Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 758

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Марина Борисовна Лукманова
Студенты 2 курса экономических специальностей, студенты факультетов социологии
Объем курса «Гендерные аспекты экономической социологии» - 36 учебных часов.

Основная цель преподавания курса:
показать, что традиционная экономическая социология в основном ориентировалась на мужчин и их проблемы и почти не исследовала социальное поведение и опыт женщин;
ознакомить студентов с гендерными аспектами экономической социологии.
Ориентировать слушателей на осмысление проблем и препятствий, стоящих перед мужчинами и женщинами как представителями определенного пола;
способствовать развитию гендерного сознания, свободного от полоролевых стереотипов, затрудняющих личностную самореализацию.

Основу лекционного курса составляют результаты социологических исследований, монографии российских и казахстанских авторов, газетные и журнальные публикации, правовые документы.
Используются экономические данные.

К содержанию программы спецкурса прилагается: обширный список рекомендуемой литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Наталия Валерьевна Ходырева
Объем курса «Гендерные проблемы в психологии» - 74 часа.
Лекции - 24 часа; семинары - 10 часов; самостоятельная работа - 40 часов.

Цель данного учебного курса: формирование представлений о понятии гендер в гуманитарных дисциплинах.

В задачи курса входит формирование знаний и умений по анализу гендерного фактора
и навыков в проведении гендерных исследований.

Материал спецкурса посвящен:
теоретическим знаниям о роли гендера в практических исследованиях;
возможности систематизировать знания по гендерным исследованиям;
анализу гендерных проблем и применению знаний в социальной практике

К содержанию программы спецкурса прилагается: список основной и дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Катерина Владиславовна Фофанова
Объем курса «Гендерный подход к ювенологии» - 18 ч.

В рамках предлагаемого курса анализируются вопросы:
социализации молодежи,
вопросы межпоколенческих, брачно-семейных взаимоотношений,
рассматривается тема молодежных субкультур и молодежной политики с позиций гендерного анализа.

Цель курса - формирование научного знания о гендерном факторе, влияющем на развитие человека в период юношества и молодости.

В задачи курса входит изучение теоретических и методологических основ понятия "гендер" в ювенологии, формирование навыков и умений по применению гендерного анализа процессов социализации, воспитания, образования новых поколений.

В результате изучения студенты должны:
-приобрести теоретические знания о роли гендера в ювенологии
-систематизировать знания о гендерных исследованиях
-уметь анализировать проблемы с применением гендерной интерпретации в социальной практики при работе с подростками и молодежью.

К содержанию учебной программы прилагается: краткий список рекомендуемой литературы

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Елена Николаевна Молчанова
Студенты 5 курса
Объем курса «Гендерные аспекты психологии лидерства» - 30 часов.

Цель курса:
познакомить студентов с основами гендерной теории,
рассмотреть различия между лидерами мужчинами и женщинами,
способствовать самореализации обучающихся в профессиональной сфере и в сфере межличностных отношений (Я-образы и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации отношений).

При построении курса была использована стратегия поэтапного включения в гендерные знания, от элементарных проблем половых различий к сложным гендерным исследованиям.

В учебном курсе автором рассматриваются следующие вопросы:
Основы гендерной теории, включая исторические аспекты психологии гендерных отношений и гендерной психологии лидерства;
Феномены гендерной идентичности и гендерной социализации;
Гендерные стереотипы. Предрассудки, установки;
Жизненные стратегии личности и проблема самореализации;
Модели и теории лидерства, включая гендерные концепции лидерства;
Женское лидерство как социально-психологический феномен;
Политическое лидерство.

К содержанию программы спецкурса прилагаются:
темы практических занятий;
список литературы;
список примерных тем для обсуждения;
список тем рефератов, предлагаемых для самостоятельной разработки;
обширный список тем основной и дополнительной литературы к курсу;
представлено оснащение к проведению практических занятий.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Юлия Васильевна Фасхиева
Студенты 3-4 курсов
Объем курса «Гендерный подход в педагогике» - 20 часов.

Автор в своей программе раскрывает понятие гендерных стереотипов на примере воспитательных процессов.

    Анализируются такие понятия как:
  • учет гендерных различий в коммуникации,
  • коммуникативные нормы, принципы и правила,
  • языковой вкус, речевые манеры и индивидуальный стиль,
  • делается акцент на проблеме предотвращения насилия в современном обществе(на примере мужского и женского поведенияя в деструктивных конфликтах),
  • затрагиваются вопросы гендерных аспектов образования - гендерные аспекты образования в России, специфика светского и духовного образования
  • делается экскурс в историю: домашнее образование для женщин, первые светские женские учебные заведения, борьба за публичное женское образование,
  • в динамическом аспекте рассматриваются реалии традиционной и гендерной педагогики (гендерный подход в дошкольной педагогике, гендерное образование в школе и в вузе: перспективы развития).

    К содержанию программы спецкурса прилагается список основной и дополнительной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендерология и феминология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 23-07-2004
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
студенты 4 курса дневного отделения и 5 курса вечернего отделения
Объем общепрофессионального курса «Гендерология и феминология» - 128 часов.

Автором данного учебного курса подробно освящаются вопросы гендерология и феминологии в контексте гендерных отношений в системе прав человека, рассматриваются вопросы женского движения в прошлом и настоящем, становления гендерной идентичности на ранних этапах жизненного цикла и т.д. К содержанию программы спецкурса прилагаются:

  • тематический и почасовой план курса;
  • список основной литературы по всему курсу;
  • учебно-методические материалы, подготовленные Щегловой С.Н.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Лидия Анатольевна Тысько
Студенты 4 и 5 курса дневного и заочного отделений историко-филологического факультета; Преподаватели
Спецкурс «Гендерный аспект методики ученических социологических исследований» рассчитан на 28 часов.
Автором спецкурса рассматриваются, прежде всего, такие понятия как:
  • гендерная асимметрия российского общества,
  • методика ученических социологических исследований (на примере 10 - 11 классов средней школы).
  • исследуются различные темы ученических социологических исследований с учетом гендерных различий
К содержанию программы спецкурса прилагается список рекомендованной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Женщины и политика [учебная программа]
Опубликовано на портале: 23-07-2004
Наталия Николаевна Козлова
Студенты, а также все заинтересованные слушатели
Объем спецкурса «Женщины и политика» - 44 часа.
Данный спецкурс -авторская разработка, победитель Конкурса учебных программ по гендерному образованию в 2000 г. (Фонд Сороса), Россия.
Программа курса носит теоретико-политологический характер, в содержании используются социологические (результаты исследований), исторические (в обзоре женских движений), лингвистические (при анализе гендерных стереотипов) данные.
    Цель и задачи курса:
    • теоретические
    • - показать роль и значение женщин в политике;
    • - выявить явные и латентные возможности влияния женщин на политику;
    • - раскрыть гендерные стереотипы, препятствующие движению женщин в политику, а также их причины и последствия.
    • практические
    • - образовательная помощь политически активным женщинам, а также школам женского лидерства;
    • - актуализация гендерных проблем в СМИ;
    • - выработка оптимальных форм взаимодействия с политической властью (в том числе и защита от сексизма в политике);
    • - проведение научно-практических конференций;
    • - использование результатов в проекте "Женщины и город" (Тверской Центр женской истории и гендерных исследований)

К содержанию программы спецкурса прилагаются:

  • аннотация по каждой теме;
  • основной план лекции к данной теме;
  • темы семинаров на выбор по изучаемому разделу;
  • список рекомендованной литературы, сформированной по данной тематике;
  • к каждой теме выделены основные понятия и категории;
  • разбор по блокам деловой игры "Технология избирательной кампании".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Мария Павловна Белоусова
Объем курса «Гендерные исследования в социологии» - 54 часа.

В данном спецкурсе раскрываются такие понятия как:

  • социализация и гендерные роли,
  • гендерные проблемы семейных отношений,
  • даются теоретические основы гендерных исследований.

Автор дает представление о гендерной системе в советской и постсоветской России,
исследует мировое женское движение.

Основная цель спецкурса - дать представление обучающимся о понятии гендерных исследований, о гендерных аспектах системы прав человека, о роли женщины в вопросах политического процесса. К содержанию программы спецкурса прилагаются:

  • темы семинарских занятий,
  • список рекомендуемой литературы, сформированный отдельно по каждой теме.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендерология и феминология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 23-07-2004
Мария Павловна Белоусова
студенты 2-го курса, факультета социологии
Объем курса «Гендерология и феминология» - 117 часов.

Учебная программа посвящена рассмотрению таких ключевых вопросов как: "гендерология" и "феминология".
Автор раскрывает следующие понятия: социализация и гендерные роли, гендерная система в советской, постсоветской России и маскулинность.
Подробно рассматриваются такие темы как:

  • права женщин в системе прав человека,
  • мировое женское движение,
  • женщины в политическом процессе,
  • женщины в сфере занятости.

К содержанию программы прилагается список основной рекомендуемой литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Наталья Николаевна Кукаренко
студенты гуманитарных факультетов
Объем учебного спецкурса «История философии в гендерной перспективе» - 26 часов.
Основная идея курса - показать, как философия в ходе всей своей истории проявляла фаллологоцентризм;
как, когда и почему в истории философии произошла подмена понятия "человек" идентифицирующим понятием "мужчина", вытеснившим "женщину" за рамки дискурса.
Для анализа предлагаются "канонические", "классические" философы, причем задачей является не добавление гендерного аспекта в философские проблемы, а трансформация самой дисциплины.
Целью курса является попытка раскрыть, как гендерные противоречия оказались вписанными в сами философские категории, которыми философы оперировали.
Задача курса: ознакомить студентов с основами гендерного подхода в истории философии.
Курс предполагает дать знания основных категорий и понятий гендерного анализа и научить студентов более осмысленно и критически подходить к тематике курса. К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем,
  • список рекомендуемой литературы.
  • ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Лидия Эдуардовна Семенова
    3 курс - заочное отделение
    Объем общего курса учебной программы «История и теория религии. Раздел: "Женщина и религия"» - 12 часов.
    Автор ставит целью освятить разнообразные источники по антропологии, религиозные и литературные мифы, которые в свою очередь свидетельствуют о политической окраске патриархатных представлений о женщине.
    Так, если обратиться к анализу социально-психологических аспектов религиозных воззрений, можно убедиться, что большинство религий мира являются патриархальными или, пользуясь современной феминисткой терминологией, "шовинистическими", "андроцентристскими". В них мужчина утвердил себя в качестве человеческой нормы, по отношению к которой женское становится другим и чуждым.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются списки основной и дополнительной литературы.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Юлия Евгеньевна Гусева
    студенты 5 курса, гуманитарных факультетов
    Объем спецкурса «Женская журналистика: специфика деятельности и аудитории» - 32 часа.
    Автором рассматриваются вопросы зарождения и становления женской прессы в России и за рубежом,
    по-новому рассматриваются вопросы образа женщины и мужчины в прессе, отражение реальности или насаждение традиционных патриархатных воззрений,
    делается акцент на вопросах гендерного анализа телерекламы: рассматривается специфика образов мужчины и женщины.
      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    • список основных тем,
    • список рекомендованной литературы.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Гендерология и феминология [учебная программа]
    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Валентина Григорьевна Ушакова
    студенты отделения Социальной работы, социальной антропологии и этнической социологии факультета социологии
    Объем спецкурса «Гендерология и феминология» - 34 часа.
    Базовый курс по данной тематике широко освещает вопросы гендерных исследований,затрагивая гендерный подход в гуманитарных науках в контексте содержания понятий феминология и феминизм.
    Автором широко рассматриваются такие направления как:
    • проблема пола в европейской общественно-политической, философской, социологической мысли,
    • классические теории гендерной социализации,
    • гендерная антропология (медико-биологические данные о половой дифференциации),
    • особенности полового диморфизма и психофизиологии половых различий,
    • гендерный анализ избирательных систем и электорального поведения и т.д.

    К содержанию программы спецкурса «Гендерология и феминология прилагаются»:
    1. тематический план программы курса;
    2. список основной и дополнительной литературы;
    3. список вопросов к экзамену и зачету;
    4. список вопросов для проведения дискуссий;
    5. список тем для курсовых и дипломных работ.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Ольга Александровна Воронина
    преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
    Объем учебной программы-специализации "Гендерный подход в гуманитарных науках" -10 часов.
    Автор в своей учебной программе ставит следующие цели:

    продемонстрировать возможности применения гендерной методологии в гуманитарных науках, изучении искусства и культуры;
    рассмотреть проблематику, методы и концепции важнейших направлений в гендерной истории как части междисциплинарных гендерных исследований;
    показать, как применение гендерного анализа видоизменяет общую концепцию истории и позволяет построить новые объяснительные модели социально-исторического развития;
    представить методологическую базу изучения гендерных аспектов языка и проанализировать феминистскую лингвистику;
    рассмотреть отражение гендерных стереотипов в языке;
    дать анализ специфической гендерной ситуации в современном российском искусстве; проследить ход развития культурно-исторической природы явления "женщина-художница" как феномена искусства ХХ века и особенности его проявления на российской почве;
    подготовить слушателей к использованию гендерного подхода при разработке ими самостоятельных блоков или отдельных тем в рамках изучения истории, языка, культуры и искусства;
    показать возможности использования различных демонстрационных материалов в преподавании, в том числе - кино- и видеосюжетов, сайтов интернета.


    К содержанию программы прилагаются:
    список основных тем модуля,
    список рекомендуемой литературы.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Ольга Александровна Воронина, Елена Викторовна Кочкина
    преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
    Объем курса «Гендерный подход в изучении политики и права» - 10 часов.

    Данный курс является специализацией учебной программы по курсу «Основы гендерных исследований».
    Цель модуля:

  • показать, как шло развитие конвенциональной западной политической науки в отношении прав женщин;
  • проанализировать феминистскую критику этой науки;
  • ознакомить с возможностями применения гендерного подхода для анализа политических процессов;
  • рассмотреть основные направления и темы гендерных исследований политики на Западе и в России;
  • проинформировать слушателей о международных и российских документах в области прав человека, о международных организациях по правам человека;
  • показать возможности защиты прав человека в России на основе международной практики и документов;
  • проанализировать историю и реальное состояние женских политических движений в России.
      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    1. список основных тем модуля,
    2. обширный список рекомендуемой литературы.
  • ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Надежда Владимировна Борисова
    Студенты 5 курса
    Объем учебного курса «Гендерный подход в изучении политики» - 32 часа.

    Учебная программа впервые был прочитана в 2000 году в качестве экспериментальной.
    Студентам, уже знакомым с основными направлениями и течениями политической мысли, политической философии и теории, предлагается иной взгляд на политическую реальность, нередко воспринимаемый как альтернативный.

    В рамках спецкурса предлагается рассматривать и анализировать базовые политические категории (власть, властные отношения, политика, политическая борьба, процесс принятия решений, политический процесс) с помощью гендера (как социального конструкта).
    Вместе с тем, предполагается, что одновременно должен быть разрушен стереотип "гендерные исследования - феминистские по своей сути и природе".

    Автор в учебной программе ставит основную задачу - показать, что гендерный подход в данном контексте в настоящее время является не только востребованным в социоэкономических, социокультурных и политических исследованиях, но и весьма продуктивен в рамках учебных дисциплин.

      Задачи учебного курса:
    1. дать студентам представление о гендерной методологии и теории;
    2. показать возможности применения гендерного анализа.
    3. рассмотреть изучение современной российской политической практики: гендерная система в России: эволюция во времени;
    4. гендерный анализ избирательного законодательства;
    5. гендерный анализ политики государства
    6. институционализация участия женщин в политике
      К содержанию спецкурса прилагаются:
    • темы учебного практикума
    • контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
    • список тема для рефератов, курсовых работ
    • примерный перечень вопросов (практических заданий) к зачету (экзамену) по всему курсу
    • распределение часов курса по формам и видам работ
    • обширный список рекомендуемой литературы.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Лорина Петровна Репина
    студенты 3-5 курсов и аспиранты
    Объем спецкурса «История Западной Европы в гендерном измерении» - 34 часа.
    Цель курса - познакомить студентов с одним из наиболее динамично развивающихся направлений - с методологией и концептуальным аппаратом женской и гендерной истории,
    показать эвристические возможности и интегративный потенциал гендерного анализа в истории.

      Задачи учебного курса состоят,
    • во-первых, в том, чтобы дать целостное представление о важнейших темах и направлениях (исследовательских подходах) в рамках женской и гендерной истории, ознакомить их с новейшими концепциями пола, с теми понятиями, моделями и методами гендерного анализа, которые используются в практике гендерно-исторических исследований,
    • во-вторых, в том, чтобы показать пути интеграции гендерного подхода в изучение всеобщей истории, а также те новые интерпретации прошлого, которые создаются на его базе.

    В курсе лекций нашли отражение становление, эволюция, существенные изменения в предмете и проблематике рассматриваемого исследовательского направления, а также его последние достижения в области конкретно-исторического анализа и в его синтетических построениях.
    Таким образом, в курсе сочетаются и взаимно дополняют друг друга теоретико-историографический и проблемно-хронологический подходы.

      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    1. список тем семинарских занятий,
    2. обширный список рекомендуемой и дополнительной литературы список специальной литературы (для подготовки рефератов и докладов).
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Юлия Александровна Монахова
    Cтудентам специальностей "Социальная работа" и "Социология", а также для всех специальностей в рамках программы "Гендерные исследования"
    Объем курса «Женщины и труд: гендерные аспекты занятости» - 18 часов.
      Целью данного курса является:
    1. формирование у слушателей представления о роли женщины в современном обществе,
    2. анализ дискриминации в экономической сфере, служащей барьером на пути к самореализации личности в мужском мире,
    3. рассмотрение альтернативных перспектив для проявления инициативы,
    4. вскрытие региональных проблем в области женской занятости и предпринимательства, на основе данных социологических исследований, проведенных Тверским центром женской истории и гендерных исследований
    .
      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    • список рекомендуемой литературы,
    • список правовых документов, используемых в разделе.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Женщина и культура [учебная программа]
    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Елена Ивановна Якушкина
    Студенты высших учебных заведений
    Объем спецкурса «Женщина и культура» составляет 32 часа.
    Предлагаемый спецкурс представляет собой программу "Женщина. Гендер. Культура".

    Данный курс -это междисциплинарное исследование, которое выявляет роль и место женщины в современном обществе и культуре, а также дает историко-культурный анализ положения женщины в социуме (европейский контекст) от античности до Нового времени.

      Программа состоит из трех разделов.
    1. Первый раздел посвящен теоретическим аспектам гендерных исследований,
    2. Второй раздел раскрывает историко-культурный процесс становления гендерных отношений.
    3. В третьем разделе анализируются место и роль женщины в истории и культуре России

    Программа призвана оказать помощь студентам в освоении гендерных исследований как учебной дисциплины во время лекций, при подготовке к семинарским занятиям, при написании курсовых и дипломных работ, при подготовке к экзаменам.

      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    • тематика программы курса
    • список рекомендуемой литературы, сформированный для каждой темы отдельно.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию