Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 89

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 27-06-2016
Тамара Булатовна Кусимова, Майя Андреевна Шмидт Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 2. С. 120-133. 
Статья посвящена феномену «коммерциализации ностальгии», под которым подразумевается использование символов, знаков и атрибутики, относящихся к периоду существования Советского Союза при продвижении продуктов на современном рынке. То, что было отмечено российскими исследователями, и может броситься в глаза любому наблюдателю – это особая популярность советской стилистики в гастрономической среде. Продуктовый дефицит соседствовал с такой важной практикой, как стандартизация производства и качества благодаря нормам ГОСТ. Существование последних – одна из лакмусовых бумажек для производителей, норовящих поставить вожделенный знак качества на упаковку своих товаров. Вопрос, на который отвечают авторы: почему потребители склонны возвращаться к подобной «архаике», делая стратегию адаптации и заимствования из прошлого столь привлекательной для производителей? Процесс потребления социален и не может быть сведен к индивидуальным актам выбора и (или) покупки, так как индивидуальный выбор в пользу того или иного продукта поставлен в институциональный контекст. Привычка, возникшая в результате совокупности институциональных факторов, превращается в то, что можно назвать «behavioral lock-in» («замыканием» в потребительском поведении). Производители вынуждены подстраиваться под желание потребителей – особенно это касается «новых игроков» на уже устоявшемся рынке. Междисциплинарность современных социальных наук позволила исследователям операционализировать спекулятивные понятия «ностальгии», «прошлого» и «памяти». Гастрономия, транслирующая самые базовые культурные установки – это одно из «мест памяти», ставшее объектом ностальгии в современных российских реалиях. Осмысляя этот феномен современной российской культуры, а также обращаясь к результатам эмпирических исследований в области ностальгического потребления, авторы резюмируют - тему ностальгического потребления не стоит сводить к простому изучению «смыслов» и «практик», так как эти локальные явления являются симптомами более крупных социально-политических процессов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Иванович Ильин Мир России. 2005.  Т. 14. № 2. С. 3-40. 
Данная статья является частью исследования повседневных практик и жизненных стратегий россиян в условиях формирующегося общества потребления. В центре статьи вопрос: в какой мере категория «общество потребления», сконструированная применительно к развитым странам Запада, применима как аналитический инструмент для анализа социокультурных процессов в современной России. Вначале рассматривается теоретическая модель общества потребления. Затем на материалах отечественной истории постсоветского периода показывается возникновение этого феномена в России. В отличие от высокоразвитых стран мира общество потребления формируется в нашей стране в виде оазисов в кризисном социальном пространстве. Лишь меньшинство населения имеет возможность жить в них. Большинство же находится в виртуальном обществе потребления, которое можно наблюдать с помощью телевидения, разнообразной рекламы, в магазинах и на улицах, к которому можно стремиться, но в которое нет шансов войти.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Юлия Павловна Лежнина Мир России. 2006.  Т. 15. № 1. С. 101-126. 
В данной статье приводится анализ потребительского поведения состоятельных россиян. Рассмотрены их поведенческие практики в сфере приобретения жилья, товаров длительного пользования, использования платных услуг. Описана внутренняя дифференциация этих слоев российского общества как в рамках вертикальной стратификации по уровню жизни, так и в контексте некоторых горизонтальных стратификационных моделей, связанных с особенностями их стилей жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-12-2010
Борис Николаевич Миронов
Москва: Новый Хронограф, 2010, 911 с.
Первое в мировой историографии фундаментальное исследование по исторической антропометрии России за 1700—1917 гг. Мобилизовав огромный материал — 306 тыс. индивидуальных и около 10 млн. суммарных данных о росте, весе и других антропометрических показателях мужского и женского населения из девяти архивов РФ, — автор впервые показывает, как изменялся биологический статус россиян за 217 лет. Полученная картина проверяется на данных о сельскохозяйственном производстве, налогах и повинностях, ценах и зарплате, питании и демографии и делается вывод о динамике уровня жизни за весь период империи.
Экономическая, социальная и политическая интерпретация полученных результатов дает возможность пересмотреть господствующие представления о жизненном уровне, внутренней политике, эффективности российских реформ и происхождении российских революций начала ХХ в. и создать позитивный образ имперской России как страны, успешно развивавшейся.
Использованная литература включает более 1400 названий отечественных и зарубежных исследований.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-12-2010
О.О. Гопкало Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
В научном сообщении раскрывается содержание и основные противоречия концепции потребительской революции, ее взаимосвязь с теорией общества потребления, необходимость разграничения и самостоятельного анализа этих явлений. Анализируются интеллектуальные, социальные и экономические предпосылки потребительской революции, систематизируются представления о сущности изменений, описываемых этим понятием. Рассматривается связь потребительской революции и промышленного развития в рамках анализируемой концепции.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-10-2010
Ольга Геннадьевна Ечевская
Научный руководитель: Татьяна Юрьевна Богомолова
Оппоненты: Анастасия Юрьевна Алексеева, Владимир Иванович Ильин
Организация: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (ИЭиОПП СО РАН)
Новосибирск, 2010

Объектом диссертационного исследования являются различия в потреблении городского населения России.

Предмет исследования – характер различий в потреблении городского населения, обусловленных социально-экономическим статусом и материалистичностью.

Цель исследования – дат
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-08-2010
Николас Коро, главный куратор исследовательского центра бренд-менеджмента и бренд-технологий (RCB&B) группы компаний «Реланд»: «Бренд-менеджер не должен быть "гуманистом"» Бренд-менеджер — человек, который обязан и имеет возможность поверить в одушевление того продукта, с которым он будет работать, относиться к нему как к живому персонажу. Но при этом не быть стопроцентным «гуманистом» — профессия бренд-менеджера обязывает к бизнес-цинизму в отношении той покупательской среды, для которой будет создаваться бренд.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 04-05-2010
Владимир Иванович Гуваков, Алексей Васильевич Панов Бизнес.Общество.Власть. 2010.  № 3. С. 28-39. 
Статья представляет собой попытку разобраться в том, в каких отношениях находятся власть и бизнес в пространстве субполитики, на уровне индивидуального стиля жизни человека. Эти плоскости становится крайне важным предметом исследования для понимания характеристик власти и бизнеса.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-07-2009
Юрий Степанович Гуров Социологические исследования. 2009.  № 5. С. 142-143. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-07-2009
Ростислав Кононенко Социологические исследования. 2009.  № 4. С. 147-152. 
В современных условиях поликультурных потребительских стилей усиливается специфика потребления машин-олдтаймеров. Это не индивидуальная, а коллективно ориентированная коммуникативная практика, специфическое символическое потребление, в рамках которого имеют ценность не только комфорт и скорость, но символы поколенческой связи, социальной принадлежности.

Опубликовано на портале: 20-02-2009
В статье, входящей в цикл публикаций авторов, посвященных притязаниям и жизненным стратегиям молодежи, анализируются притязания молодых людей – жителей Самарской области (репрезентативная выборка населения области в возрасте от 14 до 30 лет). Рассмотрены притязания в сфере образования, профессионального и социального статуса, а также в сфере потребления. Прослежена зависимость притязаний от возраста, пола, места жительства, образовательного и профессионального статуса.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-06-2008
Книга представляет собой сборник ключевых современных работ (1990—2000 гг.), посвященных социологии рынков. Авторы статей — ведущие американские и европейские исследователи в области экономической социологии (M. Abolafia, P. Aspers, W. Baker, N. Biggart, P. Evans, M. Guillen, N. Fligstein, K. Knorr-Cetina, D. Slater, B. Uzzi и др.). В публикуемых работах, помимо различных объектов исследования, представлены разные методологические направления и аналитические подходы. Статьи предваряет обзор состояния социологии рынков, подготовленный научным редактором сборника В.В. Радаевым.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-03-2008
Рональд Шлейфер Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 167-187. 
В своей статье Рональд Шлейфер дает подробный анализ основным движущих сил потребительского общества в Европе и Америке, появившегося и развившегося на рубеже XIX-XX веков (1880-1930-е годы) и оказавшего влияние на культурные формы познания и понимания. Среди особенностей потребительского общества автор отмечает использование товаров и услуг сверх потребностей, вне представлений об удовольствии от роскоши. Отсюда - особого рода символизм, наличие у товара нечеткой, смутно выраженной ауры, которая сама по себе побуждает к потреблению.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-03-2008
Ольга Геннадьевна Ечевская Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 96-107. 
Дискуссии о современном состоянии российского общества и направлениях его изменений затрагивают самые разные фрагменты и события социальной реальности. В контексте данной статьи наиболее интересными представляются размышления о возрастающей роли потребления в структурировании социальной жизни вообще, и в организации культурного (и) коммуникационного пространства в особенности. Современное российское потребление, имеющее особую историю, непростое прошлое и связанные с этим специфические черты, встраивается в глобальное культурное пространство, становится частью мирового рынка, и приобретает черты того, что в социологической литературе принято называть «обществом потребления»
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-03-2008
Мария Гладкова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 50-65. 
В данной статье делается попытка описать, проанализировать и сравнить подходы к оценке качества образования со стороны основных групп потребителей услуг высшей школы: государства; рынка труда (работодателей) и рынка образовательных услуг (выпускников школ, их родителей и студентов). С этой целью автором были проведены анкетные опросы 186 выпускников школ, 100 родителей выпускников и 450 студентов, а также глубинные интервью, в которых приняли участие более 100 руководителей и специалистов предприятий. Исследование проводилось в Сыктывкаре с декабря 2004 по январь 2006 г. Результаты исследования позволили сделать вывод, что разные группы потребителей используют разную иерархию критериев оценки деятельности образовательного учреждения. Автором сформулировано четыре подхода к определению качества образования с точки зрения потребителей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-03-2008
Ольга Жлудова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 38-59. 
Данная работа посвящена исследованию технологий управления человеческим поведением (брендингу). Многочисленные экономико-социологические и культурологические исследования фиксируют качественные изменения в потребительских практиках, наблюдаемые в условиях развития массовой культуры. Среди них формирование отдельной индустрии, целью которой является производство продуктов для управления поведением потребителей. Основу продуктов этой индустрии составляют различные психо- и/или социотехнологии (в т.ч. и бренд-технологии), осуществляющие управленческое воздействие посредством формирования и тиражирования эмоциональных стереотипов. На начальном этапе каждый бренд представляет собой психо- и/или социотехнологию, которая в своей основе есть определенный способ управления потребителем и направлена на создание у социального объекта (человека, группы, членов организации, социума и т.п.) конкретных осознаваемых или неосознаваемых им психосостояний — ощущений, эмоций, мнений, убеждений, знаний, действий. Потребление брендов как чувственных образов, становящееся для целого поколения формой представления себя другим людям и коммуникаций с ними, позволяет сегодня говорить о том, что они становятся формой, организовывающей потребительские практики, и играют роль механизмов регуляции поведения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-03-2008
Stuart Ewen Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 27-37. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-03-2008
Владимир Иванович Ильин Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 3-26. 
В статье делается попытка применить расширенную концепцию дискурса к феномену индивидуального потребления. Потребление рассматривается как совокупность вербальных и поведенческих высказываний производителей, торговцев, рекламистов, потребителей и т.д. Пересекаясь, эти высказывания образуют зону интерсубъективности, содержанием которой являются простые и всем понятные потребительские практики. Потребительский дискурс прерывист. Часто он распадается на дискурсивные поля, содержанием которых является взаимодействие, организуемое вокруг обсуждения тех или иных текстов, идей, продуктов и услуг. Данная статья — это также ряд высказываний автора в вербальной и визуальных формах. Если у статьи найдутся читатели, дискурс продолжит развитие.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-02-2008
А.Ю. Глухих Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 2. С. 24-40. 
Статья представляет позицию автора относительно теоретического и практического исследовательского потенциала категории «стиль жизни» для изучения потребительского поведения. Исходным пунктом рассуждений является представление об относительном тождестве культуры, понимаемой как технология поведения, и потребления, также рассматриваемого в контексте поведенческих практик. Применение парадигмы акционизма позволило построить концепцию стиля жизни, которая, во-первых, отражает реальные поведенческие акты; во-вторых, фиксирует их своеобразие; в-третьих, учитывает институциональные ограничения социального действия; в-четвертых, описывает процессы формирования интенциональности социального действия; и главное, превращает индивида в деятеля, ответственного за свои поступки, а не в «робота-актора», бездумно следующего внешним предписаниям.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 30-01-2008
Ж.М. Цинман, Борис Сергеевич Гладарев Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 3. С. 61-81. 
Статья посвящена анализу особенностей потребительского поведения представителей российского среднего класса (на примере Санкт-Петербурга). Авторы фокусируют внимание на роли индивидуальных потребительских стратегий в производстве масштабных социально-экономических трансформаций, а также предпринимают попытку классификации специфических черт потребительского поведения, характерного для представителей постсоветского среднего класса. В первой части статьи определяются основные понятия, анализируется потребительский стиль в условиях позднесоветской экономики и формулируются гипотезы о причинах краха планового хозяйства. Вторая часть посвящена анализу трансформации бытового уклада и выделению характерных деталей потребительских стилей петербургского среднего класса в условиях рыночной экономики. В третьей части рассматривается досуговая активность представителей среднего класса и практики повседневного потребления товаров первой необходимости, т.е. продуктов питания и одежды. Авторы делают вывод о незавершенности и переходном статусе потребительских стилей постсоветского среднего класса. В заключении аналитически связываются микроуровень индивидуальных потребительских стилей и макроуровень общероссийских социально-экономических трансформаций последних двадцати лет.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию