Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 155

Опубликовано на портале: 25-11-2005
Жанна Михайловна Грищенко, Л.Г. Новикова, И.Н. Лапша Социологические исследования. 1992.  № 10. С. 53-61. 
Суммирование результатов эмпирического изучения социально значимых характеристик предпринимательского слоя в Республике Беларусь (1992 г.). 1) новая социальная группа в основном рекрутируется из представителей технической интеллигенции, научных работников и в меньшей степени бывших «теневиков»; 2) самое серьезное препятствие для белорусских бизнесменов – непродуманная политика государственных органов республики; 3) вопреки мнению люмпенов, материальное положение предпринимателей не столь уж замечательно («купаются в роскоши» только 4,5%); 4) в большинстве предприниматели пока аполитичны, однако в результате давления властей 57% их считают целесообразным выход своего социального слоя на политическую арену.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-11-2005
Валерий Червяков, В.А. Чередниченко, Владимир Давидович Шапиро Социологические исследования. 1992.  № 10. С. 44-52. 
Сопоставления данных опроса занятого населения и оценок экспертов (1991–1992 гг.) позволяет говорить о следующем. Несмотря на острую критичность и неприятие частью населения (около 33%) предпринимательства и предпринимателей, значительная часть рядовых граждан России (50%) видит в частном секторе силу, которая способна экономически и морально оздоровить общество, и готова принять бизнесменов такими, какие они есть, руководствуясь при этом прагматическими соображениями.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-11-2005
Г.А. Данишевская Социологические исследования. 1992.  № 9. С. 124-133. 
Бурное развитие разнообразных форм некорпоративного, единоличного бизнеса способствовало возникновению в экономике западных странах отдельного сектора – «самостоятельной работы». В статье приводится типология, социально-экономическая и демографическая характеристика самостоятельных работников в Великобритании; анализируются мотивы и стимулы, побуждающие этих людей трудиться очень эффективно и творчески. Высказывается предположение, что в перспективе сектор мелкомасштабного единоличного бизнеса в стране охватит наукоемкие области.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-11-2005
Нина Исакова, Лидия Кавуненко, Frederike Welter, David Smallbown Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 2. P. 146-155. 
В фокусе исследования – особенности женского предпринимательства в Украине в условиях переходной экономики. Авторы приходят к выводу, что женское предпринимательство играет важную роль в модернизации постсоветского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-11-2005
Сергей Осмоловский Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 2. P. 185-200. 
Статья посвящена развитию купеческих гильдий в Украине, ставшему предпосылкой превращения купечества в самостоятельный класс предпринимателей. Выделяются экономические, политико-правовые и др. факторы, определившие организационные моменты становления предпринимательства в Российской империи, а затем и судьбу его в Украине.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-10-2005
Владимир Петрович Горяинов Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 46-51. 
В тексте подводятся некоторые итоги исследования своеобразия социального менталитета современных руководителей. На основе типологии общественных ценностей и ролевого поведения (доминирование и зависимость – максимизация материальных и психологических выгод – взаимопонимание и взаимообогащение) выделяется три основные вида структуры сознания управленцев: рыночный, властный, диалоговый. В ходе исследования также выявлено несоответствие социотипа рынка как такового от идеалов руководителей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-10-2005
Сергей Васильевич Гришаев, Валентин Геннадьевич Немировский Социологические исследования. 1999.  № 5. С. 40-43. 
В статье анализируются результаты социологического исследования, проведенного в 1998 г. Красноярским краевым комитетом государственной статистики с целью изучения молодежного предпринимательства в Красноярске. Исследование проводилось по специально разработанному опроснику методом формализованного интервью. Использовалась случайная выборка. С помощью факторного анализа в среде молодых предпринимателей были определены 6 основных ценностных ориентаций.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-09-2005
Сергей Дмитриевич Морозов Социологические исследования. 1999.  № 2. С. 102-105. 
В статье подобран материал, ценный, с точки зрения автора, тем, что позволяет расширить представление об истоках низшего слоя отечественных предпринимателей, об отраслевых, этнических и локальных традициях российского бизнеса. Собственно говоря, работа состоит из перечисления поволжских промыслов, описания которых основаны на данных земской статистики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-08-2005
Николай Иванович Дряхлов, Владимир Александрович Давыденко, Ирина Николаевна Юрченко Социологические исследования. 1997.  № 11. С. 90-99. 
В статье ставится вопрос о российском предпринимательстве и бизнесе в социокультурном эстетико-этическом контексте. Отмечается, что современное конкурентоспособное предпринимательство интегрирует и аккумулирует в себя не только элементы экономической активности или деловой активности, но и элементы эстетико-этических начал – гармонии, прекрасного, экспрессии, выразительности, совершенствования форм и функций процесса и результата труда предпринимателя. Это накладывает свои особенности на процесс конкуренции, на отношение к запросам потребителя. Предпринимательское поведение определяется как понятие, обозначающее специфический социокультурный вид активности личности (фирмы), связанной с возможностью распоряжения творческой деятельностью, ресурсами, результатами труда. Предпринимательство рассматривается как творческий акт.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-08-2005
Алла Евгеньевна Чирикова Социологические исследования. 1997.  № 11. С. 78-90. 
Автор излагает замысел проведенного исследования и методы его проведения. Исследовались как мужское, так и женское предпринимательство методом глубинного интервью. Рассматриваются внутренние цели лидеров российского предпринимательства и оценка ими собственных достижений. Анализ темы подразделяется на следующие проблемы: этика служения и этика самоутверждения – быть или иметь?; этика и бизнес в оценках лидеров бизнеса; этические установки лидеров женского предпринимательства; личностная картина богатства – меняют ли деньги человека? Автор резюмирует, что этический портрет российского бизнеса противоречив и для предпринимательского сообщества ориентиром служат индивидуальные этические стратегии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-08-2005
Ренальд Хикарович Симонян Социологические исследования. 1997.  № 11. С. 54-61. 
Автор анализирует данные социологического исследования, проведенного в сентябре 1993 г. Институтом социологии РАН совместно с латвийскими социологическими службами «Видеоклис» и «Социо». Рисуется портрет современного предпринимателя Латвии (по половозрастному составу и сферам деятельности), уточняется национальный состав латвийских предпринимателей. В частности, отмечается снижение интереса в предпринимательской среде к национальной тематике и усиление – к законодательно-правовой. Рассматриваются такие аспекты жизни предпринимательского сообщества страны, как взаимоотношение бизнеса и политики, экономическое взаимодействие Латвии и России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-08-2005
Glenn R. Carroll
Ред.: Виталий Леонидович Тамбовцев
Перев.: Татьяна Николаевна Клемина (ориг.: Русский) Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 2. С. 119-138. 
В данной статье я отступаю от общепринятой практики, когда все внимание сосредотачивается на крупных организациях дженералистского типа, и показываю, что использование более широкого экологического подхода приводит к новому пониманию организаций. В качестве примера мною рассматривается газетный бизнес. Экологический подход показывает, что, несмотря на явно высокие уровни концентрации местных рынков, в этой отрасли успешно действует множество мелких специализированных организаций. Для объяснения отношений между организациями-дженералистами и специализированными организациями предложена модель разделения ресурсов (resource-partitioning model). Статистическое тестирование модели, на основе данных о 2808 американских издателях местных газет за длительный период времени, демонстрируют преимущество экологического подхода при анализе отрасли.

Опубликовано на портале: 15-08-2005
Howard Aldrich
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 2. С. 139-154. 
Организация-первопроходец сталкивается с трудностями иного порядка, нежели организация, которая лишь продолжает ранее начатую традицию и следует по пути тысячи других организаций в данной отрасли. Означает ли такое различие в условиях, что основателям и пионерам необходимы другие стратегии – отличные от тех, что подойдут имитаторам и тем, кто заимствует их опыт? В статье одного из классиков экологического подхода к анализу организаций рассматривается проблема различий между организациями, существующими на ранней и поздней стадиях существования популяции организаций. Статья представляет собой яркий пример научного исследования, выполненного в рамках подхода «организационной экологии». Создание новой организации – рискованный, но отнюдь не глупый шаг. Несмотря на сдерживающие институциональные, межпопуляционные и внутрипопуляционные условия, в которых действуют основатели-первопроходцы, им доступны стратегии, которые повышают шансы на выживание тех, кто готов рискнуть.

Опубликовано на портале: 22-07-2005
И.К. Клестов Социологические исследования. 1993.  № 9. С. 84-92. 
Автор вносит свой вклад в критику существующих моделей коллектива-собственника, однако считает, что основным недостатком российского варианта этих моделей является не коллективизм, а унаследованный от прошлого административный тип отношений на коллективных предприятиях. Сравнивая реальные и возможные модели самоуправления на предприятиях, автор выделяет три основных: управление, конфликт и партнерство. Последняя модель характеризуется как наиболее перспективная.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-07-2005
Эдуард Николаевич Фетисов, Игорь Георгиевич Яковлев Социологические исследования. 1993.  № 1. С. 24-30. 
Авторы статьи представляют "предпринимателя" как хозяйственного субъекта, функцией которого является осуществление новых комбинаций в производстве или обращении. Предприниматель организуя всевозможные союзы, лиги, ассоциации, политические объединения, становится пионером формирования гражданского общества, важным фактором социального прогресса. Основная проблема, которая ставится в статье, - какова взаимосвязь «экономического» и «социального» в предпринимательской деятельности? Авторы пытаются ответить на этот и связанные с ним вопросы с помощью теории и практики предпринимательства как особого рода социальной деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-06-2005
Mike Geppert
Перев.: К.Г. Лятс (ориг.: Русский) Социологические исследования. 1996.  № 11. С. 74-78. 
В статье рассматривается процесс перевода государственных фирм бывшей ГДР в частные по западному образцу после воссоединения германских земель. Анализируются меры, принятые Центральным агентством по приватизации (ТНА) для реализации задачи по продаже государственных компаний частным инвесторам, а также их последствия, в особенности негативные, как на макроэкономическом уровне, так и на уровне формальной и социальной структуры организаций. Рассматривается изменение политики преобразования компаний, их деконцентрации: от положенной вначале в основу «досоциальной концепции человеческой активности» к «сверхсоциальной концепции» организационного изменения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-06-2005
Д.К. Боконтаева Социологические исследования. 1998.  № 3. С. 31-35. 
Автор анализирует фермерство как форму частного предпринимательства, используя данные Национального комитета статистики Киргизии и специального опроса киргизских фермеров лета 1995 г. Выделяются фермерские хозяйства, ориентированные на товарное или натуральное производство; индивидуально-семейного или совместно-партнерского типа; различающиеся по количеству обрабатываемой и арендуемой земли, по привлечению дополнительной рабочей силы. Исследуются особенности фермерства в Киргизии, связанные со спецификой сельской социальной общности, социально-психологическими особенностями фермеров, уровнем их образования, прежними занятиями. Рассматривается мотивация деятельности современных фермеров, их проблемы, связанные с получением кредитов, реализацией продукции и т.д., а также ситуации противодействия фермерам руководителей колхозов и совхозов. Ставится проблема фермерской кооперации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-06-2005
Николай Павлович Ващекин, Светлана Ивановна Королева Социологические исследования. 2001.  № 6. С. 77-84. 
В статье представлены результаты исследования, проведенного в 1999–2000 гг. в Москве. Бедность значительной части москвичей, нехватка оборотных средств у значимой части субъектов малого предпринимательства рынка товаров и услуг помещают Россию в контекст современных глобальных тенденций. Экономическое и социальное поведение заметной части граждан определяется императивами элементарного выживания, что характерно для регионов «третьего мира». Масштабы бедности накладывают ограничения на перспективы организации форм торговли. Если половина москвичей (51%) стремится на мелкооптовые рынки, чтобы сэкономить рубль, не может идти речи о распространении экономически целесообразной крупной торговли с низкими издержками.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-01-2005
Frank Heider
Перев.: И.Е. Сум-Шик (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 70-78. 
В Германии существуют коллективные предприятия (их также называют "самоуправляемые предприятия"), совладельцами которых являются сотрудники. В 80-е годы велись жаркие споры о политической роли таких форм предпринимательства, об их экономической целесообразности. Для России, где идет активное становление предприятий разных форм собственности, данные немецких социологов могут представить известный интерес.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-01-2005
Александр Викторович Виленский Общественные науки и современность. 2005.  № 1. С. 59-68. 
Автор считает, что достижение эффективности большинства элементов современной экономики возможно лишь при наличии гражданского общества. Слабость институтов российского гражданского общества препятствует этому. В статье рассматривается становление общественных объединений предпринимателей в сфере малого бизнеса. По мнению автора, помощь им со стороны государства необходима для создания цивилизационной предпринимательской среды и основ гражданского общества. Взаимодействие государства и объединений предпринимателей – важное условие достижения качественного прорыва в государственной политике развития и поддержки малого предпринимательства.
ресурс содержит прикрепленный файл