблюдения о состоянии производственных систем (ПС) на российских предприятиях. С его точки зрения, систем как таковых на отечественных предприятиях практически нет, но есть много отдельных элементов с «модными» названиями. Однако, несмотря на отсутствие широкоразвитой культуры использования современных ПС, российские предприятия, по крайней мере, знакомы со многими элементами этих систем и имеют различный практический опыт.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-06-2008
Книга представляет собой сборник ключевых современных работ (1990—2000 гг.), посвященных социологии рынков. Авторы статей — ведущие американские и европейские исследователи в области экономической социологии (M. Abolafia, P. Aspers, W. Baker, N. Biggart, P. Evans, M. Guillen, N. Fligstein, K. Knorr-Cetina, D. Slater, B. Uzzi и др.). В публикуемых работах, помимо различных объектов исследования, представлены разные методологические направления и аналитические подходы. Статьи предваряет обзор состояния социологии рынков, подготовленный научным редактором сборника В.В. Радаевым.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-03-2008
Андрей Евгеньевич Шаститко Общественные науки и современность. 2008.  № 2. С. 24-35. 
В данной статье предложена аналитическая реконструкция взаимосвязи между способом контроля территории (пространства экономической деятельности), на которой производятся экономические блага, и технологиями производства правил. Показано, что между политической конкуренцией в традиционном понимании (борьба за голоса избирателей и право разрабатывать и принимать правила, определяющие рамки экономической деятельности) и выбором технологии производства данных правил нет простой связи. В заключении предложена проекция данной аналитической реконструкции на стратегии социально-экономического развития России в части формирования институциональной среды предпринимательской деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-02-2008
Neil Fligstein
Перев.: Екатерина Борисовна Головляницина (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 2. С. 41-60. 
В данной работе я рассмотрю два основных явления в американском хозяйстве, которые обычно считаются знаковыми для развития свободных рынков: возникновение концепции деятельности фирмы в интересах ее акционеров [«shareholder value» conception of firm], а также формирование и расцвет Силиконовой долины как очага инноваций в компьютерной отрасли. Моя цель – показать, что эти явления возникли не только благодаря активности предпринимателей. Напротив, оба они укоренены в ранее существовавших социальных отношениях, и в обоих случаях правительство играло ключевую роль в создании условий для «предпринимательской деятельности».
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 30-01-2008
Светлана Юрьевна Барсукова Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 4. С. 131-138. 
Рецензия на книгу: Enterprising Women in Transition Economies / Ed. by F. Welter, D. Smallbone, N. Isakova (2006)
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию