Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 797

Обновлено: 01-04-2009

http://www.hellas.ru/sections/grinrus/diaspora.shtml
http://www.greek.ru/ru/culture/grekrus/society
http://eol.nross.ru/diaspora
http://www.rostovgreek.ru
http://home.skif.net/~ellas/index.html
http://www.enotita.narod.ru
http://www.mdn.ru
http://www.gks.ru
Http://www.greek.ru
http://www.greekgazeta.ru
http://www.hellas.ru
http://www.greek.ru/ru/www/radiokalimera
http://rosvest.greek.ru
http://www/cyprusadvertiser.com
http://papirus.greek.ru/

Сегодня, в силу повышенного интереса к вопросам этничнической идентичности и возрастающей роли диаспор в жизни принимающей страны, этнонациональные сообщества и объединения становятся актуальным объектом социологического исследования, а их изучение предстает вопросом большой практической значимости.

Опубликовано на портале: 15-10-2004
Николай Генрихович Скворцов Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 1. С. 54-72. 
Неомарксистскому учению о расе и этничности принадлежит ценный вклад в познание расовых и этнических отношений. Статья фокусирует внимание на влиянии марксистской парадигмы на современные исследования расы и этничность. В первую очередь статья анализирует классические неомарксистские работы О. Кокса «Каста, класс, раса» и М. Райха «Расовое неравенство». Во второй части рассматривается роль государства в поддержании расового господства, роль расизма как источника разделения внутри рабочего класса и феномен нового культурного расизма.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-10-2004
Гарольд Ефимович Зборовский, Елизавета Александровна Широкова Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 75-79. 
Авторы раскрывают суть термина «ностальгия», который возник в XVIII в. и означал болезненное состояние солдат, тоскующих по дому в ходе длительного военного похода. Теперь его используют чаще всего применительно к настроениям среди эмигрантов, сопровождаемым тоской по Родине. Методом нарративного интервью проведено пробное исследование выраженности ностальгических настроений и их проявлений в повседневной жизни у проживающих в Финляндии русскоговорящих эмигрантов (опрошено 13 женщин и 3 мужчин в городе Турку). Выводы авторов: 1. Эмигранты стремятся воссоздавать у себя в новом доме внешний облик и «русскую» обстановку «старого дома» (у финнов велики размеры комнат и в них мало мебели, которая к тому же отличаются простотой). 2. Наполняются особым смыслом традиции прежнего уклада жизни, в том числе то, как они отмечают праздники. Встреча Нового года ассоциируется с Россией. 3. Проявляется тоска по прежней работе. 4. Существование в условиях двуязычия вызывает также потребность слушать живую русскую речь. Ярко описаны внешние выражения чувства единения с Россией как с Родиной, проявившиеся среди эмигрантской молодежи на гастрольных концертах в Хельсинки рок-группы ДДТ (пение песни «Еду я на Родину…», поднятие русского флага и т.д.).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-10-2004
Наталья Алексеевна Алексахина Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 49-54. 
В статье исследуется проблема изменения национальной идентичности, как важного аспекта формирования межэтнического взаимодействия нового типа. Социально-политические и экономические трансформации в России послужили катализатором возникновения национального вопроса на всех уровнях общественной жизни. Одновременно произошла смена приоритетов в национальной самоидентификации у детей, родившихся в смешанных браках. Все это оказывает влияние на снижение численности этнически русского населения, происходящее в настоящий период, и вместе с другими демографическими процессами определяет изменения в составе русского этноса в будущем. Эти выводы автора статьи подтверждаются данными государственной статистики, а также данными исследования, проведенного в Петрозаводске, УланУде, Казани и Нарьян-Маре. Методом фокусированной выборки на базе микропереписи 1994 г. были проинтервьюированы 800 респондентов – членов домохозяйств, в составе которых был хотя бы один представитель титульной национальности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-10-2004
Р. Елемесов, А. Майсюк Общественные науки и современность. 1992.  № 4. С. 131-137. 
