Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 758

Опубликовано на портале: 18-09-2004
Алишер Арсланович Таксанов газета "Новости Узбекистана". 2004. 
Цель статьи - привлечь внимание общественности к проблеме трафика, которая стала актуальной для такой страны переходного периода как Узбекистан. Данная проблема напрямую связана с высокой степенью занятости женщин в "теневом секторе" узбекской экономики. Невозможность обеспечить себя работой, а следовательно, низкий уровень материального состояния семьи вынуждает женщин эмигрировать, заниматься проституцией. Опираясь на данные социологических исследований, автор говорит о том, что потенциал траффика в Узбекистане достаточно высок, и предлагает изменить эту ситуацию посредством решения проблем, связанных с вынужденной миграцией из страны.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-09-2004
Наталья Евгеньевна Тихонова Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 67-78. 
Рассматривается положение женщин из полных бедных семей. Эмпирической основой статьи являются данные двух общероссийских опросов: "Новая Россия: десять лет реформ глазами россиян" (октябрь 2001 г.) и "Женщина новой России: какая она? Как живёт? К чему стремится?" (январь 2002 г.). На основании полученных данных делается ряд выводов. Неблагоприятные экономические условия, в которых оказываются женщины из бедных семей, усугубляются, как правило, дискриминацией в сфере образования и повышения квалификации, кроме того, эти женщины чаще сталкиваются с проблемами сексизма, чем более благополучные женщины. Проблемы женщин из бедных городских домохозяйств усугубляются состоянием социальной аномии и постоянного стресса, жизнью "на пределе" их психологических возможностей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-09-2004
И.Е. Калабихина
Москва: Акисфлат, 2004
В книге рассматриваются следующие вопросы: гендерные стратегии выживания, оценка респонденток и респондентов современной экономической и социальной ситуации, вопросы развития предпринимательства, фермерства и оценка приватизации, распределение власти и труда в домохозяйстве, личные доходы и поиск работы, репродуктивные установки, домашнее насилие и сексуальные домогательства на работе, политические, религиозные взгляды, проблемы и рекомендации опрашиваемых разных социально-демографических групп. Издание может быть использовано в качестве учебного пособия (содержит в том числе методологию исследования, регистрационные анкеты, гиды углубленных интервью и фокус-групп, инструкции по проведению фокус-групп и т.д.).

Опубликовано на портале: 13-09-2004
Ольга Чеснокова
В центре внимания автора - анализ проблем гендерного образования, его места и роли в современной белорусской культуре. Для этого О. Чеснокова рассматривает историю и специфику формирования гендерных исследований в республике Беларсусь. Автор соглашается с мнением ряда отечественных и зарубежных исследователей, что категория гендер обладает высоким эврестическим потенциалом в общественно-гуманитарных науках. Операционализируя понятие "гендерное образование", исследовательница выделят три уровня рассмотрения гендерного образования:уровень получения и приращения информации о проблемах пола/гендера; уровень формирования ценностного отношения к себе и окружающим и терпимости; а также уровень практического научения навыкам взаимоотношения полов. По ее мнению, нельзя отождествлять гендерное и женское образование. Цели гендерного образования - (1)осуществление гендерной революции в образовании, состоящей в критике господствующих половых стереотипов, распределения половых ролей и всей системы полового воспитания и образования; (2) кардинальное изменение методов образования, путем введения в образовательный процесс методов «партисипаторного (участвующего) знания»; методов «коллаборативного (партнерского) писания», триангуляции (одновременного сочетания нескольких методических стратегий). На основе анализа собственного опыта преподования курса по гендерной проблематике, а также итогов круглого стола «Проблемы институциализации гендерных исследований в высшей школе», состоявшегося 28 апреля 2003 года в Невском институте языка и культуры, автор рассуждает о проблемах институционализации гендерного образования, о будущем гендерного сообщества, сложившегося на постсоветском пространстве. Статья напечатана в журнале «Адукацыя і выхаванне», №6, 2003 год.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-09-2004
Анна Алексеева Журнал практикующего психолога. 2003.  № 3. С. 167-174. 
В основу статьи легли результаты проведенного автором исследования и посвященного изучению психологического пола как значимого фактора формирования личностной идентичности в юношеском возрасте. В своем исследовании автор исходила из определения понятия идентичности, предложенного Э. Эриксоном, и использовала следующие диагностические методики: модифицированный вариант методики «Психологический пол» С.Бем (модификация Лопуховой О.Г.), «Самоактуализационный тест» Н.Ф.Калиной, тест «Смысложизненные ориентации» Д.А.Леонтьева. В результате она получила следующие эмпирические результаты. Так, например, у отдельной части женской выборки высокий уровень маскулинности связан с ее автономностью, самостоятельностью и др. качествами, которые являются показателями психического здоровья и зрелости личности. В итоге, автор приходит к следующим выводам: психологический пол является значимым фактором формирования личностной идентичности в юношеском возрасте, на что указывает взаимосвязь между составляющими психологического пола и особенностями формирования личностной идентичности; преобладающая значимость маскулинности для женщин связана с распространенным в современном обществе гендерным стереотипом маскулинной женщины.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Наталья Александровна Гусева Права женщин в России: законодательство и практика. 2002. 
Автором анализируется катастрофическое положение женщины и семьи в обществе. Поводом для рассмотрения данной проблемы послужила подготовка в первом чтении в Государственной думе России законопроекта « О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации ». Необходимость принятия данного закона давно назрела в нашей стране, т. к. в российском обществе специалисты всего мира констатируют гендерную асимметрию. Что это такое, с чем это непонятное для абсолютного большинства граждан явление связано, какие может иметь и какие уже имеет последствия? Гендерная асимметрия - это неравенство в социальных позициях мужчин и женщин. Иными словами, в настоящее время в нашем российском обществе налицо ухудшение положения женщин во многих сферах общественной жизни. Наибольшее неравенство мужчин и женщин отмечается в двух сферах: на рынке труда; в сфере политики и управления. Этим и другим проблемам в области гендерных исследований посвящена данная статья.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 07-09-2004
Мария Леонидовна Сабунаева
Спецкурс (18 часов) рассчитан на педагогов школ, вступающих в должность или повышающих квалификацию; студентов педагогических вузов, колледжей, училищ; специалистов по воспитательной работе (методисты, завучи). Цель курса - ознакомить педагогов с основами гендерного подхода к процессу социализации детей и подростков. В курсе рассматриваются основные понятия гендерной теории: гендерная идентичность, фемининность, маскулинность, гендерная социализация, гендерные стереотипы и пр. Курс дополнен лекциями, освещающими психологические аспекты половых различий и дискуссию о раздельном обучении.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 07-09-2004
Светлана Соловьева, Елена Михайловна Жидкова
Предметом спецкурса « Различение полов в истории западноевропейской философии » является изменение содержания понятия « пол » в истории западной философии от античности до Новейшего времени. Являясь частью общегуманитарной подготовки, спецкурс носит междисциплинарный характер. Он предназначен для студентов исторического и социологического факультетов и основывается на знаниях студентов по базовым курсам « История философии », « Философия », « История социальных учений », « История культуры ».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-09-2004

третий курс
Спецкурс (90 часов) разработан для студентов психологического факультета. Цель курса - ознакомление студентов с основными результатами современных гендерных исследований. Автор затрагивает довольно широкий круг тем. В частности, в лекционном материале освещены некоторые теоретические и методологические проблемы, как, например, взаимоотношения российской науки с основными идеями феминизма, вопросы гендерной социализации и формирования сексуальной идентичности. Кроме этого, ряд тем посвящен рассмотрению гендерных аспектов в различных сферах общественной жизни: проблема разделения труда между полами, признаки андроцентричности языка, гендерные особенности властных отношений и насилия в обществе.

В дополнение к лекционному материалу разработаны темы для практических семинарских занятий. Основная литература рекомендована ко всему курсу.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендер и право [учебная программа]
Опубликовано на портале: 06-09-2004
Анна Владимировна Бородина
Междисциплинарный курс (34 часа), разработанный для студентов 1 - 5 курсов всех факультетов вузов г.Твери, аспирантов, магистрантов, активисток женских неправительственных организаций.

В качестве методологического фрейма изложения курса предлагается социально-конструктивистский подход. Автор предлагает комплексный анализ отрасли права в гендерной перспективе. В частности, в курсе рассматриваются проблемы конструирования и (вос)производства гендерных категорий (правосубъектов) и отношений в контексте права, особенности языка юриспруденции и их возможности конструирования властных отношений и гендерного неравенства в праве.

Рассматривается отраслевая структура российского права в гендерной перспективе. Права женщин анализируются в контексте международного и российского права. Курс предложено проводить преимущественно в интерактивной лекционной форме.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 06-09-2004
Ирина Ромуальдовна Чикалова
Курс "Введение в основы гендерных исследований" является авторской методической разработкой. Учебная программа освещает пять обширных тем, посвященных теории и истории гендерных исследований. В первых лекциях раскрываются сущность и особенность гендерной методологии в сравнении с другими методологиями исследований общественных явлений. Автор предлагает ознакомить слушателей как с нормативным аспектом гендерной асимметрии в обществе, так и с проявлениями гендерного неравенства в различных сферах общественной жизни (политике, экономике, образовании). Особое внимание уделяет развитию феминистского движения и становлению основных направлений современного феминизма.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Сравнительная история семьи [учебная программа]
Опубликовано на портале: 06-09-2004
Дмитрий Юрьевич Бородин
Данная программа нацелена на гендерный анализ становления и развития института семьи в различных сообществах. Автор курса предлагает рассмотреть основные проблемы истории семьи и брака в обширном временном (с III тыс. до н.э. до конца II-го тыс. н.э.) и географическом измерении. Географические рамки охватывают территорию от Средиземноморья до Атлантики, от Китая до Северной Америки, от Восточной до Западной Европы. Такой обширный материал, с одной стороны, позволяет, а с другой - делает необходимым, применение сравнительного подхода. Будучи первой отличительной чертой курса, сравнительный подход включает в себя анализ как общих, так и отличительных черт сравниваемых сообществ. В ходе курса проводится сравнение на трех уровнях: синхроническом внутрикультурном уровне, синхроническом межкультурном и транскультурном. Программа курса снабжена обширным библиографическим списком, включающем в себя работы как отечественных, так и зарубежных исследователей.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 27-08-2004
Елена Андреевна Здравомыслова
В курс «Феминисткая теория в контексте западной и российской культуры» включается спецкурс (1), посвященный развитию западной феминистской теории, эпистемологии и методологии, и спецкурс (2), в ходе которого будет применяться социально-конструктивистский подход для анализа особенностей российской гендерной культуры.

На семинарских занятиях предполагается изучение и обсуждение текстов по данной проблематике, а также результатов исследовательской работы слушателей

Объем курсов:
Спецкурс 1. Феминистское движение и феминистская теория. 28 часов. 7 лекций и 7 семинаров. 4 кредита.
Спецкурс 2. Современные исследования гендерных отношений в России. 28 часов. 7 лекций и 7 семинаров.

К содержанию курса «Феминисткая теория в контексте западной и российской культуры» прилагается список рекомендованной литературы, сформированный отдельно по каждой теме.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 26-08-2004
Елена Андреевна Здравомыслова
«Социальная теория в гендерной перспективе» - данный курс представляет социальную теорию в гендерной перспективе с точки зрения теоретических подходов и методологии.
Предполагается изучение классических текстов в данной перспективе, обсуждение проблем применимости/неприменимости их положений для анализа гендерных отношений, анализ основных подходов к исследованию гендерных отношений (полоролевой подход, гендерная система, социальное конструирование гендера).

Объем курса - 14 лекций, 14 семинаров; 8 кредитов ECTS.

К содержанию курса «Социальная теория в гендерной перспективе» прилагается: список основной и дополнительной литературы, сформированный по темам.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 18-08-2004
Зоя Александровна Хоткина
2000 год
Специальный курс предназначен для студентов четвёртого курса экономического факультета.
Объем спецкурса 28 часов (14 ч. лекций и 14 ч. семинары).
Тематика спецкурса фокусируется на гендерных (социо-половых) аспектах экономики труда и занятости. Анализируются сущность и причины гендерного неравенства мужчин и женщин на рынке труда: различие в оплате труда, неравномерное распределение по отраслям экономики и профессиям. Особое внимание уделяется актуальным проблемам российского рынка труда в переходной экономике, гендерным аспектам занятости и безработицы, занятости в теневой экономике, конфликту профессиональных и семейных ролей, проблемам домашних хозяйств и неоплачиваемого домашнего труда. Гендерные проблемы труда и занятости рассматриваются исторически и с позиций кросс-культурного анализа (по странам разного уровня экономического развития).

Цель курса - ввести студентов в гендерную проблематику, показать как и почему различаются социальные роли мужчин и женщин в обществе и в сфере труда, как биологические различия между ними трансформируются культурой в социальное неравенство, которое затем отражается на возможностях самореализации личности мужчин и женщин, возможностях их профессиональной карьеры и выбора жизненного пути.

Основные задачи курса:
- помочь студентам овладеть теоретическими и методологическими основами нового направления российской гуманитаристики, получившего название – гендерные исследования.
- познакомить студентов с основными понятиями и терминами, такими как «гендер», «гендерная система», «гендерный контракт», «социально-культурное конструирование», «гендерные стереотипы»,«гендерная асимметрия» и особенностями их применения и использования в рамках экономики труда и теории занятости;
- показать влияние полоролевых стереотипов и норм на личность мужчин и женщин, и на их положение в обществе и в системе трудовых отношений.

Курс предполагает промежуточные форма контроля и отчетности в виде учета активности участия в групповых дискуссиях и ролевых играх, выполнения практических упражнений и заданий, возможными формами отчетности является также ведение дневника и написание эссе по выбранной или предложенной теме.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 18-08-2004
Татьяна Журженко
Данный спецкурс, рассчитанный на 40 часов, предполагает изучение гендерных аспектов современной экономической теории и практики. Автор курса, фокусируясь на месте и роли женщины в экономической сфере, рассматривает специфику женской занятости на рынке труда и в домашнем хозяйстве, особенности женсколго предпринимательства и устойчивость женского экономического участия в переходный период. Представленные темы излагаются на материале российского и зарубежного экономического опыта и научных исследований.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 17-08-2004
Виктория Анатольевна Суковатая Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 183-192. 
Тема статьи – категория женского в поле религии. Анализируются прежде всего интерпретации американской феминистской теологии, показана роль женщины в религиозной истории. Даются характеристики четырех направлений западной феминистской теологии – ревизионистского, реформаторского, революционного и реджектионистского. Показано, как феминистские теологи пытаются изменить традиционную точку зрения на женский духовный опыт в фундаментальных религиях в сторону меньшего сексизма и большей толерантности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-08-2004
Алла Евгеньевна Чирикова Социологические исследования. 2003.  № 1. С. 73-82. 
Обсуждается тематика гендерных различий в менеджменте российских предприятий. Анализ интервью и тестов, в которых приняли участие мужчины и женщины-директора, члены управленческих команд, рядовые работники, позволил автору сделать вывод о том, что успешный менеджмент не имеет половой специфики и определяется реальным социально-экономическим положением предприятия. Антикризисные стратегии мужчин и женщин-директоров практически не различаются между собой, однако женщины большее внимание отводят "фактору персонала", демонстрируя выраженные патерналистские ориентации по отношению к своим работникам и прибегая к комбинированным стратегиям руководства. Персонал предприятий, как правило, не оценивает женщину-менеджера как менее волевого лидера и не согласен с тем, что женщина-руководитель отличается психологической податливостью.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-08-2004
Ольга Николаевна Арестова, Александр Евгеньевич Войскунский
В статье анализируются проблемы половых различий при взаимодействии с информационными технологиями. Основное внимание уделяется определению психологической специфики деятельности российских женщин-пользователей Интернета. Материалы статьи основаны на результатах исследования, проведенного авторами с помощью таких методов, как: интервью, опрос, наблюдение, анализ документов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 12-08-2004
Елена Борисовна Мезенцева
Учебный курс - специализация «Теоретические подходы в гендерной экономике»

Основная цель программы:
дать представление об основных теоретических подходах к анализу положения женщин в экономике;
подготовить обучающихся к разработке самостоятельных блоков или отдельных тем по гендерному анализу экономической политики;
обсудить основные теоретические и методические подходы, разработанные в рамках феминистской экономической теории на сегодняшний день;
подготовить к созданию самостоятельных блоков в контексте предлагаемой темы.

Объем курса «Теоретические подходы в гендерной экономике» - 10 часов.

К содержанию программы прилагаются:
список тем модуля, обширный список рекомендованной литературы, развернутый план программы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию