Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 797

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Бася Спалек Журнал исследований социальной политики. 2003.  Т. 1. № 2. С. 231-244. 
В статье рассматриваются проблемы криминальной юстиции в Великобритании на материалах исследований мусульманских сообществ. Автор затрагивает различные аспекты уголовного права, политику работы тюрем и сервисов для жертв преступлений и полагает, что практики правосудия, сформировавшиеся в системе, где главную позицию занимает христианство, имеют негативное воздействие на тех граждан, которые были социализированы в мусульманской среде. Рассматриваются изменения отношений к мусульманам в Британии после 11 сентября 2001 г.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Екатерина Юрьевна Панова, Капитолина Фёдорова Журнал исследований социальной политики. 2006.  Т. 4. № 1. С. 81-103. 
Статья посвящена проблемам обучения иноэтничных детей в школах Санкт-Петербурга и отноше-нию к ним учителей. В результате волны миграции в Петербург из стран бывшего СССР за послед-ние 10-15 лет в школах появилось значительное число детей, для которых русский язык не является родным. Отношение к мигрантам в обществе, как правило, резко отрицательное, и на первый взгляд кажется, что такое же отношение характерно и для школьных учителей. Однако, как показывает проведенное исследование, в реальности ситуация выглядит не столь однозначно. Настоящая статья представляет собой попытку исследования отношения учителей к иноэтничным детям при помощи методов социолингвистики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Борис Ефимович Винер Мир России. 1999.  Т. 8. № 1-2. С. 227-280. 
В отличие от распространенного в настоящее время в социальных науках представления об этнической идентичности как о психологическом феномене, полностью конструируемом индивидом, в статье делается различие между этнической самоидентификацией, которая в большинстве случаев формируется в результате «перенимания-от-другого», и другими компонентами этнической идентичности, действительно возникающими, благодаря творческому процессу конструирования. Материалы интервьюирования петербуржцев, имеющих родителей украинского и еврейского происхождения, подтверждают данное теоретическое положение.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Олег Леонидович Лейбович, Василий Николаевич Стегний, Андрей Николаевич Кабацков, Наталья Викторовна Шушкова Мир России. 2004.  Т. 13. № 2. С. 43-65. 
«Мир России» продолжает публикацию материалов по итогам социологических исследований, проведенных в г. Перми сотрудниками гуманитарного факультета Пермского государственного технического университета. В предыдущем номере была опубликована статья «Большой город в постсоветском пространстве», в которой авторы анализировали социальные процессы в постсоветском крупном индустриальном центре. Эта статье посвящена проблемам межнациональных взаимодействий в современном российском городском сообществе. Цель статьи – выявить социокультурное содержание межнациональных связей горожан: этническую самооценку, степень готовности к межнациональным контактам, способность понять и принять иные модели поведения. Иными словами, найти культурные основания социальных ситуаций, разворачивающихся в урбанистической среде. Интерес к культурным аспектам социальных процессов характерен для пермской социологической школы. Эта традиция была заложена трудами З.И. Файнбурга, вернувшего культуру в сферу социологической мысли [Зборовский 2003, сс. 851-2, 862]. «Мы рассматриваем процесс национальной идентификации, – пишут авторы статьи, – как один из ведущих процессов новой социальной стратификации. Чтобы выявить его специфику мы обратились к методике реконструкции этнических образов, присутствующих в современном массовом сознании. Мы применили процедуру “двух зеркал” сравнения собственного образа (самохарактеристики) с образами других. Вглядываясь в черты иных, далеких и близких этносов, русская национальная группа находит свою идентичность. В то же время иные этнические культуры воспроизводятся весьма ограниченным кругом людей. Наиболее продвинутые в образовательном и профессиональном отношении представители инонационалов собственную социальную идентификацию связывают с освоением русской культуры. Они в целом, соглашаясь с традиционным образом русских, вносят в него коррективы».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
В Якобсон Мир России. 2006.  Т. 15. № 4. С. 143-170. 
Поворот от социалистического многонационального государства к капиталистическому национальному и последовавшие кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества заставили жителей Эстонии независимо от их национальной принадлежности пройти через мучительный процесс адаптации к новым условиям. Для большей части ее русскоязычных жителей этот процесс был осложнен изменением их правового статуса, новыми требованиями к языковой компетентности, распространенным в эстонском обществе недоверием к России и русским, а также ощущением своей «оставленности» метрополией. Первые три обстоятельства дали основания к тому, чтобы в российском политическом дискурсе русскоязычное население бывших советских республик стало рассматриваться как «гонимое», «дискриминируемое», «ущемленное». Тем не менее лишь небольшая часть этого населения сделала выбор в пользу отъезда из Эстонии, остальные пошли по пути адаптации, которая имела свои особенности у различных возрастных, региональных и статусных групп. Результатом этого процесса стала значительная фрагментация русскоязычного населения с точки зрения социального статуса, материального обеспечения, образования, ценностей, взглядов. Однако есть и то, что до сих пор объединяет русскоговорящих – это в первую очередь ощущение ценности родного языка и своей «русскости», а также наличие общего информационного пространства в виде российских телеканалов. Об особенностях адаптации, о формировании различных групп среди русскоязычных, о том, что отличает их от эстонцев и что их объединяет, пойдет речь в данной статье.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Жанна Анатольевна Зайончковская Мир России. 1997.  Т. 6. № 4. С. 25-31. 
Статус вынужденных мигрантов в России определяется на основании законов "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г.. Основанием для разделения этих двух категорий мигрантов служит наличие ("вынужденные переселенцы") или отсутствие ("беженцы") российского гражданства, в соответствии с Конвенцией ООН о беженцах 1951 г. и Протоколом к ней 1967 г., к которым присоединилась Россия. До принятия указанных законов и присоединения к Конвенции всем недобровольным мигрантам присваивался статус "беженца". Большинство из них и сейчас сохраняют этот статус. Поэтому общую совокупность вынужденных мигрантов учитывают вместе и называют "беженцы и вынужденные переселенцы" (далее для краткости "беженцы"). На статус вынужденного переселенца в России могут претендовать и перемещенные лица ("внутренние беженцы"). Обязательное условие получения этого статуса для мигрантов из стран СНГ и Балтии - оформление российского гражданства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Андрей Геннадьевич Кузнецов Журнал исследований социальной политики. 2003.  Т. 1. № 2. С. 282-284. 
0
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Михаил Борисович Денисенко Мир России. 2003.  Т. 12. № 3. С. 147-156. 
Весной 2000 г. Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН был подготовлен доклад под названием «Замещающая миграция: является ли она решением проблемы сокращения численности и старения населения?» Под «замещающей миграцией» в докладе понимается такой миграционный прирост, который компенсирует — «замещает» — недостаток рождений, необходимый для поддержания в некоторый период времени в данной стране постоянства либо численности, наподобие того, как его может поддерживать «замещающая рождаемость» («replacement fertility»), либо каких-либо других количественных характеристик населения. Более конкретно в докладе понятие «замещающая миграция» употребляется в трех разных смыслах: миграционный прирост, при котором численность населения не меняется; миграционный прирост, при котором численность трудоспособного населения не меняется; миграционный прирост, при котором доля лиц в старших возрастах не увеличивается. Проблема замещающей миграции — порождение двух становящихся все более всеобщими в некоторых частях мира тенденций — тенденции к прекращению роста населения многих стран и даже к его убыли (депопуляции) и тенденции демографического старения. Опасения депопуляции звучали еще во французской литературе XIX в., но как реальная угроза многими странами она стала осознаваться сравнительно недавно. Тем не менее уже выполненные в начале 1970-х годов долгосрочные демографические прогнозы с достаточной определенностью предсказывали убыль населения в некоторых из развитых стран в первой половине XXI в. Депопуляция самым непосредственным образом связана с другим демографическим процессом — старением населения. Сперва оно дало о себе знать в западноевропейских странах, но уже в начале 1950-х годов демографы заговорили о нем, как о глобальном процессе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-12-2010
Борис Николаевич Миронов
Москва: Новый Хронограф, 2010, 911 с.
Первое в мировой историографии фундаментальное исследование по исторической антропометрии России за 1700—1917 гг. Мобилизовав огромный материал — 306 тыс. индивидуальных и около 10 млн. суммарных данных о росте, весе и других антропометрических показателях мужского и женского населения из девяти архивов РФ, — автор впервые показывает, как изменялся биологический статус россиян за 217 лет. Полученная картина проверяется на данных о сельскохозяйственном производстве, налогах и повинностях, ценах и зарплате, питании и демографии и делается вывод о динамике уровня жизни за весь период империи.
Экономическая, социальная и политическая интерпретация полученных результатов дает возможность пересмотреть господствующие представления о жизненном уровне, внутренней политике, эффективности российских реформ и происхождении российских революций начала ХХ в. и создать позитивный образ имперской России как страны, успешно развивавшейся.
Использованная литература включает более 1400 названий отечественных и зарубежных исследований.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-12-2010
А. Хорикава Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
Автором рассматриваются особенности и причины появления феномена социальной справедливости в Японии. Представление о справедливости в Японии отличается от традиционного европейского понятия: японцы более стремятся к чувственной справедливости, чем к рациональному пониманию справедливости.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-12-2010
Г.К. Гусаева Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
Автор выявляет конфессиональную специфику такого региона России, как Республика Дагестан. В последние годы наблюдается стремительный рост религиозных организаций, школ, вузов, особую роль играет возрождение исламских традиций. Автор приходит к выводу, что религиозная ситуация в Дагестане характеризуется, с одной стороны, резким ростом общественного интереса к религии и ее влияния на все стороны жизни общества, с другой, количественное возрождение ислама не дает заметного прогресса в нравственной, духовной жизни мусульман. Ислам не стал фактором, консолидирующим верующих, усилились разногласия как среди мусульманского духовенства, так и среди верующих
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-12-2010
Вероника Витальевна Симонова Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
В статье на примере полевого материала, собранного в Нанайском районе Хабаровского края и в общежитии народов Крайнего Севера в Санкт-Петербурге, автор анализирует пространственные интерпретации и связанные с ними представления об «этноисторическом» прошлом. Локальный контекст выступает в качестве дискурсивной практики, в которой примордиальные концепты этнографии являются одними из конструкторов социальных иллюзий, обращенных к «желанному дому в далеком прошлом». Автор рассматривает некоторые теоретические концепции антропологии и социологии пространства и делает попытку критического анализа теории и эмпирического материала. «Машина времени» — авторская метафора представлений информантов о «настоящей культуре», транслируемой на рутину повседневности, утопичного концепта социальной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-12-2010
Владимир Николаевич Давыдов Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
В статье дается обзор зарубежных теорий «культурной аутентичности» и «изобретения традиции». Начиная с 1970-х гг. понятие «аутентичность» начинает активно использоваться в лексиконе социальных наук. Термин «аутентичность» часто фигурирует в научных дискуссиях, касающихся коренных народов. Понятия «традиция» и «аутентичность» часто навязывались представителям аборигенных сообществ в рамках колониального дискурса, являлись ключевыми в процессе конструирования «другого» и использовались как инструменты управления. Исследование феномена культурной аутентичности представляется перспективным с позиций социального конструктивизма и нарративной концепции культуры. Аутентичность может рассматриваться как концепт, который связан с категорией «локальность». Начало публичной дискуссии по поводу локальных, «аутентичных» символов сопровождается их политизацией. Одной из тенденций современной политики является инструментализация аутентичности. Культурные группы, находящиеся в процессе институционализации, могут использовать аутентичность как политическую стратегию.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-12-2010
Надежда Николаевна Федотова Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
В статье рассматриваются проблемы идентичности в условиях мультикультурализма и глобализации. Автор показывает, что именно эти два процесса, а также аномия создали проблему идентичности и интерес к ее рассмотрению. Раскол идентичности, ее фрагментация в условиях перемен приводит к ее кризису и к различным истолкованиям способов его преодоления. Автор касается вопроса о том, что идентичность стала изучаться сравнительно недавно, и у социологии опыт ее изучения пока недостаточно велик. Автор рассматривает политику государства в области культуры, идентичности, полагая политику развития общества основой обретения новой идентичности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-12-2010
Я. Панакова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 4. С. 161-177. 
Радикальные изменения современной социальной реальности требу ют другой антропологии: более гибкой, находчивой. Автор выступает за включение в антропологию все еще маргинального сегодня метода кино. Если в классической антропологии такие вопросы, как постижение инокультурного опыта и способ его репрезентации, вопрос интерсубъективности в поле или вопрос роли антрополога — «автора», заключались в скобки, то в случае применения метода кино они становятся непосредственной частью антропологического труда. По этим же причинам метод кино незаменим при изучении миграции.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-11-2010
В.А. Дмитриев Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 4. С. 143-160. 
Рассматриваются проблемы соотношения принципов хронотопа, присущего менталитету традиционного общества и его культуры, и региональных особенностей природно-культурной среды. Анализируются особенности топологического пространства и континуального времени традиционной культуры народов Северного Кавказа, приемы и преобразования их в мерные, а также характеристики пространственно-временного поведения в зависимости от структуры хронотопа культуры и половозрастного распределения ролей в обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-11-2010
Александр Николаевич Татарко Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010.  Т. 7. № 1. С. 138-148. 
В работе приводятся результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских и китайцев. Китайцы демонстрируют более высокое доверие и более высокий уровень толерантности к представителям иноэтнических и иноконфессиональных групп. Русские превосходят китайцев по уровню позитивности гражданской идентичности и толерантности к инакомыслящим. Китайцы более оптимистично оценивают свои возможности в повышении материальных доходов, проявляют больший интерес к экономике, выбирают меньшую степень экономического риска в качестве его оптимальной величины, по сравнению с русскими. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-11-2010
Ред.: Надежда Михайловна Лебедева, Александр Николаевич Татарко
Москва: Изд-во РУДН, 2009, 420 с.
В    сборнике    представлены    результаты    эмпирических исследований    аккультурации    мигрантов    и    межкультурного взаимодействия   в   поликультурных   регионах   Центральной   и Южной России: Москва, Ставропольский край, Пенза, Кабардино-Балкарская  Республика.  Исследования  проведены  как  признанными    учеными    в    области    этнической    и    кросскультурной психологии,  так  и  молодыми  исследователями  –  студентами  и аспирантами  факультета  психологии  Государственного  университета  –  Высшей  школы  экономики.  Результаты,  полученные  с использованием  методологии    Д.  Берри  (проект MIRIPS  –  Mutual Intercultural  Relations  In  Plural  Societies)  в  российском  контексте, отличаются научной новизной и практической значимостью.
Для  специалистов,  интересующихся  социально-психологическими  проблемами  аккультурации  мигрантов  и  стратегиями межкультурного взаимодействия.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-11-2010
Надежда Михайловна Лебедева, Александр Николаевич Татарко Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010.  Т. 2. № 1. С. 17-35. 
В статье отражена взаимосвязь ценностей культуры и социального капитала с социально-экономическим развитием. Анализируется проблема социального капитала, его составляющие и показатели. Предлагается новый теоретико-методологический подход к группировке культурных ценностей опросника Шварца, основанный на результатах факторного анализа и осмыслении ценностных приоритетов личности в русской культуре. Приводится оценка взаимосвязи культурно-специфических ценностей и других культурных факторов (временная перспектива и уровень религиозности) с социально-экономическими установками россиян.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-11-2010
Александр Николаевич Татарко Альманах современной науки и образования. 2009.  № 11 (30). С. 206-211. 
В статье представлены результаты кросс-культурного исследования взаимосвязей социального капитала и экономических представлений. Автор предполагает, что в различных культурах существуют похожие по своей направленности взаимосвязи социального капитала и экономических представлений. Описываются такие параметры социального капитала, как выраженность гражданской идентичности, валентности (степень позитивности) гражданской идентичности, межличностное доверие, общий индекс толерантности к другим, индекс воспринимаемого социального капитала. Результаты исследования показывают, что китайцы демонстрируют более высокое доверие и более высокий уровень толерантности к представителям иноэтнических и иноконфессиональных групп, русские превосходят китайцев по уровню позитивности гражданской идентичности и толерантности к инакомыслящим. Большинство взаимосвязей социального капитала с экономическими представлениями очень схожи у русских и китайцев. Однако, существуют и различия: доверие у русских мало связано с экономическими представлениями, в то время как у китайцев доверие имеет множество таких взаимосвязей.
ресурс содержит прикрепленный файл