Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 62

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Алла Григорьевна Глинчикова Мир России. 2003.  Т. 12. № 1. С. 109-120. 
Статья посвящена специфике трансформации советской индустриально-распределительной модели общественного развития (получившей название «социализм») в информационно-сетевую. Особое внимание сконцентрировано на кризисе индустриально-распределительной модели информации и управления, обострившемся в период 1960-1990-х годов. На основании анализа динамики таких параметров, как уровень социальной неравномерности, уровень деградации интеллектуальной среды, уровень развития внешнего рынка, уровень централизации коммуникационной инфраструктуры, уровень восходящей эгалитаризации фиксируется нарастание противоречий между неоиндустриальной распределительной элитой, заинтересованной в сохранении и в новых условиях информационной монополии с вертикальным типом циркуляции информации и постиндустриальной социальной средой, заинтересованной в переходе к информационно-сетевому типу социального развития.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Мануэль Кастельс, Эмма Киселева Мир России. 2001.  Т. 10. № 1. С. 35-66. 
Посткоммунистическая Россия трансформируется одновременно в четырех направлениях: от тоталитаризма к демократии; от командной экономики к рыночной; от «демократического централизма» к демократическому федерализму и от индустриальной эры к информационной эпохе. В этой статье мы сосредоточили внимание на четвертом параметре российского переходного периода, который, по нашему мнению, составляет фундаментальную составляющую в российской эволюции ХХI в.* Способность России функционировать лучше своего советского предшественника в рамках новой технологической парадигмы обусловит богатство, силу и социальное развитие России ХХI в., что в свою очередь определит взаимоотношения страны и мира в целом.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Мануэль Кастельс, Эмма Киселева Мир России. 2000.  Т. 9. № 1. С. 23-51. 
Данная статья не является в строгом смысле статьей о России. Скорее, в работе представлена попытка применить аналитическую модель социальной структуры информационной эпохи к российской действительности конца XX в. Как и в случае с любой другой моделью, было бы наивно ожидать полного совпадения российской реальности и предлагаемой теоретической конструкции. Однако мы надеемся, что осмысление социальных тенденций в России с позиций данной модели даст возможность выработать некоторые плодотворные гипотезы для лучшего понимания эмпирических исследований, описывающих происходящее в стране. Следуя этому замыслу, мы будем прибегать к иллюстрации своих аргументов данными эмпирических наблюдений. Тем не менее это ни в коей мере не следует рассматривать как претензию на исчерпывающий анализ социальных, технологических, экономических, культурных, и политических трендов России. Безусловно, даже предельно сжатый эмпирический анализ столь широкого круга вопросов исследования современной России может стать объемной монографией. Мы надеемся, что аналитический подход, предложенный в работе, способен внести свой вклад в такое исследование.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 04-05-2010
Анастасия Ефимова Бизнес.Общество.Власть. 2010.  № 3. С. 127-138. 
Представленная статья рассматривает одну из ключевых проблем коммуникации в эпоху постмодерна: информационной перегрузки и ее последствий. Автор анализирует трансформации, произошедшие в обществе, раскрывает особенности информационно-технологической парадигмы и причины, вызывающие информационную перезагрузку.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-11-2009
G. Galassi TERRA ECONOMICUS. 2009.  Т. 7. № 3. С. 58-69. 
Истоки «информационной экономики» можно отследить, изучая развитие моделей рационального выбора с учетом неопределенности, демонстрирующих, что если процесс принятия решений агентом удовлетворяет неким фундаментальным логическим аксиомам, то такое поведение можно назвать максимизацией его ожидаемой полезности, достигаемой в результате соответствующих действий, при допущении, что субъективная вероятность известна, а лицо, принимающее решения, использует это знание для максимизации собственной функции полезности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-03-2008
Арсений Хитров Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 66-76. 
В статье модель виртуальной личности сопоставляется с другими личностными моделями, разработанными в новоевропейской культуре. В ходе анализа демонстрируется, что виртуальная личность не является исключительным и новым явлением в истории европейской культуры. Ее основные атрибуты (самоконструирование, бестелесность и множественность) уже не раз обыгрывались как в философии, так и в литературе, а ныне они получили лишь еще одну возможность для объективации — на новом технологическом уровне. Помимо перечисленных выше свойств виртуальной личности важно отметить еще одну — ее принципиальную диалогичность. Автора, пишущего в сетевом дневнике, интересует отклик, который он может получить от удаленного, если перефразировать Мандельштама [1987], собеседника. Его интересует отклик не только знакомых, но и другого, неизвестного сознания. Сетевая личность невозможна без другой сетевой личности. Автор сетевого дневника обращается к себе, к Другому и к себе как Другому. Дальнейшие перспективы рассмотрение данной проблематики можно связать с комплексом явлений, объединяющихся понятием «Web 2.0» [Тим О'Рейли 2005]. Концепция «Web 2.0» родилась как ответ на проблемы «классического» Ин¬тернета («Web 1.0»), представляющего собой малоподвижную, статичную структуру с минимальными возможностями обратной связи. Диалектика «Web 2.0» и «Web 1.0» является также диалектикой потребления и коммуникации. Пассивный потребитель «классического Интернета» становится активно коммуницирующим существом. Однако формы коммуникации, предлагаемые новой суммой технологии, настолько разнообразны, что коммуникация становится не просто передачей информации, но и действием.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-02-2008
Валентина Васильевна Вязникова Экономическая социология. 2008.  Т. 9. № 1. С. 88-113. 
Исследование нацелено на анализ особенностей трудовых взаимоотношений между IT-фрилансерами и заказчиками их услуг, а также выявление основных проблем в ходе их сотрудничества. Рассматриваются отношения найма, характер условий труда и закрепленности трудовых отношений, трудовые конфликты в ходе выполнения работы или по ее итогам, развитие дальнейших трудовых отношений.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 06-02-2008
Андрей Вячеславович Шевчук Экономическая социология. 2008.  Т. 9. № 1. С. 51-64. 
В центре внимания автора находятся работники, не состоящие в штате формальных организаций. В статье рассматриваются некоторые аспекты самозанятости в современной экономике. Ее особенности определяются характерными чертами постиндустриального или информационного общества. Самозанятость в возрастающей степени сопряжена с оказанием высококвалифицированных услуг, связанных с производством и переработкой информации. Повышается роль группы независимых профессионалов – фрилансеров, самостоятельно реализующих свои услуги на рынке. Современные информационно-коммуникационные технологии способствуют реструктуризации самозанятости. Сегодня она может осуществляться на условиях удаленной работы. Формируются и развиваются виртуальные рынки услуг электронных фрилансеров – е-лансеров. Эти рынки не подразумевают очного контакта между самозанятыми и их заказчиками: поиск работы, заключение контрактов, получение заданий, передача результатов работы, ее оплата и текущие коммуникации осуществляются через Интернет. Инфраструктура этих рынков представлена специальными сайтами – биржами удаленной работы. Перспективы расширения новой категории работников – электронных фрилансеров (е-лансеров) связаны с продолжающимся ростом объема работ по производству и переработке информации, а также дальнейшим развитием информационно-коммуникационных технологий и их освоением широкими слоями современных работников.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-12-2007
Овсей Ирмович Шкаратан, Сергей Александрович Инясевский, Т.С. Любимова Общественные науки и современность. 2008.  № 1. С. 5-27. 
Авторы анализируют особенности экономики глобализирующегося информационного общества и выделяют ее основного актора – информационального работника как наиболее активную часть среднего класса, являющуюся инициатором инновационного развития. Уточняются его отличия от традиционных представителей среднего класса. Выявляются особенности теоретической модели и эмпирических индикаторов информационального производителя. Анализируется пространственная среда новой экономики России. Приводятся результаты проведенного авторами исследования российских информациональных работников в составе отечественного среднего класса как акторов экономики, основанной на знаниях. При этом традиционные профессионалы сопоставляются с информациональными работниками.
ресурс содержит прикрепленный файл

Digital Fordism [интернет ресурс]
Обновлено: 09-12-2010

This analysis will focus on the advent of digital Fordism to explore how the Internet is helping to transform capitalist exchange, industrial logistics, corporate ideology, and global environments. This research document seeks, first

Опубликовано на портале: 23-10-2007
Анатолий Дмитриевич Еляков Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 29-38. 
Информационная революция – это взрывной процесс создания и распространения новейших информационных технологий, для наиболее продуктивного производства, рациональной организации и использования знания, который предопределил глобальный переход от постиндустриального к информационному обществу, считает автор. В этой связи могущество любого государства в начале XXI в. определяется не только его военно-экономической мощью, но и информационным потенциалом. Аналогично, возможность самореализации личности в такой социальной среде зависит от уровня ее информированности позволяющей адекватно формулировать образ реального мира.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-02-2007
Наталья Яковлевна Мазлумянова Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 176-182. 
Данная статья, по свидетельству ее автора, не рецензия и не обзор, а скорее "взгляд из-за кулис". С этим трудно не согласиться, так как Н.Я. Мазлумяновой, бывшей редактором двух книг Б.З. Докторова (Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2005; "Отцы-основатели": история изучения общественного мнения. М.: Центр социального прогнозирования, 2006), посвященных истории исследования общественного мнения в России и Америке, из первых рук удалось познакомить читателя с творческой кухней автора, раскрыть механизм напряженной взаимной работы автора научных работ и их редактора, которая продолжалась в течение года и основывалась на электронной переписке. Полезными цитатами из нее изобилует заметка. Своеобразие ситуации заключается в том, что Б.З. Докторов живет в Америке, а Н.Я. Мазлумянова в Москве, что не мешало им приходить к взаимопониманию и квалифицированно выполнять свою работу. Представляется оригинальным жанр и замысел этой небольшой заметки, так как работа редактора и автора всегда остается скрытой от постороннего взгляда. Однако обнародование в некоторых случаях ее смысла и механизмов могло бы стать неплохой школой для многих авторов.

Опубликовано на портале: 15-01-2007
Thomas W. Malone
Москва: Олимп-Бизнес, 2006, cерия "Библиотека "ИФК "Алемар"", 272 с.
Книга Томаса У.Малоуна, исследователя проблем организационных структур, посвящена современным тенденциям в системах принятия деловых решений. Автор доказывает, что слияние технологических и экономических факторов, в частности быстрое снижение затрат на передачу информации, ведет к глубоким изменениям в формах организации бизнеса: впервые в истории становится возможным наилучшим образом сочетать экономическую эффективность и масштабность крупных компаний с преимуществами - свободой, мотивацией и гибкостью - мелких. На примерах известных компаний из разных стран мира Малоун рассматривает четыре типа децентрализованных организационных структур (нежесткие иерархии, демократии, внешние рынки и внутренние биржи). Книга будет полезна руководителям организаций, сотрудникам, интересующимся проблемами процесса принятия решений, преподавателям, студентам и всем, кто занимается вопросами управления.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 13-10-2006
Николай Владимирович Работяжев, Михаил Григорьевич Миронюк, Дмитрий Песков, Ирина Валерьевна Ситнова, Роман Игоревич Котов, Дмитрий Викторович Козлов, Роман Зиновьевич Близняк
Ред.: Андрей Юрьевич Мельвиль
Москва: Моск. обществ. науч. фонд, 2001, cерия "Научные доклады", 136, 220 с.
В предлагаемом вашему вниманию сборнике работ молодых ученых из московских и региональных университетских и исследовательских центров рассматривается различные аспекты проблемы политической трансформации и модернизации современной России, в том числе и некоторые из тех, о которых говорилось выше. При этом методологически авторы преимущественно опираются на институциональный подход и стремятся проанализировать процессы распада старых и формирования новых политических институтов в условиях происходящих в нашей стране масштабных общественных изменений. Н.В. Работяжев сосредоточился на анализе механизмов рекрутирования и воспроизводства политической элиты в посткоммунистической России. М.Г. Миронюк рассматривает региональное измерение трансформации политических институтов в РФ. И.В. Ситнова в своей работе анализирует методологические аспекты институциональных изменений в современной России с точки зрения активистско-деятельностного подхода. Р.З. Близняк рассматривает социокультурные детерминанты проблемы политического властвования. В работе Д.В. Козлова основное внимание уделено региональным аспектам современного социально-экономического развития России. Д.Н. Песков поднимает практически неизученную проблему «интернета» как политического института в современной России. Наконец, Р.И. Котов обращается к вопросу о концептуализации понятия «политическое сообщество».
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-06-2006
Виктор Щербина Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 4. P. 158-171. 
В статье анализируется понятие информационного общества, его социальные основы. Автор приходит к выводу о коммунитарной природе информационного общества, определяющей возможные пути его развития.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-06-2006
Серегй Коноплицкий Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 3. P. 167-178. 
Статья посвящена социологическим аспектам изучения феномена сетевых сообществ и представляет обзор литературы по сетевым сообществам. Излагается авторская идея смысла и содержания cyber-культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Обновлено: 09-12-2010

Портал, посвященый телеработе, является частью проекта Report.ru . Его главное достоинство – авторские аннотации и рецензии экспертов на все представленные материалы, включая новостную ленту, русскоязычные и англоязычные статьи, книги, интернет-ресурсы (персоналии, общественные организации, консалтинговые компании, госорганизации и т.п.). Обширная подборка материалов, которая, однако, в последнее время пополняется нерегулярно. Аннотация подготовлена А.В. Шевчуком

Обновлено: 09-12-2010

Персональный сайт журналиста и консультанта Эндрю Бибби. На сайте содержатся отрывки из его книг, исследовательских отчетов, посвященных телеработе и роли профсоюзов в новых условиях и др. Аннотация подготовлена А.В. Шевчуком

Обновлено: 09-12-2010

Персональный сайт Джила Гордона [Gil Gordon] – одного из ведущих специалистов по организации телеработы и виртуальных офисов; среди клиентов его консультационной фирмы такие крупные компании, как Ernst&Young, AT&T, Procter&Gamble. Хорошо структурированный источник по различным аспектам телеработы, содержащий статьи, исследовательские отчеты, рекомендации начинающим телеработникам.

Обновлено: 09-12-2010

Сайт международной группы консультантов, организованной «отцом телеработы» Дж. Ниллесом ( Jack Nilles ). Группа проводит исследования, тренинги и практические семинары по организации телеработы на предприятии. На сайте в открытом доступе размещены исследовательские отчеты, статьи