Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 36

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 17-04-2012
Дмитрий Михайлович Рогозин Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2006.  № 22. С. 71-89. 
В статье представлены результаты методического эксперимента о влиянии пола абонента, ответившего на звонок, на общий уровень кооперации при проведении квотной выборки. Результативность опроса у мужчин и женщин примерно одинаковая: мужчина, подошедший к телефону, реже отказывается от участия в опросе, но зато гораздо чаще прерывает уже начатое интервью. Однако мужчины реже отвечают на звонки и при организации квотной выборки интервьюер вынужден не опрашивать абонента, взявшего трубку. Уровень кооперации в среднем по выборке без введения квотного задания составляет 61%, после выбора квоты по женщинам – всего 12%. Следовательно, коэффициент кооперации в отдельном исследовании зависит от процента мужчин, который квотируется исследователем, и его можно точно определить на пилотаже. Коэффициент кооперации (COOP3) рассчитан в соответствии со стандартом Американской ассоциации исследователей общественного мнения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-01-2007
Аркадий Львович Маршак Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 153-154. 
Рецензируется книга: Култыгин В.П. ФЕМИНИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. М.: ИСПИ РАН, 2005. 188 с.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-11-2006
Наталия Николаевна Козлова Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 134-141. 
В статье рассмотрено несколько недавно изданных учебников по социологии для вузов в целях выявления их гендерной составляющей. Фиксируется наличие гендерной асимметрии в используемом понятийном аппарате, а также в устойчивых словосочетаниях (авторы всех подобранных исследовательницей книг – мужчины). Показано, что в изучаемых книгах присутствует явная гендерная асимметрия. Так, в учебнике А.И. Кравченко при обозначении пар первым всегда указывается мужчина и отдается предпочтение терминам мужского рода. В учебнике под редакцией П.Д. Павленка в основном фигурирует обращение к мужской аудитории и апелляция к мужскому опыту. В используемой в учебнике С.С. Фролова лексике, как показывает исследовательница, проявляется традиционное для патриархальной картины мира отождествление понятий «человек» и «мужчина». Женщины в большинстве приведенных автором учебника примеров выступают «как носительницы сугубо женского опыта и представительницы своего пола». Отмечено, что С.С. Фролов «после упоминания статуса мужчины пишет в скобках статус женщины», квотируя этим, как полагает исследовательница, его вторичность. Один из выводов по анализу литературы: на индивидуальном уровне «функционирования гендерной проблематики в образовательном дискурсе» имеет место установка авторов на принижение социального статуса женщины, что выражается, в частности, в критике феминизма и в «откровенном сожалении о потере мужчинами лидирующих позиций в современном обществе» (с. 139). Для устранения гендерной асимметрии предлагается введение гендерной цензуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-05-2005
Елена Михайловна Жидкова Гендерные исследования. 2001.  № 6. С. 272 – 279. 
В статье подвергается тщательному анализу учебник, созданный на основе лекций, читаемых в МГУ с 1996 года. Данное учебное пособие является плодом коллективного труда авторов из Лаборатории развития гендерного образования МГУ. В рецензии проверяется, насколько авторы всех глав следуют единой концепции учебника. В заключении рецензет приходит к выводу о том, что данное пособие обладает неоспоримыми достоинствами: междисциплинарность, выдержанная адресность, уход от публицистического пафоса, который характерен для многих работ по гендерной проблематике.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-03-2005
Галина Георгиевна Силласте Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 15-22. 
В статье сопоставляются категории "гендерные отношения" и "социогендерные отношения" как имеющие различные методологические основания: первые отражают фрейдистский, бихевиористический подходы к описанию действительности, вторые учитывают кроме того социологическое измерение. Проблемы социогендерных отношений в постсоветском обществе, усиление дискриминации по половому признаку женского социума требуют пристального внимания со стороны исследователей. Как в политической, так и в экономической жизни общества в результате слома женских элит прежнего социума образовался перекос в сторону мужского доминирования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-02-2005
Я. В. Боцман Социологические исследования. 2000.  № 11. С. 152-153. 
Рецензия на книгу: Жеребкина И. "Прочти мое желание..." Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М.: Идея-Пресс, 2000. 256 с.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-01-2005
Алла Евгеньевна Чирикова
Москва: Ин-т социологии РАН, 1998, 358 с.
Данная монография опирается на материалы 65-ти мягких интервью, проведённых в 5-ти российских регионах и в Москве с женщинами-предпринимателями о "внутренней картине женского лидерства" и успешных стратегиях делового поведения в бизнесе. Материалы интервью с женщинами предпринимателями дополняются данными экспертных интервью в регионах и интервью с мужчинами-предпринимателями. Исследование включает в себя также материалы 42-х интервью о месте женского бизнеса в развитии предпринимательства в России. В первой части автором рассматриваются исторические предпосылки женского предпринимательства в современной России, разрабатываются теоретические подходы к изучению феномена, представляется общий замысел и методы исследования. Вторая часть посвящена изложению эмпирических результатов. Автор предлагает диапазон социальных факторов, которые определяют специфику женского лидерства. В монографии рассматриваются ролевые и региональные особенности женского бизнеса в рамках политической и экономической культуры, в морально-этическом контексте современного предпринимательства. Анализ женского лидерства был бы неполным без внимания к личностным качествам женщин-предпринимателей (психологических особенностей, особенностей социализации и трудовой мотивации), а также к их восприятию богатства, места семьи, досуга и сексуальности в жизни преуспевающей женщины. Книгу завершает ряд рассказов, содержащих выдержки из интервью с женщинами-руководителями, которые иллюстрируют примеры успешного женского предпринимательства. Монография рассчитана на социологов, психологов, руководителей фирм и предприятий, интересующихся социально-психологическими особенностями мужского и женского менеджмента в частных фирмах.

Опубликовано на портале: 18-10-2004
Анна Адриановна Темкина, Anna Rotkirch Социологические исследования. 2002.  № 11. С. 4-14. 
Авторы статьи рассматривают характер процесса изменения гендерного порядка в России в период социальной, экономической и политической транформации. В статье используются интервью, взятые в рамках исследовательского проекта «Социальная трансформация и культурная инерция в России». Авторы приходят к выводу о том, что современный гендерный порядок многовариантен и является результатом адаптации к изменяющимся условиям, а не результатом гендерной политики государства.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-10-2004
Ред.: Валентина Ивановна Успенская
Тверь, 2003, 298 с.
Уникальное издание Тверского Центра Женской Истории и Гендерных Исследований представляет собой сборник текстов А.Коллонтай. Составитель сборника В.И.Успенская потратила немало сил, собирая воедино редкие и разрозненные публикации теоретика женской эмансипации. Теперь вниманию читателей доступны как политические манифесты женского рабочего движения, так и идеи А.Коллонтай о взаимоотношении полов и сексуальной жизни при социализме. Являясь одним из влиятельных политических лидеров молодого Советского государства, А.Коллонтай создала «пролетарский» проект женского движения. Ее теория женского освобождения, разработанная с классовых позиций, является неотъемлемой частью феминисткого наследия. Данный сборник особенно интересен как документальный источник для современных исследователей, изучающих историю и теорию феминизма.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 16-10-2004
Ред.: Ирина Анатольевна Жеребкина
Харьков: Харьковский центр гендерных исследований, 2001, 1, 708 с.
Учебное пособие освещает широчайший круг проблем, связанных с исследованиями гендерных отношений в России и других странах. Авторский состав представлен известными в России и за рубежом исследователями гендерной проблематики. В разделах учебного издания приводится разноплановая критика западной гендерной теории в контексте разнообразных дисциплинарных полей. В частности, авторами рассматриваются: история возникновения и становления гендерных исследований, гендерная проблематика в социологии, политологии, в экономической теории, исторических науках, психологии и психоанализе, в антропологии, философии и др. Необходимость такого учебного пособия вызвана интенсивной динамикой развития гендерных исследований за последнее десятилетие в странах бывшего СССР и реальной практикой университетского преподавания: в постсоветской высшей школе в настоящее время более 350 ученых работают в области гендерных исследований и читают гендерные курсы, охватывающие большинство социальных дисциплин. Между тем учебные пособия по этой дисциплине в нашей стране практически отсутствуют. В этом плане данное издание представляет существенный прорыв.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 16-10-2004
Ред.: С.В. Жеребкин
Харьков: Харьковский центр гендерных исследований, 2001, 2, 991 с.
«Хрестоматия» представляет собой вторую часть учебного издания «Введение в генедрные исследования», и является основным учебным материалом для первой части – «Учебного пособия». По своей структуре «Хрестоматия» соответствует структуре «Учебного пособия», основанной на принципе дисциплинарности социальных наук. Принципиальный критерий отбора текстов для «Хрестоматии» был обоснован авторами соответствующих разделов «Учебного пособия». «Хрестоматия» предназначена для использования в качестве базового учебного материала для создания новых учебных курсов по гендерным дисциплинам в постсоветских университетах на основе опыта западной генедрной и феминистской теории. Большинство текстов хрестоматии - работы ведущих западных гендерных и феминистских теоретиков (Джудит Батлер, Рози Брайдотти, Тереза де Лауретис, Люси Иригарэ, Гейл Рубин, и т.д.), сыгравших важную роль в создании новой академической социальной дисциплины "гендерные исследования" в системе западного социального знания. Тексты, входящие в «Хрестоматию», являются общеметодологическими для западной гендерной и феминистской теории, их учебно-методологическое применение выходит за рамки отдельных дисциплин социального знания и соответствующих им разделов «Учебного пособия». Хрестоматия может быть использована в качестве базового учебного материала при подготовке учебных курсов по гендерным исследованиям.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 16-10-2004
Ирина Игоревна Юкина
Данная работа посвящена проблемам институционализации нового направления отечественной исторической науки - "истории женщин". Автор предлагает понимать под "историей женщин" новую исследовательскую стратегию, новую методологию, определяющую женщин в качестве объекта исследования. И. Юкина выделяет следующие этапы развития истории женщин в отечественной историографии: досоветский период ( с середины 19 века); советский период; постсоветский период. Для каждого этапа, по мнению исследователя, характерна своя методология и практика научного исследования. Вторая часть работы посвящена проблемам институционализации женской и гендерной истории в отечественной историографии. В первую очередь они связаны с формулированием предмета "истории женщин", разработкой методологии, формированием адекватного научного аппарата. Автор отмечает, что в научном сообществе не выработалось единое мнение по данной проблематике, она выделяет основные точки зрения на вопросы статуса и содержания данной дисциплины (например, И. Чикаловой, М. Муравьевой, Н. Пушкаревой, Л. Репиной и др.), отмечает отличия становления отечественной версии "истории женщин" от зарубежной "women's history". И. Юкина считает возможным говорить о двух двух направлениях в современной российской истории женщин. Одно направление - история женщин на базе феминистской методологии и феминистской идеологии, то есть «новая история женщин», другое направление – литературно-описательное. Каждое из них обладает своим эврестическим потенциалом,но также содержит и ограничения. Гендерная методология, лежащая в основе "истории женщин", обогатила арсенал исследовательских методов, позаимствовав их в других гуманитарных и социальных науках – социологии, антропологии, психологии, литературоведении. Однако, по мнению автора, существует ряд барьеров, стоящих на пути развития и институционализации нового исследовательского направления: непризнание легитимности новой методологии; отсутствие «социального» заказа со стороны современного российского женского движения; отсутствие системы подготовки специалистов в данной сфере;медленное освоение новых методологий и ограниченность применения методов социальных наук в истории;проблема критического переосмысления исследований по женской истории советского времени; проблема накопления эмпирической базы женской и гендерной истории; медленное решение организационных проблем институционализации женской/ гендерной истории и др. Наряду с другими способами преодоления трудностей, связанными с институционализацией "истории женщин", например, создание профессиональных ассоциаций, выпуск периодического профессионального журнала, составление библиографий - важный шаг в деле развития и продвижения того или иного научного направления. Особенно это актуально, по мнению автора, в отношении истории женщин, так как неразработанная источниковая база является одной из причин отсутствия женщин в истории.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-10-2004
Dorothy Smith
Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2000
В тексте Д. Смит сформулирована эпистемологическая и методологическая позиция, разделяемая (не всегда эксплицитно) большинством современных феминистских исследователей: гиноцентрический или позиционный подход в эпистемологии. Смит демонстрирует, что классическое социологическое знание является гендерно-нечувствительным, оно исключает из исследовательского поля конкретный, телесно воплощенный опыт женщин. Автор делает попытку вернуть женский субъект в социологию. Для этого она реконструирует организацию современного знания и постулирует новые принципы включения конкретных опытов в теоретический дискурс. Смит критикует методологические принципы Дюркгейма и Парсонса, которые вслед за Ф. Бэконом, устраняют чувствующий субъект из процесса познания и декларируют возможность достижения объективной эмпирической истины. То, что субъекты думают и чувствуют, считается нерелевантным для конструирования социологического феномена. Смит утверждает, что тексты, создаваемые по таким правилам, обслуживают существующие властные отношения. Автор предлагает императив: феминистская социология должна дискурсивно соединить пишущих и читающих, поместив теорию в контекст повседневного опыта. Если произойдет такой поворот в социологии, то множество голосов, звучащих с разных позиций, получат доступ к публичному дискурсу. Позиционный подход - как эпистемология - открыто заявляет о том, что знание неизбежно производится с определенной позиции. Женская позиция производит иное знание, отличное от квази-объективного, т.е мужского, осмысления мира. Статья Смит, хотя и стала классической, только наметила способы теоретического и эмпирического преодоления отчуждения.

Опубликовано на портале: 25-09-2004
Галина Ивановна Зверева
Цель статьи - проанализировать специфику становления феминистской/гендерной теории в российских социальных науках. Автор выделяет и детально рассматривает три подхода к осмыслению "западного" интеллектуального опыта, сложившиеся в отчественном социально-гуманитарном знании: чужое как чуждое;чужое как свое; чужое как иное / другое. Специфика российской рецепции западного феминизма, проблемы формирования "феминистско-гендерного языка",критического переосмысления и адаптации западных теорий - эти и другие вопросы находятся в центре рассмотрения автора. Г. Зверева приходит к выводу, что различные способы культурного перевода и возможности использования "западных" концептов зависят от способности российских интеллектуалов рассматривать их в контексте с общими парадигмальными изменениями в ми­ровой науке, культуре, искусстве второй половины XX века.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-09-2004
Мария Леонидовна Сабунаева
Спецкурс (18 часов) рассчитан на педагогов школ, вступающих в должность или повышающих квалификацию; студентов педагогических вузов, колледжей, училищ; специалистов по воспитательной работе (методисты, завучи). Цель курса - ознакомить педагогов с основами гендерного подхода к процессу социализации детей и подростков. В курсе рассматриваются основные понятия гендерной теории: гендерная идентичность, фемининность, маскулинность, гендерная социализация, гендерные стереотипы и пр. Курс дополнен лекциями, освещающими психологические аспекты половых различий и дискуссию о раздельном обучении.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 06-09-2004

третий курс
Спецкурс (90 часов) разработан для студентов психологического факультета. Цель курса - ознакомление студентов с основными результатами современных гендерных исследований. Автор затрагивает довольно широкий круг тем. В частности, в лекционном материале освещены некоторые теоретические и методологические проблемы, как, например, взаимоотношения российской науки с основными идеями феминизма, вопросы гендерной социализации и формирования сексуальной идентичности. Кроме этого, ряд тем посвящен рассмотрению гендерных аспектов в различных сферах общественной жизни: проблема разделения труда между полами, признаки андроцентричности языка, гендерные особенности властных отношений и насилия в обществе.

В дополнение к лекционному материалу разработаны темы для практических семинарских занятий. Основная литература рекомендована ко всему курсу.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендер и право [учебная программа]
Опубликовано на портале: 06-09-2004
Анна Владимировна Бородина
Междисциплинарный курс (34 часа), разработанный для студентов 1 - 5 курсов всех факультетов вузов г.Твери, аспирантов, магистрантов, активисток женских неправительственных организаций.

В качестве методологического фрейма изложения курса предлагается социально-конструктивистский подход. Автор предлагает комплексный анализ отрасли права в гендерной перспективе. В частности, в курсе рассматриваются проблемы конструирования и (вос)производства гендерных категорий (правосубъектов) и отношений в контексте права, особенности языка юриспруденции и их возможности конструирования властных отношений и гендерного неравенства в праве.

Рассматривается отраслевая структура российского права в гендерной перспективе. Права женщин анализируются в контексте международного и российского права. Курс предложено проводить преимущественно в интерактивной лекционной форме.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 11-08-2004
Татьяна Александровна Гурко
преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Основная цель курса «Феминистская ориентация в социологии»:

рассмотреть концепции социополовых отношений в классических социологических теориях;
ознакомить с основными направлениями феминистской критики социологических теорий;
обсудить становление феминисткой методологии в социологии;
показать различное отношение к институту семьи в различных течениях феминизма;
ознакомить слушателей с применением гендерного подхода на примере социологии семьи.

Объем программы «Феминистская ориентация в социологии» - 8 часов.

К содержанию курса прилагаются: список тем, обширный список рекомендуемой литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Надежда Константиновна Радина
Студенты 4 курса отделения "Психология"
В содержании учебного курса «Фокус-группа: изучение гендерной идентичности» рассматривются такие понятия как «идентичность», «социальная идентичность», «женская идентичность», «мужская идентичность».
Оцениваются различия в понятиях: «половая идентичность», «гендерная идентичность».
Рассматривается конструирование женской идентичности (имеется в виду специфичный для женщины "женский опыт").
В данном курсе показано, что гендерные исследования и гендерная методология в отечественной психологии, так же, как, например, в американской психологии, дают ответы на самые злободневные социальные вопросы, помогают разумно и взвешенно строить социальную политику общества. Содержание гендерной идентичности можно изучать, используя качественные методы, направленные на раскрытие причинно-следственных связей.
Основная цель занятий - Изучить и практически применить методику Фокус-группа (качественная, групповая) для изучения гендерной идентичности.

К содержанию программы «Фокус-группа: изучение гендерной идентичности» прилагаются:
темы сравнительных характеристик качественных и количественных методов,
основное оснащение курса,
варианты тем для групповой дискуссии (фокус-группы),
список контрольных вопросов,
список основных требований, определяющие порядок работы в фокус-группе,
список тем для работы Модератора,
приведены некоторые типичные ошибки при проведении фокус-группы,
отчет по фокус-групповому исследованию,
примеры использования фокус-группы для студенческого исследования,
список фоновых вопросов,
примеры ответов на вопросы в процессе фокус-группы,
рекомендуемая литература о фокус-группах,
рекомендуемая литература по проблеме гендерной идентичности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Ольга Александровна Воронина
преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Основные цели курса-специализации «Теоретико-методологические основы гендерных исследований»:
ознакомить слушателей с основными понятиями, подходами и направлениями современной гендерной теории;
показать возможности применения гендерной теории и методологии для проведения социальных и гуманитарных исследований;
подготовить слушателей к использованию гендерной теории при разработке собственных учебных курсов по социальным и гуманитарным наукам;
проанализировать развитие гендерных исследований в России.

Объем курса - специализации «Теоретико-методологические основы гендерных исследований» - 12 часов.

К содержанию программы прилагается список рекомендованной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию