Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 155

Опубликовано на портале: 28-11-2006
Леонид Ефимович Бляхер, Элла Львовна Панеях, Антон Евгеньевич Карпов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 3 (47). С. 25-30. 
К настоящему моменту кризис в августе 1998 г. уже стал предметом экономической, социологической, политологической и философской рефлексии. Имеющийся на сегодняшний день корпус текстов можно довольно четко разделить на два блока в зависимости от предмета анализа, причин, породивших кризис, последствий резкого скачка доллара по отношению к рублю в самых разных сферах общественного бытия. Сам кризис как предмет анализа затрагивается при этом лишь вскользь. Вместе с тем, именно в момент кризиса происходит мобилизация всех наличных социальных связей и способов действия, предпринимаются попытки выработать новые принципы и стратегии взаимодействия в экономической сфере.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-11-2006
Ирина Перова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001.  № 5 (55). С. 29-33. 
Адаптация российской экономики к рынку должна была бы привести к ликвидации избыточной занятости на предприятиях промышленности и, соответственно, сопровождаться массовыми высвобождениями и ростом безработицы. Однако этого не произошло, что объясняется рядом причин. Во-первых, на начальном этапе адаптации, когда на первый план вышли задачи формирования рыночных институтов и достижение макроэкономической и финансовой стабилизации, структурные проблемы и проблемы эффективности работы предприятий находились не в "фокусе" внимания исследователей. Предполагалось, что создание институтов рыночной экономики обеспечит оптимальные пропорции экономического развития. Другими словами, решение структурных проблем экономики, а вместе с ними и вопросов формирования эффективных механизмов распределения и перераспределения "человеческого капитала" откладывалось на будущее. Во-вторых, сдерживание массового высвобождения лишних работников на первых этапах рыночных преобразований было целесообразно из социальных соображений. К происходящим изменениям предприятия приспосабливались не столько за счет сокращения избыточной численности работников, сколько за счет гибкости оплаты труда, а также его продолжительности и интенсивности (низкий уровень заработной платы, систематические задержки с ее выплатами, высокая дифференциация заработков, административные отпуска, перевод на неполное рабочее время).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-11-2006
Людмила Александровна Хахулина, Ирина Перова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001.  № 3 (53). С. 20-24. 
Прошедший 2000 г. оказался одним из самых успешных за весь период реформирования экономики России. Экономический подъем, начавшийся в 1999 г., не только продолжился в 2000 г., но и его уровень оказался более высоким. Объем промышленного производства вырос на 9% (против 7,5% в 1999 г.).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-08-2006
Михаил Григорьевич Лапуста
Москва: Инфра-М, 2005, 667 с.
В учебнике характеризуются сущность предпринимательства, его виды, типы, свойства и функции, субъекты предпринимательской деятельности и предпринимательская среда. Излагается механизм создания собственного дела, бизнес-планирования, финансового и кадрового обеспечения, рассказывается о видах предпринимательского риска, о предпринимательской тайне и культуре предпринимательства. Большое внимание уделяется проблемам налогообложения и ответственности предпринимателей и организаций. Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, колледжей, слушателей школ бизнеса, а также всех тех, кто интересуется предпринимательским бизнесом.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 25-07-2006
Лилия Васильевна Бабаева, Леонид Ананьевич Резниченко, Ефим Яковлевич Таршис, Л.Г. Солодухина
Изд-во: Моск. обществ. науч. фонд, 1994, 103 с.
Данный сборник посвящен проблемам развития малых и средних предприятий (отношения к приватизации, организация управления производством и коллективом, отношение к труду, трудовая активность, взаимоотношения в коллективе, трудовые конфликты и др.) в зависимости от формы собственности и способа приватизации предприятия. В статьях анализируется характер формирования рыночных установок и моделей поведения различных социально-демографических групп. Рассматриваются намечающиеся тенденции в формировании социально-психологических особенностей предпринимателей сферы малого бизнеса как социального слоя.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2006
Лилия Васильевна Бабаева Социологические исследования. 1995.  № 8. С. 79-86. 
Результаты опроса директорского корпуса с целью выяснения влияния приватизации на сознание и поведение руководителя предприятия (Москва, Воронеж, Екатеринбург, Смоленск, 1992–1993 гг.) показали следующее. На вербальном уровне директорат предприятий частного сектора демонстрирует ярко выраженную прорыночную ориентацию; в госсекторе такие настроения лишь несколько меньше. Вместе с тем, представления изучаемой социальной группы об экономической ситуации противоречивы и сумбурны. На лицо стремление воспользоваться выгодами рынка и установить контроль над своим объектом, однако подлинно конкурентный подход к руководству им пока отсутствует.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2006
Екатерина Петровна Чикунова Социологические исследования. 1995.  № 8. С. 75-79. 
Полноценно функционирующая система независимого аудирования финансовых отчетов – фактор социально-экономической стабильности и гармонизации интересов не только непосредственных участников процесса, но и отношений в обществе, утверждает автор. Сравнительное изучение ожиданий общественного мнения относительно аудита у нас и за рубежом показывает, что в обоих случаях имеется «экспектационный разрыв» (несоответствие ожиданий реальным возможностям данного механизма контроля). Отличие в том, что в странах совокупного Запада этот «разрыв» восходит к переоценке роли аудита в оздоровлении предпринимательского поведения, а в России – на явной его недооценке.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2006
Елена Викторовна Адаменко, Илья Федорович Кононов Социологические исследования. 1995.  № 8. С. 68-75. 
Контент-анализ материалов печатных СМИ, посвященных развитию и становлению частного сектора (Луганск, Донецк, 1995 г.) показывает, что региональная пресса пребывает на самой начальной стадии осмысления этой тематики. Приняв в целом положительное отношение к феномену предпринимательства, газеты преподносят его через разрозненную совокупность отдельных, не всегда удачных, вынутых из общего контекста примеров. Вывод: СМИ в отношении частного сектора не могут пока выполнять ни когнитивные, ни коррекционные функции, не говоря уже о функции общественного контроля.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2006
Владимир Исаакович Верховин, Сергей Борисович Логинов Социологические исследования. 1995.  № 8. С. 62-68. 
Авторы статьи предпринимают попытку осмысления обобщенных характеристик поведения предпринимателей. Оно, по их мнению, тогда становится эффективным, когда лежащее в его основе стремление к инновациям и нацеленность на успех реализуются в рамках предпринимательской культуры, включающей в себя инструментальные и терминальные ценности, стандарты и образцы поведения, которые инициируют венчурный модус социальных действий. В тексте также описаны восемь наиболее типичных поведенческих профилей бизнесменов: инвестиционный, инвенторный, организационный, посреднический, аквизиционный, коммерческий, конъюнктурно-игровой, консалтинговый.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2006
Анна Семеновна Готлиб, Галина Сергеевна Зеленова Социологические исследования. 1995.  № 8. С. 60-62. 
Пилотное (поисковое) исследование степени сформированности маркетинговой ориентации предприятий легкой и пищевой промышленности Самары (1994 г.). Сопоставление таких показателей, как: места служб маркетинга в организационной структуре объекта, их статуса и укомплектованности профильными специалистами позволяет сделать заключение. Процесс укоренения маркетинговой стратегии на производстве, безусловно, стартовал, но ее разработка и внедрение находятся пока на довольно низком уровне, недостаточном для экономики конкурентного типа.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-07-2006
Наталья Олеговна Болдышева Социологические исследования. 2005.  № 8. С. 51-54. 
Региональная неравномерность распределения миграционных потоков, их влияние на региональные рынки труда, а также нелегальная миграция – общие проблемы России и США. В частности, эти проблемы проявляются и в сфере предпринимательской деятельности иммигрантов. Для их анализа в статье использованы данные зарубежных ученых, статистическая информация по вопросам миграции, труда и занятости в США, а также материалы собственных наблюдений автора за деятельностью двух фирм, принадлежащих индийским иммигрантам в США.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-07-2006
Вадим Валерьевич Радаев Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 149-157. 
Для анализа отношений между руководителями и подчиненными в рамках нового российского предпринимательского сектора использованы четыре концептуальные переменные: бюрократизм (в основе производственных отношений — административная иерархия), патернализм (иерархичность отношений четко выражена); фратернализм (иерархия тщательно сглаживается); партнерство (иерархия не выражена). На основе опроса руководителей (около 300 чел.) сконструированы эмпирические типы предпринимательских стратегий (они складывались из сочетаний четырех базовых ориентаций). Статистически значимая связь между выбираемыми стратегиями и социально-демографическими характеристиками предпринимателей или параметрами предприятий фактически не прослеживалась.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-05-2006
Светлана Гавриловна Климова, Л.Г. Дунаевский Социологические исследования. 1993.  № 5. С. 64-69. 
Авторы обращаются к вопросу о том, как российские коммерсанты ведут себя по отношению к партнерам и подчиненным. Свои выводы они строят на материале исследования, проведенного в нескольких коммерческих организациях Москвы. Конкретным объектом изучения выступали сотрудники фирм, занятых интеллектуальным трудом: информационным обслуживанием, производством проектов и технологий, банковским делом. В результате авторам удалось выделить комплекс социально-демографических характеристик нового предпринимателя. В этом комплексе сочетаются элементы «патриархальной» и «индустриальной» культуры в веберовском понимании этих терминов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-05-2006
С.Н. Быкова Социологические исследования. 1990.  № 11. С. 89-96. 
Автор анализирует результаты поискового исследования, проведенного в одном из районов Москвы в 1989 г. В цели исследования входило как изучение социальных аспектов трудовой деятельности специалистов в кооперативах сферы науки, так и отработка методики их изучения. Основные методы – анализ документов, включенное наблюдение, неформальное интервью с руководителем, анкетный опрос сотрудников. В статье освещаются вопросы о кадрах научных кооперативов, о режиме и оплате труда, об отношении общества к предприятиям подобного рода.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-05-2006
Полина Владиславовна Малышева Социологические исследования. 2000.  № 6. С. 133-135. 
Статья посвящена вопросу о востребованности социологических измерений и основана на изучении социологических центров Москвы. Исследование проведено в феврале 1999 г., рассматривались исследовательские фирмы, их клиенты, структура и характеристики рынка. Анализировались следующие аспекты деятельности центров: поиск аналитической, рекламной, справочной информации; определение стоимости услуг на измерения; выяснение видов и методов социологических исследований и способов представления результатов; определение лидеров и аутсайдеров данного вида бизнеса; описание внутренней структуры социологических фирм (исходя из того, что услуги, предоставляемые московскими фирмами, разделяются на 3 группы: маркетинговые, политические, медиа измерения).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-05-2006
Б.Н. Казанцев Социологические исследования. 1993.  № 11. С. 50-57. 
На материалах бывших ЦСУ СССР и РСФСР автор анализирует роль и место «теневого сектора» в области мелкорозничной спекулятивной торговли и бытового обслуживания в период 1950–1980-х годов. Показано, что если обращение населения к нелегальным продавцам было связано с дефицитом ряда товаров, то к услугам частных лиц прибегали не столько из-за нехватки бытовых учреждений в ряде регионов страны, сколько ввиду выполнения ими заказов более качественно, быстро и по ценам ниже, чем в государственных мастерских, ателье и т.п.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-05-2006
Сергей Семенович Балабанов, Геннадий Леонидович Воронин, Л. Я. Французова Социологические исследования. 1993.  № 2. С. 8-12. 
Представления о «новых» деловых людях, которые существуют в массовом сознании, авторы анализируют, опираясь на результаты исследования, проведенного в Нижегородской области в 1992 г. Объектом исследования выступали учащиеся 11 классов общеобразовательных школ и профтехучилищ, а также педагоги школ и ПТУ. Реконструированный на базе полученных данных имидж оказывается настолько приукрашенным и идеализированным, оторванным от реалий современной жизни, что это заставляет исследователей обратиться к поиску единого источника формирования образа бизнесмена среди наших граждан.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-05-2006
Владимир Давидович Шапиро, В.В. Черьяков Социологические исследования. 1993.  № 2. С. 3-8. 
В статье анализируются результаты зондажного исследования, которое было проведено в начале сентября 1992 г., когда стало известно о предстоящей широкой раздаче приватизационных чеков (ваучеров). Исследовательские процедуры делились на две относительно самостоятельные части: формализованный анкетный опрос читателей четырех московских газет и специализированный опрос по методике «фокус-групп». Заказчика интересовало исследование индивидуальных экономических стратегий москвичей. Ученых же привлекала возможность изучения способов ориентации и механизмы выработки мотивов экономического поведения в непростой социальной ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-04-2006
Г А Родионова Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 111-114. 
Ценностные ориентации, такие как самореализация, материальный успех, благополучие близких и пр. – более эффективный социальный регулятор, чем любой внешний контроль. Опрос управляющих малых приватизированных предприятий Нижнего Новгорода (1993 г.) на предмет этики бизнеса позволил выделить три примерно равные по численности группы менеджеров, отличающиеся по своим ценностным подходам: «зарождающийся бизнес», «зрелый бизнес» и «старые управленцы» (бывшие советские администраторы, принявшие участие в приватизации). К сожалению, у всех типов руководителей выявлена единая характеристика – игнорирование проблем социально-культурной среды, в которой разворачивается их предпринимательская деятельность.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-04-2006
Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 106-110. 
Интервью с президентом Фонда развития предпринимательства С.Ж. Давитая, излагающим неординарную и спорную концепцию безналогового государства. Суть ее состоит в следующем. Чтобы изменить сознание и отношения граждан со своим государством, необходимо радикальным образом поменять практику управления страной как общностью юридических лиц, полностью отменив налоги. В этой ситуации источниками существования государственного аппарата могут быть его собственная коммерческая деятельность и дефицит государственного бюджета.
ресурс содержит прикрепленный файл