Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 155

Опубликовано на портале: 01-04-2004
В сборнике, подготовленном по итогам проектов "Гендерная экономика: проблемы и перспективы" (2000 г.) и "Гендерная экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики" (2001-2002 гг.), представлены статьи ведущих российских и зарубежных специалистов по проблемам взаимосвязи гендера и экономического развития. На российском и зарубежном материале рассматриваются вопросы теории и методологии гендерного анализа экономической сферы, гендерные аспекты экономики домохозяйства, занятости и безработицы, социальной политики, миграции, глобализации экономического развития. Книга адресована специалистам по гендерной теории, экономике и социологии, студентам и аспирантам гуманитарных специальностей ВУЗов, а также широкому кругу читателей, интересующихся гендерной проблематикой.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 15-03-2004
Вадим Валерьевич Радаев Общественные науки и современность. 1999.  № 6. С. 5-19. 
В статье на основе эмпирических данных, полученных в ходе опросов предпринимателей, исследуется состояние российской предпринимательской среды, институциональных условий, в которых создаются и действуют предприятия. Выясняется, что нужно относить к трансакционным издержкам, которые подразделяются на легальные платежи и нелегальные выплаты. Рассматриваются издержки, связанные с выходом на рынок, с открытием предприятия. Даются типология издержек по оплате бюрократических услуг, группировка предприятий по числу ежемесячных административных проверок. Особо рассматривается тема коррупции чиновников, бюрократических вымогательств, государственного патронажа и связанных с этим издержек. Выделяются издержки, связанные с поощрением деловых партнеров, с безопасностью бизнеса и рекламированием своей деятельности. Специально выделяются издержки, связанные с такими услугами инфраструктуры, как помощь в уходе от уплаты налогов, “черная растаможка”, взаимозачеты и бартерные обмены, аудиторское и юридическое сопровождение хозяйственной деятельности. Делается вывод о значительности трансакционных издержек в России и их тенденции к росту, а также о том, что не все издержки подвержены прямой калькуляции. Кроме того, масштаб и структура издержек сильно варьируются в зависимости от сферы деятельности и избранной предпринимателем деловой стратегии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-02-2004
Валентина Владимировна Фурсова Рубеж (альманах социальных исследований). 1996.  № 8-9. С. 22-48. 
Статья основана на материалах эмпирических исследований, проводившихся в течение ряда лет, и представляет собой попытку всестороннего анализа различных каналов формирования социальной группы предпринимателей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-02-2004
Сергей Васильевич Рязанцев Общественные науки и современность. 2000.  № 5. С. 73-86. 
На материалах социологических опросов, проведенных в Ставропольском крае в 1990-е гг., автор статьи на примере армянской диаспоры рассматривает феномен этнического предпринимательства в контексте массовых миграций. Показано, что оно – одна из форм концентрации внутренних ресурсов и социального капитала этнической группы, попавшей в новое социально-культурное окружение. Выделены и проанализированы стадии экономической адаптации мигрантских общин: маргинализация, мобилизация предпринимательской активности, стабилизация (освоение этнической ниши). Делается вывод о том, что главной причиной конфликтов, связанных с бизнесом этнических меньшинств, выступает неготовность принимающего населения воспринять изменения конфигурации социального пространства региона, возникающие в результате экономической деятельности приезжих.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-02-2004
Александр Юльевич Чепуренко, Татьяна Борисовна Обыденнова Общественные науки и современность. 2000.  № 4. С. 41-50. 
Авторы попытались проанализировать положение дел в малых предприятиях России. Особая задача заключалась в том, чтобы выяснить, каковы возможности и пределы занятости в малом бизнесе у женщин — представительниц социально уязвимых групп населения: молодых работниц (до 18 лет); женщин-инвалидов; работниц предпенсионного возраста; одиноких и многодетных матерей и несовершеннолетних детей и детей инвалидов. В целом картина социально-трудовых отношений в российском малом бизнесе и положение женщин в этой сфере экономики рисуются отнюдь не в розовом свете — пришли к выводу исследовательницы. И государству необходимо помочь работникам научиться самим защищать свои права и интересы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-12-2003
Елена Анатольевна Степочкина
Учебный курс “Модели развития организации” предполагает ознакомление студентов с основными подходами в организационной теории и социологии организаций, механизмами функционирования организаций, особенностями их структурирования. Задачи курса: описание и объяснение социального порядка, повседневного действия и их изменений на уровне предприятия с точки зрения трех научных дисциплин -экономической теории; экономической социологии и менеджмента, представленных как их классическими основами, так и, современными отечественными и зарубежными течениями.
Актуальность курса обусловлена задачей совмещения в образовательной подготовке специалиста-социолога фундаментальных и прикладных знаний, обеспечивающих выработку профессиональной установки инновативного типа, совмещающей узкоспециализированные техники с необходимой глубиной социального анализа, «схватывающего» динамичность социальных ситуаций. Социология организаций является специальной социологической дисциплиной, обобщающей эмпирические закономерности функционирования различных типов социальных организаций, а также одной из важных составляющих базовой междисциплинарной комплексной управленческой теории, именуемой «теорией организации».
Курс рассчитан на 98 аудиторных часов (36 часа лекций, 34 - практических занятий, 28 - самостоятельной работы). Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-11-2003
Наталья Николаевна Зарубина Общественные науки и современность. 2003.  № 1. С. 101-115. 
Положение о том, что купец и заводчик как субъекты социальных и нравственных отношений низко оценивались современной им интеллигенцией, стало почти общим местом в современной отечественной историко-филологической и социальной мысли. Автор статьи полагает, что для серьезного толкования этого вопроса недостаточно просто суммы примеров, взятых из художественных произведений. Необходим основательный анализ тенденций развития русского общества и его духовной жизни. С этой целью, предпринимается попытка, во-первых, проследить как формировалось отношение к предпринимательству, выявить, насколько та или иная оценка была обусловлена идейной и общественной позицией писателя; во-вторых, определить реальную степень негативного (или позитивного) отношения творческой интеллигенции к предпринимателям, их профессиональной деятельности и моральному долгу.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-10-2003
Вадим Валерьевич Радаев Социологический журнал. 1998.  № 3/4. С. 57-85. 
В статье рассматриваются микроуровневые хозяйственные связи и, в частности, процесс трансформации рынков с позиций предпринимателя (менеджера) и возглавляемой им фирмы. Показывается, как для российского предпринимателя складывается сегодня структура повседневных отношений с другими хозяйственными агентами (партнерами и клиентами), представителями органов государственной власти, разного рода силовых структур. База данных сформирована в ходе двух опросов, проведенных при участии автора Центром политических технологий (руководитель И. М. Бунин) по заказу Центра международного частного предпринимательства США (CIPE).
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 17-09-2003
Martin Ruef, Howard E. Aldrich, Nancy M. Carter American Sociological Review. 2003.  Vol. 68. No. 2. P. 195-222. 
The mechanisms governing the composition of formal social groups (e.g., task groups, organizational founding teams) remain poorly understood, owing to (1) a lack of representative sampling from groups found in the general population, (2) a "success" bias among researchers that leads them to consider only those groups that actually emerge and survive, and (3) a restrictive focus on some theorized mechanisms of group composition (e.g., homophily) to the exclusion of others. These shortcomings are addressed by analyzing a unique, representative data set of organizational founding teams sampled from the U.S. population. Rather than simply considering the properties of those founding teams that are empirically observed, a novel quantitative methodology generates the distribution of all possible teams, based on combinations of individual and relational characteristics. This methodology permits the exploration of five mechanisms of group composition-those based on homophily, functionality, status expectations, network constraint, and ecological constraint. Findings suggest that homophily and network constraints based on strong ties have the most pronounced effect on group composition. Social isolation (i.e., exclusion from a group) is more likely to occur as a result of ecological constraints on the availability of similar alters in a locality than as a result of status varying membership choices.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 10-09-2003
Д.Б. Кувалин, А.В. Демочкина, А.К. Моисеева Проблемы прогнозирования. 2002.  № 5. С. 129-144. 
В статье анализируются и комментируются результаты очередного опроса предприятий реального сектора, проведенного лабораторией анализа и прогнозирования микроэкономических процессов ИНП РАН, который был посвящен характеристике состояния производственных ресурсов: тенденциям в обновлении производственного аппарата и повышения квалификации рабочей силы.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 08-08-2003
Nicole Woolsey Biggart
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 5. С. 49-58. 
В данной работе делается попытку опровергнуть неоклассическую посылку о том, что все рынки должны быть похожими друг на друга, а отличия между ними свидетельствуют об их несовершенстве. Вместо того, чтобы говорить о "модели" рынка, принятой в экономической теории, предлагается альтернативный взгляд на рынки и рыночное действие, основывающийся на четырех исходных посылках. Автор утверждает, что эта точка зрения подтверждается результатами наблюдений, а выстроенная на ее основе политика оказывается более верной.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 06-08-2003
David Stark
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 2. С. 115-132. 
В работе рассматриваются организационные стратегии восточноевропейских фирм, возникающие как реакция на необычайную неопределенность системной трансформации - следствие политических переворотов 1989 г. В первом разделе этой работы автор утверждает, что излишнее внимание к краткосрочной адаптации может помешать способности к адаптации в долгосрочной перспективе. Обосновывая данный тезис, он предлагает концепцию «замыкания» [lock-in]: так обозначается процесс, в ходе которого прежние успехи могут проложить путь последующим вложениям новых ресурсов в то же самое направление деятельности, и в конечном итоге развитие остановится, не достигнув оптимальной точки. Но должны ли организации и социальные системы мириться с подобной участью? Существуют ли организационные формы, лучше приспособленные к тому, чтобы извлекать уроки из внешней среды? Таким организациям понадобятся практики, распознающие (узнающие вновь) новые ресурсы в продолжающемся процессе реструктуризации организационных активов. Эти проблемы едва ли являются уникальной особенностью постсоциалистических трансформаций. И в следующем разделе данной работы показывается, что термин «трансформирующиеся экономики» применим к обществам Северной Америки и Западной Европы в не меньшей мере, чем к обществам Восточной Европы и бывшего Советского Союза. В обоих типах экономик предприятия ныне сталкиваются с чрезвычайной неопределенностью, вызванной в западных экономиках, - стремительностью технологических изменений или крайним непостоянством рынков, в восточных – политической и институциональной неопределенностью. Реакцией на эту неопределенность служит возникающая самоорганизующаяся форма, которую автор называет гетерархией [heterarchy]. Анализируя ее особенности, он отмечает процессы горизонтальной или распределенной власти и рассматривает то, как организации могут с выгодой для себя использовать наблюдаемое нами соперничество конкурирующих систем верований. Дав краткую характеристику формам гетерархии, автор переходит к специфическим проблемам, с которыми сталкиваются постсоциалистические экономики в условиях новой для них неопределенности, касающейся ситуации в сфере международной торговли, а также одновременного расширения прав собственности и гражданских прав. В следующем разделе подробно описываются рекомбинантные практики [recombinant practices], используемые постсоциалистическими предприятиями, а также порождаемые ими сетевые свойства (при этом автор уделяет особенное внимание Венгрии и Чешской Республике, ссылаясь также на опыт некоторых других постсоциалистических стран). Работа завершается дискуссией по проблемам принципов оценки, сопровождающей неодолимое стремление к организационной гибкости.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 06-08-2003
Элла Львовна Панеях Экономическая социология. 2002.  Т. 2. № 4. С. 56-68. 
Cтатья представляет собой попытку применить институциональную теорию Д. Норта к описанию практик, сложившихся в российской экономике вокруг соблюдения экономического законодательства субъектами рынка. В центре внимания находится проблема следования формальному правилу и сопряженные с этим трансакционные издержки. В качестве эмпирического материала здесь и далее используются интервью с 60 мелкими предпринимателями и самозанятыми в Хабаровске, Новосибирске и Петербурге, в том числе, работающими исключительно в сфере неформальной экономики (1999-2001 гг.), а также материалы 100 интервью у предпринимателей, самозанятых и бухгалтеров в Москве, Петербурге, Хабаровске, Новосибирске в 2000- 2001 гг.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 05-08-2003
Ольга Петровна Фадеева Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 2. С. 73-87. 
Автор обращается к исследованию вопросов укорененности новых хозяйствующих субъектов на селе, оценке их места в социальном ландшафте и проблеме выстраивания отношений предпринимателей с местным населением, властными органами, крупными коллективными хозяйствами, другими деловыми партнерами и конкурентами. Предпринимается попытка проанализировать, в какой мере село со сложившимися общинно-колхозными традициями и стереотипами, относительно бедным населением и менее подготовленной, чем в городе, рыночной инфраструктурой благоприятствовало появлению новых эффективных собственников; какие ограничения эта инфраструктура накладывала на их развитие - и в какой мере, в итоге, она повлияла на специфику современного сельского предпринимательства. Эмпирической базой исследования послужили данные социологического опроса сельских предпринимателей Новосибирской области, проведенного сотрудниками отдела социальных проблем Института экономики и ОПП СО РАН в 2000-2001 г.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 05-08-2003
Александр Юльевич Чепуренко, Александр Викторович Виленский Проблемы прогнозирования. 2002.  № 2. С. 122-134. 
Представляются результаты обследования свыше 1100 малых предприятий (МП), проведенного Центром социального прогнозирования в октябре 2000 г. по заказу Правительства Москвы и Московского фонда поддержки малого предпринимательства. Анализируются и ранжируются ключевые проблемы и потребности МП. Так, к очевидным трудностям МП по мере убывания значимости следует отнести: высокие налоги, ограниченность сбыта, высокая плата за аренду помещений и нехватка оборотных средств. Соответственно, основными потребностями МП в настоящее время являются: общее снижение налоговых ставок, упрощение налогообложения, налоговые льготы, защита прав собственности и улучшение работы суда. Относительно легализации работы МП около трети опрошенных руководителей МП полагали, что выход из тени в нынешних условиях невозможен. Такая позиция в большей степени характерна для руководителей предприятий с имуществом в 500-1000 долл., имеющих низкий образовательный уровень. Авторы склоняются к выводу, что скорая легализация МП в условиях сильной укорененности теневых схем хозяйственной активности в настоящее время вряд ли возможна, дают ряд рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать этому процессу.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 01-08-2003
Татьяна Борисовна Обыденнова, Наталья Евгеньевна Тихонова, Татьяна Александровна Алимова
Руководитель: Александр Юльевич Чепуренко Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 2, 3. С. 26-51; 12-38. 
В работе обобщаются результаты исследования, выполненного группой авторов из Российского независимого института социальных и национальных проблем в 2002 г. Исследование проводилось в нескольких регионах России. Анализируется отношение населения к малому предпринимательству. Выделяются протопредпринимательские слои (категории населения, наиболее склонные к занятию малым предпринимательством), описываются их социально-демографические характеристики. Рассматривается роль структур поддержки малого бизнеса и социальных сетей в развитии малого предпринимательства. Конструируются мотивационные модели протопредпринимателей. В заключительной части работы анализируются факторы перехода протопредпринимателей к реальной предпринимательской деятельности. Рассматриваются мотивационные особенности, формы участия и источники капитала начинающих предпринимателей, а также - на основе мнения а) действующих и бывших предпринимателей, б) экспертов - трудности на пути стартующих малых и семейных предприятий. Исследуется роль сервисных организаций в поддержке стартового предпринимательства.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 28-07-2003
Вера Игнатьевна Бочкарева Журнал социологии и социальной антропологии. 2001.  Т. 4. № 4. С. 150-170. 
Статья посвящена истории исследований частного предпринимательства в России до 1917 г. Автор исследует развитие различных форм предпринимательства на основе данных, собранных в 1903 г.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-07-2003
Светлана Юрьевна Барсукова Социологические исследования. 2002.  № 4. С. 3-12. 
Обсуждаются взаимосвязи, характеризующие неформальную экономику в контексте солидаристских отношений.Анализируются условия возникновения групповой солидарности: убежденность в себеподобии тех, кто объединен понятием мы. Понятно, что термины солидарность и идентичность не тождественны. Идентичность - это процесс выделения себя из среды других, но необязательно участников конфликтных отношений. Солидарность же базируется на дуализме мы и они, рассматриваемых во взаимном конфликте. Групповая солидарность имеет место тогда, когда 1) жизненные обстоятельства, присущие группе, осознаются как неблагоприятные; 2) характер несчастий объявляется универсальным для нее; 3) находятся виновные в создавшемся тягостном положении; 4) ситуация облекается определенной риторикой, приобретая устойчивую дискурсную форму. Солидарность - это особый тип социального взаимодействия, при котором моральное долженствование переводит ресурс идентичности в плоскость реальной деятельности. В этом смысле солидарность противостоит сотрудничеству, как калькулируемому балансу противоречивых интересов. Солидарность здесь выступает способом объяснения неудовлетворенности свои интересов через реализованность интересов социальных контрсубъектов. Солидарность правомерно обсуждать как: феномен сознания; источник социального действия; индикатор субъектности группы. Далее автор (выделив мифологическое и реальное в практиках солидаризации) анализирует факторы, обусловливающие мигрантскую солидарность, такие, как принижение и угнетение, культурно-лингвистические различия, возможность возвращения домой, национальные и культурные традиции. Собранные данные позволяют раскрыть причины, тормозящие проявление солидарности в российской мигрантской среде, среди которых следует отметить невостребованность компактного проживания мигрантов, их нежелание придавать огласке факт принадлежности к маргинальному слою и др. Что касается предпринимателей, то все прогнозы относительно скорой объективации агентского потенциала данной группы не сбываются. Это связано с аморфностью их политических пристрастий и ничтожностью членства в предпринимательских союзах. Выход из сложившегося тупика видится российскими бизнесменами в симбиозе властных и предпринимательских структур, в неформальных связях их представителей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-07-2003
Alejandro Portes, Min Zhou American Sociological Review. 1996.  Vol. 61. No. 2. P. 219-230. 

Опубликовано на портале: 22-07-2003
Jimy M. Sanders, Victor Nee American Sociological Review. 1996.  Vol. 61. No. 2. P. 231-249.