Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 758

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Ирина Сергеевна Клецина, Елена Владимировна Юркова
преподаватели ВУЗов России
Объем спецкурса «Игра в гендерные стереотипы: мужская и женская манипуляция» - 12 ч.
    Основная цель спецкурса-тренинга:
  1. Информационная.
    • Знакомство с понятиями: гендерные стереотипы, манипуляция.
  2. Обучающая.
    • Развитие умений распознавать манипуляцию гендерными стереотипами; развитие навыков противостояния манипуляции.

    К содержанию программы спецкурса прилагаются:

    • тематический план спецкурса,
    • список рекомендованной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Надежда Константиновна Радина
Объем методического семинара «Использование гендерного анализа в подготовке гендерных психологов» - 2 часа.
Автор семинара использует ключевую "технику" - гендерный анализ в качестве инструмента познания социальной реальности, который позволяет понять взаимодействие мужчин и женщин в контексте культуры и социальных отношений.
В данном прочтении гендерный анализ - инструмент в познании властных отношений и иерархии в обществе на основе признания большего влияния одной социальной группы.

Поскольку гендерный анализ является во многом исследовательским инструментом, в данном учебном курсе он используется в организации обучения "практиков" вне официальных программ и стандартов, и в качестве того "фокуса", который позволяет изменять привычный взгляд на многие существенные проблемы в жизни человека, а также позволяет многократно увеличить познавательную мотивацию студентов в процессе обучения. В программе содержится ряд приложений.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Елена Викторовна Иоффе
для студентов старших курсов гуманитарного профиля
Объем учебного курса «Личность. Гендер. Сексуальность.» - 18 часов.
Автор в спецкурсе освящает проблемы основных теоретических концепций, определяющих проблемное поле сексуальности, а также делает акцент на проблематику сексуальности в психоанализе, сексуальности как интегративной характеристики личности.
В программе курса рассматриваются этапы и закономерности психосексуального развития гендерной социализации.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем
  • краткий список рекомендуемой литературы
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

ООН и права женщин [учебная программа]
Опубликовано на портале: 23-07-2004
Лариса Дмитриевна Бойченко
студенты 2-3 курсов - юристы, социальные работники, историки, преподаватели
Объем общего курса учебной программы «ООН и права женщин» - 60 часов.
Автором программы затрагиваются и рассматриваются вопросы прав женщин в системе прав человека.
Широко освящаются проблемы гендерной дискриминации, предотвращение насилия в обществе, проблемы «домашнего насилия» и в связи с этим организация кризисных центров для женщин, пострадавших от «домашнего насилия» в том числе.
Курс рассчитан на студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям "социальная работа", "социальная педагогика", "психология", "социология", "политология", "история", "юриспруденция", а также на работников госслужб, активистов общественных организаций, представителей бизнес-структур и др.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем (план лекций)
  • список литературы, сформированный отдельно по темам
  • список источников и литературы (международные и правовые акты СССР и Российской Федерации)
  • список примерных тем для написания эссе или курсовой работы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Ирина Сергеевна Клецина
магистрантам и студентам старших курсов психолого-педагогического факультета, гуманитарных факультетов
Объем учебного курса «Психология гендерных отношений» - 42 часа.
Данная учебная программа является обязательным курсом, авторской разработкой, а также победителем конкурса учебных программ по гендерному образованию.
Основная цель курса "Психология гендерных отношений" заключается в проведении психологического анализа межполовых отношений в контексте гендерного измерения. Гендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятиях "мужское" и "женское". Центральная идея, которая положена в основу программы курса "Психология гендерных отношений", заключается в том, чтобы обозначить и проанализировать специфические социально-психологические детерминанты половой дифференциации и иерархичности в разных сферах жизнедеятельности и в разные возрастные периоды.

Основной методический подход конструирования содержания курса заключается в рассмотрении влияния на психосоциальное развитие личности, на возможности ее самореализации особой социальной подсистемы гендерных отношений, функционирующей на нескольких уровнях.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем
  • обширный список рекомендованной литературы, сформированный по каждой теме отдельно
.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Маргарита Леонтьевна Михальченко
студенты гуманитарных факультетов
Объем спецкурса «Основы гендерных исследований» - 40 часов.
Основная цель курса: формирование представления о гендерном подходе,
рассмотрение общих вопросов курса в контексте гендерных исследований
    Задачи курса:
  1. ознакомится с основными положениями гендерной теории;
  2. показать целесообразность и возможности применения гендерного подхода в различных областях социогуманитарного знания;
  3. сформировать навыки гендерного анализа социальных явлений и процессов.

В программе учебного курса раскрывается важность рассмотрения социальных процессов через категорию "пол", понятия социальный пол, "гендер".
Рассматриваются сферы приложения гендерного подхода, а также роль гендерного подхода в формировании мировоззрения обучающихся.
Выделяется аспект гендерных исследований как новое направление социогуманитарного знания.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем,
  • список рекомендуемой литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Наталья Викентьевна Досина
Студенты кафедры социально-политических теорий, гуманитарных дисциплин
Объем учебного курса - специализации «Методология и методика гендерных исследований» - 30 часов.
Важной составной частью курса является анализ методологических проблем становления гендерных исследований и новых для России возможностей применения качественного анализа гендерных проблем. Это позволяет обнаружить подлинное взаимодействие социальных групп друг с другом и с государством, специфику исполнения ими ролей и функций, раскрыть глубинные изменения в политической системе при её переходе к новому состоянию.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  1. список основных тем,
  2. список семинарских занятий,
  3. список рекомендуемой литературы к лекционному курсу,
  4. список рекомендуемой литературы к семинарским занятиям.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Дмитрий Владимирович Воронцов
Студенты 3-го курса обучения, специализирующиеся по кафедрам социальной психологии, общей психологии и психологии личности, валеопсихологии
Объем спецкурса - «Прикладная гендерная психология» - 64 часа.
Автор данного учебного курса охватывает следующие разделы:
теоретико-методологические аспекты гендерной психологии,
методики исследования гендерных характеристик личности
.

В рамках курса изучаются вопросы влияния социального и политического контекста на социально-психологическую проблематику, рассматриваются проблемы возникновения и развития гендерных исследований, вопросы даны в рамках контекста феминистской критики и психологии, освещаются проблемы женских, гендерных исследований.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем,
  • список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Материнство и отцовство [учебная программа]
Опубликовано на портале: 23-07-2004
Надежда Константиновна Радина
Студенты 4 курса отделения "Психология" факультета менеджмента и маркетинга
Объем учебного курса «Материнство и отцовство» - 2 часа.
В рамках данного курса рассматривается проблема «Материнского инстинкта», что исследуется в русле сравнительных биопсихологических исследований.
Это одно из наиболее проблемных областей изучения материнства, поскольку само содержание понятия «материнский инстинкт» не определено.
Автором выделяются "психологические" и феноменологические аспекты материнства. Данный подход ориентируется, прежде всего, на материнские функции в зависимости от возраста ребенка, на переживания, установки и ожидания матери в период воспитания.
Особое значение придается изучению состояния матери в период беременности.

Исследования девиантного материнства включают в себя не только проблемы отказа матерей от своих младенцев, проявляющихся по отношению к младенцам насилие или пренебрежение ими, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его последующем психическом развитии.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список вопросов и заданий,
  • список литературы.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Анастасия Федоровна Чешкова
Студенты 3-5 курсов кафедры общей социологии
Объем учебного курса «Основы гендерной социологии»- 54 часа.

Основная цель курса: дать общий обзор истории и современного состояния гендерных исследований в отечественной и зарубежной социологии и социальной теории.
Автором исследуется проблематика гендерной социологии, рассматривается динамика неких проблем, например, женские исследования; феминистские исследования; гендерные исследования. Даны обзоры гендерных исследований в отечественной и зарубежной социологии.
В ходе интерактивных семинаров от слушателей ожидается совместный анализ на основе гендерной методологии предложенной литературы и материалов СМИ, литературы, рекламы.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем
  • список рекомендуемой литературы
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Сергей Александрович Ушакин
Студентов-магистрантов
Объем курса «Политическая теория феминизма: современные дебаты» - 24 часа.
Задачей курса является знакомство с основными направлениями современной политической теории. Процесс занятий базируется на обсуждении двух типов текстов - прочтение "классических произведений" по теории, философии или социологии политики, что сопровождается чтением текстов, в которых сходная проблематика рассматривается в контексте феминистской критики.
Подобное "двустороннее", диалогическое обсуждение теоретических проблем политики помогает,
во-первых, лучше понять логику аргументации "классического" и "феминистского" подходов,
и - во-вторых - позволит несколько изменить контекст, в котором традиционно оказываются произведения "политической классики".
В целом, курс нацелен на освоение принципов "подробного" чтения, т.е. на выявление в процессе аналитического чтения текстуальной логики и аргументационной структуры, благодаря которым рассматриваемые произведения стали возможны.

К содержанию программы спецкурса прилагаются:
список основных тем,
список литературы, сформированный по каждой теме отдельно.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2004
Наталья Михайловна Степанова Общественные науки и современность. 1999.  № 4. С. 185-192. 
Автор анализирует опыт использования гендерных квот в европейских странах. Поначалу в большинстве случаев гендерные квоты оставались на уровне рекомендаций и целевых установок, взятых на вооружение партиями, и лишь в немногих странах они получили законодательное оформление. Инициаторами гендерного квотирования выступили социал- демократические, социалистические и зеленые партии, которые по своей идеологии и партийной организации оказались более приспособленными к реализации политики позитивной дискриминации. Причем решающую роль в принятии и осуществлении соответствующих партийных документов сыграли сами женщины. Автор приходит к выводу, что гендерные квоты — это апробированный и популярный среди левых и центристских партий механизм, помогающий женщинам пользоваться равными с мужчинами возможностями в политической жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-07-2004
Галина Андреевна Брандт Общественные науки и современность. 1998.  № 2. С. 167-180. 
В статье анализируются основные концептуальные подходы западной интеллектуальной мысли к исследованиям в области гендера. Показано, что в современной философии и науке идет процесс изменения кардинального методологического принципа познания сущности указанного феномена: отказ от жесткой поляризации субъектно-объектных отношений полов и концентрация на характерных особенностях женского мировосприятия (особенно его «монизме» и «контекстуальности»). Концепции феминизма ныне ориентированны не столько на достижение политико-правового равноправия «слабого пола», сколько на пересмотр ролевых приоритетов всей западной культуры. Это свидетельствует о признании социумом за женщиной права на создание собственной культурной «проекции», способной со временем изменить его конфигурацию.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-07-2004
М.С. Галина Общественные науки и современность. 1998.  № 1. С. 184-192. 
Ни один крупный современный писатель-фантаст (К. Саймак, С. Лем, А. Азимов, И. Ефремов и др.) не обошел вниманием проблему взаимоотношения полов – бинарную оппозицию, формирующую одну из основных социально-культурных парадигм всех известных нам типов общества. Фантастическая литература, первоначально задавшись целью построить модель иного, несуществующего в реальности социума, неминуемо выходит на актуальные проблемы философского, онтологического порядка. И в этом смысле научная фантастика представляет одно из направлений комплексного анализ проблемы гендера «извне». Данный взгляд, в отличие от рассмотрения данной категории «изнутри», в контексте научного исследования, не отягощен расовыми, языковыми и культурологическими различиями, поэтому он позволяет лучше понять ее универсальное значение и роль.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-07-2004
Л.Ю. Бондаренко Общественные науки и современность. 1997.  № 3. С. 184-188. 
За последнее столетие социальные роли женщин России и США претерпели сильные изменения: женщины получили доступ к таким сферам, как образование, политика, бизнес; значительно возросла доля их участия в экономике. В связи с вовлечением женщин в сферу производства возникла проблема совмещения ролей “дом—работа”. Однако проявляется она по-разному, ибо материально-бытовые условия большинства наших женщин несопоставимы с условиями большинства американок. Перед россиянками стоят проблемы выживания, и очень немногие из них могут выбирать: работать или нет. Американские женщины в основном имеют больше “жизненных миров”, чем наши женщины.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-07-2004
Юлия Градскова Общественные науки и современность. 1997.  № 2. С. 181-185. 
Автор анализирует проблему взаимоотношений семьи и общества – одной из важнейших в современных дискуссиях о будущем российских реформ – и приходит к выводу, что при отсутствии традиций и навыков развития гражданских ассоциаций, способных представлять интересы меньшинств (а именно к ним должны относиться матери-одиночки, разведенные и одинокие женщины, занимающиеся профессиональной деятельностью), женщины в целом будут испытывать более жесткий моральный контроль со стороны общества, что может отрицательно повлиять на их профессиональную деятельность и личностное развитие.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-07-2004
Юлия Антонян Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 127-134. 
Делается попытка дать научное объяснение такого сложного и противоречивого явления, как проституция, раскрыть причины и механизмы подобного поведения. С точки зрения психолога, причину следует искать в мироощущении женщины, ее отношении к самой себе и к окружающему миру.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-07-2004
Stein Ugelwick Larsen Общественные науки и современность. 1993.  № 1. С. 187-191. 
Что означает женщина в современной культуре? Можно ли говорить об однозначности в ней так называемого “женского знака”? Автор считает, что расхожие представления о сути или цели женского бытия как обязательного стремления к материнству, созданию семьи и т.д. приводят к вытеснению женщины из политической, экономической и общественной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-07-2004
Татьяна Емельяновна Осипович Общественные науки и современность. 1993.  № 1. С. 174-186. 
Автор предприняла попытку переоценить историю отечественного феминизма – обруганного, дискредитированного, осмеянного и прочно забытого. Искажение определения феминизма произошло в результате политической борьбы, которую русский социализм объявил феминизму в начале ХХ в. По иронии судьбы важную роль в этой фальсификации сыграла Коллонтай, которую современные западные феминистки считают одним из своих первых теоретиков. Как это произошло? В этом пытается разобраться автор статьи.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-06-2004
Светлана Григорьевна Айвазова Общественные науки и современность. 1995.  № 2. С. 121-130. 
Автор прослеживает возникновение и развитие женского движения (феминизма) в России начиная с 50—60-х гг. ХIХ в. вплоть до сегодняшних дней. Одной из главных сенсаций автор считает появление в Государственной думе совершенно новой фракции: “Женщины России”. Однако, смогут ли российские женщины удержаться на завоеванных позициях? Многое будет зависеть от общей социально-политической ситуации в стране и, конечно же, от самих женщин. Ясно одно: без активного участия женщин становление демократии в России вряд ли возможно.
ресурс содержит прикрепленный файл