Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 797

Опубликовано на портале: 19-03-2013
Диалог со временем. 2012.  № 38. С. 382-388. 
Книга профессора Лондонской школы экономики, президента Ассоциации по исследованию этничности и национализма, главного редактора журнала «Нации и национализм» Энтони Смита посвящена изложению этно-символистской концепции, разрабатываемой автором вот уже четверть века. Согласно ей, в основе современных наций лежит относительно древняя история и протонациональное самосознание, воплощенное в ряде культурных феноменов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-03-2013
Наталья Николаевна Богомолова Диалог со временем. 2012.  № 40. С. 134-159. 

Опубликовано на портале: 22-03-2013
Александр Сергеевич Медяков Диалог со временем. 2012.  № 40. С. 118-133. 

Опубликовано на портале: 26-03-2013
Андрей Борисович Соколов Диалог со временем. 2012.  № 39. С. 59-78. 
В статье поставлен вопрос о константности и/или изменчивости национального характера. Как воспринимался национальный характер англичан в конце XVIII – начале XIX в. и как такое восприятие соотносится с современными представлениями? Для анализа взглядов современников использованы некоторые труды представителей британской «моральной философии» начала XIX в. и сочинение немецкого путешественника К. Морица, посетившего Англию в 1782 г. Автор сравнивает представленные в тексте зарисовки манер, стиля общения и поведения англичан, юмора, патриотизма, кухни, одежды с выводами, содержащимися в исследовании К. Фокс (2004), выполненном в жанре «культурной этнографии».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Лев Станиславович Перепелкин Мир России. 1992.  Т. 2. № 1. С. 91-112. 
Накал национальных страстей в России пока меньше, чем в других республиках бывшего СССР, но тревожные симптомы уже проявились в Татарии и на Северном Кавказе. Татария возглавила сепаратизм бывших советских автономий. Каковы истоки татарского сепаратизма, можно ли рассчитывать на существование этой республики в составе России? Эти вопросы анализируются в статье.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
А Г Осипов Мир России. 2008.  Т. 17. № 1. С. 102-121. 
Статья посвящена разным способам описания этнических различий в законодательстве и политической практике. Сравнение законодательства на основе концепта «национально-культурной автономии» и подходов, основанных на понятиях «мультикультурализма» и «меньшинств», обнаруживает между ними много общего. Также сравнение практик в России и в других странах позволяет найти ряд параллелей. Этнические различия организуются и описываются в категориях «группы» и «культуры»; ключевым оказывается вопрос об отношении группы к территории; проблематика равенства в значительной степени сводится к вопросу о справедливой классификации и таксономии групп. Оказывается, что подобные подходы не имеют прямого утилитарного значения, но служат задаче выработки социально приемлемого описания окружающей общественной реальности. Эти наблюдения заставляют поставить вопрос уникальность или своеобразие России в области, именуемой «национальной политикой» или «этническими отношениями», и, напротив, говорить о локальных проявлениях глобальных закономерностей в восприятии и репрезентации этнического разнообразия.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Сергеевич Малахов, А Г Осипов Мир России. 2008.  Т. 17. № 3. С. 67-91. 
Целью статьи является определение того, какое место понятие «национальное меньшинство» занимает в российских публичных дискурсах. Необходимо принимать в расчет в первую очередь проблематичность самой категории «меньшинства» и исторически связанного с ней эссенциалистского подхода к пониманию этничности. Слабость идеи меньшинств – это допущение, что группу можно рассматривать как изолированную и относительно однородную культурную целостность, имеющую границы, членство, четкие отличительные признаки и способную действовать солидарно. Необходимо также учитывать вовлеченность понятия «меньшинство» в политические коллизии, а также его перегруженность смыслами. В России этничность является способом организации социального и политического пространства, средством классификации населения и фактором идентификации и самоидентификации индивидов. Она воплощена в целом ряде социальных и политических институтов, в том числе дискурсивных практиках, формальных и неформальных предписаниях, воздействующих на поведение людей. В современных российских дискурсах общество предстает как сумма «этносов», которые мыслятся как коллективные личности со своей внутренней структурой, интересами, способностью предпринимать осознанные действия и т. д. Ключевым в интерпретации понятия «меньшинство» выступает представление об исторической связи этнической группы с определенной территорией. Соответственно, этническими меньшинствами считаются группы, которые живут за пределами «своей» территории. Из понятия меньшинство исключаются «коренные» и «титульные» общности, а также эпизодически группы, образуемые мигрантами. Предметом публичного обсуждения в основном являются общие идеологические (а не утилитарно-прагматические) вопросы, например, о символическом признании той или иной группы. Та часть российского законодательства, которая имеет отношение к этничности, мозаична и сложна, как по структуре, так и по содержанию. Правовые акты, как правило, адресованы этническим группам как целостностям; при этом этническая категоризация отличается большим разнообразием. Все законодательство, касающееся этнических групп, исходит из общих этнонационалистических допущений: в частности, широко используются концепты групповых прав, «этнического развития», «межэтнических отношений». Среди принятых терминов присутствует и понятие «национальные меньшинства». Правовое определение «меньшинства» отсутствует, а попытки ввести такую дефиницию в законодательство пока не дали результата. Законодательство, касающееся этнических групп, имеет в основном символическое значение, а с содержательной точки зрения строится по принципу «сужающейся воронки»: продвижение от общих декларации к подзаконным актам и правоприменению сопровождается существенным сокращением государственных гарантий и обязательств. Россия также несет ряд международных обязательств по защите меньшинств, однако, анализ показывает, что активность страны в этой области ограничивается демонстративными жестами, адресованными в основном внешней аудитории. Причины того, что понятие «меньшинство» не играет существенной роли в российских публичных дискурсах, авторы видят в том, что Россия в целом не осмысляет себя как «национальное» в этническом смысле государство и что понятие «меньшинство» имеет множество заменителей, которые исполняют сходные функции символической организации этнических различий.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
В Якобсон Мир России. 2006.  Т. 15. № 4. С. 143-170. 
Поворот от социалистического многонационального государства к капиталистическому национальному и последовавшие кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества заставили жителей Эстонии независимо от их национальной принадлежности пройти через мучительный процесс адаптации к новым условиям. Для большей части ее русскоязычных жителей этот процесс был осложнен изменением их правового статуса, новыми требованиями к языковой компетентности, распространенным в эстонском обществе недоверием к России и русским, а также ощущением своей «оставленности» метрополией. Первые три обстоятельства дали основания к тому, чтобы в российском политическом дискурсе русскоязычное население бывших советских республик стало рассматриваться как «гонимое», «дискриминируемое», «ущемленное». Тем не менее лишь небольшая часть этого населения сделала выбор в пользу отъезда из Эстонии, остальные пошли по пути адаптации, которая имела свои особенности у различных возрастных, региональных и статусных групп. Результатом этого процесса стала значительная фрагментация русскоязычного населения с точки зрения социального статуса, материального обеспечения, образования, ценностей, взглядов. Однако есть и то, что до сих пор объединяет русскоговорящих – это в первую очередь ощущение ценности родного языка и своей «русскости», а также наличие общего информационного пространства в виде российских телеканалов. Об особенностях адаптации, о формировании различных групп среди русскоязычных, о том, что отличает их от эстонцев и что их объединяет, пойдет речь в данной статье.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ю Л Неймер Мир России. 2003.  Т. 12. № 1. С. 121-137. 
Вопрос об иммиграции в последние годы активно обсуждается в средствах массовой информации, в широких общественных кругах США. Нужна и полезна ли иммиграция для страны, если нужна и полезна, то в каких объемах ее следует допускать (вопрос о квотах), кого принимать, на каких условиях и т. д.? Высказывается множество точек зрения, отличающихся друг от друга в чрезвычайно широком диапазоне. С одной стороны, утверждается, что без живительной струи иммиграции общество начнет деградировать, с другой — выражается недовольство тем, что Америка превращается во всемирный дом престарелых. После 11 сентября 2001 г. многие американцы стали выражать опасения по поводу того, что по иммиграционным каналам в страну проникают террористы. Авторы некоторых публикаций полагают, что существенную опасность для страны представляют криминальные элементы из стран СНГ. Растет число тех, кто считает, что прием иммигрантов вообще следует прекратить. Тем не менее есть все основания утверждать, что диспутанты, даже если к их числу принадлежат и законодатели, не утруждали себя серьезным и глубоким предварительным изучением информации о процессе иммиграции и о его роли в жизни страны.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ольга Дмитриевна Комарова Мир России. 1999.  Т. 8. № 4. С. 71-80. 
Для России, принадлежащей к числу наиболее многонациональных стран мира, крайне важен учет этно-демографического фактора динамики численности населения страны. С одной стороны, у множества народов, населяющих обширную территорию российского государства, все еще столь велик диапазон культурных, конфессиональных, бытовых и прочих особенностей, что это само по себе сказывается на их демографическом и витальном поведении, определяет разнофазовость осуществления у них глобального процесса демографического перехода. С другой же стороны, неизбежное взаимодействие между народами, составляющее основу этнических процессов, вносит дополнительные коррективы в общую картину этнодемографической динамики. Данная статья посвящена рассмотрению второго из двух названных аспектов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Леокадия Михайловна Дробижева Мир России. 2001.  Т. 10. № 2. С. 167-180. 
Демонтаж почти всех колониальных образований, признание западным сообществом проблемы меньшинств как проблемы этнокультурного многообразия мира, как проблемы социальной дискриминации и определения статуса недоминирующих народов, конституционные реформы во многих государствах, проведённые с учётом этнокультурного фактора, движения за права аборигенных народов и, наконец, создание международной Организации непредставленных народов и наций давало основания называть XX век веком меньшинств. К сожалению, далеко не все созданные в результате национальных движений государства обеспечивают права и достойную жизнь своих меньшинств. Многим из них не всегда под силу обеспечить самостоятельное стабильное развитие и безопасность граждан. Некоторые могут существовать только при поддержке других государств, что далеко не всегда находит понимание среди их налогоплательщиков. В условиях всё новых этнических вызовов среди учёных и политиков дискутируются проекты оптимального государственного устройства: создания его на основе культурно-однородного согражданства, а значит допущения во имя этого изменения территориальных границ или, наоборот, укрепления полиэтнических государств за счёт улучшения системы управления и совершенствования культурной политики. Это те споры, которые ведутся и у нас в связи с распадом СССР и взрывами этничности в России и в других странах с сепаратистскими движениями. Хотя в России и существует Концепция Государственной национальной политики, она и не артикулирована настолько, чтобы стать общеизвестной, и не составляет стройной системы, положенной в основу практических действий. Обоснованию этого положения на примере Татарстана, Башкортостана и Якутии-Саха посвящена данная статья.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Юрий Петрович Шабаев, И Л Жеребцов Мир России. 1997.  Т. 6. № 4. С. 171-182. 
Этнополитические проблемы стали сегодня предметом пристального внимания российских ученых-обществоведов. Однако, и сам предмет этнополитологии, и реальные возможности для объективного анализа явлений и процессов, составляющих этот предмет, стали российской научной традицией совсем недавно. По существу определение предмета этой науки еще продолжается, хотя ясно, что "этнополитология имеет пограничный характер, так как охватывает сферу взаимодействия этносов с политикой.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Борис Ефимович Винер Мир России. 1999.  Т. 8. № 1-2. С. 227-280. 
В отличие от распространенного в настоящее время в социальных науках представления об этнической идентичности как о психологическом феномене, полностью конструируемом индивидом, в статье делается различие между этнической самоидентификацией, которая в большинстве случаев формируется в результате «перенимания-от-другого», и другими компонентами этнической идентичности, действительно возникающими, благодаря творческому процессу конструирования. Материалы интервьюирования петербуржцев, имеющих родителей украинского и еврейского происхождения, подтверждают данное теоретическое положение.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Александр Владимирович Качкин Мир России. 2000.  Т. 9. № 4. С. 135-148. 
Рассматривается феномен этнической мобилизации. На примере Среднего Поволжья показывается, какие условия приводят к мобилизации этнической группы, каковы этапы этнической мобилизации. Делается попытка выявить своеобразие социокультурных процессов, происходящих у татар, чувашей, мордвы и русских Среднего Поволжья. На основании этого Среднее Поволжье выделяется в самостоятельный регион. Материалы статьи свидетельствуют, что в ситуации пограничного существования народов наблюдается эмансипация и расширение этнических социальных практик, которые начинают раскрываться на иноэтническом материале. Эти процессы, по мнению автора, способствуют нарастанию конфликтного потенциала в обществе. Исследование указало на различие мобилизационного потенциала народов этого региона - он в большей мере характерен для татарского населения и менее выражен у других этнических групп (мордвы и чувашей). Подчеркивается необходимость проведения взвешенной региональной политики, обеспечивающей консенсус государственных и этнических интересов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Михаил Борисович Денисенко Мир России. 2003.  Т. 12. № 3. С. 147-156. 
Весной 2000 г. Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН был подготовлен доклад под названием «Замещающая миграция: является ли она решением проблемы сокращения численности и старения населения?» Под «замещающей миграцией» в докладе понимается такой миграционный прирост, который компенсирует — «замещает» — недостаток рождений, необходимый для поддержания в некоторый период времени в данной стране постоянства либо численности, наподобие того, как его может поддерживать «замещающая рождаемость» («replacement fertility»), либо каких-либо других количественных характеристик населения. Более конкретно в докладе понятие «замещающая миграция» употребляется в трех разных смыслах: миграционный прирост, при котором численность населения не меняется; миграционный прирост, при котором численность трудоспособного населения не меняется; миграционный прирост, при котором доля лиц в старших возрастах не увеличивается. Проблема замещающей миграции — порождение двух становящихся все более всеобщими в некоторых частях мира тенденций — тенденции к прекращению роста населения многих стран и даже к его убыли (депопуляции) и тенденции демографического старения. Опасения депопуляции звучали еще во французской литературе XIX в., но как реальная угроза многими странами она стала осознаваться сравнительно недавно. Тем не менее уже выполненные в начале 1970-х годов долгосрочные демографические прогнозы с достаточной определенностью предсказывали убыль населения в некоторых из развитых стран в первой половине XXI в. Депопуляция самым непосредственным образом связана с другим демографическим процессом — старением населения. Сперва оно дало о себе знать в западноевропейских странах, но уже в начале 1950-х годов демографы заговорили о нем, как о глобальном процессе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Виктория Константиновна Антонова Журнал исследований социальной политики. 2003.  Т. 1. № 2. С. 213-230. 
Настоящая статья является попыткой показать, как единство и борьба противоположностей мультикультурализма может помочь в формировании гармоничных социально-экономических, политических, этнокультурных условий для развития мультикультурного общества на примере Великобритании. Анализируется современный контекст академической и общественно-политической дискуссии по вопросам мультикультурализма с использованием статистических данных, материалов средств массовой информации и результатов недавних исследований ведущих британских ученых в сфере этнических отношений. В качестве вывода автор выдвигает идею о том, что, возможно, совсем не американский «плавильный котел», а противоречивый британский мультикультурализм в форме социальной политики послужит созданию общества «е pluribus unum».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Бася Спалек Журнал исследований социальной политики. 2003.  Т. 1. № 2. С. 231-244. 
В статье рассматриваются проблемы криминальной юстиции в Великобритании на материалах исследований мусульманских сообществ. Автор затрагивает различные аспекты уголовного права, политику работы тюрем и сервисов для жертв преступлений и полагает, что практики правосудия, сформировавшиеся в системе, где главную позицию занимает христианство, имеют негативное воздействие на тех граждан, которые были социализированы в мусульманской среде. Рассматриваются изменения отношений к мусульманам в Британии после 11 сентября 2001 г.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Лев Дмитриевич Гудков Мир России. 2007.  Т. 16. № 2. С. 48-83. 
Основой приводимого ниже анализа служат данные многочисленных массовых и репрезентативных общероссийских исследований, проводимых с 1989 г. Аналитическим центром Юрия Левады. Главный сюжет анализа – рост ксенофобских настроений в постсоветской России, прежде всего в связи с действительным или воображаемым притоком в страну большого количества мигрантов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Олег Леонидович Лейбович, Василий Николаевич Стегний, Андрей Николаевич Кабацков, Наталья Викторовна Шушкова Мир России. 2004.  Т. 13. № 2. С. 43-65. 
«Мир России» продолжает публикацию материалов по итогам социологических исследований, проведенных в г. Перми сотрудниками гуманитарного факультета Пермского государственного технического университета. В предыдущем номере была опубликована статья «Большой город в постсоветском пространстве», в которой авторы анализировали социальные процессы в постсоветском крупном индустриальном центре. Эта статье посвящена проблемам межнациональных взаимодействий в современном российском городском сообществе. Цель статьи – выявить социокультурное содержание межнациональных связей горожан: этническую самооценку, степень готовности к межнациональным контактам, способность понять и принять иные модели поведения. Иными словами, найти культурные основания социальных ситуаций, разворачивающихся в урбанистической среде. Интерес к культурным аспектам социальных процессов характерен для пермской социологической школы. Эта традиция была заложена трудами З.И. Файнбурга, вернувшего культуру в сферу социологической мысли [Зборовский 2003, сс. 851-2, 862]. «Мы рассматриваем процесс национальной идентификации, – пишут авторы статьи, – как один из ведущих процессов новой социальной стратификации. Чтобы выявить его специфику мы обратились к методике реконструкции этнических образов, присутствующих в современном массовом сознании. Мы применили процедуру “двух зеркал” сравнения собственного образа (самохарактеристики) с образами других. Вглядываясь в черты иных, далеких и близких этносов, русская национальная группа находит свою идентичность. В то же время иные этнические культуры воспроизводятся весьма ограниченным кругом людей. Наиболее продвинутые в образовательном и профессиональном отношении представители инонационалов собственную социальную идентификацию связывают с освоением русской культуры. Они в целом, соглашаясь с традиционным образом русских, вносят в него коррективы».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ольга Дмитриевна Волкогонова, Инга Валентиновна Татаренко Мир России. 2001.  Т. 10. № 2. С. 149-166. 
Статья представляет собой попытку осмысления процесса этнической идентификации и его особенностей в современной России (на примере русского этноса). В неустойчивой ситуации «переходного общества» этническая принадлежность является способом вновь ощутить себя частью некоего социального целого, найти психологическую поддержку в традиции. В связи с этим не случайным представляется повышенное внимание к этнической идентификации и выдвигается тезис, что включение себя в тот или иной этнос зависит от принятия индивидом мифологических по своей природе посылок и оснований.
ресурс содержит прикрепленный файл