Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 797

Опубликовано на портале: 07-06-2004
В.А. Колосов, Т.А. Галкина, М.В. Куйбышев Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 34-46. 
В статье диаспоры рассматриваются как особая группа национальных меньшинств, живущая вне страны своего происхождения и образующая высокоорганизованную, сплоченную и устойчивую общность, которая обладает самоидентификацией даже в случае частичной или полной утраты родного языка, традиционной религии и т.п. Далее, на примере «классических» диаспор бывшего СССР: армянской, греческой и еврейской, анализируется процесс создания и воспроизводства подобных групп, формы коммуникационных связей между их членами, проблемы взаимодействия с иноэтническим окружением и властными институтами. Делается вывод, что опыт перечисленных диаспор может быть востребован как меньшинствами постсоветской России, так и новым русским зарубежьем.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-06-2004
Е.Г. Баранов Общественные науки и современность. 1996.  № 6. С. 67-75. 
Как и национализм отдельного человека, нациопатия социальной группы – фобическое состояние, т.е. психологическое отклонение, развивающееся преимущественно на основе комплекса неполноценности. Основными признаками нациопатии выступают, во-первых, неадаптивное поведение – коллективные действия, предпринимаемые для достижения ложной цели, объективно наносящие ущерб самому их субъекту. Во-вторых, стабильность во времени и тотальность проявления агрессивных нациопатических реакций («заряженность» на войну). Для общества, страдающего нациопатией, характерно стремление к тоталитаризму. Непрерывная оценка психологического здоровья населения всей страны и особенно ее проблемных регионов – необходимое условие эффективного и современного социального регулирования и управления обществом.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-06-2004
В.Е. Чертихин Общественные науки и современность. 1996.  № 4. С. 78-86. 
Социальная психология выделяет четыре базовые реакции социума на кризисные ситуации (апокалипсические настроения, идеализация прошлого, поиск «козла отпущения», утопические ожидания), конкретное соотношение которых определяет форму группового поведения и адаптации к изменившимся обстоятельствам. В тексте выводится взаимосвязь этнического характера русских, сложившегося под воздействием обстоятельств природно-климатического, хозяйственно-бытового и исторического свойства, и выбора ими основной модели реагирования на кризисные изменения на протяжении трех глобальных эпох отечественной истории. Показано, что большинство русского общества в периоды нестабильности тяготеет к крайне противоречивым, цикличным линиям коллективного поведения: модели Смутного времени (термин В. Ключевского) или маятниковой модели (термин А. Ахиезера).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-06-2004
Ю.М. Кобищанов Общественные науки и современность. 1996.  № 2. С. 91-99. 
На основе широкой картины исторического взаимодействия российских этносов и конфессий, сложных межконфессиональных взаимодействий автор делает вывод об отсутствии у России цивилизационной целостности. Воздействие классических цивилизаций в стране носило анклавный характер и соседствовало с "ничейными" межцивилизхационными территориями. Советская субкультура пыталась разрушить цивилизационную структуру страны и заменить ее собственной, коммунистической, основанной на западно-российском синтезе. Но цивилизационные влияния возрождаются, и они будут обуславливать реалии страны в XXI в.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-06-2004
Сусанна Яковлевна Матвеева, Андрей Григорьевич Здравомыслов Общественные науки и современность. 1996.  № 2. С. 153-164. 
Конфликтность не является доминирующей тенденцией межэтнических отношений в Российской Федерации. Тем не менее, область межнационального взаимодействия выступает как сфера напряженности, способная быстро трансформироваться зону насильственной конфликтности. Содержательный анализ национального противостояния в пределах нашей страны позволяет структурировать три основных его типа: 1) территориальные притязания соседствующих этносов; 2) поползновения на сецессию; 3) претензии на повышение статуса, т.е. намерение этнической элиты расширить свои административно-управленческие полномочия в данном регионе. Такая структура конфликтов требует разработки рефлексивной государственной политики в сфере межнационального взаимодействия, опирающейся идеи взаимопонимания, диалога и провозглашающей абсолютный приоритет политических методов решения проблем над чисто силовыми.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-06-2004
А.Л. Андреев Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 105-114. 
Распад СССР был, прежде всего, результатом этнической революции или вторичного этногенеза (смена социально-культурных парадигм, определявших матрицу воспроизводства этничности). На советском пространстве возобладала идеология раздельного развития различающихся по своим этнокультурным корням и традициям народов, вытеснившая идею их совместного движения в сторону постиндустриального общества. Модель «выталкивания» территорий, неспособных в то время стать опорой технического прогресса, изначально закладывала неблагоприятные посылки для традиционных форм интеграции, чему пример – несостоятельность СНГ. Вместе с тем постсоветская реинтеграция может стать реальностью, если ее системообразующими принципами будет добровольное объединение взаимодополняющих экономик отдельных стран на территории бывшего Союза ССР и взаимная совместимость населяющих их народов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-05-2004
Я.Г. Шемякин Общественные науки и современность. 1998.  № 4. С. 49-60. 
Категория конфликт определяется в статье как столкновение индивидуальных и групповых амбиций ситуацию, неподдающихся устранению посредством переговоров. Далее автор предпринимает попытку разграничения собственно социальных (конфликт интересов) и этнических, точнее этнокультурных противоречий (конфликт ценностей). Выделяются два базовых варианта этнической конфронтации: а) между этносами одного цивилизационного ареала – конфликт, типологически близкий к социальному; он сравнительно легко регулируется, ибо его участники объективно придерживаются единых «правил игры»; б) между этносами, относящимися к разным цивилизациям, ценности которых зачастую несопоставимы. Делается предположение, что при отсутствии универсализма в приоритетах и представлениях разрешение этнического конфликта второго типа возможно на основе признания полноценного существования этнокультурного комплекса каждой из конфликтующих сторон.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-05-2004
Книга "Этничность и этнические конфликты в посткоммунистическом мире" представляет аналитический охват всех этнических споров 1990-ых. Полный анализ применен как к сложным современным ситуациям, так и более глубоким корням этнических конфликтов. Отмечается, что в последнее время этнические и национальные конфликты оказались неожиданным и важным источником проблем во многих частях мира. Однако больше всего они создают проблем в бывших коммунистических странах.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 18-05-2004
И.В. Малыгина Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 147-153. 
В статье акцентируется внимание на том, что термин “национализм” не редуцируется в социокультурном контексте к строгой логической форме, но подразумевает феномен, имеющий глубокое культурно-историческое содержание. На основе анализа различных подходов к осмыслению феномена национализма автор статьи интерпретирует его как историческую форму универсального социально-психологического процесса обеспечения этнокультурной консолидации общества. При этом обосновывается, что в каждой конкретно-исторической ситуации национализм актуализирует специфические основания, мотивацию, механизмы формирования и черты проявления этнокультурной идентичности. Размышляя об универсальных чертах русского этноментального опыта, автор статьи характеризует исторические и социокультурные условия формирования русского национализма, а также выявляет различные формы выражения этнокультурной идентичности, развитие которых стимулировалось данным процессом.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-05-2004
Наталья Сергеевна Скоробогатых Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 135-146. 
В статье на примере Австралийского Союза анализируется политика мультикультурализма – особой модели государственной поддержки сохранения этнокультурного своеобразия групп меньшинств (в первую очередь недавних иммигрантов из азиатских стран) в условиях естественного преобладания англо-австралийской культурной среды. Показано, что политика этнокультурного плюрализма, задуманная как механизм смягчения адаптационного шока у первого поколения мигрантов “неевропейского” цивилизационного ареала, со временем превратилась в систему предоставления меньшинствам необоснованных преференций за счет большинства. Делается заключение, что сублимация категории “этническое своеобразие” в ущерб категории “общегражданское единство” создает предпосылки для раскола, а не консолидации социума.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-05-2004
Алексей Алексеевич Кара-Мурза
Описываются и методологически обосновываютсся три интегративные формы, в которых возможно социальное сосуществование индивидов. Во-первых, это "этнократии", которые основаны на принципе "крови", этнического родства, и имеют непременный атрибут - ксенофобию или, по меньшей мере, этническую сегрегацию. Во-вторых, "империи", которые базируются на универсальном, надэтническом принципе "подданства". И, в-третьих, "нации", которые строятся на основе гражданско-территориального принципа. В выстроенный логический треугольник "Этнократия - Империя - Нация" автор пытается поместить реальное историческое состояние России и тем самым проследить конкретную социальную траекторию страны.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 17-05-2004
Владислав Геннадьевич Стельмах Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 106-113. 
В тексте анализируется концепция краха советской государственности, предлагаемая американским политологом Уолкером. По его справедливому мнению, одна из важных причин распада Союза ССР на пятнадцать государств – утрированное место этнического фактора в структурировании его политико-социального пространства. В организованной по национально-территориальному принципу федерации была легитимизирована непродуктивная система этнократии – наделение созданных по национальному принципу союзных республик государственным суверенитетом в ооновском значении данного понятия. Показано, что по мере ослабления в ходе горбачевской перестройки по сути единственной скрепы советской державы – тоталитарной власти КПСС, национальные элиты республик легко превратили свою номинальную государственность в независимость.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-05-2004
Владимир Игоревич Пантин, Владимир Валентинович Лапкин Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 52-63. 
В статье анализируются меняющиеся представления о национально- цивилизационной идентичности в российском массовом сознании и самоопределении России в глобализирующемся мире. По мнению авторов, представления об особом пути развития у многих россиян связаны прежде всего с неудовлетворенностью результатами реформ и вместе с тем с нежеланием возвращаться к прежнему государственно-социалистическому пути развития. Специфика России состоит в том, что многие национальные традиции в ней оказались разрушенными еще в советский период, а подлинно современные институты и ценности еще не укоренились. Важная задача формирования институтов гражданского общества в России – преодоление кризиса идентичности, который усугубляется процессами глобализации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-05-2004
В.И. Фрейдзон Общественные науки и современность. 1999.  № 4. С. 89-100. 
В статье объективная и верифицированная версия создания независимого хорватского государства, излагается на фоне анализа идеологий объединения южного славянства (иллиризм, австрославизм, федеративный югославизм). Придерживаясь точки зрения об искусственном и «форс-мажорном» характере перечисленных концепций, автор показывает их практическую несостоятельность: они не создавали реальной базы для устойчивого, добровольного объединения народов, основанного на стабильных общих интересах, подлинном равноправии и соответствующих социально-психологических установках. В результате Первая (1918-1941 гг.) и Вторая (1945-1991 гг.) единые Югославии стали лишь этапами процесса формирования предпосылок создания независимых балканских государств, включая Республику Хорватия, возникшую в 1991 г. после распада СФРЮ.

Опубликовано на портале: 14-05-2004
Артем Акопович Улунян Общественные науки и современность. 1999.  № 4. С. 78-88. 
В тексте анализируются этнопсихологические особенности взаимного восприятия народов Балканского полуострова в контексте этнических, политических, конфессиональных, идеологических противоречий. Показано, что незавершенность государственного строительства в регионе неизбежно отражается в конфликте конкретных этнических представлений. Современные до предела политизированные и резко конфронтационные этнические стереотипы (по сути дела, «новые образы традиционных врагов») являются продолжением этноцентристских традиций мировосприятия, характерных для балканских народов. Выделен естественный противовес указанной тенденции: стремление жителей Балкан ощутить себя частью «общеевропейского дома», ценностные стандарты которого разительно контрастируют с их традициями межэтнической и межконфессиональной розни.

Опубликовано на портале: 11-05-2004
Елена Евгеньевна Пронина Общественные науки и современность. 2004.  № 3. С. 162-175. 
В статье анализируется феномен так называемой нелинейной прозы Павича. На материале произведений писателя раскрывается фрактальная структура сетевого мышления. Выявляется прогностическое значение главного романа писателя “Хазарский словарь” в постановке наиболее актуальных проблем современности, в частности сохранения этнической идентичности в условиях миграционной экспансии и мультикультуризма судеб государствообразующих этносов, а также ответственности государства перед государствообразующей нацией. Рассматривается динамическое единство и противоречие интересов этноса, личности и государства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-05-2004
О.В. Борисова, А.В. Олескин Общественные науки и современность. 2004.  № 3. С. 132-142. 
Данное исследование – попытка рассмотреть отношение этносов и государственных структур в категориях социальной психологии и биополитики. По аналогии с естественной средой выделены три типа межсубъектного общения между этнической группой и властями – императив, манипуляция, диалог; показаны ограниченные возможности и двойственный характер каждой из них. Утверждается, что задачи сохранения целостности полиэтнического общества и установления политической стабильности в российской традиции являются прерогативой государства (в нем сосредоточена институциональная основа взаимодействия с этническими общностями: право, образование, просвещение и пр.). Поэтому оно несет особую социальную ответственность за эффективность и издержки общения с этнической группой.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-04-2004
Владимир Иванович Ильин Рубеж (альманах социальных исследований). 1994.  № 5. С. 189-204. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-04-2004
Зинаида Васильевна Сикевич Рубеж (альманах социальных исследований). 1994.  № 5. С. 186-189. 
Специфика национальных движений в нашей стране обусловлена социально-политическими реалиями пост-тоталитарного общества, когда вновь образованные политические партии малочисленны, разрозненны, практически неизвестны большинству избирателей и вследствие этого не могут успешно бороться за власть. Именно национальные движения, начиная с 1987 г., сначала в Прибалтике, затем в Закавказье, в других республиках Союза постепенно занимают пустующую «нишу» политической оппозиции: проблемы языка, образования, возрождения национальных традиций отходят на второй план, лишь сопутствуя основной цели - борьбе за государственную независимость и построение национального государства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-04-2004
В. Попов Рубеж (альманах социальных исследований). 1994.  № 5. С. 183-186. 
Дезорганизация экономики, политический кризис, социальные конфликты, обострение межнациональных и межгосударственных отношений - очевидные реалии Содружества Независимых Государств. Все эти острейшие проблемы невозможно решить, если не удастся сохранить исторически сложившуюся систему связей в рамках единого экономического пространства бывшего СССР. Без этого, в частности, невозможно становление рыночных отношений. Однако было бы наивным возлагать большие надежды на СНГ как на политическое средство, способное заменить СССР и решить все проблемы сразу. Тем более, что любая проблема в СНГ имеет теперь и свой национальный (этнический) аспект. И по другому быть не может до тех пор, пока национальность не будет отделена от государства (а государство - от экономики), пока будет преобладать представление о возможности реализации права наций на самоопределение только в форме национальной государственности.
ресурс содержит прикрепленный файл