Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 797

Опубликовано на портале: 30-08-2004
В. Коротков Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 104-112. 
Основной фактор, определяющий специфику ситуации в Чеченской Республике – крайняя интенсивность национального движения, обусловленная влиянием родовых институтов (тайповых и тукхумных). События в Чечне продемонстрировали политическую и экономическую несостоятельность этнонационалистической парадигмы развития. Вайнахская «национальная революция» рубежа 1990-х гг., произошедшая на фоне общего кризиса российской государственности, разрешив некоторые коллизии советского времени, породила новые, не менее острые: нарушение существовавшего межэтнического баланса в республике поставило под угрозу существование не только меньшинств, но и самого чеченского этноса. Это свидетельствует о крахе политики сотрудничества российских демократов и местных националистов-радикалов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-08-2004
А. Юсуповский Общественные науки и современность. 1994.  № 5. С. 102-112. 
Смена моделей легитимности (то есть внутреннего оправдания) власти и различная роль в этом процессе этнических компонент обуславливают возможность направлять этнический фактор в политическое русло. В СССР подрыв легитимности элиты союзного Центра был осуществлен путем дискредитации идентичности, основанной на принадлежности к «новой исторической общности» – советскому народу. Возникший вакуум заполнили этнократические модели групповой идентификации, однако, подчинение этнического сознания политике в действительности не только приводят к и примитивизации его структуры, но и к деградации цивилизованных элементов политической культуры в целом. Вследствие этого возобновление конструктивного сотрудничества на постсоветском пространстве может произойти при условии преодоления избыточной роли этнического фактора, которое он приобрел в кризисное время.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-08-2004
Г.С. Померанц Общественные науки и современность. 1994.  № 5. С. 170-174. 
Мы живем, считает автор, во время, когда, с одной стороны, жизнь подсказывает неизбежность каких-то глобальных организаций типа Лиги Наций или ООН, а с другой – происходит неожиданное ожесточение этнического и конфессионального сопротивления. Так возможен ли вообще диалог? Многие полагают, что сегодня он менее возможен, чем когда бы то ни было, что сегодня все вцепились друг другу в глотку и никто друг друга не слушает. Вместе с тем диалог идет несмотря ни на что.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-08-2004
Эдуард Понарин
В учебном курсе «Этнические проблемы на пост-советской территории» рассматриваются следующие вопросы:
Этнические факторы в развале СССР и конфликтах на пост-советской территории
теории национализма
институциональные аспекты этничности в бывшем Советском Союзе
потенциал русского национализма.

Объем курса - 14 лекций, 14 семинаров, 8 кредитов ECTS.

К содержанию курса «Этнические проблемы на пост-советской территории» прилагается: обязательное чтение к каждой теме и литература ко всему курсу.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Этносоциология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Леокадия Михайловна Дробижева
для студентов социологического факультета
Объем курса «Этносоциология» - 32 часа.

В данном учебном курсе автор рассказывает об основных направлениях исследований внутри этнической социологии, о том, какой вклад внесли этносоциологи в прогнозирование этносоциальных процессов и межэтнических отношений.
Показывает место этнической социологии в системе научного знания.
Рассматривается соотношение современной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; рассматривается роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении.

Изучаются проблемы межкультурных границ, роль религии (этнические интересы и установки на межэтническое общение), межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма и межэтнических конфликтов.

Программа курса содержит список литературы, сформированный отдельно по каждой теме.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Гульдар Фаритовна Ахметова
Cтуденты кафедры истории и этнологии
Объем курса «Башкирская женщина и современный город: проблема социокультурной адаптации». - 18 часов.

В своей программе автор рассматривает современное положения башкирской женщины, проживающей в городе.
На примере городских башкирок выявляются общие закономерности адаптационного поведения представительниц слабоурбанизированных, полукочевых в прошлом этносов.
К содержанию программы прилагается
список тем курса, обширный список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 10-07-2004
Андрей Григорьевич Здравомыслов Общественные науки и современность. 1997.  № 4. С. 115-122. 
Суть релятивистской теории наций состоит в том, что содержание национального сознания каждой этнической группы восходит к постоянному психологическому сопоставлению с другими группами, входящими в ареал взаимного узнавания. Главная проблема указанной теории – как складывается самовосприятие данного сообщества, и в каком направлении этот образ эволюционирует. Практический смысл выдвинутой концепции состоит в целесообразности отказа от конъюнктурного и конфронтационного по своей сути поиска «абсолютно правильной» национальной идеи (образа) и сопутствующей этому силовой политики. Ее должен заменить синтез наиболее значимых общественных ценностей всех этнических групп, составляющих данный государственный организм и построение на этой основе рефлексивной политики – выбора адекватных средств политического действия, выходящих за пределы сиюминутных потребностей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-07-2004
Е.Б. Светлицкая Общественные науки и современность. 1997.  № 1. С. 72-81. 
В статье представлены результаты исследований, проведенных сектором политико-психологических проблем Института США и Канады РАН. Формирование российской государственной идентичности отличается от аналогичных процессов в других республиках бывшего СССР. В последних формальному обретению независимости предшествовал психологический процесс формирования государственной идентичности на основе национального принципа. В России национальный фактор не играл такой роли. Однако, признавая Россию многонациональной страной, большинство россиян считают, что преобладающей религией в ней должно быть православие, а президентом должен быть русский. Противоречивость процесса государственной идентификации демонстрируется и другими индикаторами: отношением к патриотизму, порядку, законности и др. Внутренне противоречивым признается и образ страны в сознании россиян. Автор объясняет это тем, что нашу культуру характеризует эпилептоидный тип личности. В подтверждение приводятся данные полученные в результате опросов по методу MMPI – Миннесотского многофакторного личностного опросника.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2004
А.С. Панарин Общественные науки и современность. 1999.  № 4. С. 146-157. 
Статья является косвенным ответом на выступление А.Янова “От “патриотизма” к национальному самоуничтожению” (ОНС, 1998, № 6). В ней подчеркивается, что мессианские претензии свойственны прежде всего США, где сочетаются принципы либерализма и имперский пафос, демократизм и теократия. В этих условиях одностороннее разоружение российской политической элиты перед США привело только к усилению имперских претензий последних. Постулат однополярного мира предполагает отсутствие крупных суверенных держав; глобализация означает девальвацию населения мировой периферии; вестернизация посредством захвата средств массовой информации ведет к разрушению незападных культур изнутри; либерализм и рыночные отношения в сфере культуры чреваты победой контргуманизма и контрпросвещения. Популярные в России “националистические” идеи, противостоящие этому наступлению глобализаторов (идея Великого Востока, идея угнетенного Юга, “индоевропейская” идея) должны противостоять претензиям США на мировое господство, защите идеи социальной цивилизации в борьбе против идеи экономической цивилизации. Европейская идея должна быть переосмыслена в гуманистическом духе, освобождена от компрадорского, пораженческого контекста.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2004
Светлана Владимировна Лурье Общественные науки и современность. 1999.  № 4. С. 101-111. 
В статье анализируется национализм как политический проект (программа-мифологема) в его разновидностях, доминирующих на Западе (во французской и немецкой культурах) и на Востоке (в армянской и турецкой культурах). Анализируется структура национального мифа и его компонентов: образа “мы”, образа “покровителя”, образа “поля действия” и др. Рассматриваются различных формы этничности и национального самосознания, в том числе в период политического кризиса.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-07-2004
Сергей Мирославович Маркедонов Общественные науки и современность. 1997.  № 2. С. 186-190. 
В письме в редакцию высказывается оригинальный взгляд на цивилизационный статус казачества как межцивилизационной общности, в формировании которой, кроме русских и украинцев приняли активное участие турки, татары, другие степняки, кавказцы, греки, болгары, сербы, калмыки, евреи, немцы, французы, представлявшие православную, католическую, протестантскую, мусульманскую, буддистскую (ламаистскую), иудейскую конфессии. В основе норм казацкого общежития были веротерпимость и представление о казачестве как особом сообществе свободных людей (что не исключало «казакоманство», казацкий национализм).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-07-2004
Edward Klein Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 156-164. 
Безотносительно желательности глобального регулирования социально-экономических процессов, суверенные государства, включая полиэтнические, продолжат свое существование в течение необозримого времени. Доктрина права наций на самоопределение, восходя к неоднозначной взаимосвязи между государством и населяющими его этносами, имеет противоречивый характер: безукоснительное следование ей нарушает ООНовский принцип территориальной целостности. Известный американский издатель и правозащитник, рассуждая в контексте распада СССР об условиях применения принципа самоопределения, утверждает, что отделение какого-либо народа от государственного образования не должно быть первым или единственным вариантом при решении проблем этнического плюрализма, поскольку оно часто сопряжено с насилием и последующей дискриминацией «наизнанку».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Общественные науки и современность. 2004.  № 4. С. 71-86. 
Представлены наиболее интересные материалы обсуждения темы на заседании фонда “Либеральная миссия”, где выступили 2 оппонирующих докладчика – Э.Паин и А.Попов. Среди участников обсуждения – Е.Ясин, А.Адамишин, С.Дубинин, В.Кувалдин, О.Лацис, С.Митрохин, В.Никонов, А.Пионтковский, В.Полтерович, М.Урнов и др. Помимо заявленной в названии темы основной обсуждаемой проблемой был лозунг “либеральной империи”. Анализировались причины успеха на выборах 2003 г. ЛДПР и Родины, обострения проявлений бытового национализма, активизации “национально патриотических” движений. Рассматривались проблемы федерализма и пути их демократического решения. Сопоставлялись “горизонтальные” и “вертикальные” концепции строительства государства, отмечались деэтнизаторская функция империй в истории и антилиберальная сущность сепаратизма, идеологичность самой темы дискуссии. Участники обсудили феномен СССР как империи, говорили о зарубежном опыте решения национальных проблем критически осмыслили лозунг “права наций на самоопределение” и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Сергей Александрович Романенко Общественные науки и современность. 1997.  № 5. С. 54-62. 
На рубеже 1990-х гг. в Югославии идея полиэтничного государства ввиду ее связи с тоталитарно-коммунистическим наследием оказалась дискредитированной в глазах всех народов этой страны. В данной ситуации большинство представителей научных сообществ каждого из балканских этносов попыталось идеологически решить новые проблемы на основе старых, исторических стереотипов (взаимных обид, нанесенных югославянскими народами друг другу за длительное время проживания на одной территории). Абсолютизация интеллектуальными элитами права этнической общности на самоопределение в сочетании с тяжелым психологическим наследием тоталитаризма привело к доминированию идеологии этнократизма в процессах создания народами СФРЮ собственных государственных образований. Это и сделало сопутствовавшие обретению независимости конфликты чрезвычайно трудно разрешимыми.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 89-99. 
Среди тем, затрагиваемых экс-президентом СССР (интервью взято д.филос.н. В. Загладиным), прежде всего, заслуживает внимания его точка зрения об игнорировании центром нарастания напряженности в межнациональных отношений как одной из первопричин распада союзного государства. Горбачев также убежден в возможности обновления Союза на демократической основе, превращении его в правовое государство, и в этом контексте интересно его мнение относительно феномена «сепаратизма РСФСР». Далее, вызовут интерес свидетельства последнего советского лидера о ново-огоревском процессе – о нюансах работы по написанию нового Союзного договора. Наконец, не следует пренебрегать соображениями Горбачева о двухуровневой, двухскоростной модели социально-экономической реинтеграции на постсоветском пространстве («ядро» – славянские государства и Казахстан; «периферия» – остальные страны СНГ).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2004
Игорь Григорьевич Яковенко
2002
Различие идеальных представлений и реального мира - характерная черта человеческого сознания. В русской православной, а затем и советской культуре она приобретает характер неразрешимого противоречия. Сознание человека, являясь носителем должного, категорически отрицает существование реального мира. Противоречие между должным и реальностью становится причиной внутреннего конфликта каждой личности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 08-06-2004
Ред.: Алексей Демосфенович Богатуров
Москва: Моск. обществ. науч. фонд, 1998
Сборник - одна из трех итоговых публикаций проекта "Российская политическая культура и международное право". Авторы публикуемых материалов представляют разные поколения и разные течения российской политической мысли - от умеренных либералов до умеренных левых. Публикация представляет собой попытку либерально-национального синтеза в сфере общественно-политического сознания. Акцент в книге сделан на моделях поведения россиян как некоторых базисных архетипах их само- и мировосприятия, воспроизводящихся в обществе на протяжении всех веков. Выявление реальных очертаний проблемы "скрытых" препятствий в сфере "вытесненного", "забытого" или просто не вполне осознанного способно, по мнению авторов, содействовать избавлению страны от крайностей как реформистского, так и антиреформистского толка.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 08-06-2004
Ред.: Michael McFall, Сергей Александрович Марков, Андрей Виленович Рябов
Москва: Московский Центр Карнеги, 1998
Книга содержит, главным образом, статьи молодых исследователей - участников рабочих групп программы Московского центра Карнеги "Межэтнические отношения в странах СНГ", занимающихся проблемами формирования новой идентичности и взаимоотношениями религии и государства на территории СНГ. Многие из рассматриваемых авторами вопросов выносятся на суд читателя впервые, те же, с которыми читатель уже имел возможность познакомиться, представлены в новом свете. Можно указать на успешную попытку комплексного анализа места и роли Русской православной церкви в современном российском обществе и ее непростых отношений с государственными структурами. На конкретных примерах показано воздействие фактора традиционности на нынешнюю общественно-политическую ситуацию в отдельных регионах Кавказа. Наконец, в сборнике содержится обстоятельный анализ эволюции в Дагестане этнической и конфессиональной идентичности отдельных этносов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 08-06-2004
Владимир Изявич Мукомель
2002
В статье анализируются права национальных меньшинств, предусмотренные российским законодательством, а также законодательством субъектов РФ. В центре внимания находятся международные договоры, Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, конституции и уставы субъектов Федерации, договоры и соглашения с федеральными органами государственной власти, регулирующие права национальных меньшинств. В статье исследуются противоречия в законодательстве, когда один и тот же народ в разных документах подпадает под разные дефиниции. Особое внимание уделяется моделям законодательного оформления национальных меньшинств. В центре внимания находится терминология, используемая в документах, регламентирующих права национальных меньшинств. Автор анализирует трудности принятия федерального закона о национальных меньшинствах. (National Minorities in the Russian Federation: Federal and Regional Legislation // New Diasporas in Hungary, Russia and Ukraine: Legal Regulations and Current Politics. Ed. by Ilona Kiss and Catherine McGovern, Budapest, Open Society Institute/Constitutional and Legal Policy Institute, 2000).
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 07-06-2004
Розалина Владимировна Рывкина Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 47-58. 
Несмотря на невысокий уровень антисемитизма в РФ, ощущение социально-психологического дискомфорта присуще примерно 84% евреев. Помимо фобических настроений, это состояние связано с рядом социальных особенностей российского еврейства как группы: 1) наличием в ее составе значительной доли людей, не ассоциирующей себя со своим этносом; 2) противоречием между этнической самоидентификацией и отчужденностью или слабой включенностью в собственную культуру, религию и национальные традиции. Отсюда берет начало распространение установок на иммиграцию, характерных и для тех евреев, которые все же ощущают Россию как свою страну. Решить этот аспект «еврейского вопроса» можно при условии, если российское общество, перестав мыслить национально-этническими и расовыми категориями, сделает идею гражданственности приоритетной.
ресурс содержит прикрепленный файл