Отклик на статью И. Задорожного (ОНС, 1991, №6): оспаривается основной ее тезис о том, что в условиях перехода к рынку возможно складывание монопольных групп, опирающихся на религиозно-клановое единство, среди которых наиболее сплоченные объединения мусульман. Авторы текста отвергают методологию своего оппонента, базирующуюся на постулате о безусловном приоритете этнокультурных категорий и ценностей. По их мнению, никакая религия не порождает собственный тип экономики, но, напротив, реальное состояние экономического развития современного мира в контексте конфессионального фактора демонстрирует непреложный факт. Именно социально-экономические системы придают соответствующему вероучению специфику и национальное своеобразие, и определяют его место в системе ценностей данного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-10-2004
И. Блищенко, А. Абашидзе Общественные науки и современность. 1992.  № 4. С. 121-130. 
По мнению авторов статьи, ситуация с этническими меньшинствами в странах СНГ отягощена рядом трудноразрешимых обстоятельств – своего рода артефактов советской национальной политики: проблемой статуса той или иной этнической группы, связанного с наличием или отсутствием у нее территориальной автономии; проблемой «титульной» нации в соответствующей этнической территории; проблемой депортированных народов и проблемой беженцев. Из этого вытекает необходимость комплексного правового решения круга вопросов относительно прав меньшинств на основе критерия их недискриминационного развития в рамках существующих на постсоветском пространстве государств. Причем понятие «дискриминация» должно применяться не только на уровне этнической группы, но и ее отдельных членов, как это принято в документах Совета Безопасности ООН.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-10-2004
Л. Колесова Общественные науки и современность. 1992.  № 4. С. 117-120. 
В подавляющем большинстве этноконфессиональные конфликты восходят не только к рутинным сторонам соприкосновения носителей различных культур и традиций. Часто за конфронтацией на данной почве стоят глубинные адаптационные кризисы тех социально-этнических групп, которые с наибольшей трудностью преодолевают проблемы совместимости в процессе образования наций, то есть процессе перехода от аграрно-сословных к индустриально гражданским и постиндустриальным (информационным) сообществам. Исходя из этого постулата, автор текста предлагает для лучшего понимания специфики конфликтогенных и деформированных форм нациогенеза абстрактную четырехчленную модель межэтнической совместимости, позволяющую выявлять наиболее значимые уровни рассматриваемого явления, независимо от его региональной и цивилизационной локализации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-10-2004
М. Иордан Общественные науки и современность. 1992.  № 4. С. 110-116. 
Этнический конфликт – субъективный «слепок» объективных противоречий, актуализировавшихся в процессе столкновения реальных или воспринимаемых как реальные интересов двух народов. Несмотря на то, что конфликтность рассматриваемого типа – одна из форм агрессивного поведения, межэтническое противостояние можно все же рассматривать и как особую форму группового взаимодействия. В качестве массового явления оно характеризуется не прекращением межнационального общения как такового, но его признанием и продолжением в искаженном виде. Вследствие чего в любом этническом конфликте имеется встроенный «тормоз» – возможность признания ненормальности сложившейся ситуации, которое может остановить логику безрассудства и превратить межнациональную «дуэль» в интернациональный «дуэт».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-10-2004
Александр Валентинович Оболонский Общественные науки и современность. 2004.  № 5. С. 53-64. 
По мнению автора, этический аспект – одно из ключевых направлений реформы государственной службы в России. Автор считает, что канадская модель ближе к традициям России и поэтому в реформировании государственной службы целесообразно использовать опыт Канады. Основными направлениями реформы предлагаются совершенствование профессиональной этики служащих, введение так называемого этического кодекса поведения. При этом автор предлагает максимально учитывать специфику российского госаппарата и те условия, в которых формировалась его деятельность.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-09-2004
Лев Станиславович Перепелкин, Владислав Геннадьевич Стельмах Общественные науки и современность. 2003.  № 3. С. 107-121. 
Определяя этнокультурную безопасность как сферу устойчивого функционирования и воспроизводства культур всех национальных групп РФ вкупе с возможностью их участия в свободном взаимообмене культурными ценностями и сохранения их членами своей этнической идентичности, авторы статьи выделяют группы факторов социокультурного порядка, повышающие риски в означенной области: демографические процессы, неконтролируемые миграционные потоки и «этнический ренессанс» (активация в современных условиях этнического/этноконфессионального сознания жителей страны). Снижение рисков в ходе межэтнического обмена и кросс культурного взаимодействия рассматривается на уровне научной проблемы – системного управления подобными процессами, осуществляемого не только самим обществом через систему гражданских институтов, но и государственными структурами, ответственными за урегулирование межэтнических конфликтов в рамках идеологии толерантности.

Опубликовано на портале: 15-09-2004
Ренальд Хикарович Симонян Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 98-106 . 
Отмечается, что российские медиа слабо освещают факты правовой дискриминации русского населения в странах СНГ, но широко и часто неадекватно комментируют нарушения прав русскоязычного населения государств Балтии. Представлен материал дискуссий о переводе русских школ стран Балтии на обучение на титульном языке, вызывающем недовольство части русского населения, демарши российских парламентариев и реакцию возмущения в российских СМИ. По мнению автора, со стороны российского правительства имеет место недостаток реальной заботы о русских в этих странах и помощи русским мигрантам из стран Балтии и СНГ. Материальные условия жизни русских в Балтии в целом выше, чем в самой России и их миграция оттуда в Россию намного ниже, чем из Казахстана и Узбекистана.

Опубликовано на портале: 15-09-2004
Ренальд Хикарович Симонян Социологические исследования. 2003.  № 1. С. 59-66. 
Стабилизация государственности у народов Балтии не только укрепила чувство безопасности, но и способствовала пониманию того, что с русской общиной разумно и полезно ладить, более того, ее следует использовать при построении современного демократического государства с либеральной экономикой. Если в конце 80-х – начале 90-х гг. у титульных народов Балтии доминировали экзистенциально окрашенные интересы (стабильность, безопасность, солидарность), то сегодня характерен заметный сдвиг к прагматическому и индивидуальному поведению. В настоящее время господствующим становится мнение, что жизненно важные для общества цели не могут быть достигнуты в ситуации, когда в государстве имеются сотни тысяч жителей с неопределённым правовым статусом. Отмеченный многими аналитиками парадокс перемен в массовом сознании населения Балтии состоит в следующем. У русских 10-12 лет назад вызывало беспокойство закрытость титульных (хуторян), а те в свою очередь считали, что опасность исходит от инородцев. Сегодня же, наоборот, уже многие титульные считают, что потенциальным источником опасности стала именно закрытость инородческого сообщества, и связанная с этим этническая разделенность общего социума. И что именно неясность перспектив является одной из главных причин самодостаточности русской общины, ее замыкания в своей языковой среде. Таким образом, казавшаяся раньше спасительной категория«закрытость» представляется титульным жителям Балтии уже несколько в ином свете.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-09-2004
Ренальд Хикарович Симонян Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 98-105. 
В последнее время общественные деятели стран Балтии, в том числе и один из авторов государственной Программы интеграции, принятой правительством Эстонии (Мати Хейдметс), прямо заявляют, что модель этнически разделённого общества – сложившаяся реальность. Многие социальные, политические, экономические и психологические проблемы, характерные для стран Балтии в последние 12-15 лет, являются или прямым следствием сосуществования этого феномена. Для нормального развития общества нужен нормальный обмен информацией. Любой вид информационной автаркии вызывает процессы самоотравления общества. Подобная ситуация благоприятствует фабрикации социальных мифов, появлению и закреплению в массовом сознании многочисленных предрассудков, ложных стереотипов, что оказывает влияние на развитие всего комплекса общественных процессов, и прежде всего, процесса консолидации общества.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-09-2004
Игорь Михайлович Кузнецов
Москва: Академия, 2002, 160-190 с.
В книге «Социальное неравенство этнических групп: Представления и реальность» представлена глава автора - «Тип экономических ориентаций и дифференциация этнических групп». Автором рассматривается проблема реального или этнически воспринимаемого этнического неравенства в различных сферах Российского социального пространства.
Существует повседневный шаблон восприятия ряда социальных ситуаций в этнических категориях, и их необходимо знать в том числе и для того, чтобы регулировать межэтнические взаимодействия во избежание насильственных противостояний.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 11-09-2004
Владимир Александрович Ядов
Москва: КАНОН-пресс-Ц, 2001, 640 с.
Коллективная монография, составленная из работ сотрудников Института социологии РАН. На основе сравнительного историко-социологического анализа и кросскультурных исследований ряда обществ, переживающих радикальные преобразования, дается описание и объяснение многообразных процессов и социальных явлений российского общества. Значительная часть глав книги посвящена интерпретации сдвигов в социальной структуре общества, анализу тенденций развития этнических взаимоотношений, рассмотрению способов минимизации и упреждения конфликтов на этой почве, динамике адаптации различных групп населения к меняющимся условиям, социальным проблемам образования, семьи, здоровья, растущей угрозе наркотизации и алкоголизации.
Представлены работы, анализирующие управленческие действия в условиях бедствий и катастроф, модели формирования взаимодействия между социальными исследователями, административными органами и гражданами при осуществлении различных модернизационных проектов. Книга адресуется социальным исследователям, студентам, лицам, принимающим управленческие решения, широкой общественности.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 92-105. 
В беседе за « круглым столом » приняли участие: президент Российской психоаналитической ассоциации, доктор медицинских наук А. Белкин, заведующий Московским нейроэндокринологическим центром Л. Герцик, заведующий лабораторией психосоциальных исследований Научного центра психического здоровья РАМН, кандидат психологических наук С. Ениколопов, кандидаты психологических наук В. Крук и А. Хараш, военный психолог А. Харитонов, кандидат исторических наук, профессор С. Семенов. Вел дискуссию заместитель главного редактора ОНС, доктор философских наук А. Назаретян. Основные вопросы, поднятые в дискуссии: о природе, истоках и причинах агрессии в человеческом обществе, о соотношении агрессии и войны, о культурных механизмах канализации агрессии. В выступлениях были также отражены проблемы биологического и социального аспектов агрессии, проблемы возрастных форм агрессивности, а также формы агрессивности, проявляющиеся в межэтнических конфликтах.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-09-2004
Владимир Давидович Шапиро, Цви Гительман, Валерий Червяков
Данная статья является заключительной статьей из серии публикаций, основанных на материалах этносоциологического исследования, впервые проведенного в 1992-1993 гг. в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, повторенного в тех же городах в 1997-1998 гг. и посвященного разнообразным аспектам формирования национальной идентичности российских евреев. Оба раза с помощью формализованного интервью были опрошены по 1300 респондентов в возрасте 16 лет и старше по репрезентативной для каждого из трех городов выборке. В первых двух статьях серии (см. «Диаспоры», 2000, - 3; 2001, - 1) подробно описаны концепция, методология, инструментарий проекта, а также рассмотрены его эмпирические результаты, касающиеся структуры этнической идентичности, роли иудаизма и традиций в жизни современного еврейства, влияния семьи у ближайшего социального окружения на национальную самоидентификацию, освоения культурного наследия, участия в еврейском организованном движении, политических настроений еврейского населения.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 04-09-2004
Игорь Михайлович Кузнецов Советская этнография. 1988.  № 1. С. 15-27. 
В общем виде проблема адаптивности этнических культур сводится к тому, насколько готовы те или иные культуры освоить предметно-вещную среду, социальные ситуации и принципы социального взаимодействия, нетривиальные и нестандартные для этих культур. Прежде всего речь идет о характере и направлениях развития этнических культур в современных социально-экономических и экологических условиях.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 30-08-2004
Павел И. Осинский Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 121-130. 
Положение дел в Республике Бурятия демонстрирует, что политические процессы продолжают оставаться закрытыми, то есть сосредоточенными в узком элитарном слое. Вследствие чего: 1) рядовые граждане сталкиваются с этнополитическими реалиями по преимуществу на бытовом уровне; 2) среди правящего слоя приняты кулуарные способы решения возникающих разногласий. В условиях утраты федеральным центром некоторых регулирующих функций относительно устойчивое и стабильное развитие межнациональных отношений в «этническом» субъекте Федерации возможно при соблюдении республиканской элитой баланса интересов основных компонентов его населения («титульного» этноса, русских и меньшинств). Сохранение такого равновесия требует, как минимум, моратория на выдвижение этнополитических претензий, какими бы обоснованными они бы ни казались заинтересованной группе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-08-2004
Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 112-120. 
Анализ этнополитической ситуация в субъектах Федерации, населенных коми (Республика Коми и Коми-Пермяцкий автономный округ), дает основание для следующего заключения. Напряженность в отношениях различных национальных общностей происходит вследствие недооценки баланса между двумя реальностями этнического состава населения России: количественным преобладанием русских и наличием групп меньшинств, имеющих собственные автономно-территориальные образования. В этой связи перспективы развития нашей страны зависят от позиции федеральных органов власти, которые должны не столько сублимировать процессы национального возрождения автономий, сколько добиваться соблюдения интересов всех этнических общин, живущих на данной территории. Без этого национальная политика РФ будет стимулировать дезинтеграцию государственного пространства.
ресурс содержит прикрепленный файл