Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 797

Опубликовано на портале: 28-03-2013
Дмитрий Анатольевич Добровольский Диалог со временем. 2012.  № 39. С. 285-294. 
Отношения Древней Руси и степи являются одним из важнейших «мест памяти» в российской истории. Историография Нового времени диктует восприятие этих отношений как однозначного противостояния. Однако с точки зрения современников ситуация была более сложной. Изучение характеристик и функций, приписываемых половцам в летописных текстах, позволяет увидеть многоплановость и неоднозначность русско-половецких отношений XI–XII вв.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-09-2011
Любовь Викторовна Остапенко, Ирина Алексеевна Субботина Социологические исследования. 2011.  № 5. С. 61-71. 
Рассматриваются изменения в демографической и социальной структуре русского населения суверенной Молдовы в 1990-е - 2000-е гг. Показаны динамика отраслевого и социально-профессионального состава русских, особенности демографического поведения. Уделяя особое внимание положению русской молодежи, авторы ставят вопрос о перспективах сохранения и развития в Молдове русской диаспоры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-04-2012
Джейн Зависка Антропологический форум. 2006.  № 5. С. 169-193. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-06-2012
Зинаида Васильевна Сикевич Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 2. С. 41-58. 
В статье рассматривается влияние этнического фактора на социальные процессы в условиях модернизации общества. Анализируются основные социологические и социально-антропологические подходы к феномену этничности. Приводится авторская классификация этнического фактора на макро-, мезо- и микроуровне. Особое внимание уделяется субъектам межэтнического взаимодействия, в частности, содержанию негативного взаимодействия как отражения системы этнических предубеждений.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-03-2013
Диалог со временем. 2012.  № 38. С. 382-388. 
Книга профессора Лондонской школы экономики, президента Ассоциации по исследованию этничности и национализма, главного редактора журнала «Нации и национализм» Энтони Смита посвящена изложению этно-символистской концепции, разрабатываемой автором вот уже четверть века. Согласно ей, в основе современных наций лежит относительно древняя история и протонациональное самосознание, воплощенное в ряде культурных феноменов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-07-2011
Elena Bogdanova, Mischa Gabowitsch Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011.  № 1. С. 5-13. 
Introduction to a thematic issue on ethnographic approaches to contemporary Russia  by  foreign  researchers  from  a  variety  of  fields.  The  issue  is  based  on  a conference held in Saint Petersburg in 2009, itself modeled after a similar conference in Germany ten years earlier. Integrating the foreign gaze into one’s own self-image is a straightforwardly useful exercise for social scientists from Germany and Western countries that have a history of colonial or hegemonic control over countries from the Global South. In Russia, whose self-image was shaped by foreign observers from the beginnings of academic study, the experiment is more complicated. Nevertheless, foreign  ethnographers  can  contribute  useful  insights  qua  foreigners.  However, Russia’s  alterity,  obvious  to  an  older  generation  of  Westerners  visiting  the  Soviet Union,  is  no  longer  a  matter  of  course  for  their  younger  colleagues  with  more transnational biographies.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-07-2013
Алиса Сергеевна Максимова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012.  № 1(107). С. 128-140. 
Полевые заметки и дневники являются важнейшей частью этнографии. На их значение обращали внимание многие авторы, особенно активную дискуссию вызвали дневники Б. Малиновского, публикация которых сыграла ключевую роль в становлении современных принципов полевой работы в рамках антропологического или социологического исследования. В то же время способы ведения дневников и заметок, а также их использование для написания итогового академического текста практически не изучаются, а тексты, посвященные анализу таких документов, как правило, носят либо риторический, либо методический характер. В данной статье предлагается рассматривать полевые заметки и дневники как объект исследования, для чего возможно заимствование методологии, разработанной в традиции изучения деятельности естественнонаучных лабораторий.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-07-2013
Геворк Арамович Погосян Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005.  № 3(75). С. 125-130. 
Крупные исторические события оставляют глубокий след в социальном самосознании народа. В случае с Арменией можно говорить о национальном сознании хотя бы потому, что абсолютное большинство населения современной Армении составляют этнические армяне. Скажем, в России проживают более ста народностей и национальностей, которые составляют треть населения страны. Поэтому национальное сознание этнических русских не тождественно общественному сознанию россиян или российского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-04-2013
Фаниль Саитович Файзуллин Социологические исследования. 2012.  № 12. С. 139-144. 
Раскрывается сущность понятий статус этноса и этнические интересы; определяется роль этих феноменов в национальной политике. На основе материалов социологических исследований определены существующие различия в социальном статусе и в интересах представителей разных этнических групп. Выявлены факторы, способствующие социальной дифференциации между этническими группами, проживающими на одной и той же территории.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-09-2012
Александр Нельга Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 2. P. 154-169. 
Этническая социология превращается сегодня, в условиях возрастания значения этнонациональной проблематики в общественной жизни, в одну из важных отраслей социологического знания. Вместе с тем в сфере отечественного социологического теоретизирования она является относительно молодой социологической теорией среднего уровня. То есть ограниченным является и круг публикаций, отдельно посвященных собственно этносоциологии. Этим объясняется наличие ряда проблем, характерных для становящейся науки. Среди них прежде всего формулировка понятий объекта и предмета, определение главной цели, основных задач и функций этой науки, выяснение ее места и роли в структуре социологического знания. Необходимость решения обозначенных проблем обусловила полемический характер данной статьи. Автор, обосновывая актуальность этнонациональной тематики, особо акцентирует ее связь с глобальными миграционными процессами. В статье подчеркивается важность для этносоциологии, как и для любой социологической науки, проблемных подходов. Активно поддерживаются идеи о необходимости выделения главной функции этносоциологии, целесообразности соблюдения национальных приоритетов в определении предметных направлений этносоциологических исследований, а следовательно, изменениях предметного поля этих исследований. Автор рассматривает данную статью как приглашение к дискуссии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-06-2013
Ksenia Pimenova Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2013.  № 1. С. 118-140. 
This article addresses the use of political discourse and the shaping of institutionalized organizations in post-Soviet shamanism in the south Siberian Republic of Tuva. It argues that many organizational features of today’s shamanism result from the creative integration of legal, academic, and political concepts that have been mostly elaborated under the Soviet/Russian centralized state governance and were thus historically alien to shamanic practice and discourse. Starting from the early 1990s, the leaders of the Tuvan shamanic revival used these concepts (such as “religious organization of shamans” or “traditional confession”) pragmatically in order to take advantage of their favorable relationship with authorities, to assure a better public place for their religious organizations, and to establish their authority over the shamanic network. Nevertheless, this use of political discourse was not without consequences for the development of Tuvan shamanism. The organizational aspects of post-Soviet Tuvan shamanism in particular have been profoundly shaped by Russian political idioms of hierarchy and centralized power.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-06-2012
Виктор Александрович Шнирельман Антропологический форум. 2011.  № 14. С. 133-167. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-07-2011
Елена Богданова, Михаил Габович Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011.  № 1. С. 14-23. 
Введение  к  тематическому  номеру,  в  котором  представлены  работы  иностранных исследователей – представителей разных дисциплин, так или наче использующих этнографические методы. Статьи номера основаны на докладах, которые звучали на прошедшей в 2009 году в Санкт-Петербурге конференции. Одним из стимулов к проведению последней послужила аналогичная конференция в Тюбингене  (Германия)  в  1999  году.  В  случае  Германии  или  бывших  колониальных держав Запада корректировка научного самовосприятия с учетом взглядов из-за рубежа – опыт явно полезный. Российский случай сложнее, так как языки самоописания в России с самого начала складывались под влиянием иностранных наблюдателей.  Тем  не  менее,  иностранные  исследоватли  по-прежнему  способны привнести свежие подходы к изучению российской действительности. Однако, в отличие  от  исследователей  старшего  поколения,  «инаковость»  России  уже  не представляется самоочевидной их младшим коллегам. «Русское поле» постепенно превращается в «российский кейс».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-01-2012
Александр Маркович Верховский Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2011.  Т. 107. № 1. С. 11-35. 
В статье рассматривается динамика идеологий, политические успехи и неудачи русских националистов.  В 1990-е годы происходило постепенное уменьшение ностальгических настроений, появившихся после распада Советского Союза. В 2003-2007 годы российская власть пресекает попытки возвращения националистических идей вернуться в политику. В середине 2000-х годов были две версии национализма в России: «цивилизационный» и этнический национализм. Конкуренция этих двух версий национализма стала заметным событием общественной жизни России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-07-2012
Наиля Рамазановна Маликова Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 5. С. 202-209. 
В трансформации социальных практик «общества потребления», точкой отсчета стало не товарное изобилие, а устойчивость состояния консьюмеризма в мире свободного рыночного обмена товарами, услугами, результатами духовно-культурной жизни, творческой деятельности и инновациями в эпоху глобализации (Бодрийяр, Бауман). Повсеместно фиксируются социально-статусные, межпоколенные различия восприятия рутинных и инновационных практик потребления. IT-технологии, создав новые модели потребления, пронизывающие мир повседневности, актуализируют метафору М. Маклюэна, его деление средств коммуникации на «горячие» (hot), информационно насыщенные, и «холодные» (cool), восполняющие недостаток информации активным вовлечением потребителя в акт сопереживания уже не только на ТВ, а многократным усилением консьюмеризма в глобальной сети Интернет. Посредником все чаще выступают электронные «масс-медиа», создавая рекламный продукт о преимуществах» того или иного предмета, культурного артефакта, символа, перфоманса, шоу, зрелища, минимизируя рациональные основания потребления. Концепт А. Аппадураи, феномены  «гомо-гегемонизации» (Ж. Деррида), культуры потребления «глобалов» (П. Бергер), «глокальности» (Р. Робертсон), результаты социологических и маркетинговых исследований вскрывают самую суть парадоксального противоречия «общества потребления» в глобализации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-05-2012
Марина Валентиновна Хаккарайнен Антропологический форум. 2007.  № 7. С. 156-190. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-07-2013
Валентин Геннадьевич Немировский Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011.  № 2(102). С. 116-125. 
Опираясь на данные двух исследований, проведенных в 2010 г. среди жителей Красноярского края и Республики Хакасия, а также на данных более ранних исследований, осуществленных по аналогичной методике в Красноярском крае (1995, 1998 и 2005 гг.), автор статьи рассматривает фреймы смерти как сложные иерархические феномены, а) манифестированые в массовом сознании респондентов, и б) с учетом их латентной, базовой основы в массовом бессознательном населения. Автор предлагает типологию фреймов смерти, основанную на трех типах (социальные, религиозные и фреймы, отвергающие посмертное существование), анализирует динамику их распространения, рассматривает структуру и взаимосвязь фреймов смерти и их элементов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-07-2013
Сергей Манукян, Эдуард Кюрегян Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007.  № 1(81). С. 109-121. 
В настоящее время наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, "Запад" продолжает оказывать давление на "Восток" с целью его модернизации в соответствии с западной цивилизационной парадигмой. С другой стороны, набирает силу противостояние "глобальному Западу" "восточных" культурно-цивилизационных пространств, продвигающих идею многополярного мира, которая наряду с отрицанием универсальности западной цивилизационной парадигмы утверждает уникальность и самоценность других цивилизационных (Больших) пространств.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-06-2012
Ольга Владимировна Халлисте Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 3. С. 161-176. 
За последние два десятилетия эстонское общество претерпело множество изменений как в социальном, так и в политическом и экономическом плане. В новой истории Эстонской республики есть и распад Советского Союза, и вступление в НАТО и Европейский Союз, и экономическое чудо и последовавший за ним экономический кризис, и апрельские беспорядки 2007 г., и недавний ввод евро. Однако в одном аспекте эстонское общество остается неизменным — в его фрагментарности, полярной разрозненности, в силу чего все перечисленные события воспринимаются обществом весьма неоднозначно. Данные социологических исследований говорят о том, что Эстония на сегодняшний день представляет собой страну двух обществ. В статье будут рассмотрены  правительственные меры по преодолению сложившейся ситуации, проанализирована существующая интеграционная программа и сделан прогноз о возможностях дальнейшего развития интеграционной политики Эстонской Республики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-06-2012
Магомедхан Магомедович Магомедханов Антропологический форум. 2010.  № 13. С. 279-314. 

ресурс содержит прикрепленный файл