Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 155

Опубликовано на портале: 07-12-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 26-33. 
Продолжение обсуждения темы учеными Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (начало см. ОНС 1993, №3). Участники дискуссии рассматривают проблемы соприкосновения сложившейся в России деловой культуры и деловой культуры зарубежной. Выделяются черты последней, на которых делается особый акцент в учебных заведениях Запада, часто не воспринимаемые отечественными преподавателями и руководителями производств. Выделяются линии напряжения, возникающие при взаимодействии представителей двух деловых культур. Это разные подходы к изменчивости и стабильности, к ориентации на сегодняшний день и на перспективу, принципиальные отличия в отношении к лидерству, успеху, развитию. Отмечаются психологические аспекты взаимодействия отечественных управленцев и западных менеджеров. Делается вывод о необходимости воспитания в обществе активных перспективных меньшинств, способных продвигать реформы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-12-2004
Леонид Ефимович Душацкий Социологические исследования. 1998.  № 1. С. 68-72. 
На основе социологических данных автор рассматривает субъективные и объективные условия предпринимательства, в частности, реакцию предпринимателей на неблагоприятные факторы внешней среды и особенности их морально-правового поведения. Эмпирической базой исследования, выполненного сотрудниками Института социологии РАН, явились данные опроса 315 мелких и средних предпринимателей, проведенного в 1995 г. в трех регионах страны: Владивостоке, Новосибирске и Калмыкии. В статье дана типология социальных типов российских предпринимателей, разработанная исследователями, которая позволяет дифференцировать предпринимателей на культурных (цивилизованных) и «диких» (нецивилизованных). Она строится на трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга переменных: законопослушности, профессионализме и морально-этических аспектах деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-11-2004
Татьяна Григорьевна Долгопятова Экономическая наука современной России. 1999.  № 3. С. 49-63. 
В статье рассматриваются особенности институционального развития сектора малого бизнеса (МБ) в современной российской хозяйственной жизни. Показано, что адаптация малых предприятий (МП) способствовала возникновению и упрочению ряда экономических институтов — деловых сетей и вертикально интегрированных структур. В то же время отмечается, что данные образования пока не сложились как полноценный институт представительства и защиты интересов малого предпринимательства. Деловые связи и сделки поддерживаются в основном неформальными контрактами, персонифицированными отношениями предпринимателей. Такая практика способствует разрастанию теневой экономики, что вносит негативные нотки в оценку рассматриваемого явления. В анализе использованы результаты формализованных опросов и глубоких (развернутых) интервью с предпринимателями, руководителями МП, проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства (ИСАРП) в 1992-1998 гг. при участии автора.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-09-2004
Сергей Вениаминович Жак TERRA ECONOMICUS. 2003.  Т. 1. № 1. С. 23-28. 
Построена квазилинейная двухкритериальная модель протекционизма – защиты отечественного производителя. Модель и её модификации позволяют назначать научно обоснованные величины наценки и дотации и выявляет причины возникающих противоречий в ценовой политике.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-08-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 17-30. 
В “круглом столе” приняли участие сотрудники кафедры социологии и психологии управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Обсуждался комплекс понятий, входящих в общее определение “деловая культура”. Рассматривалась история развития отечественной деловой культуры в дореволюционное время, выделялись ее ключевые характеристики, показано разрушающее влияние на российскую деловую культуру, которое было нанесено в годы советской власти. Затронута тема имиджа современного российского предпринимателя и то, что связывается у нас с понятиями “цивилизованный рынок” и “успешный предприниматель”. Отмечалось, что отсутствие у наших бизнесменов ряда необходимых этических компонентов извращает саму суть рыночных отношений. Давались критерии понятия “цивилизованный предприниматель”. Рассматривалась ситуация управленческой некомпетентности. Окончание обсуждения см. ОНС. 1993, №4.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-07-2004
Вадим Валерьевич Радаев Общественные науки и современность. 1995.  № 1. С. 33-39. 
Предпринимательство – новое для постсоветского пространства явление. С этой точки зрения интересно, что предприниматели понимают под принятием предпринимательского решения. Для выяснения этого проведен социологический опрос 277 руководителей московских негосударственных предприятий. Приводятся ответы на вопрос о содержании и типе действий, оцениваемых как удачные предпринимательские решения. Из исследования следует вывод о расширительном толковании деловыми людьми понятия предпринимательской деятельности, включающем любые хозяйственные начинания. И в данное время (т.е. в 1994 г.) оно не может быть принято в качестве критерия классификации соответствующих действий, по использованию в качестве проблематизирующего инструмента, способствующего выявлению смыслового содержания принимаемых хозяйственных решений.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-07-2004
Татьяна Ивановна Заславская Общественные науки и современность. 1995.  № 1. С. 17-32. 
На основе данных мониторинга общественного мнения ВЦИОМ автор выясняет состав, структуру и социальные особенности того общественного слоя, который является субъектом функционирования российского капитала и рынка. Дается анализ имеющихся трактовок предпринимательства, на основе которого делается вывод о целесообразности введения для российской ситуации специального термина – бизнес-слой. В этом слое выделяются: собственники – владельцы бизнеса; полупредприниматели, занимающиеся бизнесом и одновременно где-то работающие “за зарплату”; менеджеры; самозанятые. Уточняются статусные особенности бизнес-групп по роду деятельности, основному занятию, сектору занятости, должностному статусу и размеру предприятия. Приводится классификация членов бизнес-групп по доходам, где в наиболее благоприятных условиях находятся предприниматели, далее следуют менеджеры и самозанятые; в наихудшем положении – полупредприниматели.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-07-2004
Рубен Грантович Апресян Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 19-29. 
Автор рассматривает проблемы социально-этической ответственности бизнеса, характеризует деловую этику как особую область прикладных исследований. Рассматривается деятельность предпринимателей в условиях рынка и отмечается необходимость государственно-правовых регуляторов, направленных на защиту и поддержание природной и культурной среды. Исследуется специфика предпринимательства как рода деятельности с выделением таких моментов, как созидательность, независимость, взаимополезность. Вывод автора: предпринимательство – это и социальный феномен, и личностный тип, и своего рода философия, предполагающие необходимость особой этики бизнеса.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Анна Владимировна Трапкова Общественные науки и современность. 2004.  № 4. С. 36-48. 
Статья построена на материалах социологического исследования, проведенного в рамках проекта “Власть, бизнес и гражданское общество” фонда “Либеральная миссия”. Изложив методологические принципы исследования, автор переходит к сравнительному анализу доверия как в среде бизнеса, так и у населения в целом. Подчеркивается, что потребность в доверии среди предпринимателей сильнее, чем среди инертных групп населения. Подчеркивается, что бизнес воздействует на формирование новых образцов поведения в социальной среде, но и успех бизнеса во многом зависит от того, насколько население способно воспринимать новые модели. Ставится вопрос: кому население доверяет больше – бизнесу или бюрократии? Приводятся оценки деятельности того и другого в современной России. В частности, отмечается, что для чиновников проблема доверия не актуализирована. Исследуются факторы доверия в малом и среднем бизнесе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-05-2004
Olav Sorenson, Pino G. Audia American Journal of Sociology. 2000.  Vol. 106. No. 2. P. 424 462. 
Nearly all industries exhibit geographic concentration. Most theories of the location of industry explain the persistence of these production centers as the result of economic efficiency. This article argues instead that heterogeneity in entrepreneurial opportunities, rather than differential performance, maintains geographic concentration. Entrepreneurs need exposure to existing organizations in the industry to acquire tacit knowledge, obtain important social ties, and build self-confidence. Thus, the current geographic distribution of production places important constraints on entrepreneurial activity. Due to these constraints, new foundings tend to reify the existing geographic distribution of production. Empirical evidence from the shoe industry supports this thesis.

Опубликовано на портале: 24-05-2004
Richard J. Boden Journal of Socio-Economics. 1999.  Vol. 28. No. 3. P. 351-364. 
Female self-employment has risen strongly over the last few decades and has become an important labor market development. The few studies that have examined women's decision to become self-employed indicate that this decision is complex. Women are more likely than men to shoulder family-related obligations, especially child rearing, and there is evidence that this affects some women's propensity to become self-employed. Also, women have yet to achieve full economic parity with men in wage employment. How gender inequality in wage earnings may precipitate some women's selection out of wage employment and into self-employment is examined. It is found that women's lower wage returns to observed worker characteristics have a positive and significant effect on women's decision to switch from wage employment to self-employment.

Опубликовано на портале: 22-05-2004
Alejandro Portes, William J. Haller, Luis Eduardo Guarnizo American Sociological Review. 2002.  Vol. 67. No. 2. P. 278-298. 
The recent literature on immigrant transnationalism points to an alternative form of economic adaptation of foreign minorities in advanced societies that is based on the mobilization of their cross-country social networks. Case studies have noted the phenomenon's potential significance for immigrant integration into receiving countries and for the economic development in countries of origin. Despite their suggestive character, these studies consistently sample on the dependent variable (transnationalism), failing to establish the empirical existence of these activities beyond a few descriptive examples and their possible determinants. These issues are addressed using a survey designed explicitly for this purpose and conducted among selected Latin immigrant groups in the United States. Although immigrant transnationalism has received little attention in the mainstream sociological literature so far, it has the potential of altering the character of the new ethnic communities spawned by contemporary immigration. The empirical existence of transnationalism is examined on the basis of discriminant functions of migrant characteristics, and the relative probabilities of engaging in these kinds of activities is established based on hypotheses drawn from the literature. Implications for the sociology of immigration as well as for broader sociological theories of the economy are discussed. Reprinted by permission of the publisher.

Опубликовано на портале: 19-05-2004
Юрий Юрьевич Петрунин Общественные науки и современность. 1998.  № 3. С. 97-105. 
На экономическое поведение человека влияют этические категории (мораль, религия, деловой этикет и т.д.). Существует три концептуальных подхода к моральным проблемам бизнеса: утилитаризм, деонтическая этика и этика справедливости. Согласно утилитарной концепции морально оправданным является экономическое действие, в итоге приводящее к максимуму пользы для всех лиц, оказавшихся в сфере действия его результатов. Ключевое понятие деонтической этики (этика долга) – права человека, гарантирующие, помимо прочего, свободу деловых и коммерческих начинаний. Концепция справедливости апеллирует к социальной значимости бизнес-инициатив, которые, как минимум, не должны наносить прямой или косвенный ущерб не участвующим в них лицам. Основной вывод – моральные проблемы современной деловой жизни настолько многообразны, что решать их исходя из позиций одного направления непродуктивно.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-05-2004
Наталья Николаевна Зарубина Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 96-105. 
В статье обсуждается актуальная проблема соотношения этики предпринимательства и этики общества, напряженный диалог предпринимателя и общества, определяющий его нравственные ориентации. Автор ставит под сомнение идею о превосходстве этики ответственности (индивидуалистической, достижительной, релятивистской) над этикой служения (коллективистской, ценностно-ориентированной) как современного варианта этики над традиционным. Нравственные проблемы в развитых странах, как показано в статье, решаются скорее в контексте симбиоза этих нравственных ориентаций. Обосновывается первенство этики служения обществу и ответственности перед ним по сравнению с социально-безответственным поведением предпринимателя. Демонстрируются позитивные и негативные стороны предпринимательской этики в России XIX века, причем эгоцентризм мелкого предпринимателя противопоставляется идее социального служения, распространенной среди крупных предпринимателей до последней трети XIX века.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-05-2004
Проблемы прогнозирования. 2002.  № 1. С. 149-161. 
Данное интервью представляет интерес для экономсоциологов (и не только занимающихся качественными исследованиями) по нескольким причинам. Во-первых, в нем живо и на конкретных примерах описывается стратегия малого предприятия (МП) по завоеванию ниши на рынке каркасно-тентовых конструкций. Во-вторых, в интервью эксплицируются схемы взаимодействия МП с другими агентами с обоснованием объективных и субъективных факторов, предопределяющих эффективность сотрудничества с теми или иными фирмами. В-третьих, обсуждаются стратегии роста МП на ближайшую перспективу, сдерживаемые в настоящее время, например, отсутствием оборотных средств. Решение этой проблемы увязывается с необходимостью легализации черного оборота, ибо отсутствие прозрачности в финансовых потоках МП препятствует получению кредитов, а значит и расширению производства. В-четвертых, на примере взаимодействия с официальными органами и полукриминальными структурами рассматриваются институциональные ограничения в деятельности МП. В заключении интервью описывается специфика трудовых отношений внутри МП, связанная с качеством рабочей силы, оплатой, мотивацией труда и управлением.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 12-05-2004
Александр Иванович Орлов Вопросы экономики. 2001.  № 10. С. 70-79. 
Сектор малого предпринимательства в 2000-2001 гг. находится в стагнации. Число субъектов малого бизнеса в России не растет, а структура сектора с преобладанием малых предприятий в торговле и сфере услуг остается нерациональной. В статье выделяются приоритетные направления развития малого бизнеса и проблемы, решение которых с учетом объективных трудностей в развитии российской экономики позволит ускорить рост числа субъектов малого предпринимательства при одновременном совершенствовании структуры рассматриваемого сектора.

Опубликовано на портале: 28-04-2004
Наталья Николаевна Зарубина Общественные науки и современность. 2001.  № 5. С. 100-112. 
Обсуждается обоснованность ожиданий, возникших в связи с возрождением традиций предпринимательства в современной России. В решении поставленной задачи автор уходит от построения абстрагированно-одностороннего «идеального типа» в веберовском понимании влияния религии на хозяйственную этику, предпочитая раскрыть связи православного сознания и предпринимательства во всем их многообразии и противоречивости, отраженные в различных формах русской культуры ѕ философской, публицистической, художественной литературе, изобразительных искусствах, архитектуре. Православное богословие прямо не затрагивает вопросы хозяйственной жизни, она традиционно рассматривается как лежащая за пределами сферы духовности. Православная хозяйственная этика не может быть охарактеризована, как специфически сформированное учение, но как совокупность вероучений, обрядов, функциональных представлений. Например, в отличие от католиков, православные считают, что успех даруется не за рациональное и скрупулезное выполнение повседневных обязанностей, а за благочестие и духовность, которые могут не сопровождаться пунктуальностью и добросовестностью. Хозяйственная деятельность представляет собой «зону риска», где мирская суета и погоня за прибылью приводят к забвению духовных добродетелей. Хотя, в образе предпринимателя в русской культуре существуют также и мирские практические ориентации («на Бога надейся, а сам не плошай»). В итоге, соблюдение внешних норм религиозности и даже искреннее благочестие не всегда удерживают от соблазна преступить нормы обычной морали ради достижения практической выгоды. Выражением этого противоречивого процесса стала церковная благотворительность русских предпринимателей, принимавшая специфические формы откупа за нарушение церковных норм. Более того, купеческое храмосозидательство, в представлениях народа, несло в себе изначальный нравственный изъян. Анализ связи практической рациональности и православной символики показывает, что смысл храмовых изображений трудящегося человека заключается не столько в воспитании нравственного хозяина для мирской жизни, сколько в воспитании мирского хозяина для жизни духовной. Предпринимательская деятельность церкви и монастырей в русской культуре порицалось, прежде всего, как отвлекающая от духовной жизни. О возможности гармоничного соединения православной этики и успешного хозяйствования в России говорит пример недавно канонизированного предпринимателя, прп. Серафима Вырецкого.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-04-2004
Вадим Валерьевич Радаев Рубеж (альманах социальных исследований). 1995.  № 6-7. С. 165-197. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-04-2004
Н.С. Волостнов Общественные науки и современность. 2003.  № 5. С. 23-32. 
Анализируя права собственности применительно к конкретным организационно-правовым формам государственных предприятий, исходя из степени их “государственности” автор статьи приходит к выводу о необходимости не только реализовывать соответствующие интересы государства, но и обеспечивать наиболее эффективное использование государственного имущества, устранив тем самым трагедию его “общедоступности”. На сегодняшний день, подчеркивается в статье, нет соответствия между федеральным законодательством и внутренними регулирующими нормами самих предприятий, что мешает четко и однозначно специфицировать права государственной собственности.

Опубликовано на портале: 20-04-2004
Марина Вячеславовна Семина (Киблицкая) Рубеж (альманах социальных исследований). 1997.  № 10-11. С. 210-221. 
Статья основана на дневниковых записях автора, сделанных ей во время работы в одной из частных московских фирм.
ресурс содержит прикрепленный файл