Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 758

Опубликовано на портале: 16-10-2004
Nancy Chodorow
Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2000
Феминистский анализ гендерной системы и гендерных различий включает психоаналитические и социологические исследования. Представительница объективной школы психоанализа - Нэнси Ходоров ищет истоки воспроизводства женственности и мужественности в приватной сфере, а именно, в сфере родительских отношений ("Воспроизводство материнской заботы. Психоанализ и социология гендера", 1978). В этом она опирается на социологически прочтенную психоаналитическую концепцию женственности, которую разрабатывали фрейдисты-ревизионисты М. Клейн, Х. Дойч и др. Признавая значимость ортодоксального фрейдизма в осмыслении роли раннего детства, сексуальности и бессознательного, Ходоров, вместе с тем, утверждает, что решающими для формирования личности мальчика и девочки являются не отношения с отцом (Эдипов комплекс), а более ранние отношения с первым субъектом привязанности - матерью. Гендерные структуры, как считает Ходоров, воспроизводятся в структурах родительства, и, прежде всего, в отношениях материнства. Матери неосознанно по-разному строят отношения с младенцами разного пола, воспроизводя при этом свои собственные стереотипы: воссоздавая первичные отношения привязанности, которые они испытывали в доэдиповой фазе своего развития. Ходоров видит политическую задачу феминизма в изменении характера родительских отношений материнства и отцовства.

Опубликовано на портале: 16-10-2004
Carol Gilligan
Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2000
Кэрол Гиллиган анализирует поло-гендерные различия с позиции когнитивной психологии. Глава из ее книги "Другим голосом. Психологическая теория и развитие женщин" (1982) посвящена анализу социально-психологических оснований формирования различий по признаку пола. Исследовательская проблема Гиллиган - воспроизводство женственности традиционного типа. Гиллиган критикует классическую психологию и лежащую в ее основе рационалистическую методологию и философию. Ее текст представляет собой декларацию инаковости женщин как взгляда на мир, который мужчины не могут разделить в силу различий социализации. Вольно или невольно все когнитивные психологи (Ж. Пиаже, Л. Кольберг и др.) считают женщину отклонением от нормы и недостаточно развитой. Гиллиган, напротив, призывает к признанию женской логики как равноправной и необходимой для социального баланса. Сравнительный анализ решения моральной дилеммы девочками и мальчиками показывает, что женская логика как логика отношений, соучастия, договоренности является не менее эффективной, чем логика абстрактная и инструментальная, приписываемая мужчинам. Женская моральность, подразумевающая ориентацию на другого, готовность к пониманию, сопереживанию и заботе, не должна считаться менее значимой, к ней не стоит относиться пренебрежительно. Без нее практически невозможно осуществление солидарного действия, ненасильственное разрешение конфликтов. Сам принцип переговорных отношений, отличный от формального контракта, может считаться до определенной степени выражением "женской логики". Снисходительно и неуважительно относясь к "женской логике" в публичной сфере, общество, тем не менее, принимает как должное и биологически оправданное то, что именно женщины принимают на себя заботу о стариках и детях. Именно против такого нерефлексируемого двойного стандарта традиционной женственности направлен пафос исследования Гиллиган.

Опубликовано на портале: 15-10-2004
Alain Bihr, Roland Pfefferkorn Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 1. С. 134-139. 
Модель нуклеарной семьи постепенно утвердилась в капиталистических обществах на протяжении 18 века. Распространившись в течение 19 и в первой половине 20 века на все социальные классы, эта модель стала проблематичной в последние десятилетия. Многочисленные существенные изменения в отношениях мужчины – женщины, похоже, ставят под вопрос сформировавшиеся гендерные идентичности.

Опубликовано на портале: 15-10-2004
Светлана Сергеевна Ярошенко Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 71-83. 
В статье на основании результатов развернутого монографического исследования (extended-studies) северного села Республики Коми анализируется механизм формирования постоянной бедности. Сельские бедные рассматриваются в качестве одной из депривированных групп, положения которой отличает экономическая и пространственная изоляция от основных источников жизнеобеспечения капиталистической России. Такая изоляция - важный, но не основной фактор преобразования статистической группы временно бедных в реальную (постоянно бедных). Ключевое условие формирования такой группы - режим социального исключения: конструирование непривилегированной социальной позиции в ходе администрирования бедности и выработки устойчивых способов выживания вне достижительских практик хозяйствования. Базой статьи стали материалы экспертных интервью и интервью в семьях нуждающихся, проводившиеся в течение трех этапов с 2000 по 2002 гг. в поселке – районном центре юга Республики Коми. Сделаны выводы о двух вариантах исключения (выпадения) из привычного крестьянского хозяйствования и состоятельной жизни. Первый связан с определением бедных как людей, находящихся в ситуации длительной безработицы или низкой оплаты труда, другой - с "пороками" (поведения в глазах сельской общественности). В ситуации, когда потери на рынке труда не компенсируются "слабой" системой социальной защиты, формируется частная практика выживания, со смещением в плоскость сетевого обмена и домашнего хозяйства.

CROME: CRITICAL RESEARCH ON MEN IN EUROPE [интернет ресурс]
Обновлено: 09-12-2010

CROME - веб-сайт Европейской исследовательской сети «The Social Problem and Societal Problamatisation of Men and Masculinities», финансируемой Европейской Комиссией. Данная сеть объединяет ученых из различных стран Европы, занимающихся изучением маскулинности. Одной из задач участников сети является сравнительное исследования различных сторон жизни мужчин.

Электронный журнал "Такая" [интернет ресурс]
Обновлено: 09-12-2010

www.takaya.by

Электронный журнал "Такая" издается Центром гендерных исследований Европейского Гуманитарного университета (г. Минск, Беларусь). Журнал посвящен обсуждению актуальных проблем гендерной теории. Авторы издания стремятся создать и институционализировать пространство в информационном поле, предназначенное для обсуждения гендерной проблематики.

Обновлено: 09-12-2010

Энциклопедия "Российские женщины в XX веке. Опыт эпохи" является уникальным интернет-ресурсом, который содержит 492 произведения 243 авторов объемом примерно 7000 страниц. В нее включены: свидетельства; документы; теоретические работы; результаты исследований; обзоры литературы и др. материалы. Информация организована по историческому принципу и разделена на три периода: досоветский; советский и постсоветский.

Опубликовано на портале: 07-10-2004
Марина Николаевна Носова
Научный руководитель: Александр Маркович Эткинд
Оппонент: Олег Валерьевич Хархордин
Организация: Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб)
2002
Цель работы состоит в исследовании механизмов формирования гомосексуальной идентичности в специфических социально-исторических контекстах советского и постсоветского общества. Автор работы с позиций социально-конструктивистского подхода рассматривает процесс формирования гомосексуальной идентичности в социальном п
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 07-10-2004
Екатерина Меркулова
Научный руководитель: Елена Андреевна Здравомыслова
Оппонент: Олег Валерьевич Хархордин
Организация: Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб)
С-Петербург, 2003
Целью работы является социологический анализ гендерного режима женской православной общины Покровского кафедрального собора г. Самары. В фокусе внимания исследователя находятся характеристики и центральные структуры гендерного режима православной общины. Под гендерным режимом автором понимается структура повседневны
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 07-10-2004
Надежда Нартова
Научный руководитель: Анна Адриановна Темкина
Оппонент: Артемий Владимирович Магун
Организация: Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб)
С-Петербург, 2003
Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить как организуется и структурируется приватное и публичное при лесбийском образе жизни в России. На основе анализа теоретических подходов к организации приватного и публичного в обществе автор выделяет необходимую для своего исследования трехчленную модель (пу
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 07-10-2004
Лина Хасанова
Научный руководитель: Анна Адриановна Темкина
Оппонент: Эдуард Понарин
Организация: Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб)
С-Петербург, 2003
Целью данного исследования является анализ трансформаций гендерного уклада армянских семей, произошедших в результате адаптации к инокультурной среде. Исследование носит эмпирический характер и базируется на материалах биографических интервью. Выбранная автором теоретико-методологическая модель исследования (Р. Конне
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 07-10-2004
Вероника Пасынкова
Научный руководитель: Анна Адриановна Темкина
Оппонент: Владимир Яковлевич Гельман
Организация: Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб)
Санкт-Петербург, 2003
Цель работы заключается в реконструировании процесса создания гендерных образов в оппозиционной идеологии польской "Солидарности". Теоретическими рамками исследования является социально-конструктивистский подход к изучению гендерных аспектов социальных процессов и явлений, представленный работами П. Бергера и Т. Лукм
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 07-10-2004
Ксения Макарова
Научные руководители: Елена Андреевна Здравомыслова, Анна Адриановна Темкина
Оппонент: Даниил Александрович Александров
Организация: Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб)
Санкт-Петербург, 2004
Проблема изучения профессиональный стратегий женщин в сфере предпринимательства находится в центре внимания автора диссертации. Теоретической рамкой исследования выступала методология Э. Гидденса и П. Бурдье. Работа основывается на материалах биографических интервью с женщинами-предпринимательствами. В ходе анализа да
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 07-10-2004
Дарья Одинцова
Научный руководитель: Александр Маркович Эткинд
Оппонент: Анна Адриановна Темкина
Организация: Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб)
Санкт-Петербург, 2004
Основная задача работы - проследить пути складывания и трансформации практик пеленания и ухода за детьми, представить объяснительные модели этих процессов. Работа носит историко-социлогический характер, автор анализирует материалы, охватывающие продолжительный исторический период. На основе проведенного анализа авто
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 07-10-2004
Анастасия Золотова
Научные руководители: Елена Андреевна Здравомыслова, Анна Адриановна Темкина
Оппонент: Олег Валерьевич Хархордин
Организация: Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб)
Санкт-Петербург, 2004
Цель данной работы заключается в описания православных моделей репродуктивного поведения.Объектом исследования являются статьи периодических изданий православного пастырского дискурса. На основе анализа православного дискурса было выделено три православные модели репродуктивного поведения: национал-патриотическую,
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 06-10-2004
Dorothy Smith
Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2000
В тексте Д. Смит сформулирована эпистемологическая и методологическая позиция, разделяемая (не всегда эксплицитно) большинством современных феминистских исследователей: гиноцентрический или позиционный подход в эпистемологии. Смит демонстрирует, что классическое социологическое знание является гендерно-нечувствительным, оно исключает из исследовательского поля конкретный, телесно воплощенный опыт женщин. Автор делает попытку вернуть женский субъект в социологию. Для этого она реконструирует организацию современного знания и постулирует новые принципы включения конкретных опытов в теоретический дискурс. Смит критикует методологические принципы Дюркгейма и Парсонса, которые вслед за Ф. Бэконом, устраняют чувствующий субъект из процесса познания и декларируют возможность достижения объективной эмпирической истины. То, что субъекты думают и чувствуют, считается нерелевантным для конструирования социологического феномена. Смит утверждает, что тексты, создаваемые по таким правилам, обслуживают существующие властные отношения. Автор предлагает императив: феминистская социология должна дискурсивно соединить пишущих и читающих, поместив теорию в контекст повседневного опыта. Если произойдет такой поворот в социологии, то множество голосов, звучащих с разных позиций, получат доступ к публичному дискурсу. Позиционный подход - как эпистемология - открыто заявляет о том, что знание неизбежно производится с определенной позиции. Женская позиция производит иное знание, отличное от квази-объективного, т.е мужского, осмысления мира. Статья Смит, хотя и стала классической, только наметила способы теоретического и эмпирического преодоления отчуждения.

Опубликовано на портале: 05-10-2004
Елена Юрьевна Мещеркина
Курс представляет собой часть более общего вводного курса по гендерным исследованиям. Цель модуля заключается в том, чтобы ознакомить слушателей с возможностями и спецификой использования методов качественной социологии в изучении гендерной проблематики.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 05-10-2004
Лариса Станиславовна Егорова, Светлана Михайловна Степанова
Учебный курс ставит целью познакомить студентов технических вузов с основами гендерных знаний; способствовать формированию у них эгалитарного мышления с целью смягчения гендерной асимметрии в обществе; помочь будущим инженерам овладеть навыками управления персоналом с учетом стратегии гендерного равенства. Общеизвестно, что от умения специалиста работать с людьми во многом зависит эффективность деятельности коллектива. Этот фактор в значительной степени актуализирует изучение курса, основанного на стратегиях достижения равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни.
В рамках курса решаются следующие задачи:
- ознакомить слушателей с понятиями и терминами, относящимися к гендерной теории, с методикой гендерного подхода в социальной политике и управлении, с основными теориями феминизма;
- рассмотреть процесс формирования гендерных отношений в обществе в российском и мировом контексте;
- обсудить основы гендерной экономической теории;
- дать методику гендерного анализа рынка труда и сферы занятости;
- ознакомить студентов с перспективами гендерного подхода в менеджменте, предложить варианты его использования на промышленном предприятии;
- сформировать у слушателей навыки использования основ гендерных знаний в будущей профессиональной деятельности.
Учебный курс рассчитан на студентов технических вузов различного профиля (текстильного, энергетического, химического, строительного и т.д. ), которые получают специальности инженерно-технических работников в сфере промышленного производства. Курс разработан специально для проекта "Модельная программа комплексного гендерного образования (школа-технический колледж-технический вуз-бизнес)". При разработке курса учитывалась специфика будущей профессиональной деятельности выпускников технического вуза, особенности их работы, связанные с управлением персоналом на производстве.
Курс рассчитан на 72 часа.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 05-10-2004
Ольга Александровна Хасбулатова, Ольга Вадимовна Шнырова, Марина Тимофеевна Полывянная
2001/2002
Учебная программа по курсу "Женщина и мужчина в XXI веке: стратегии и реалии гендерного равенства" - одна из новых учебных программ, предназначенных для учащихся старшего звена общеобразовательных школ. Если в системе высшей школы гендерное образование все активнее интегрируется в систему гуманитарных дисциплин, то средняя школа при всей актуальности проблемы все еще далека от этого процесса. Поэтому предлагаемая учебная программа представляет собой пропедевтический спецкурс, цель которого - ввести учащихся старших классов в проблематику гендерных исследований. Это, думается, будет способствовать процессу формирования в нашей стране более свободного, толерантного, демократического общества. При построении курса использована "мягкая" стратегия поэтапного включения гендерного знания - от элементарных проблем половых различий к сложным сюжетам гендерных исследований. В структуре курса - лекции, семинарские занятия, выполнение конкретных практических заданий исследовательского характера, занятия тренингового типа, написания эссе, проведение анкетирования. Лекционная форма обучения предполагает включение элементов дискуссии; семинарские занятия построены на обсуждении статей по гендерной проблематике и других материалов проблемного характера. С целью вовлечения учащихся в активную деятельность разработаны гендерно-ориентированные темы исследований. Для выполнения практических заданий предполагается объединение учащихся в рабочие творческие группы. Курс состоит из восьми тем, на каждую из которых отводится два часа. Форма итоговой аттестации - зачет. Зачетная работа предполагает участие слушателей курса в конкурсе творческих работ, в социологическом исследовании, а также написании реферата по гендерной тематике. По завершению курса предполагается проведение школьной конференции "Мужчина и женщина в XXI веке: стратегии и реалии гендерного равенства". При разработке курса авторы использовали свой личный опыт преподавания основ гендерных знаний в общеобразовательных школах г. Иванова в 2000 году в рамках малого гранта Посольства Королевства Нидерландов, а также опыт гендерного образования канадских школьников и студентов. Учебная программа разработана специально для проекта "Модельная программа комплексного гендерного образования (школа-технический колледж-технический вуз-бизнес)" доктором исторических наук, профессором О. А. Хасбулатовой, кандидатом исторических наук, доцентом ИвГУ О.В. Шныровой и учителем школы-лицея №22 г. Иванова М.Т. Полывянной. Программа прошла апробацию в 2001/2002 учебном году в школе-лицее № 22 и школе №14 г. Иванова. В ходе реализации проекта на основе этой программы будет разработано учебное пособие для преподавателей общеобразовательных школ, пройдет семинар-тренинг для учителей с целью повышения их квалификации в области гендерной проблематики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-10-2004
Сергей Александрович Ушакин Новое литературное обозрение. 2003.  № 64.
Познавая в сравнении: о евро-стандартах, мужчинах и истории. Рецензия на книгу "Russian masculinities in history and culture". - N.Y.: Palgrave Publisher Ltd., 2002. - 242 p. В своей рецензии С. Ушакин детально анализирует сборник статей, посвященный исследованиям российских образцов маскулинности. Также автор поднимает приницпиальные вопросы о месте российских гендерных исследований в общем академическом пространстве, о соотношении западного и отечественного исследовательского опыта, о возможностях и специфике применения категорий гендерного анализа в социальных науках, существующих на Западе и в России.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию