Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 76

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 25-12-2011
Габриэль А. Алмонд, Сидней Верба Полития. 2010.  № 3-4. С. 207-221. 
В последние полтора десятилетия в политической науке стало заметно очередное «маятниковое движение» в области метода. После долгого увлечения неоинституционализмом снова наметился возврат (конечно, на новом уровне) к проблематике культурной детерминированности политических процессов. Учитывая эту тенденцию, редакция журнала «Полития» сочла целесообразным познакомить своих читателей с переводом двух методологических глав из классической работы Г.А.Алмонда и С.Вербы «Гражданская культура», с которой в свое время начиналась научная революция, получившая на рубеже тысячелетий второе дыхание, и которая известна в России преимущественно в более или менее (часто – менее) грамотных пересказах, во множестве представленных в учебниках по так называемой «политологии». В данном номере мы завершаем публикацию первой главы (начало см. «Полития», 2010, № 2) и публикуем перевод второй главы «Гражданской культуры».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-12-2011
В. А. Мельянцев Полития. 2009.  № 3. С. 26-50. 
Несмотря на прогресс в информационных технологиях и создание основ знаниеемкой экономики, в развитых государствах (РГ) еще до начала глобального кризиса обнаружилось существенное торможение роста ВВП и производительности. В статье показано, что это связано с уменьшением демографического дивиденда, исчерпанием позитивного воздействия межотраслевого перемещения рабочей силы (эффект Баумоля), снижением темпов расходов на физический и человеческий капитал, НИОКР, относительным замедлением роста доходов в реальном секторе на фоне быстрого роста прибылей в финансовом сегменте экономики, увеличением масштабов аутсорсинга в развивающиеся страны (РС) и повышением нестабильности в результате почти бесконтрольной финансиализации мировой экономики. Хотя большинство РС со слабыми институтами и невнятной экономической политикой не сумело извлечь пользу от глобализации, она, тем не менее, способствовала экономическому подъему огромной части развивающегося мира, прежде всего азиатских стран, достаточно интенсивно включенных в глобальные цепочки создания стоимости, с сильным, прорыночным государством, опирающимся на бизнес-ориентированные элиты, огромные массы сравнительно дешевой, дееспособной рабочей силы. Хотя азиатский рывок сопровождался немалыми перекосами, был недостаточно эффективен, имел высокую экологическую цену и усугубил неравенство, крупные азиатские РС в период до начала глобального кризиса превратились в мотор глобальной экономики, тесня РГ в ряде ее важнейших сегментов. Однако РГ, обладая огромным инновационным потенциалом, как представляется, способны интенсифицировать рост, основанный на производительности, если сумеют в сжатые сроки оздоровить свои финансы и укрепить институты.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-12-2011
А.Н. Карнеев Полития. 2009.  № 3. С. 143-156. 
Основной акцент в работе сделан на новых тенденциях во внутриполитическом развитии Китая и его положении на мировой арене, способствующих превращению этой страны в державу, чья глобальная роль существенно корректирует архитектуру мировой политики. Подчеркивая, что развитие мира сейчас неотделимо от развития Китая, А.Карнеев считает необходимым рассматривать подъем КНР в контексте того исторического шанса, который открылся перед ней благодаря глобализации. Китайская модель сложилась в условиях приспособления к экономической глобализации и является неотъемлемой частью таковой. По мнению Карнеева, с наступлением мирового кризиса китайская элита получила дополнительную передышку, дабы внимательно проанализировать варианты своей дальнейшей стратегии. Это тем более важно, поскольку усилия властей наталкиваются и будут наталкиваться на немалое количество трудностей и подводных камней внутри страны.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-06-2012
Гленн Уильямс Полития. 2002.  № 4. С. 35-41. 
Проблемы  федерализма  и  местного  самоуправления  принадлежат  в «Политии» к числу приоритетных. Как известно, им даже отводился специальный выпуск  журнала  (№4(10),  зима  1998-1999).  В  этом  номере  публикуются  статьи, позволяющие  лучше  представить  состояние  федеративных  отношений  в современной  Канаде,  соотнести  га  с  нынешними  российскими  реалиями.  Все  они отражают  результаты  исследовательской  работы  по  международному  проекту, выполняемому  при  финансовой  поддержке  Управления  СИДА  (Канада). Руководителями  проекта  с  российской  и  канадской  стороны  являются соответственно проф. А.А.Галкин (Институт социологии РАН) и проф. Г.Уильямс (Карлетонский университет, Оттава).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-12-2011
В.А. Рябушкина Полития. 2008.  № 4. С. 105-121. 
В статье предпринята попытка обосновать новый концепт, позволяющий идентифицировать и описывать режимы, претендующие на демократичность, но при этом отклоняющиеся от модели либеральной демократии. Отталкиваясь от составленного Л.Даймондом перечня ключевых компонентов либеральной демократии, В.Рябушкина определяет квазидемократию как тип политического устройства, так или иначе искажающий содержание либеральной демократии при сохранении ее внешних форм (всеобщие выборы, разделение властей, политические партии и т.п.). Аналитические возможности концепта «квазидемократия» тестируются на примере Казахстана, Украины и России. На основе сравнительного анализа этих трех государств постсоветского пространства автор выделяет ряд причин, обусловливающих появление самого феномена квазидемократий.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-03-2012
Р. Саква Полития. 2004.  № 4. С. 41-68. 
Объектом исследования известного английского политолога Р.Саквы является современная Россия, пребывающая в состоянии переходного периода, варианты ее дальнейшего развития. Автор применяет политико-культурный подход, который, по его мнению, позволяет выявить определенные повторяющиеся модели, выходящие за рамки конкретных эпох и режимов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-09-2012
Виктор Михайлович Сергеев, С.Н. Саруханян Полития. 2012.  № 3.
Статья посвящена изучению причин провала «Белой революции» – политики модернизации, осуществлявшейся шахом ИранаМохаммедом Реза Пехлеви начиная с 60-х годов XXв. Тщательно проанализировав экономические, политические и социальные составляющие «Белой революции», В.Сергеев и С.Саруханян приходят к выводу о полной несостоятельности подхода, согласно которому иранская модернизация потерпела неудачу из-за реакционности и консервативности общества. Проведенное ими исследование убедительно доказывает, что роковую роль в судьбе модернизационного проекта сыграла неспособность (или нежелание) шаха модернизировать систему управления государством и модель взаимоотношений с обществом. Истоки крушения иранской монархии и проводимого ею курса, считают авторы, кроются в реакционности самой этой монархии, которая присвоила себе монополию на выражение «общественного блага», отказывая обществу в праве самому формулировать и представлять свои интересы.

Опубликовано на портале: 28-06-2012
Венсан Делла Сала Полития. 2002.  № 4. С. 49-56. 
Нигде в мире проблема управления полностью не решена. Предстоит еще многое  сделать.  Вокруг  разнообразных  управленческих  моделей,  основанных на  либеральной  демократии  и  рыночном  капитализме,  идут  жаркие  споры,  и дефицита  точек  зрения  не  наблюдается.  Это  прежде  всего  касается  стран Северной  Америки,  на  положение  которых  глубокий  отпечаток  накладывает Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). В Европе в роли  зарождающейся  формы  центрального  правления  выступает  Европейский Союз.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-03-2012
Глеб Иванович Мусихин Полития. 2006.  № 3. С. 49-66. 
Объектом анализа Г.И. Мусихина является понятие авторитета, являющееся одной из главных содержательных категорий определения власти.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-03-2012
Ростислав Феликсович Туровский Полития. 2004.  № 1. С. 198-232. 
Предметом рассмотрения Р.Ф. Туровского являются результаты региональных выборов в различных странах мира, их сопоставление и анализ.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-07-2013
Александр Николаевич Кожановский Диалог со временем. 2009.  № 27. С. 102-121. 
В последней четверти XX века Испания, подобно России, но несколько опередив ее, пережила всестороннюю радикальную «перестройку», фактически перешла из одной (авторитарной) эпохи своей истории в другую (либерально-демократическую), причём этот переход был осуществлён, по мнению многих аналитиков, едва ли не оптимальным образом (в смысле его последствий для страны и её населения). При этом «национальный вопрос», всегда был там и у нас (как считают здесь) одним из наиболее актуальных, сложных и болезненных.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-01-2012
Евгений Янович Сатановский Полития. 2007.  № 4. С. 35-54. 
Ситуация на Ближнем и Среднем Востоке рассматривается Е.Я. Сатановским прежде всего сквозь призму региональных проблем и конфликтного потенциала находящихся там стран. В работе последовательно анализируются реальные и потенциальные узлы противоречий в регионе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-03-2012
Николай Александрович Борисов Полития. 2006.  № 3. С. 96-111. 
В статье Н.А. Борисова предпринят сравнительный анализ постсоветского развития Узбекистана и Киргизии, делается прогноз динамики политических процессов в этих странах на обозримую перспективу.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-04-2012
Виктор Михайлович Сергеев Полития. 2012.  № 1. С. 132-146. 
Традиционный подход в политической науке не делает различия между устоявшимися и складывающимися государствами, предпочитая рассматривать государство как таковое и выделяя лишь особые политические системы. Считая данный подход принципиально неверным, В.Сергеев высказывает гипотезу, что так называемые «становящиеся государства» не являются государствами в полном смысле этого слова, представляя собой скорее плотные клубки социальных сетей, в структуре которых слабо просвечивают возникающие политические институты. На основе анализа политического развития двух раннесредневековых «предгосударств» – Амальфи и Венеции – в статье показывается, что в подобного рода образованиях политика носит как бы предсознательный, интуитивный характер и развертывается прежде всего как тренд.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-09-2012
Константин Михайлович Труевцев Полития. 2003.  № 3. С. 104-117. 
К.М. Труевцев рассматривает возникновение и развитие арабской национальной идеи, воздействие на нее антиколониальной борьбы, взаимоотношений с Западом, появ­ления фактора государства Израиль, исторического противоборства панарабизма с па­нисламизмом.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-01-2012
А.Н. Окара Полития. 2007.  № 3. С. 6-31. 
Статья посвящена анализу факторов, осложняющих достижение российско-украинского взаимопонимания. Констатировав, что по большинству видимых параметров Россия и Украина чрезвычайно близки и похожи друг на друга, автор вскрывает глубокие различия в конструктивных особенностях тех самых «генераторов исторического развития», которыми задаются направление и скорость движения каждой из стран в пространстве и времени. В статье убедительно показано, что с точки зрения политической культуры, а также сочетания состояний социальной стабильности и нестабильности, парадигм Хаоса и Порядка Украина и Россия представляют собой во многом противоположные феномены. Вместе с тем эти страны настолько тесно связаны между собой, что их историческое будущее зависит прежде всего от характера двусторонних отношений. Наиболее перспективными для обеих стран А.Окара считает отношения, основанные не на «вычитании» и не на простом «сложении» их потенциалов, но на «перемножении» этих потенциалов через синергетическое взаимодействие по стратегическим вопросам. Именно поиск формата такого взаимодействия, по его мнению, и должен лечь в основу российско-украинских отношений.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-01-2012
А.Д. Собянин, В.М. Мисник Полития. 2007.  № 3. С. 32-41. 
В статье предпринята попытка проследить возможные направления развития современной Киргизии. На основе анализа положения дел в республике авторы приходят к выводу, что за годы независимости ей не удалось ответить ни на один из вызовов, свалившихся на нее вместе со свободой, и найти свое место в региональном и международном разделении труда. Тем не менее, согласно их заключению, это отнюдь не означает, что «нормальной» страны из Киргизии не получилось и не получится. Перспективы обретения ею действительно серьезной региональной «специализации» А.Собянин и В.Мисник связывают с Россией. По их мнению, у Кыргызской Республики сегодня есть все для того, чтобы, оставаясь маленькой, двигаться к позиции постепенно становящегося ключевым игрока – но в составе российской команды.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-01-2012
А.А. Игнатенко Полития. 2007.  № 4. С. 7-34. 
В статье А.А.Игнатенко предпринят критический анализ состояния и развития современного исламоведения. Автор констатирует существенное отставание исламоведения от тех изменений и трансформаций, которые происходят в исламе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-12-2011
В.Ю. Чернов Полития. 2008.  № 1. С. 142-159. 
В статье предпринята попытка оценить преимущества и недостатки моделей правления, действующих в странах Евросоюза, в условиях Восточной Европы. Рассмотрев различные разновидности парламентских и президентских систем, В.Чернов обнаружил в них ряд структурных изъянов, препятствующих эффективному функционированию подобных систем в обществах переходного типа, где отсутствуют глубокие демократические традиции и общественный консенсус в отношении фундаментальных ценностей. Согласно его заключению, в наибольшей степени преодолевает эти изъяны парламентско-президентская система, способная создавать и поддерживать стабильную и в то же время гибкую, ответственную исполнительную власть. Именно переход к такого рода системе, по его мнению, представляет собой самый перспективный вариант конституционной трансформации систем высшей власти в европейских странах СНГ.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-01-2012
С.Б. Дружиловский Полития. 2007.  № 4. С. 139-146. 
Основной акцент в статье С.Б.Дружиловского сделан на рассмотрении изменений в модели развития, которые произошли и продолжают происходить в стране со времени исламской революции конца 1970-х годов.
ресурс содержит прикрепленный файл