Всего публикаций в данном разделе: 797
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Бася Спалек
Журнал исследований социальной политики.
2003.
Т. 1.
№ 2.
С. 231-244.
В статье рассматриваются проблемы криминальной юстиции в Великобритании на материалах исследований мусульманских сообществ. Автор затрагивает различные аспекты уголовного права, политику работы тюрем и сервисов для жертв преступлений и полагает, что практики правосудия, сформировавшиеся в системе, где главную позицию занимает христианство, имеют негативное воздействие на тех граждан, которые были социализированы в мусульманской среде. Рассматриваются изменения отношений к мусульманам в Британии после 11 сентября 2001 г.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Екатерина Юрьевна Панова, Капитолина Фёдорова
Журнал исследований социальной политики.
2006.
Т. 4.
№ 1.
С. 81-103.
Статья посвящена проблемам обучения иноэтничных детей в школах Санкт-Петербурга и
отноше-нию к ним учителей. В результате волны миграции в Петербург из стран бывшего
СССР за послед-ние 10-15 лет в школах появилось значительное число детей, для которых
русский язык не является родным. Отношение к мигрантам в обществе, как правило, резко
отрицательное, и на первый взгляд кажется, что такое же отношение характерно и для
школьных учителей. Однако, как показывает проведенное исследование, в реальности
ситуация выглядит не столь однозначно. Настоящая статья представляет собой попытку
исследования отношения учителей к иноэтничным детям при помощи методов социолингвистики.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Борис Ефимович Винер
Мир России.
1999.
Т. 8.
№ 1-2.
С. 227-280.
В отличие от распространенного в настоящее время в социальных науках представления об этнической идентичности как
о психологическом феномене, полностью конструируемом индивидом, в статье делается различие между этнической самоидентификацией, которая в большинстве случаев формируется в результате «перенимания-от-другого», и другими компонентами этнической идентичности, действительно возникающими, благодаря творческому процессу конструирования. Материалы интервьюирования петербуржцев, имеющих родителей украинского и
еврейского происхождения, подтверждают данное теоретическое
положение.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Олег Леонидович Лейбович, Василий Николаевич Стегний, Андрей Николаевич Кабацков, Наталья Викторовна Шушкова
Мир России.
2004.
Т. 13.
№ 2.
С. 43-65.
«Мир России» продолжает публикацию материалов по итогам социологических
исследований, проведенных в г. Перми сотрудниками гуманитарного факультета Пермского
государственного технического университета. В предыдущем номере была опубликована
статья «Большой город в постсоветском пространстве», в которой авторы анализировали
социальные процессы в постсоветском крупном индустриальном центре.
Эта статье посвящена проблемам межнациональных взаимодействий в современном российском
городском сообществе. Цель статьи – выявить социокультурное содержание межнациональных
связей горожан: этническую самооценку, степень готовности к межнациональным контактам,
способность понять и принять иные модели поведения. Иными словами, найти культурные
основания социальных ситуаций, разворачивающихся в урбанистической среде.
Интерес к культурным аспектам социальных процессов характерен для пермской социологической
школы. Эта традиция была заложена трудами З.И. Файнбурга, вернувшего культуру в сферу
социологической мысли [Зборовский 2003, сс. 851-2, 862].
«Мы рассматриваем процесс национальной идентификации, – пишут авторы статьи,
– как один из ведущих процессов новой социальной стратификации. Чтобы выявить
его специфику мы обратились к методике реконструкции этнических образов, присутствующих
в современном массовом сознании. Мы применили процедуру “двух зеркал”
сравнения собственного образа (самохарактеристики) с образами других. Вглядываясь
в черты иных, далеких и близких этносов, русская национальная группа находит свою
идентичность. В то же время иные этнические культуры воспроизводятся весьма ограниченным
кругом людей. Наиболее продвинутые в образовательном и профессиональном отношении
представители инонационалов собственную социальную идентификацию связывают с освоением
русской культуры. Они в целом, соглашаясь с традиционным образом русских, вносят
в него коррективы».


Опубликовано на портале: 31-12-2010
В Якобсон
Мир России.
2006.
Т. 15.
№ 4.
С. 143-170.
Поворот от социалистического многонационального государства к капиталистическому
национальному и последовавшие кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности
общества заставили жителей Эстонии независимо от их национальной принадлежности пройти
через мучительный процесс адаптации к новым условиям. Для большей части ее русскоязычных
жителей этот процесс был осложнен изменением их правового статуса, новыми требованиями
к языковой компетентности, распространенным в эстонском обществе недоверием к России
и русским, а также ощущением своей «оставленности» метрополией. Первые
три обстоятельства дали основания к тому, чтобы в российском политическом дискурсе
русскоязычное население бывших советских республик стало рассматриваться как «гонимое»,
«дискриминируемое», «ущемленное». Тем не менее лишь небольшая
часть этого населения сделала выбор в пользу отъезда из Эстонии, остальные пошли
по пути адаптации, которая имела свои особенности у различных возрастных, региональных
и статусных групп. Результатом этого процесса стала значительная фрагментация русскоязычного
населения с точки зрения социального статуса, материального обеспечения, образования,
ценностей, взглядов. Однако есть и то, что до сих пор объединяет русскоговорящих
– это в первую очередь ощущение ценности родного языка и своей «русскости»,
а также наличие общего информационного пространства в виде российских телеканалов.
Об особенностях адаптации, о формировании различных групп среди русскоязычных, о
том, что отличает их от эстонцев и что их объединяет, пойдет речь в данной статье.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Жанна Анатольевна Зайончковская
Мир России.
1997.
Т. 6.
№ 4.
С. 25-31.
Статус вынужденных мигрантов в России определяется на основании законов
"О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г.. Основанием
для разделения этих двух категорий мигрантов служит наличие ("вынужденные
переселенцы") или отсутствие ("беженцы") российского гражданства, в
соответствии с Конвенцией ООН о беженцах 1951 г. и Протоколом к ней 1967 г., к
которым присоединилась Россия. До принятия указанных законов и
присоединения к Конвенции всем недобровольным мигрантам присваивался
статус "беженца". Большинство из них и сейчас сохраняют этот статус. Поэтому
общую совокупность вынужденных мигрантов учитывают вместе и называют
"беженцы и вынужденные переселенцы" (далее для краткости "беженцы"). На
статус вынужденного переселенца в России могут претендовать и перемещенные
лица ("внутренние беженцы"). Обязательное условие получения этого статуса для
мигрантов из стран СНГ и Балтии - оформление российского гражданства.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Андрей Геннадьевич Кузнецов
Журнал исследований социальной политики.
2003.
Т. 1.
№ 2.
С. 282-284.
0


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Михаил Борисович Денисенко
Мир России.
2003.
Т. 12.
№ 3.
С. 147-156.
Весной 2000 г. Отделом народонаселения Департамента по экономическим и
социальным вопросам ООН был подготовлен доклад под названием «Замещающая миграция: является ли она решением проблемы сокращения численности и старения населения?»
Под «замещающей миграцией» в докладе понимается такой миграционный
прирост, который компенсирует — «замещает» — недостаток рождений,
необходимый для поддержания в некоторый период времени в данной стране
постоянства либо численности, наподобие того, как его может поддерживать
«замещающая рождаемость» («replacement fertility»), либо каких-либо других
количественных характеристик населения.
Более конкретно в докладе понятие «замещающая миграция» употребляется в трех разных смыслах: миграционный прирост, при котором численность
населения не меняется; миграционный прирост, при котором численность
трудоспособного населения не меняется; миграционный прирост, при котором
доля лиц в старших возрастах не увеличивается.
Проблема замещающей миграции — порождение двух становящихся все
более всеобщими в некоторых частях мира тенденций — тенденции к прекращению роста населения многих стран и даже к его убыли (депопуляции) и
тенденции демографического старения.
Опасения депопуляции звучали еще во французской литературе XIX в.,
но как реальная угроза многими странами она стала осознаваться сравнительно
недавно. Тем не менее уже выполненные в начале 1970-х годов долгосрочные
демографические прогнозы с достаточной определенностью предсказывали убыль
населения в некоторых из развитых стран в первой половине XXI в.
Депопуляция самым непосредственным образом связана с другим демографическим процессом — старением населения. Сперва оно дало о себе знать в
западноевропейских странах, но уже в начале 1950-х годов демографы заговорили о нем, как о глобальном процессе.


Опубликовано на портале: 09-12-2010
Борис Николаевич Миронов
Москва: Новый Хронограф, 2010, 911 с.
Первое в мировой историографии фундаментальное исследование по исторической антропометрии России за 1700—1917 гг. Мобилизовав огромный материал — 306 тыс. индивидуальных и около 10 млн. суммарных данных о росте, весе и других антропометрических показателях мужского и женского населения из девяти архивов РФ, — автор впервые показывает, как изменялся биологический статус россиян за 217 лет. Полученная картина проверяется на данных о сельскохозяйственном производстве, налогах и повинностях, ценах и зарплате, питании и демографии и делается вывод о динамике уровня жизни за весь период империи.
Экономическая, социальная и политическая интерпретация полученных результатов дает возможность пересмотреть господствующие представления о жизненном уровне, внутренней политике, эффективности российских реформ и происхождении российских революций начала ХХ в. и создать позитивный образ имперской России как страны, успешно развивавшейся.
Использованная литература включает более 1400 названий отечественных и зарубежных исследований.
Экономическая, социальная и политическая интерпретация полученных результатов дает возможность пересмотреть господствующие представления о жизненном уровне, внутренней политике, эффективности российских реформ и происхождении российских революций начала ХХ в. и создать позитивный образ имперской России как страны, успешно развивавшейся.
Использованная литература включает более 1400 названий отечественных и зарубежных исследований.



Опубликовано на портале: 04-12-2010
А. Хорикава
Журнал социологии и социальной антропологии.
2006.
Т. 9.
№ 3.
Автором рассматриваются особенности и причины появления феномена социальной справедливости в Японии. Представление о справедливости в Японии отличается от традиционного европейского понятия: японцы более стремятся к чувственной справедливости, чем к рациональному пониманию справедливости.


Опубликовано на портале: 04-12-2010
Г.К. Гусаева
Журнал социологии и социальной антропологии.
2006.
Т. 9.
№ 3.
Автор выявляет конфессиональную специфику такого региона России, как Республика Дагестан. В последние годы наблюдается стремительный рост религиозных организаций, школ, вузов, особую роль играет возрождение исламских традиций. Автор приходит к выводу, что религиозная ситуация в Дагестане характеризуется, с одной стороны, резким ростом общественного интереса к религии и ее влияния на все стороны жизни общества, с другой, количественное возрождение ислама не дает заметного прогресса в нравственной, духовной жизни мусульман. Ислам не стал фактором, консолидирующим верующих, усилились разногласия как среди мусульманского духовенства, так и среди верующих


Опубликовано на портале: 03-12-2010
Вероника Витальевна Симонова
Журнал социологии и социальной антропологии.
2006.
Т. 9.
№ 3.
В статье на примере полевого материала, собранного в Нанайском районе Хабаровского края и в общежитии народов Крайнего Севера в Санкт-Петербурге, автор анализирует пространственные интерпретации и связанные с ними представления об «этноисторическом» прошлом. Локальный контекст выступает в качестве дискурсивной практики, в которой примордиальные концепты этнографии являются одними из конструкторов социальных иллюзий, обращенных к «желанному дому в далеком прошлом». Автор рассматривает некоторые теоретические концепции антропологии и социологии пространства и делает попытку критического анализа теории и эмпирического материала. «Машина времени» — авторская метафора представлений информантов о «настоящей культуре», транслируемой на рутину повседневности, утопичного концепта социальной жизни.


Культурная аутентичность и коренные народы: институциональные процессы и политика идентичности [статья]
Опубликовано на портале: 03-12-2010
Владимир Николаевич Давыдов
Журнал социологии и социальной антропологии.
2006.
Т. 9.
№ 3.
В статье дается обзор зарубежных теорий «культурной аутентичности» и «изобретения традиции». Начиная с 1970-х гг. понятие «аутентичность» начинает активно использоваться в лексиконе социальных наук. Термин «аутентичность» часто фигурирует в научных дискуссиях, касающихся коренных народов. Понятия «традиция» и «аутентичность» часто навязывались представителям аборигенных сообществ в рамках колониального дискурса, являлись ключевыми в процессе конструирования «другого» и использовались как инструменты управления. Исследование феномена культурной аутентичности представляется перспективным с позиций социального конструктивизма и нарративной концепции культуры. Аутентичность может рассматриваться как концепт, который связан с категорией «локальность». Начало публичной дискуссии по поводу локальных, «аутентичных» символов сопровождается их политизацией. Одной из тенденций современной политики является инструментализация аутентичности. Культурные группы, находящиеся в процессе институционализации, могут использовать аутентичность как политическую стратегию.


Опубликовано на портале: 03-12-2010
Надежда Николаевна Федотова
Журнал социологии и социальной антропологии.
2006.
Т. 9.
№ 3.
В статье рассматриваются проблемы идентичности в условиях мультикультурализма и глобализации. Автор показывает, что именно эти два процесса, а также аномия создали проблему идентичности и интерес к ее рассмотрению. Раскол идентичности, ее фрагментация в условиях перемен приводит к ее кризису и к различным истолкованиям способов его преодоления. Автор касается вопроса о том, что идентичность стала изучаться сравнительно недавно, и у социологии опыт ее изучения пока недостаточно велик. Автор рассматривает политику государства в области культуры, идентичности, полагая политику развития общества основой обретения новой идентичности.


Опубликовано на портале: 01-12-2010
Я. Панакова
Журнал социологии и социальной антропологии.
2007.
Т. 10.
№ 4.
С. 161-177.
Радикальные изменения современной социальной реальности требу ют другой антропологии: более гибкой, находчивой. Автор выступает за включение в антропологию все еще маргинального сегодня метода кино. Если в классической антропологии такие вопросы, как постижение инокультурного опыта и способ его репрезентации, вопрос интерсубъективности в поле или вопрос роли антрополога — «автора», заключались в скобки, то в случае применения метода кино они становятся непосредственной частью антропологического труда. По этим же причинам метод кино незаменим при изучении миграции.


Опубликовано на портале: 30-11-2010
В.А. Дмитриев
Журнал социологии и социальной антропологии.
2007.
Т. 10.
№ 4.
С. 143-160.
Рассматриваются проблемы соотношения принципов хронотопа, присущего менталитету традиционного общества и его культуры, и региональных особенностей природно-культурной среды. Анализируются особенности топологического пространства и континуального времени традиционной культуры народов Северного Кавказа, приемы и преобразования их в мерные, а также характеристики пространственно-временного поведения в зависимости от структуры хронотопа культуры и половозрастного распределения ролей в обществе.


Социальный капитал и экономические представления русских и китайцев: различия и взаимосвязь [статья]
Опубликовано на портале: 12-11-2010
Александр Николаевич Татарко
Психология. Журнал Высшей школы экономики.
2010.
Т. 7.
№ 1.
С. 138-148.
В работе приводятся результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских и китайцев. Китайцы демонстрируют более высокое доверие и более высокий уровень толерантности к представителям иноэтнических и иноконфессиональных групп. Русские превосходят китайцев по уровню позитивности гражданской идентичности и толерантности к инакомыслящим. Китайцы более оптимистично оценивают свои возможности в повышении материальных доходов, проявляют больший интерес к экономике, выбирают меньшую степень экономического риска в качестве его оптимальной величины, по сравнению с русскими. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями.


Опубликовано на портале: 12-11-2010
Ред.: Надежда Михайловна Лебедева, Александр Николаевич Татарко
Москва: Изд-во РУДН, 2009, 420 с.
В сборнике представлены результаты эмпирических исследований аккультурации мигрантов и межкультурного взаимодействия в поликультурных регионах Центральной и Южной России: Москва, Ставропольский край, Пенза, Кабардино-Балкарская Республика. Исследования проведены как признанными учеными в области этнической и кросскультурной психологии, так и молодыми исследователями – студентами и аспирантами факультета психологии Государственного университета – Высшей школы экономики. Результаты, полученные с использованием методологии Д. Берри (проект MIRIPS – Mutual Intercultural Relations In Plural Societies) в российском контексте, отличаются научной новизной и практической значимостью.
Для специалистов, интересующихся социально-психологическими проблемами аккультурации мигрантов и стратегиями межкультурного взаимодействия.
Для специалистов, интересующихся социально-психологическими проблемами аккультурации мигрантов и стратегиями межкультурного взаимодействия.


Опубликовано на портале: 11-11-2010
Надежда Михайловна Лебедева, Александр Николаевич Татарко
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований).
2010.
Т. 2.
№ 1.
С. 17-35.
В статье отражена взаимосвязь ценностей культуры и социального капитала с социально-экономическим развитием. Анализируется проблема социального капитала, его составляющие и показатели. Предлагается новый теоретико-методологический подход к группировке культурных ценностей опросника Шварца, основанный на результатах факторного анализа и осмыслении ценностных приоритетов личности в русской культуре. Приводится оценка взаимосвязи культурно-специфических ценностей и других культурных факторов (временная перспектива и уровень религиозности) с социально-экономическими установками россиян.


Опубликовано на портале: 10-11-2010
Александр Николаевич Татарко
Альманах современной науки и образования.
2009.
№ 11 (30).
С. 206-211.
В статье представлены результаты кросс-культурного
исследования взаимосвязей социального капитала и экономических представлений.
Автор предполагает, что в различных культурах существуют похожие по своей
направленности взаимосвязи социального капитала и экономических представлений.
Описываются такие параметры социального капитала, как выраженность гражданской
идентичности, валентности (степень позитивности) гражданской идентичности,
межличностное доверие, общий индекс толерантности к другим, индекс
воспринимаемого социального капитала. Результаты исследования показывают, что
китайцы демонстрируют более высокое доверие и более высокий уровень
толерантности к представителям иноэтнических и иноконфессиональных групп,
русские превосходят китайцев по уровню позитивности гражданской идентичности и
толерантности к инакомыслящим. Большинство взаимосвязей социального капитала с
экономическими представлениями очень схожи у русских и китайцев. Однако,
существуют и различия: доверие у русских мало связано с экономическими
представлениями, в то время как у китайцев доверие имеет множество таких
взаимосвязей.

