Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 797

Опубликовано на портале: 14-01-2005
Мкртич Оганесович Мнацаканян Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 84-90. 
В ряде последних работ нами уже предприняты первые шаги в систематическом изложении методологических основ интегрализма, содействующего углубленному пониманию национальной жизнедеятельности, и высказаны некоторые соображения, с реализацией коих можно будет говорить о рождении новой научной парадигмы. Сейчас, когда идет процесс дифференциации и атомизации этносоциологического знания, ни одна из существующих концепций не может в полной мере выполнять функцию синтеза теории, метода и эмпирики. Почему и как эту задачу способен взять на себя именно интегрализм, показывает раскрытие возможностей его органического взаимодействия с другими исследовательскими направлениями, изучающими национальную жизнь. И в порядке наглядного примера такого вероятного взаимодействия мы берем феноменологический подход.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-01-2005
Ирина Михайловна Бадыштова Социологические исследования. 2003.  № 6. С. 38-46. 
Присутствие практически на всей территории России мигрантов из других ее регионов, бывших союзных республик, стран дальнего зарубежья в последнее десятилетие является существенным источником социальной напряженности. Результаты анализа данного процесса (см. работы Е. И. Филипповой, Н. М. Лебедевой, Н. П. Космарской, Г. С. Витковской, Ж. А. Зайончковской, И. М. Бадыштовой и других авторов) свидетельствуют о распространении среди населения мигрантофобии. Цель нашего исследования - выявить, как воспринимает мигрантов городское население Приволжского федерального округа; оценить степень толерантности к различным группам мигрантов; найти причины существующей дифференциации в отношении к приезжим, истоки мигрантофобии и, в частности, - этнофобии. Представляло интерес также выяснение мнений относительно роли миграции в экономическом развитии региона, воздействии ее на социальную обстановку, уровень и образ жизни населения. Кроме того, важно определить отношение местного населения к миграционной политики России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-01-2005
Иван Гаврилович Балханов Социологические исследования. 2003.  № 2. С. 55-59. 
В данной статье предпринята попытка анализа проявлений этничности во взаимосвязи с социализацией личности в условиях городской цивилизации. В качестве объекта исследования представлены буряты, переехавшие в город Улан-Удэ в 60-70-е годы XX века. Наш основной тезис состоит в том, что социализация бурят в рамках формальных институтов советского общества в городских условиях вела к существенным изменениям в их этнической идентичности. Полагаем, что эта трансформация включает в себя целый ряд социально-психологических проблем, актуализирующих необходимость изучения социализации через призму аккультурации и модернизации. Это дает возможность яснее видеть возникающие противоречия в сфере межнациональных отношений.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-01-2005
Гульнара Фаатовна Габдрахманова Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 62-68. 
Цель данной работы - показать взаимосвязь пространственного движения населения и изменений в структуре полиэтнического по составу региона России. Автор строит исследование на материалах Татарстана, уделяя особое внимание периоду 1990-х годов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-01-2005
Лайсан Музиповна Мухарямова, Ирина Борисовна Моренко, Расиля Галиахметовна Петрова, Лейсан Наилевна Салахатдинова Социологические исследования. 2004.  № 3. С. 58-66. 
Предлагаемая статья посвящена анализу образовательных и этносоциальных аспектов проблемы получения высшего образования выпускниками татарских школ, стратегий реагирования вузов на этот контингент абитуриентов и студентов. Авторы при этом не ставят под сомнение принципиальные достижения национальной педагогики и системы образования и исходят из признания абсолютной ценности обучения детей на родном языке. Публикация основывается на результатах социологического исследования, проведенного в 2002-2003 гг. в Республике Татарстан, эмпирической базой которого явились индивидуальные и групповые интервью, анализ баз данных и включенные наблюдения в приемных комиссиях вузов анкетный опрос 609 выпускников русских и татарских школ. ------- ( Исследование проведено при финансовой поддержке Фонда Форда (грант № 1035-0256). Руководитель проекта - Л.М. Мухарямова.)
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-01-2005
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 10-21. 
Россия в поисках будущего Под эгидой Российского общества социологов, Всероссийского научного общества социологов и демографов, Московского государственного социального университета, Российского гуманитарного научного фонда, Института «Открытое Общество » и Программы «Восток-Восток» в Москве 23-24 октября 1995 г. проходила Международная научная конференция «Россия в поисках будущего». Более 200 ученых, которые представляли различные регионы страны от Калининграда до Хабаровска , собрались в стенах Московского государственного социального университета, чтобы обсудить на пленарных заседаниях и «круглых столах» проблемы, возникающие в процессе реформирования российского общества, и роль социологической науки в этом процессе. Вместе с ними в дискуссиях участвовали ученые ближнего и дальнего зарубежья, в том числе представители Армении. Белоруссии, Киргизии, Латвии, Украины и Эстонии, а также Болгарии, Норвегии и Польши. Мы публикуем доклады, которые прозвучали на открытии этого научного форума.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-12-2004
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 148-150. 
На постсоветском пространстве, в странах СНГ, в том числе и в Армении, происходят кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни. Как любая наука, так и социология должна ответить на эти вызовы времени, осознать и познать происходящие серьезные преобразования. Сейчас предпринимаются многочисленные попытки описать, объяснить, понять, интерпретировать и прогнозировать возможное развитие социально-экономических, социально-политических и духовных процессов. Но еще мало кто отваживается охватить в одном исследовании все многообразие происходящих изменений, дать им всеобъемлющую научную трактовку. Именно эту сверхзадачу поставил перед собой автор монографии. Он заслуживает за это поддержки и одобрения. Хочется отметить и то обстоятельство, что Г.А. Погосян анализирует данные процессы, происходящие не только в Армении, но и в России, других независимых странах СНГ, странах Восточной Европы, а также в государствах, сделавших значительный прорыв на путях модернизации.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 25-12-2004
Валерий Александрович Тишков Общественные науки и современность. 1993.  № 6. С. 110-124. 
На материалах Эстонии анализируются социо-экономические и этнокультурные аспекты процесса адаптации русского населения бывшей союзной республики к новой политической реальности, коренным образом изменившей его положение. В качестве меньшинства русские испытали ощутимый дискомфорт, связанный не только с психологической реакцией на свой новый, непривычный статус, но и с необходимостью для большинства из них официально оформить эстонское гражданство в соответствии с законом 1992 г. (содержал требования к уровню владения местным языком). Делается вывод, что для нормализации этой ситуации и предотвращения возможного этнического конфликта необходима новая политическая стратегия эстонских властей на основе подхода к русскоязычной общине как к равноправной и равноценной группе населения молодого государства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-12-2004
R. Osbourne Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 122-126. 
Американский ученый анализирует возможность соотношение упомянутых принципов на примере постсоветского пространства. Главная причина неопределенности их взаимодействия – требования самоопределения различных регионов и их населения опираются на типологически различие основы: исторические претензии на собственную государственность; притеснение жителей данной территории по этническому признаку; защита собственной культуры от преобладания культуры "официальной"; необъективно трактуемые нормы международного права и т.п. делается вывод: притом, что современное российское демократическое государство обязано защищать национальные меньшинства и содействовать сохранению их культуры, оно не в состоянии и не должно обеспечивать субъектность этноса в своей политической системе на основе территориальной его автономии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-11-2004
Зинаида Васильевна Сикевич Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.  Т. 2. № 2. С. 69-79. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-11-2004
А.Я. Якобсон Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.  Т. 2. № 1. С. 56-62. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-11-2004
Вера Алексеевна Ачкасова Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.  Т. 2. № 1. С. 45-56. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2004
Максим Максимович Ковалевский
Перев.: Д.В. Миронов (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2002.  № 5. С. 129-138. 
В этой статье выдающегося российского социолога М.М. Ковалевского (1851-1916), впервые публикуемой на русском языке, проводится сравнительное исследование клановых отношений, сохранявшихся в то время среди многих народов Российской Империи. Выявляются общие закономерности изменения социальной организации с переходом народов от существования в виде отдельных племен к племенным союзам с выделением правящих групп. Проводится идея, что клан как форма межродовой организации характерен для всех народов на определенной стадии их эволюции и исчезает с переходом к развитым формам государственной жизни. Представлен богатый историко-этнографический материал о межродовых и внутриродовых отношениях среди якутов, киргизов, тунгусов, горских племен Кавказа и иных народов России. Рассмотрены проявления солидарности членов клана, закрепляемой в обрядах, обычаях, в нормах правовых, семейных и имущественных отношений. Даны ссылки на летописные источники, свидетельствующие, что кланы в прошлом существовали у славян. Указаны остатки (следы) традиций поклонения клану и общим матерям-прародительницам в топонимике и обрядах у славянских и угро-финских племен.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-11-2004
Aily Aarelaid-Tart Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 63-72. 
В отличие от психической травмы, которую исследовали психологи и психиатры, культурная травма только недавно стала предметом изучения в социологии. Отмечается, что в истории встречались примеры деформации ценностного мира больших социальных групп, воспринимавшиеся как культурный кризис, перелом эпох. К концу XX века в связи с глобализмом остро встал вопрос сохранения культурной идентичности социальных общностей. Польский социолог П. Штомпка истолковывает культурную травму как последствие столкновений культурных ценностей социума с «чужим» и враждебным окружением, вызвавшим дисфункциональные изменения в социальной жизни. Автор применила эту концепцию к исследованию двух травм: старой, вызванной аннексией Эстонии со стороны СССР и заставившей народ адаптироваться к советскому менталитету; и новой – травмы от посткоммунистических трансформаций. Эмпирическая база ее исследований - изучение биографий и проведение биографических интервью. Как наиболее откровенные оцениваются интервью, полученные в начале 90-х гг. В середине 90-х еще ощущалась атмосфера социальной вражды, отчасти напомнившая годы разоблачения «буржуазных националистов». Перед многими из живших при социализме эстонцами в связи с этим встал вопрос: неужели они жили неправильно? В число излюбленных тем интервью вошли тогда обманы и трюки сотрудничавших с советским режимом эстонцев с партийными чиновниками и КГБ. К 2001 г. старая «рана» зарубцовывается, общество преодолевает также и травмирующие последствия перехода к рыночному хозяйству. Отмечено, что Мертон выделяет четыре способа выхода из травмы: 1) инновация – восприятие новых навязанных ценностей; 2) ритретизм – возникновение «двойных стандартов», желание забыть то, что было прежде; 3) бунт – противостояние ценностной агрессии; 4) бегство – внутренняя или внешняя эмиграция.

Опубликовано на портале: 12-11-2004
Наталья Владимировна Касаткина Социологические исследования. 2004.  № 5. С. 46-54. 
Среди стран Балтии Литва отличается, пожалуй, наименьшей межнациональной напряженностью. Она выражается в основном в отношениях бытового уровня и не находит внешних проявлений в связи с характерной для литовцев высокой степенью этнической закрытости. Страна ратифицировала Конвенцию Европейского Совета по охране национальных (этнических) меньшинств; всем постоянным жителям предоставлены равные гражданские права. Приведена таблица Департамента статистики об этническом составе населения за 1923, 1959, 1969, 1989 и 2001 годы. Между переписями 1989 и 2001 г. несколько снизилась численность всех проживающих в республике национальных групп, включая литовцев. Число русских уменьшилось с 345 до 220 тыс., поляков – с 258 до 235 тыс., белорусов – с 63 до 43 тыс. человек. Убывание русских обусловлено эмиграцией; литовцев (83,4% населения) – миграцией и уменьшением рождаемости. Анализируются данные обширного исследования культурной адаптации национальных меньшинств. Использована диспропорциональная стратифицированная выборка: выделялись сходные по социальному составу этнические группы. Некоторые результаты исследования: этнических поляков отличают религиозная консолидация, тяготение к традиционной общине, самая значительная территориальная идентичность с Литвой и наиболее высокий уровень этнических связей с литовцами. Среди русских крайне низок уровень идентификации с территорией страны, невысоко стремление к сближению с соотечественниками и единоверцами в Литве. Евреям присущ низкий уровень идентификации с территорией страны и наиболее приоритетной оказывается профессиональная идентификация.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-11-2004
Д. Макаров Общественные науки и современность. 2004.  № 6. С. 147-161. 
В работе на основе полевых исследований, поведенных автором в 19..–20..гг., проанализирован феномен исламского радикализма в Дагестане: его истоки; внутренние и внешние факторы, приведшие в 1999 г. к вооруженному столкновению салафитов (ваххабитов) с государством; последствия этих событий как для дагестанского общества в целом, так и его радикальной части. Показано, что будущее место последней в общественно-политической жизни республики трудно предсказуемо. В условиях истощения мобилизационных ресурсов радикального исламизма сам по себе он уже не может подорвать относительную устойчивость нынешней дагестанской политической ситуации. Но в случае критического обострения и/или рефракции социальных, экономических и этнополитических противоречий, исламский фактор вполне в состоянии обернуться катализатором перекройки всего политико-идеологического ландшафта Дагестана.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-11-2004
Екатерина Юрьевна Протасова Социологические исследования. 2003.  № 5. С. 113-121. 
Представлены результаты изучения русскоязычной прессы Финляндии на базе выборки публикаций за 1992-2002 гг. по 8 газетам и журналам (объем - примерно 1200 страниц). Внимание обращается на освещение в ней специфики, сходства и отличий «финского» и «русского» в разных аспектах жизнедеятельности (уклад жизни, нравы и обычаи, бытовая культура, семейные отношения и воспитание детей, особенности школьного образования, отношение к труду, медицинское обслуживание и т.д.). Показано, что восприятие «своего» и «чужого» обострено у тех, кто прибыли в иную страну надолго или на постоянное жительство. Приводятся выдержки из анализируемых публикаций с высказываниями представителей разных групп населения (русских эмигрантов и самих финнов) об отношении финнов к русским и к русскому, а русских – к финнам и финскому. Также показаны некоторые ошибочные стереотипы восприятия финнов русскими (как флегматичной нации, как людей, сильно предрасположенных к потреблению алкоголя и т.д.). Выделены характеристики социально-психологических черт обоих народов (финны живут более замкнуто, чем русские, стараются не выражать открыто свои чувства, у них не столь короткая, как у русских, дистанция общения), отмечена забота финнов о сохранении природы, о чистоте, о собственном здоровье. Сообщается о достижениях Финляндии в экономической, политической и социальной сфере, в том числе в образовании и здравоохранении, а также в соблюдении прав и интересов национальных меньшинств.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-10-2004
Борис Ефимович Винер Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 3. С. 119-145. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-10-2004
М. Кайзер Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 3. С. 52-71. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-10-2004
М.С. Куропятник Журнал социологии и социальной антропологии. 2002.  Т. 5. № 1. С. 161-173. 

ресурс содержит прикрепленный файл