Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 758

Опубликовано на портале: 29-07-2004
Лидия Эдуардовна Семенова
Объем программы «Социокультурные аспекты гендерной социализации в детском возрасте» - 40 часов.

Преподавание курса предполагает наличие у студентов системы базовых знаний по ряду учебных дисциплин, среди которых: "Социология", "Культурология", "Отечественная история", "Педагогика", "Педагогическая психология", "Социальная психология", "Психология развития и возрастная психология".

Цель данного курса: повышение уровня гендерной грамотности; приобщение к знаниям, являющимся источником информации о социокультурных механизмах конструирования различий в мужских и женских ролях, поведении, деятельности и психологических характеристиках, предписанных обществом людям в зависимости от их биологического пола; ознакомление с особенностями процесса гендерной социализации применительно к детскому возрасту; и на этой основе обеспечение реальной возможности для переосмысления студентами собственного восприятия и понимания социальной действительности, рефлексирования ими своей будущей роли как специалиста в оказании профессиональной помощи детям в направлении оптимизации их личностного развития.

Основные задачи программы:
познакомить студентов с концепцией гендерного подхода;
создать условия для осознания роли социальных институтов в плане гендерной социализации подрастающего поколения;
проанализировать существующие практики социального конструирования гендерных различий, их культурное своеобразие;
рассмотреть влияние гендерных ожиданий общества на развитие индивидуальности ребенка;
проследить характер отражения гендерных стереотипов в культурной атрибутике детства;
обеспечить понимание студентами причин возможных рассогласований между гендерными и индивидуально-психологическими особенностями личности в детском возрасте применительно к различным ситуациям;
проанализировать специфику гендерной социализации в России с учетом культурно-исторического аспекта;
показать возможность использования конкретных стратегий и тактик взаимодействия с детьми и воспитывающими их взрослыми в направлении преодоления традиционных патриархатных гендерных стереотипов; познакомить студентов с реальными путями и средствами расширения гендерного репертуара личности применительно к детскому возрасту;

К содержанию программы прилагаются:
тематический план;
список опросов для обсуждения, сформированный по каждой теме отдельно;
список литературы для самостоятельного чтения;
список тем для итоговой групповой дискуссии;
список тем для выполнения практических заданий;
список тем для подгрупповой работы в исследовательских лабораториях;
темы для заданий к зачету.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 29-07-2004
Елена Николаевна Махмутова
Объем учебного курса «Социальная психология и гендерная политика» - 12 часов.

Программа данного курса предусматривает рассмотрение следующих конструктов:
понятие о методологии и феноменологии, гендере как одном из оснований социальной стратификации, о гендерных особенностях в обучении и воспитании личности.

Затрагиваются главные факторы, оказывающие влияние на социализацию личности, на стадии развития личности в процессе социализации.

Изучаются: динамика гендерных отношений как разновидность межгрупповых отношений, стратегии межгруппового взаимодействия, "Структуры политических возможностей" женщин и мужчин в советский и постсоветский периоды и т.д.

К содержанию краткого курса прилагаются: обширные списки основной и дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Психология семьи [учебная программа]
Опубликовано на портале: 29-07-2004
Надежда Константиновна Радина
студенты 4 курса отделения "Психология" факультета менеджмента и маркетинга НИМБ
Объем учебной программы «Психология семьи - 34 часа».
Цель курса: Интегрировать знания студентов для понимания особенностей развития семьи и семейных отношений, а также инициировать исследовательскую и практико-ориентированную активность студентов-психологов в области семейных отношений.
Задачи курса:
1. Дать представление о сложной структуре психологического феномена "семья" в целом и ее структурных единицах.
2. Показать возможность практической психологии в работе с семьей.
3. Познакомить с диагностическим психологическим аппаратом, который используют исследователи и практики в изучении семьи.
Специфика построения предлагаемой программы заключается в интеграции ряда специальных тем, непосредственно связанных с проблемами развития семейных отношений.
К содержанию программы прилагаются:
список тем курса,
вопросы к практическим и семинарским занятиям,
список тем к семинарам,
список литературы к семинарам,
список тем к практическим занятиям,
список литературы к практическим занятиям,
список основной литературы, список дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Гульдар Фаритовна Ахметова
Cтуденты кафедры истории и этнологии
Объем курса «Башкирская женщина и современный город: проблема социокультурной адаптации». - 18 часов.

В своей программе автор рассматривает современное положения башкирской женщины, проживающей в городе.
На примере городских башкирок выявляются общие закономерности адаптационного поведения представительниц слабоурбанизированных, полукочевых в прошлом этносов.
К содержанию программы прилагается
список тем курса, обширный список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Ольга Григорьевна Максименко
Студенты 4 курс
Учебный курс «Введение в проблематику гендерных исследований: гендер, язык, культура» рассчитан на 20 часов.

В учебном курсе автор описывает современные теории гендера в социальных и гуманитарных науках.
Акцент делается на проблематику гендерных исследований в лингвистике и лингвокультурологии. В частности, анализируется то,
как конструируется гендер в языке,
как общаются лица разных полов в повседневной жизни, на рабочем месте,
какие стратегии используются ими в коммуникации,
рассматриваются средства выражения идеологии политической корректности в области обозначения половой принадлежности индивида.

В рамках данного курса делается попытка выявления культурно-значимых составляющих таких универсальных концептов как «мужественность» и «женственность», а также обсуждается гендерные аспекты массовой коммуникации.

К курсу прилагается:
список основной и дополнительной литературы,
а также список сообщений, отредактированных по темам обучения.

Форма аттестации: недифференцированный зачет.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендер в анекдотах [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Ирина Андреевна Тупицына, Полина Витальевна Румянцева
Данный учебный курс рассчитан на широкую аудиторию:как на студентов, так на аспирантов и преподавателей. В игровой, манере авторы данного курса дают наглядное представление о достаточно сложных теоретических конструктах - «картинки в слове» (Н.Пезешкиан), а также используют метод закрепления уже полученных знаний.

Авторы курса показывают как анекдот способствует осознанию гендерных стереотипов.
Поскольку в анекдотах гендерные стереотипы зачастую доводятся до абсурда, они становятся более доступными для восприятия и осознания. А смех, следующий за рассказанным анекдотом, - это ничто иное как разрядка чувств, в том числе и довольно тяжелых, связанных с опытом подавления по признаку пола.
Курс рассчитан на 1 у.ч.

К программе курса прилагается список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Юлия Евгеньевна Гусева, Мария Леонидовна Сабунаева
Курс-тренинг рассчитан на 24 часа. Разработан как универсальный курс, применимый к широкой аудитории: студенты, аспиранты, преподаватели.
Целью тренинга является расширение гендерного сознания личности. Цель достигается в четыре этапа:
- информирование,
- работа с личностным отношением к проблемам гендерной дифференциации,
- тренировка различных моделей поведения с выходом за рамки типичных полоролевых ситуаций,
- получение обратной связи от участников о тренинге и его эффективности.

Форма организации тренинга (серии разделены временным промежутком в 3 месяца) предполагает самостоятельную работу участников и накопление ими собственного материала.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендерная психология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Анна Валерьевна Емельяненкова
Студенты 3 курса
Объем курса «Гендерная психология» - 102 часа.

Целью данного курса автор ставил расширение областей знаний студентов, связанной с гендерной проблематикой, а также освоение техник, позволяющих работать с гендером как в исследовательских проектах, так и деятельности практика.

Содержание учебного курса раскрывает область современных гендерных исследований, показывает освоение общей методологии гендерного анализа, останавливается на рассмотрении проблематики гендера в различных сферах жизнедеятельности общества: образования и здравоохранения, экономики, политики и права.
Данная программа поможет обучающимся расширить перспективу восприятия проблем гендерной психологии, переведет их на новый уровень осмысления.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Вера Александровна Лабунская
Студенты 4-5 курсов гуманитарных факультетов, аспирантов кафедры социальной психологии
Спецкурс «Гендерная психология общения» представляет собой самостоятельный, оригинальный курс, который развивает основные положения базового курса специализации - "прикладная гендерная психология".
Продолжительность данной учебной программы - 28 учебных часов.

Основная цель данного спецкурса состоит в том, чтобы
сформировать представление не столько о предмете психологии общения,
о типах общения и его строении,
о феноменах и закономерностях общения,
о возможностях управления впечатлением в общении,
о технологиях подготовки к различным формам общения,
о способах применения полученных знаний в практической деятельности, в регуляции социального поведения личности и группы,
сколько научить студентов анализировать обозначенные аспекты общения с позиций гендерной психологии.

К содержанию программы прилагается обширный список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендерная социология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Елена Геннадьевна Луковицкая
Для студентов 3 курса кафедры социологии по специальности "психология"
Объем данного курса составляет - 22 часа.

Основная цель спецкурса:
показать, что традиционная социология в основном ориентировалась на мужчин и их проблемы и почти не исследовала социальное поведение и опыт женщин;
ознакомить студентов с основными понятиями гендерной социологии;
ориентировать слушателей на осмысление проблем и препятствий, стоящих перед мужчинами и женщинами как представителями определенного пола;
способствовать развитию гендерного сознания, свободного от полоролевых стереотипов, затрудняющих личностную самореализацию;
а также показать, что гендерная асимметрия в обществе мешает личностной реализации как мужчин, так и женщин;
способствовать осмыслению проблем и причин насилия;
сформировать представление о социокультурном влиянии на формирование половой роли и ее восприятие окружающими;
ознакомить с особенностями влияния и проявления гендерной асимметрии в языке.

К содержанию спецкурса прилагается список основной и дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Елена Валерьевна Васильева
Для аспирантов, преподавателей, специалистов социальной сферы
Объем курса «Гендерно-чувствительная социальная работа» - 14 часов.

В учебной программе рассматриваются следующие вопросы:
гендерные аспекты социальной работы и социальной политики;
зарубежный опыт гендерно-чувствительной социальной работы;
гендерные стереотипы: осознание и изменение;
принципы гендерно-чувствительной социальной работы.

К содержанию программы прилагается краткий список рекомендуемой литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендерная психология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Ирина Ярославовна Шевцова
Студенты 5-го курса психологического факультета
Объем курса «Гендерная психология» - 45 учебных часов.
Теоретической основой спецкурса «Гендерная психология» является гендерный подход, предлагающий новый способ познания действительности, в котором отсутствует поляризация и иерархия "мужского" и "женского".

Основной задачей спецкурса автор ставит:
формирование у студентов представлений о развитии и становлении личности мужчины и женщины с точки зрения гендерного подхода,
рассмотрение вопросов гендерных различий и гендерных отношений;
обучение использованию гендерного подхода в повседневной профессиональной деятельности.

Принятие позиции, что пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет по-новому реконструировать "Я-образ" и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений,
дает возможность переоценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества,
активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации.

К содержанию данной программы прилагается:
список литературы, сформированный по каждой теме отдельно;
общий список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендер и право [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Елена Николаевна Махмутова
Учебный курс «Гендер и право» рассчитан на 20 часов.

    В основе курса: изучение гендерной идентичности.
    Рассматриваются вопросы гендерных исследования в контексте междисциплинарных отраслей знания.
    Даются понятие гендера как социально-культурного процесса продуцирования обществом различий в мужских и женских ролях.
    Изучаются основные направления взаимодействия гендерных исследований и юридической психологии, гендерного конфликта и проблемы виктимности и т.д.

    К содержанию курса прилагаются:
    список контрольных заданий,
    содержание семинарских заданий,
    обширный список основной и дополнительной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Лариса Владимировна Косыгина
Студенты 2 и 3 курсов
Объем спецкурса «Гендерное измерение занятости и рынка труда составляет» - 36 учебных часов.

Автор в своей программе раскрывает положение женщин и мужчин на рынке труда, а также рассматривает женскую и мужскую занятость в формальной и неформальной экономиках.

Данный курс разбит на четыре тематических блока.
Первый знакомит слушателей с различными трактовками понятий, используемых в курсе (гендер, труд, занятость, рынок труда) и рассматривает теоретические концепции, в рамках которых даны эти определения.
Второй и третий тематические блоки посвящены анализу положения женщин и мужчин в сфере занятости и на рынке труда в формальной экономике.
В рамках четвертого тематического блока рассматривается ситуация, сложившаяся с женской и мужской занятостью в неформальной экономике.

К содержанию спецкурса прилагается рекомендуемая литература (по каждой теме отдельно).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Татьяна Алексеевна, Доронина
Студентам 5 курса (магистратура)
Объем данного учебного курса - 36 часов.

Основная цель спецкурса:
познакомить студентов с основами гендерных знаний;
оказывать содействие формированию в них эгалитарного мышления с целью смягчения гендерной асимметрии в обществе;
оказывать содействие воспитанию у студентов гендерной чувствительности;

При разработке данного курса автор учитывал специфику будущей профессиональной деятельности студентов.

В рамках курса ставятся следующие задачи:
ознакомить студентов с проблемами и перспективами гендерных исследований;
раскрыть слушателям понятия и определения, которые относятся к гендерной теории;
познакомить с важнейшими проблемами использования гендерного подхода в общественно-гуманитарных науках;
предоставить вариативные методики использования гендерного знания в литературоведении;
сформировать у слушателей навыки использования основ гендерных знаний в будущей профессиональной деятельности;
оказывать содействие преодолению у слушателей гендерных стереотипов и формированию у них гендерной культуры.

К содержанию прогрммы прилагаются:
основные понятия, сгруппированные по каждой теме отдельно
отдельно выделены тематика практических занятий
темы для самостоятельной работы
обширный список литературы, снабженный некоторыми ссылками.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Катерина Владиславовна Фофанова
Студенты 3 курса дневного и 4 курса заочного отделения кафедры "Социальная работа"
Учебный курс «Гендер и социальная политика» рассчитан на 72 часа и является обязательным курсом в обучении студентов 3 дневного и 4 заочного курсов отделения кафедры "Социальная работа", "регионоведение", а также прослушавших общие дисциплины по философии, политологии, социальной психологии, теории и практике социальной работы.

Автор учебного курса использует следующие принципы:
ориентация на гендерный анализ социальной политики и социальной безопасности;
учет разнообразия имеющихся концепций и подходов к определению социальной политики и гендерной теории;
социально-правовой анализ положения женщины в современном мире.

Основная задача данного курса - формирование у студентов целостного представления о гендерных основах социальной жизни и социального развития, позволяющего специалистам социальной работы, социального менеджмента и других профессий осуществлять и разрабатывать профессиональные стратегии деятельности в сфере социальной помощи, защиты и социальной политики.

К содержанию курса прилагается список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Марина Евгеньевна Баскакова, Наталия Сергеевна Григорьева
Для преподавателей социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Объем курса «Гендер и социальная политика» составляет 12 часов.

Данная учебная программа - специализация по курсу «Основы гендерных исследований».

Целью своей программы авторы ставили:
подготовить слушателей к разработке самостоятельных блоков или отдельных тем по гендерному анализу социальной политики;
выяснить, в какой мере конфликт между социальными правами и рыночными ценностями может быть представлен в гендерной экспертизе социальной политики;
проследить изменения в социальной политике России советского и постсоветского периода в сравнительном анализе со структурой государства благосостояния;
рассмотреть социальные последствия реформирования систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения России;
проанализировать определяющие особенности положения мужчин и женщин в сфере занятости и на рынке труда, пенсионное обеспечения различных социально-демографических групп населения.

К содержанию программы прилагается список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендерная социология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 24-07-2004
Ирина Наумовна Тартаковская
Преподавательский семинар, адаптированная версия - студенты 4-5-го курсов социологического факультета.
Объем спецкурса «Гендерная социология» - 48 часов.

В данном спецкурсе автор ставил своей задачей:
познакомить обучающихся с ролью феминизма в гендерных исследованиях,
рассмотреть возникновение концепта "гендер", эволюцию "гендера" и основных теоретических контекстов его употребления, таких как:
структурный функционализм,
социальный конструктивизм,
институционализм.
Затрагивается проблема уместности гендерного подхода в российской социологии.
Рассматриваются основные методологические и идеологические проблемы изучения гендерной социологии.

Программа сопровождается обширным списком литературы, сформированным отдельно по каждой теме, а также списком вопросов к семинарским занятиям.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Вера Эдуардовна Семенова
Студенты факультетов психологии и социологии
Объем курса «Гендерные аспекты научной деятельности» - 24 ч.

Цель данного спецкурса:
ознакомить студентов с основными понятиями, подходами и направлениями современной гендерной теории, а также спецификой и сущностью научной деятельности;
осветить вопросы организации, реализации научной деятельности через призму гендерной методологии и теории.

Автор учебной программы раскрывает следующие задачи:
создать условия для освоения основ гендерной теории и методологии;
способствовать возникновению интереса слушателей к гендерной проблематике;
ознакомить с социокультурными детерминантами женских и мужских ролей;
способствовать преодолению традиционных гендерных стереотипов в сознании будущих специалистов;
дать представление о возможности существования вариативных подходов к организации и реализации научной деятельности;
способствовать развенчиванию мифа о науке как о сфере приложения исключительно мужского потенциала;
способствовать повышению престижа науки и научной деятельности в сознании обучающихся;
ознакомить слушателей с истинным вкладом ученых-женщин, вскрыть причины "невидимости" и "незначимости" их заслуг;
активизировать собственный интеллектуальный и творческий потенциал студентов в плане осуществления гендерных исследований.

К содержанию программы прилагаются:
списки литературы для самостоятельного чтения, сформированного для каждой темы отдельно;
вопросы для обсуждения;
списки тем для практических заданий;
список тем для творческих работ.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Светлана Дмитриевна Матюшкова
Cтудентам, по специальности: "Социальная работа", "Социальная педагогики и практическая психология", гуманитарных факультетов
Объем курса «Гендерные аспекты образования» - 20 часов.

Цель курса:
дать целостное представление о гендерных аспектах образования;
показать возможность применения гендерного подхода в образовании при решении актуальных проблем;
научить самостоятельно применять гендерный анализ в педагогической деятельности.

В рамках данного спецкурса автор предполагает ознакомить студентов с гендерными аспектами образования (Так как социальный педагог, социальный работник, учитель в учреждении образования играют важную роль в процессе создания условий для всестороннего развития личности учеников и формирования гендерной культуры вне зависимости от пола).

Данная программа является экспериментальной и предполагает дальнейшую работу.

К содержанию программы спецкурса прилагаются:
перечень предполагаемых тем эссе;
список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию