Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 35

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 19-11-2004
Максим Максимович Ковалевский
Перев.: Д.В. Миронов (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2002.  № 5. С. 129-138. 
В этой статье выдающегося российского социолога М.М. Ковалевского (1851-1916), впервые публикуемой на русском языке, проводится сравнительное исследование клановых отношений, сохранявшихся в то время среди многих народов Российской Империи. Выявляются общие закономерности изменения социальной организации с переходом народов от существования в виде отдельных племен к племенным союзам с выделением правящих групп. Проводится идея, что клан как форма межродовой организации характерен для всех народов на определенной стадии их эволюции и исчезает с переходом к развитым формам государственной жизни. Представлен богатый историко-этнографический материал о межродовых и внутриродовых отношениях среди якутов, киргизов, тунгусов, горских племен Кавказа и иных народов России. Рассмотрены проявления солидарности членов клана, закрепляемой в обрядах, обычаях, в нормах правовых, семейных и имущественных отношений. Даны ссылки на летописные источники, свидетельствующие, что кланы в прошлом существовали у славян. Указаны остатки (следы) традиций поклонения клану и общим матерям-прародительницам в топонимике и обрядах у славянских и угро-финских племен.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-10-2004
Валерий Васильевич Дубицкий Социологические исследования. 2004.  № 8. С. 117-122. 
Исследования научного наследия философа и социолога Карла Маннхейма (1893–1947) преимущественно обращены к работам по проблемам идеологии, утопического сознания, социологии знания. В статье рассмотрена малоизученная сторона его творчества – социологический анализ воспитательной деятельности, которому в его «Очерках социологии знания» посвящен отдельный раздел: «О природе экономических амбиций и значении этого феномена в социальном воспитании человека». К. Маннхейм прослеживает воздействие экономической системы на процессы развития личности, выявляет взаимосвязи между экономической жизнью, социальной структурой и духовно-личностной сферой. Изменение экономических основ жизни формирует новые представления о воспитании, однако смысл воспитательной деятельности остается прежним – целенаправленное формирование человека под воздействием социальных институтов. Экспансия экономической сферы в область формирования личности наряду с негативными эффектами, имеет и положительную сторону как фактор социальной интеграции. Экономическая интеграция учит людей подчиняться новой системе и исходить из обдуманного поведения, даже требований совести, что усиливает их «субъективную рациональность». Подчеркивается актуальность анализа в связи с российской действительностью: в центр внимания новой воспитательной практики должна быть поставлена проблема «нового человека» не с точки зрения утопического или идеологического сознания, но в аспекте расширяющегося универсума окружающей жизни, становления открытого информационного общества.

Опубликовано на портале: 13-10-2004
Леонид Иванович Абалкин Социологические исследования. 2003.  № 5. С. 3-7. 
В статье акад. Абалкина содержатся краткие биографические сведения, дающие представление о том, в каких сложных условиях работал выдающийся русский ученый Н.Я. Данилевский. В его научном творчестве наиболее значимая работа – это «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (Текст книги), где была дана оригинальная концепция исторического процесса. Данилевский показал неправомерность представлений об однонаправленном эволюционном прогрессе. Этой исторической модели он противопоставил цивилизационный подход. В книге выделено десять культурно-исторических типов цивилизаций. Тем самым Данилевский предвосхитил последующие исследования в этой области Г. Шмоллера, А. Тойнби и Л. Гумилева и вошел в историю как основоположник цивилизационного подхода. Акад. Абалкин считает, что анализ Данилевским типов цивилизаций дает возможность лучше понять наше прошлое и настоящее и уловить тенденции дальнейшего развития России. Затронуты такие дискуссионные темы, как вопрос о соотношении формационного подхода (Маркс) и цивилизационной идеи создания Всеславянского союза (и ее реализации), о пути развития России как евразийской державы и о том, что при этом она есть «неотъемлемая, органичная часть европейской цивилизации». Особая тема – отношение различных областей гуманитарного и социального знания. Отмечено, что Данилевский выступал против претензий некоторых политэкономистов XIX в. рассматривать господствовавшую в Англии форму хозяйственной жизни (свободный обмен) в качестве наиболее выгодной для торгово-промышленного развития в равной мере и Америки, и России. Другие работы о творчестве Н. Я. Данилевского:Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. Монография. Султанов К. В. Социальная философия Н. Я. Данилевского. Конфликт интерпретаций.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-08-2004
Эдуард Сальманович Кульпин Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 145-149. 
В статье анализируется книга вышеназванных авторов “Воспламененная душа. Вольные размышления о Владимире Соловьеве” (М., 2000). Книга вышла к 100-летней годовщине смерти В. Соловьева и содержит не только оценку его философии, но и размышления об актуальных проблемах современности. Кульпин особое внимание уделяет интуитивным представлениям и предчувствиям Соловьева, предсказавшего великую русскую смуту ХХ века; его, так же как и авторов, тревожит угроза, нависшая над будущим российской культуры. Книге дается высокая оценка; она обращена ко всем, кто интересуется проблемами философии, истории, историософии, методологии междисциплинарных исследований.
ресурс содержит прикрепленный файл

Популярная культура [словарная статья]
Опубликовано на портале: 10-04-2004
Nicolas Abercrombie, Stephen Hill, Bryan Stanley Turner Проблемы популярной культуры, неточно обозначаемой как культура масс или подчиненных классов, обсуждаются в двух основных теоретических областях. (1) Критики популярной культуры, например, представители Франкфуртской школы, определяют ее как тривиальную, коммерциализированную и пассивную. В рамках

Социология культуры [словарная статья]
Опубликовано на портале: 10-04-2004
Сергей Арсеньевич Ерофеев Культура является основой человеческого общежития. Искусство, наука, религия, образование, ценности, традиции, убеждения, да и сам язык – все это обычно рассматривается социологами как элементы той или иной культурной системы. В случае каждого конкретного общества эта система является основой коммуникации и взаимодействия для всех индивидов и социальных групп, составляющих данное общество.

Theory of Culture [книги]
Опубликовано на портале: 31-03-2004
Ред.: Richard Munch, Neil J. Smelser
Berkeley: University of California Press, 1992, cерия "New Directions in Cultural Analysis", 410 с.
Книга представляет сборник материалов конференции по теории культуры, проходившей под эгидой Американской социологической ассоциации и Германской социологической ассоциации в г. Бремене с 23 по 25 июля 1988 г. Рост интереса социологов и представителей других общественных наук к понятию "культура" обусловливает необходимость уточнения существующих и разработки новых теоретических перспектив его концептуализации. Авторы статей предлагают свою точку зрения по центральным проблемам, стоящим на повестке дня дискуссий, посвященных проблематике культуры, определению понятия "культура" и соотнесения его с другими базовыми категориями социологической теории. Книга также затрагивает рассмотрение таких фундаментальных вопросов, как вопрос о взаимоотношениях между культурой и обществом, культурой и человеческой личностью.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Лингвистический поворот [словарная статья]
Опубликовано на портале: 31-03-2004
Михаил Олегович Руденко Фундаментальный сдвиг во взаимоотношениях между языком и дисциплинами общественных и социальных наук, а, следовательно, и во взаимоотношениях между языком и объяснением человеческого поведения. Постепенное освобождение языка из жестких рамок его коммуникативной роли по мере дальнейшей внутренней дифференциации современных культурных систем - со временем язык превращается в мощное средство объяснения человеческого поведения.

Опубликовано на портале: 28-03-2004
Ред.: Георгий Константинович Косиков
Москва: Прогресс, 2000, 536 с.
Работа посвящена вопросам французской семиотики. Структурализм и постструктурализм - союзники или соперники? Каковы взаимосвязи между поэтикой русской формальной школы и новейшей структурной поэтикой? В чем суть постструктуралистсткого "разрушения поэтики"? Почему, едва пережив стремительный взлет, французский структурализм испытал столь же стремительное увядание, уступив место философии и практике "децентрации"? И отчего Ролан Барт, в 60-е годы единодушно признанный главой сциентической "новой критики", в следующем десятилетии прославился уже как мэтр антисциентистской "семиологии множественности"? Чем "структура" отличается от "произведения" и "произведение" - от "текста"? Почему произведение подавляет свой текст, а текст стремится вырваться из под власти произведения? Что такое постструктуралистская "множественность без истины"? Отвечая на эти вопросы, составитель обратился к "золотому веку" французской гуманитарии, включив в книгу классические работы Кл. Леви-Стросса, Р. Барта, А.-Ж. Греймаса, Кл. Бремона, Ж. Деррида, Ю. Кристевой.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 28-03-2004
Юрий Михайлович Лотман
Санкт-Петербург: Академический проект, 2002, cерия "Мир искусств", 544 с.
Книга Ю. М. Лотмана, выдающегося филолога и культуролога, основателя Тартусско-московской семиотической школы, включает статьи, в которых иллюстрируется концепция культуры как текста, принесшая ученому всемирную известность. Конкретные объекты - искусство, общество, индивидуальное и коллективное поведение - рассматриваются здесь как тексты, действующие внутри сложного семиотического организма - культуры. Автор отдельно затрагивает функциональные проблемы текста, его современной интерпретации. Книга адресована студентам, аспирантам, преподавателям, специализирующимся в области культурологии, филологии, лингвистики, а также специалистам других гуманитарных направлений.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 28-03-2004
В.А. Суровцева
Ред.: Евгений Артурович Найман
Томск: Водолей, 1998, 320 с.
ISBN 5-7137-0080-1 В сборник статей включены работы наиболее значительных представителей французской философской мысли второй половины XX века, в которых нашли отражение важнейшие философские темы этого периода - проблемы смысла, сознания, тела, текста, чтения и письма. Материалы сборника, впервые публикующиеся в русском переводе, знакомят с особенностями феноменологического и постструктуралистского подхода к анализу этих тем. В книгу вошли статьи таких философов, как М. Мерло-Понти, М. Дюфрен, Э. Левинас, П. Рикер, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ю. Кристева, Ж-Л Нанси. Сборник адресован специалистам в области философии, литературоведения, лингвистики, психологии и всем интересующимся историей французской философии. Книга может быть использована в качестве хрестоматии для студентов и преподавателей гуманитарных факультетов.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 27-03-2004
В статье анализируется содержание понятия "культура", при этом не проводится различие между культурой и цивилизацией. Основной акцент делается на рассмотрении религии как основы для формирования любой культуры. З. Фрейд считает религию одним из главных и наиболее иллюзорных заблуждений человечества, обосновывая этот тезис с точки зрения психоанализа. Цель данной статьи - убедить читателя в том, что религия, являясь пусть и древнейшей, но все же иллюзией человечества, не может более выполнять роль стержня общественной и индивидуальной культуры. Именно наука, по мнению З. Фрейда, должна стать основой культуры и опорой для любого мыслящего человека в его исследовании окружающего мира.

Опубликовано на портале: 19-03-2004
В "Пролегоменах" нашли отражение результаты многолетних усилий лукача по разработке общефилосфских основ теории общественной жизни, в том числе итоги таких исследований, как анализ философии Гегеля, учения Маркса о практик, концепция общественно-исторического труда как основы социальной жизни, анализ товарного и религиозного фетишизма в связи с процессами отчуждения, проблемы историзма и социального прогресса и т.д.".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 25-02-2004
Питирим Александрович Сорокин
Санкт-Петербург: Алетейя, 2003, 300 с.
В ряду отечественных социологов особое место занимает Сорокин П.А. – бывший профессор Петроградского Университета, автор многих фундаментальных трудов на русском и английском языках, выдающийся мыслитель XX века. С его именем связаны идеи интегральной социологии и другие направления современной социологии. Важное место в его деятельности занимает социологическая публицистика, где, с точки зрения социолога, дается анализ современных процессов, движений, действий различных групп и личностей. Этим он развивал традиции руччкой социологии активно реагировать на социальные процеесы (Н. Михайловский, П. Лавров, М. Ковалевский и др.) В предлагаемую книгу включены публицистические статьи П.А.Сорокина периода Февральской и Октябрьской революций, участником и свидетелем которых он был. Они были опубликованы в основном в газетах «Дело народа», «Воля народа» и др. Книга представляет фактически хронологические описания с начала Февральской революции до конца 1918 года, когда свободная политическая деятельность для него стала невозможной, в связи с неприятием октябрьской революции и его преследованиями. Представленная работа – классический образец социологической публицистики и может служить развитию этого жанра и мировой социологии… Сборник посвящен 110-летию со дня рождения П.А. Сорокина.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-02-2004
Clifford Geertz
Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997, cерия "Культурология ХХ век", т.1, 728 с.
Критикуя стремление к типологичности при подходе к определению природы человека, свойственные как просветителям, так и классикам антропологии, К.Гирц указывает на отсутствие оппозиции между целостным теоретическим и конкретным практическим пониманием, между общим видением и интересом к деталям. Определять человека, по мнению Гирца, следует не только исходя из внутренне присущих ему наклонностей, как это делали просветители, или исходя из его фактического поведения, как это распространено в современных общественных науках: необходимо искать связь между первым и вторым, связь которая трансформирует первое во второе, обращая наибольшее внимание на специфические особенности этого процесса. В этом смысле культура - важнейший элемент, определяющий жизненный путь человека, так как именно она формирует его как биологический вид.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 21-02-2004
Эта книга представляет собой первые публикации на русском языке работ Марселя Мосса (1872-1950), заложивших собой основы социологии религии. В данный сборник вошли работы по социологии религии. Обилие фактического материала, глубокий социологический анализ исследуемых явлений религиозной жизни и все теоретические выводы, которые содержатся в этих работах, надолго определили облик всей современной гуманитарной мысли. Анализируя такие феномены как магическая смерть, техники тела, молитву, жертвоприношение, религиозные ритуалы, Мосс особым способом ставит проблему, которую он так и не смог разрешить. Это одна из ключевых проблем современной теоретической мысли: подчиненность психологического социологическому. В устах Клода Леви-Стросса она звучит так: «Обществу естественно выражать себя символически в обычаях и установлениях, но формы нормального индивидуального поведения, напротив, сами по себе никогда не бывают символическими: они являются элементами, исходя из которых строиться символическая система, способная быть лишь коллективной». Опубликованные работы составляют своеобразный цикл, посвященный социологическому анализу ритуалов, связанных со сферой сакрального.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 21-02-2004
В эту книгу работ К. Манхейма (1893-1947) вошли четыре очерка по социологии знания: «Структурный анализ теории познания», «Теория интерпретации мировоззрения», «Историзм» и «Проблемы социологии знания». В своей социологии знания Манхейм задумал представить проект метода изучения идей как функцию социальных процессов. Отказавшись от представления об автономной эволюции идей, Мангейм исследовал взаимосвязи мысли и ее социальной среды.
Книга может быть интересна исследователям социальных и культурных процессов, проблемы познания, философии и социологии.

Опубликовано на портале: 20-02-2004
S. Hill, B.S. Turner, Nicolas Abercrombie
London, New York: Routledge, 1984, 224 с.
Книга содержит критику распространенного в неомарксизме “тезиса о господствующей идеологии” (ТГИ), в котором преувеличивается роль идеологии господствующего класса в поддержании стабильности социального порядка. Как показывают авторы, ТГИ в различных его вариациях характерен не только для взглядов большинства неомарксистов (от Грамши до Альтюссера и Хабермаса), но и для академической социологии, особенно в структурно-функционалистском ее варианте (концепция “общей культуры”). Привлекая эмпирический материал, относящийся к обществам феодализма, раннего капитализма и позднего капитализма, авторы демонстрируют несостоятельность ТГИ. Аберкоромби, Тернер и Хилл призывают вернуться к аутентичным взглядам Маркса, Дюркгейма и Вебера на проблему социального порядка. Стабильность социального порядка, по их мнению, лучше объясняется не принятием большинством членов общества ценностей и верований господствующей идеологии, а такими факторами, как политическое и экономическое принуждение.

Опубликовано на портале: 16-02-2004
В основу теоретической части предлагаемого автором курса культурологи легла современная социологическая теория культуры, представленная именами Дж. Томпсона, Р. Уильямса, Н. Смелзера, Л. Ионина. Студентам предлагается проследить эволюцию теоретических представлений о «культуре» начиная со взглядов историков и философов XVIII – XIX веков (классическая концепция) до наших дней (дескриптивная, символическая, структурная концепции, Дж.Томпсон, Д. Крейн). Акценты в теоретической части курса сделаны на понятиях идентичности, субкультуры, гендера и мультикультурализма.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Introduction to Sociology [интернет ресурс]
Обновлено: 16-04-2010

Сайт адресован студентам-социологам Университета г. Кардиф (Уэльс, Великобритания) и является своеобразной онлайновой хрестоматией. Учебный материал объединен в следующие тематические разделы: Modernity & Social Theory Karl Marx Emile Durkheim Max Weber Georg Simmel Communities & Cities Language & Interaction The Social Self (символический интеракционизм и работы Ирвинга Гофмана) Meaning & Everyday Life (этнометодология и исследования Г.