Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 155

Опубликовано на портале: 28-04-2006
Эдуард Николаевич Фетисов, Игорь Георгиевич Яковлев Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 33-38. 
Исследования по программе НИР (1992–1993 гг.) позволили уточнить условия, способствующие как возрождению среди россиян духа инициативы и предпринимательства, так и максимальному раскрытию его социальных функций. Это – стабильная и последовательная государственная политика поддержки бизнеса: принятие соответствующей законодательной базы, установление разумной налоговой системы, формирование элементов рыночной инфраструктуры и т.д. Эти меры должны дополняться специальными механизмами стимулирования малого бизнеса – системой налоговых (кредитных) льгот для объектов, производящих наиболее нужные обществу товары и услуги.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-04-2006
Олег Викторович Ромашов Социологические исследования. 1996.  № 9. С. 63-69. 
В настоящей статье автор использует результаты опроса, проведенного в феврале-марте 1995 г. Международным институтом менеджмента в Лозанне и Московской международной школой бизнеса «Мирбис» среди руководителей акционированных и приватизированных предприятий. Результаты опроса не подтверждают тезиса о стабилизации экономической ситуации в России, который усиленно озвучивают чиновники. В статье обобщаются аргументы, которыми руководители предприятий подтверждают свои пессимистические прогнозы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-04-2006
Инна Константиновна Шевченко
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004, 92 с.
Пособие дает системное представление об основах организации предпринимательской деятельности. В нем освещены основные разделы предпринимательства. Последовательно рассматриваются сущность и методы предпринимательской деятельности, предпринимательская среда, типы предпринимательских структур, порядок их регистрации и лицензирования. Даются представления о предпринимательской тайне и предпринимательском риске, раскрываются методы отбора и принятия предпринимательских решений, а также этика и личные качества участников предпринимательской деятельности. Книга написана в соответствии с программой этой дисциплины по экономическим специальностям.
Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, слушателей школ бизнеса, экономистов, менеджеров и всех заинтересованных лиц.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 08-04-2006
К. Ясецкий, В. Веселовский Социологические исследования. 1996.  № 6. С. 135-138. 
Авторы считают, что говорить о предпринимателях Польши как о зрелом, сформировавшемся слое или классе пока рано. Поэтому в настоящее время уместнее говорить о нескольких классах. С точки зрения авторов, в современной Польше существуют пять групп и четыре вида ресурсов, на основании которых рождались польское рыночное хозяйство и польский капитализм. К наиболее типичным каналам рекрутизации новых капиталистов в статье отнесены: 1) прошлая номенклатура; 2) инициаторы-предприниматели; 3) прокапиталистические менеджеры; 4) носители новых идей и технологий.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-04-2006
Николай Иванович Дряхлов, Владимир Александрович Давыденко Социологические исследования. 1996.  № 6. С. 120-125. 
Авторы считают, что понятия, которыми оперирует официальная российская статистика, не подходят для описания реально существующей экономической действительности. Само по себе употребление категорий «предпринимательский доход» или «предпринимательская деятельность» не гарантируют возникновения тех реалий, для описания которых была создана концепция «классического предпринимательства», или «экономического человека». Авторы считают, что в российской экономике ключевые модели предпринимательского поведения организованы по принципу доминирования «номенклатурного» статусно-ролевого образца с вертикальной иерархией власти. Исходя из гипотезы о том, что предпринимательство в России есть модификация бывшего номенклатурного управления, авторы соответствующим образом рассматривают проблемы современной российской экономики, например, проблему криминализации бизнеса.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-02-2006
Исаак Моисеевич Модель, Бэлла Савельевна Модель Социологические исследования. 1997.  № 10. С. 10-15. 
В структуре профессиональной культуры авторы выделяют две стороны: праксиологическую и ментальную. Первая характеризует способ взаимодействия субъекта с орудиями и предметом труда, а также степень его готовности к конкретному виду деятельности. На этом уровне элементами профессиональной культуры выступают профессиональные знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления. Вторая сторона представляет собой интегральную характеристику сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-02-2006
В.В. Иванов, Юрий Юрьевич Комлев, Л.Г. Толчинский Социологические исследования. 1998.  № 11. С. 40-44. 
Текст содержит результаты конкретных социологических исследований «челночного» сектора торговли в г. Казани (1995 и 1997 гг.), которые показали следующее. «Челночество» стало способом выживания активных и трудоспособных горожан, оказавшихся не у дел в результате стагнации «нормальной» экономики. Однако при наличии некоторых положительных сторон (ориентация на рациональный тип экономического поведения, предприимчивость, инициативность и т.п.) данная форма трудоустройства в конечном счете ведет к маргинализации и депрофессионализации людей, которые вряд ли смогут впоследствии вернуться к прежней профессии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-02-2006
Алла Евгеньевна Чирикова Социологические исследования. 1998.  № 10. С. 68-76. 
В статье, на материалах глубинного интервьюирования женщин, добившихся успеха на стезе предпринимательства, анализируются переживание ими рисков и страхов, сопровождающих лидерство в бизнесе. Описаны модели поведения деловых женщин в стрессовых ситуациях: угроза рэкета, давление и произвол властей, нецивилизованная конкуренция, другие неблагоприятные факторы. Показано, что принципиальных отличий между женской и мужской стратегией выживания в экстремальных ситуациях и защиты своего дела как таковых не существует. Исследование, охватившее пять субъектов Российской Федерации и Москву, проводилось в 1997 г.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-02-2006
А.М. Макаров, Н.Ф. Павлова, А.В. Соколовский, Н.Э. Решетова Социологические исследования. 1998.  № 8. С. 135-137. 
В заметке представлено видение руководства предприятий угольной промышленности социальных изменений, произошедших после их акционирования. Один их основных выводов: никто из респондентов не указал на снижение противоречий между руководящими и рядовыми работниками АО. Это неизбежно ведет к возрастанию недоверия и подозрительности между данными группами, что крайне нежелательно в условиях конкуренции промышленных объектов в отрасли. Опросы руководителей АО поводились с 1994 по 1996 годы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-02-2006
Лилия Васильевна Бабаева Социологические исследования. 1998.  № 8. С. 134-135. 
Автор заметки, сопоставляя результаты проводившегося параллельно исследования «женских предприятий» в США и России (1994–1996 гг.), приходит к выводу о кардинальном различии проблем, которые стоят перед россиянками и американками, ведущими свое дело. Основные проблемы женщин-предпринимателей в нашей стране находится за рамками бизнеса: нестабильность финансовой системы, инфляция, коррупция властей, рэкет и мафия и т.п. Их американских визави беспокоят сугубо предпринимательские вопросы: получение прибыли, поддержание роста бизнеса, управление притоком денег, новые технологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-02-2006
Лариса Григорьевна Борисова Социологические исследования. 2001.  № 9. С. 68-76. 
Автор статьи поднимает ряд вопросов о бизнес-жизни современных подростков: что побуждает школьников заниматься бизнесом, что им дает это занятие, кто проявляет экономическую инициативу – бедные или богатые? Цель работы – анализ плюсов и минусов включения подростков в экономические отношения, изучение двойственного влияния бизнеса на их сознание и поведение – социализирующее и криминализирующее. Эмпирический материал – данные опроса 1600 выпускников средних школ Томска, Барнаула, Новосибирска. Анализируя их, автор отмечает формирование противоположных тенденций социализации молодежи в обществе с рыночной экономикой. Первая – позитивные жизненные ориентации (стремление продуктивно и честно работать, формирование социальных качеств, необходимых для освоения предлагаемых обществом правил поведения, интерес к знаниям, бескорыстное отношение к людям и делу). Вторая – стремление к наживе, потребительство, обман, использование любых средств ради достижения цели.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-01-2006
Н.В. Авдошина Социологические исследования. 2001.  № 7. С. 57-63. 
Автор считает, что основные причины отсутствия положительной динамики в малом промышленном бизнесе Самарской области следует искать в непоследовательной политике федеральной власти и несовершенном законодательстве. Вместе с тем, существует ряд вопросов, решение которых относятся к компетенции местной власти. Автор рассказывает о результатах социологического исследования, посвященного выявлению факторов местного оперативного влияния на деятельность малых предприятий. Исследование было проведено НИИ социальных технологий Самарского госуниверситета совместно с Комитетом государственной статистики и Главным управлением труда Администрации Самарской области в сентябре-декабре 2000 г.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-12-2005
Ed Clarke Work, Employment, and Society. 2000.  Vol. 14. No. 3. P. 439-458. 
The development of new private business has both economic and social significance for the post-communist transition. New business firms offer industrial dynamism and flexibility to former command economies typically dominated by gigantic monopolies, while, unlike privatised enterprises, not reproducing formerly institutionalised practices. They further presage the rise of new social groups and values with direct implications for civic, social and political renewal. The author argues that conventional economic theories of business foundation, which presume the stable institutional conditions of Western-style capitalism, are by themselves poor explanations of the development of private business in transitional conditions. The paper proposes instead a social-institutional approach, in which small firms are examined as a socially constructed process undertaken by business founders within ambiguous institutional circumstances characterised by historical legacies and simultaneous discontinuities. The empirical findings allow the exploration of the process of business founding by former nomenklatura. Their stock of inherited social capital gave them a privileged position in the contest to construct new firms and thereby access to the legitimate accumulation of economic capital, which completed their personal assimilation to the emergent form of market-economic capitalism. The paper concludes by assessing the social implications of these observations.

Опубликовано на портале: 14-12-2005
В.М. Кирюхина Социологические исследования. 1999.  № 11. С. 134-136. 
Материалом для статьи послужили данные исследования, проведенного в мае-июне 1998 г. на одном из крупных предприятий Челябинской области со смешанной формой собственности. Приводятся результаты опроса о предпочтительной форме собственности на предприятие, о характерных чертах собственника и хозяина. Отмечается, что при всем неприятии богатых к хозяину люди относятся преимущественно позитивно. В сознании большинства приватизация отражена как неудачный эксперимент. Владельцы акций предприятия – его работники не считают тем не менее себя его собственниками: мелкие акционеры не имеют фактически никаких прав по управлению своей собственностью.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-12-2005
Светлана Юрьевна Барсукова Социологические исследования. 1999.  № 9. С. 75-84. 
Практика женского предпринимательства рассматривается на материале социологического исследования, проведенного в декабре 1997 г. Центром политических технологий по заказу Center of Independent Private Enterprise (руководитель В.Радаев). Особенности бизнеса анализировались на двух уровнях: базовых различий экономических характеристик возглавляемых женщинами предприятий и поведенческих моделей и оценочных суждений женщин-предпринимателей. Анализировались следующие аспекты темы: отраслевая принадлежность и размер предприятий, возглавляемых женщинами; гендерная специфика оценки предпринимателями престижа предпринимательской деятельности; женское предпринимательство и негативная практика российского бизнеса; специфика отношений женщин-предпринимателей с партнерами.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-12-2005
Юрий Львович Качанов Социологические исследования. 1999.  № 9. С. 33-40. 
Автор дает определение понятия «социальная группа предпринимателей», подчеркивая его двойственность: оно означает, с одной стороны, форму социального действия как модель возможных практик («предпринимательство»), с другой – рефлексию действительных практик («бизнес-слой»). Объединение этих двух планов возможно, если социальные условия предпринимательского действия, взятого в обобщенной и абстрактной возможности, станут условиями подлинного действия. Потому «социальной группы предпринимателей» в подлинном смысле не существует, он – своего рода научный фантом, а отсюда – и проблемы с дефинициями этого понятия.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-12-2005
Светлана Юрьевна Барсукова Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 146-152. 
В статье рассматривается содержание книги В.Радаева «Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика» (М.,1998), посвященной проблемам становления и развития российского предпринимательства, проблемам «вертикального» взаимодействия бизнесменов и властей и «горизонтальных» отношений между предпринимателями. Выделяются стержневые понятия книги – рынки, неформальная экономика и трансакционные издержки. Автор поддерживает тезис книги, согласно которому ратование за ограничение роли государства позицией «ночного сторожа» означает уход в область слишком глубоких абстракций. Особо рассматривается тема взаимоотношений криминального и предпринимательского миров, а также процессов взаимодействия предпринимателей с государственными силовыми структурами. В статье отмечаются и нюансы темы, с точки зрения автора, незаслуженно обойденные в книге, в частности тема собственной партнерской необязательности бизнесменов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-12-2005
В.И. Савкин Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 95-98. 
Приведя общие статистические данные об отраслевой структуре российского малого предпринимательства, автор сосредоточился на анализе данных проведенных им социологических исследований в Московском регионе (1997 г.) и Ставропольском крае (1998 г.). Выделяются трудности предпринимательской деятельности в оценках самих предпринимателей. Среди них несовершенство экономической политики и слабая государственная поддержка малого бизнеса; финансово-кредитные проблемы; конкуренция на рынке; кадровые трудности; трудности реализации продукции и услуг; правовая незащищенность; несовершенство налоговой системы; рэкет. Ставятся проблемы теневой предпринимательской деятельности, вопросы «крыш» как со стороны криминальных структур, так и государственных, прежде всего силовых, служб.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-12-2005
Леонид Ефимович Душацкий Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 91-95. 
В основу статьи положены материалы исследования, посвященного изучению доминирующих мотивов деятельности предпринимателей, проведенного в 1995-1997 гг. в трех регионах России (Владивостоке, Калмыкии, Новосибирске). Рассматриваются предпочтения, связанные с безопасностью, экологией, культурой и т.д. В комплексе ценностно-мотивационных ориентаций предпринимателей богатство занимает лишь пятое место (как мотив предпринимательской деятельности – второе). Среди важнейших жизненных целей предпринимателей фигурируют достижение определенного социального статуса и престижа в обществе, мотивы собственного достоинства, успеха своего «дела». Властные амбиции как мотив деятельности оказались непопулярны. Автор делает вывод, что мотивация жизни предпринимателя осуществляется по линии дело-статус-потребление, а мотивация профессиональной деятельности по линии дело-потребление-статус, что мотивации отечественных предпринимателей соответствуют классическим образцам.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-12-2005
Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 78-90. 
Очно-заочный «круглый стол» организован по инициативе журнала на экономическом факультете Академии труда и национальных отношений весной 1998 г. в рамках проекта «Новые маргинальные группы в структуре российского общества» при поддержке Московского общественного научного фонда. В обсуждении приняли участие, в частности, А.Шулус, Ю.Попов, И.Грачев, А.Чепуренко, А.Авилова, А.Рунов, А.Возьмитель, А.Блинов, А.Чирикова, П.Половинкин и др. Материал структурирован по следующим темам: российское малое предпринимательство – основные черты и условия деятельности; кто формирует слой малого предпринимательства?; особенности положения различных групп в малом предпринимательстве; проблемы и перспективы развития малого предпринимательства. Заключают публикацию реплики о положении малого предпринимательства после финансового кризиса августа 1998 г.
ресурс содержит прикрепленный файл