Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 155

Опубликовано на портале: 23-01-2008
Ефим Сергеевич Фидря Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 5. С. 74-93. 
Статья посвящена анализу ценностно-нормативного комплекса в культуре малого предпринимательства. Анализ проводится на основе эмпирического исследования двух локальных рынков: компьютеров и оргтехники, а также рынка автозапчастей.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 16-11-2007
Joseph Alois Schumpeter
Москва: ЭКСМО, 2007, cерия "Антология экономической мысли", 864 с.
Книга включает два из наиболее известных произведений выдающегося экономиста первой половины XX века Йозефа Алоиза Шумпетера (1883-1950) "Теория экономического развития" и "Капитализм, социализм и демократия" и переводы двух его статей, ранее недоступных отечественному читателю. Йозеф Шумпетер вошел в историю экономической науки как глубокий исследователь теоретических проблем предпринимательства и эволюции социально-экономических систем, историк и методолог экономической теории. Его широкое эволюционноевидение социально-экономических процессов до сих пор оказывает влияние на современную экономическую мысль. Для преподавателей и студентов экономических и социологических факультетов, аспирантов и исследователей в области общественных наук, а также всех интересующихся наследием классиков экономической науки.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 16-11-2007
Борис М. Штопов
Москва: Книжный дом "Университет", 2007
Книга доктора исторических наук Б. М. Шпотова посвящена уникальному сюжету - жизни и деятельности основателя и владельца Ford Motor Company, "автомобильного короля" Америки Генри Форда. На ее страницах представлено все, что способствовало мировой популярности имени и марки "Ford": новаторские идеи и решения, талант менеджеров, передовые технологии, безупречное качество продукции, "служение бизнеса обществу" и многое др. Увлекательно описано создание массового автомобиля, организация продаж и обслуживания, управление компанией и взаимоотношения в ней, знаменитая программа "пять долларов за рабочий день", "американизация" иммигрантов, круг интересов Форда и интригующие подробности его личной жизни. Освещены положение компании в годы Великой депрессии и двух мировых воин, ее бизнес в Европе, в царской и Советской России. Раскрыты причины утраты компанией в 1930-е годы лидирующего положения в отрасли. Российский читатель впервые ознакомится с архивными материалами и фотографиями из коллекций Всемирной штаб-квартиры Ford Motor Company и музея Генри Форда в штате Мичиган. Книга предназначена для историков, экономистов, менеджеров и для всех, кого интересуют дела и судьбы творцов цивилизации XX века.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 15-09-2007
Рашид Ибрагимович Гайнутдинов Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 1. С. 61-76. 
Статья посвящена становлению системы представительства российского бизнеса. В ней рассматриваются социально-экономические и социально-политические проблемы самоорганизации бизнеса, выделяются основные тенденции, обозначаемые государством в направлении корпоративизации бизнеса для институционализации процесса взаимодействия государства, бизнеса и общества. Автор подробно останавливается на трудностях процесса корпоративизации бизнес-сообщества, в первую очередь, связанных с особенностями формирования и развития рыночных отношений в России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-05-2007
Н.Е. Вьюжанина Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 124-126. 
Статья основана на проведенном в декабре 2001 г. исследовании по изучению развития малого и среднего предпринимательства в республике Татарстан. Исследование показало, что малый и средний бизнес в республике является достаточно молодым, имеет в основном мужской "характер", предприниматели отличаются сравнительно высоким образовательным уровнем и представляют самый работоспособный возраст. Уровень жизни опрошенных выше, чем наемных работников. Анализ открытых вопросов показывает, что среди предпринимателей сильны "негативные" настроения, которые во многом обусловлены деятельностью местных органов управления. Существует значительный дефицит информации о деятельности правительства республики, что снижает эффективность его политики в сфере предпринимательства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-05-2007
Зинаида Тихоновна Голенкова, Елена Давыдовна Игитханян Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 29-37. 
В поле исследования авторов входят индивидуальные предприниматели (представители малого бизнеса). К данной категории отнесены те, кто организуют и осуществляют собственное дело единолично или в кооперации с несколькими партнерами, привлекая порой нескольких наемных работников. Отмечается, что по данным государственной статистики данная группа насчитывала в 2005 г. 894 тыс. человек. Абсолютное большинство малых предприятий сосредоточено в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспорта и бытовой технике, в транспорте и связи, в операциях с недвижимым имуществом. В качестве эмпирической базы использованы данные Росстата и материалы социологического исследования РОМИР (2005 г.). Результаты исследования ИКСИ РАН (2003-2004 гг.) привлечены к рассмотрению особенностей отношения россиян к предпринимателям и предпринимательству. Обращено внимание на специфику социального окружения и социальных связей предпринимателей, включая внутрисемейные отношения, оценивается уровень социально-политической активности данного слоя населения. Как следует из привлекаемых результатов опросов, индивидуальные предприниматели в целом богаче наемных работников, однако и они не отличаются высоким уровнем материального достатка. В этой группе высокое значение придается экономической свободе как необходимому условию улучшения благосостояния. Понятие «социальная справедливость» представители данной социальной группы понимают преимущественно как равенство всех перед законом (50%), и в меньшей степени как личную свободу (18%), сильную и справедливую власть (14%), справедливое распределение материальных благ (7%) или подлинное народовластие (3%).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-05-2007
Инна Васильевна Митрофанова Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 122-124. 
Компаративный (Германия) и ретроспективный (дореволюционная Россия) анализ показывает: малые семейные фирмы, обладающие синергетическим эффектом – один из ключевых элементов устойчивой рыночной структуры. Объясняется это, во-первых, многоэлементностью предпринимательского потенциала семьи, включающего в себя не только физический (имущество) и финансовый (денежные ресурсы), но и человеческий капитал (профессионально-образовательный и интеллектуальный уровень). Во-вторых, самозанятость активизирует трудовую деятельность и, соответственно, улучшает состояние рынка труда на местах.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-04-2007
М.В. Власов Общественные науки и современность. 2007.  № 3. С. 18-22. 
На основе эмпирического обследования ряда российских предприятий автор приходит к выводам, позволяющим наметить возможные направления снижения издержек и увеличения производства новых знаний. Организация коллективной деятельности по производству новых знаний позволит решать экономические задачи хозяйствующих субъектов, снижать производственные риски, повышать объемы производства и внедрения новых знаний в производственную деятельность предприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-04-2007
Геннадий Коржов Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 3. P. 165-177. 
Анализируются уровень социокультурной легитимации и сущность предпринимательства в украинском обществе. Основываясь на исторических фактах и данных социологических опросов, автор рассматривает основные факторы, объясняющие фиксируемый в опросах низкий уровень и амбивалентный характер легитимации предпринимательства в Украине.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-04-2007
Д.Д. Сазонова, С.Н. Сазонов Социологические исследования. 2006.  № 7. С. 61-69. 
Опираясь на данные различных источников, авторы утверждают, что для нынешнего этапа развития фермерского движения характерен синергический эффект нескольких отрицательных явлений. Это недостаточная поддержка фермерства со стороны федеральных и местных властей, отрицательный опыт разорившихся фермеров, а также крайне низкие экономические показатели действующих хозяйств.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-03-2007
Ефим Сергеевич Фидря Экономическая социология. 2004.  Т. 5. № 1. С. 61-80. 
Цель исследования – изучение социальной укорененности предпринимательского действия на основе анализа стратегии открытия своего дела. Данный вопрос исследуется на примере частной стоматологической клиники г. Магадана. Автор делает вывод о том, что на формирование предпринимательской ориентации действуют социальные факторы: социально-экономический контекст, культурные нормы, ценности, сформированные в период «допредпринимательского» биографического пути и определяющие предпринимательское действие. Открытие своего дела является адаптивной стратегией, позволяющей реализовать значимые жизненные цели, однако выбор именно такого пути также неслучаен и обусловлен личными характеристиками субъекта, сформированными у него в период первичной социализации. В основном автор концентрирует внимание на проблематике предпринимательства, однако исследование проливает свет и на то, как устроена и функционирует частная стоматологическая клиника - один из основных акторов рынка стоматологических услуг.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 14-03-2007
В сборнике, авторами которого являются участники проекта «Молодые преподаватели России междисциплинарная перспектива», представлены статьи проблемной группы «Социально-экономическая трансформация в России» Рассматриваются актуальные проблемы теории и практики переходного периода, находящиеся на стыке экономического, социологического и исторического анализа экономическая безопасность России, сетевой анализ социальных аспектов трансформационного периода, дифференциация доходов населения, проблемы отношения к труду в советский и «постперестроечный» период, поведенческие аспекты, связанные с феноменом организационной культуры предприятий, становлением финансового рынка, а также проблемы конкурентоспосбности отечественных производителей, выходящих на внешний рынок.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-03-2007
А.В. Васильев Социологические исследования. 1990.  № 5. С. 16-21. 
С целью изучения влияния акционерных отношений на изменения в общественном сознании в 1989 г. было проведено социологическое исследование на Львовском ПО «Конвейер», выборка по анонимной анкете составила 3 тыс. человек. Для сравнительного анализа были использованы сопоставимые данные анкетирования, проведенного примерно в это же время на ПО «Азовмаш», в Мариупольском и Севастопольском горисполкомах. Только 37,5% рабочих и 61,8% управленцев были полностью удовлетворены вступлением в акционерные отношения (и это при 20% годовых дивидендов). По-видимому, сказалась неуверенность в будущем акций как слишком необычного нововведения, и только Съезд народных депутатов СССР прибавил уверенности в позитивных переменах.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-02-2007
Эдуард Николаевич Фетисов Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 149-150. 
Рецензия на книгу: Н.Я. Павлюк. СВОБОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: СОЦИОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ. СПб.: Политехника, 1998. 303 с.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-02-2007
Светлана Юрьевна Барсукова Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 51-58. 
В данном исследовании был проведен сравнительный анализ дескриптивных характеристик и оценочных суждений предпринимателей, деятельность которых начиналась в разное время. Типология предпринимателей построена на основе периодизации развития бизнес-среды. В основе исследования лежит гипотеза, согласно которой время "прихода" в бизнес в значительной степени определяет характер диалога предпринимателей с представителями групп интересов во внешней среде. Категория "предприниматель" понимается как объединяющая группы руководителей-собственников и наемных топ-менеджеров.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-02-2007
Татьяна Ивановна Заславская Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 26-37. 
В статье, публикуемой в двух номерах журнала, изучается вопрос о роли и участии женщин в деловом управлении (бизнес и менеджмент). Представлены результаты социологического исследования "Новое поколение предпринимателей и менеджеров", проведенного в 2004 г. в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (его авторы - Т.И. Заславская, Э.Н. Крылатых, М.А. Шабанова). В ходе него анкетировались слушатели названной Академии по программам обучения управленцев теории и практике современного менеджмента, дающим диплом MBA - Master of Business Administration (охвачено 1016 человек или 51% генеральной совокупности). Был выявлен высокий удельный вес женщин в составе слушателей программ МВА (31%, что почти вдвое превышает долю женщин в директорском корпусе России) при том, что обучение ведется без отрыва от основной работы и помимо интеллектуальных усилий требует крупных материальных затрат (около $ 10 000 в год). Автор характеризует попутно особенности развития в России женского предпринимательства. Констатируется, что в советский период женщины занимали в основном низшие и значительно реже (по сравнению с мужчинами) средние должностные позиции в области хозяйственного управления. Женщины-директора были представлены в основном в легкой и пищевой промышленности, сфере услуг и торговле. Рассмотрены причины такой гендерной асимметрии. Сообщается, что проникновение женщин в директорский корпус несколько облегчила совершившаяся после кризиса 1998 г. легитимация российского бизнеса. Подробно рассматриваются социально-демографические характеристики контингента слушателей и слушательниц курсов МВА, их распределение по профилю базового образования, сферам занятости, должностному статусу. Дальнейшее описание и анализ результатов исследования публикуются во второй части статьи в следующем номере журнала.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-02-2007
Татьяна Ивановна Заславская Социологические исследования. 2006.  № 5. С. 3-14. 
Продолжение анализа результатов исследования «Новое поколение предпринимателей и менеджеров» (начало см. Социс. 2006. №4). Автор рассматривает общие и особенные социально-профессиональные качества мужчин и женщин, занятых в сфере управления бизнесом. В частности, поднимаются вопросы о различиях делового ресурса мужчин и женщин, о влиянии ресурсного роста на их деловой статус, о гендерных стратегиях деловой карьеры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-01-2007
Нурия Минегалиевна Карамышева Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 182-195. 
Выход из глубокого системного кризиса невозможен без осознания того, что перемены не могут ограничиваться узкоэкономической областью. Переход к стадии устойчивого экономического роста возможен лишь на базе формирования личностного потенциала производства, развития инициативы и предприимчивости, социальной мобильности работников. В этом плане теоретическое осмысление проблемы и социальной оценки ситуации в сфере трудовой деятельности работников приватизированных предприятий дает возможность для разработки механизмов социального и экономического регулирования их поведения при изменяющихся условиях производства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-12-2006
Ирина Перова, Людмила Александровна Хахулина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999.  № 2 (40). С. 40-45. 
Трудовая деятельность, связанная с получением дохода, в экономическом и социальном смысле целесообразна лишь в том случае, когда полученный доход, во-первых, обеспечивает приемлемое с точки зрения стандартов общества существование работника и членов его семьи (или, если речь идет о дополнительной работе, содействует этому обеспечению), во-вторых, стимулирует работника к эффективной деятельности. Это касается всех видов трудовой деятельности, независимо от того, является ли она работой по найму или предпринимательством.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-11-2006
Ирина Перова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 5 (49). С. 21-25. 
В данной статье предпринята попытка на основе результатов опросов, которые ВЦИОМ проводит по заказу Министерства труда и социального развития РФ в рамках мониторинга социально-трудовой сферы, рассмотреть, как повлияло улучшение финансово-экономического положения предприятий на ситуацию в сфере занятости; как оценивают руководители предприятий уровень квалификации работников; существует ли в настоящее время на предприятиях такая проблема, как организация переобучения и повышение квалификации работников.
ресурс содержит прикрепленный файл