Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 101

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 16-07-2009
Юрий Рудольфович Вишневский, Дмитрий Валерьевич Трынов, Валерий Трофимович Шапко Социологические исследования. 2009.  № 4. С. 108-117. 
С позиций деятелъностного подхода на базе результатов Всероссийского исследования РОС (2006 - 2007 гг.) студенческой молодежи раскрыты противоречия и новые тенденции в становлении гражданской культуры. На примере студенчества показано, что на смену политическому активизму, как целевой установки воспитания, приходит гражданская культура с акцентом на внутренний самоконтроль, понимание, что может и чего не должен делать человек.

Опубликовано на портале: 06-08-2007
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 151-155. 
Рассматривается содержание номера журнала Международной социологической ассоциации - "International Sociology" за май 2006 г. Журнал рецензирует труды социологов из разных стран, выходящие не только на основных европейских языках, но и на финском, арабском, турецком, малаялам (язык одного из народов Индии) и др. Российская социология представлена рецензией А.Г. Здравомыслова на книгу Т.И. Заславской "Современное российское общество. Социальные механизмы трансформации" (М., 2004 г.). Номер открывают материалы об общих проблемах социологии; освещается проблематика "Цивилизаций и культур", дан обзор двух книг ученого из Туниса М. Аль-Дхавади, посвященных роли культурного и психологического факторов в постколониальном развитии. В разделе "Через границы" рассматриваются исследования сопутствующих глобализации процессов, транснациональных протестных движений и коалиций. Имеется раздел с рецензиями на книги по экономике, по проблемам положения женщин и семейных укладов, по социологии здоровья, по социологическим проблемам образования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-11-2006
Rita Caccamo
Изд-во: Stanford University Press, 2001, 176 с.
Published in 1929, Robert Lynd and Helen Merrell Lynd's "Middletown: A Study in Modern American Culture" was destined to become a sociological point of reference for the quality of life in an average American town in the 1920s. Their Middletown in Transition, a 1937 restudy of the same community now known to be Muncie, Indiana provided a second point of reference on community values in the midst of the great American depression. Achieving the status of cultural benchmarks, these two books have generated an enormous secondary literature on Muncie/Middletown, including a two-volume restudy by Theodore Caplow, published in the 1980s, and a series of six documentary films. Back to Middletown differs from the numerous other investigations and analyses of one of the most famous community studies in the history of sociology. The author, an Italian sociologist, examines the complete Middletown saga through the distinctive lens of an outsider, tracing the character and evolution of middle America from the Lynds' time down to the present. She has been resourceful and meticulous in her discovery of previously unknown sources data, documents, and correspondence that shed new light on the formation and elaboration of the Lynds Middletown project and on the changing evaluation of the project by generations of scholars.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 17-11-2006
Александр Николаевич Малинкин Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 114-123. 
Статья имеет полемический характер. Высказываются замечания в отношении тех отечественных публикаций, где применяется "мульти- и полипарадигмальный подход". По мнению автора, стремление к использованию полипарадигмальных концепций отражает общую интеллектуальную ситуацию в постсоветской России, когда на смену "принудительному единообразию" пришло "гносеологическо-парадигмальное многообразие" в условиях "стихийно возникающего мировоззренческого и эпистемологического хаоса". Осуждается "гибридизация" социологических концепций и идей, скрывающая, "неспособность и нежелание занять теоретическую позицию по отношению к различным подходам, теориям, концепциям, дать им соответствующую оценку" (с. 115). Здесь автор соглашается с историком В. Моровым в оценке понимания свободы многими представителями российской интеллигенции как "чисто русской страсти к разрывам". Критикуется точка зрения Б.А. Грушина о происходящих в настоящее время "цивилизационных сдвигах", ведущих к "кардинальной ломке человеческой породы" (в которой А.Н. Малинкин усматривает ультрарадикализм, доходящий до призыва порвать с русскими национальными традициями). По мнению автора статьи, взгляды В.А. Ядова по вопросу "может ли социологическая теория иметь национальные черты? " близка к позиции Б.А. Грушина. В заключение рассмотрен предложенный А.Ф. Филипповым принципиально иной вариант решения проблемы национальной специфики теоретической социологии: "Решением … может быть только создание собственной теоретической социологии, в том числе и как комплекса амбициозных концепций" (с. 122).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-06-2006
Олег Анатольевич Кармадонов Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 130-138. 
Известный парадокс, заключающийся в том, что мы вынуждены описывать "внесимволическую" реальность с помощью символов, приводит автора статьи к необходимости проанализировать попытки социологов Запада методологически преодолеть этот парадокс. Исследователь приходит к выводу, что подобный транссимволический анализ исходит из понимания феномена социального изменения как основной реальности современного социального мира с соответствующим исследовательским фокусом и охватывает все части социального исследования, а также использует в качестве структурообразующего компонента символ как универсальную категорию, обладающую чертами потенциальной междисциплинарности, что позволяет использовать транссимволический анализ в прикладных социальных исследованиях.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-07-2005
Игорь Дмитриевич Колесин Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 130-136. 
"Плюралистический" этап развития представлений о культурных процессах, который является предметом рассмотрения данной работы, отличается множеством образов культуры. Выделенный период характерен двумя разновидностями образов: объединяющими в себе разные интерпретации и аналитически углубляющимися в природу культурных процессов. В этих разновидностях обнаруживаются разные подходы к построению формальных моделей культуры. Автора интересует количественная сторона этих подходов, а в разновидности образов, - те, которые базируются на представлении о неравномерном характере развития культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-01-2005
Леонид Григорьевич Ионин Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 31-42. 
Окончание. Начало см.: №2, 1996. Здесь опубликованы следующие разделы статьи: Новые дифференциации Новые дифференциации и дифференцирующие факторы в России Социальное распределение стилей Новая парадигма социоструктурного подхода Социология и постмодерн
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-11-2004
Наталья Александровна Матвеева Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 15-23. 
В статье рассматриваются содержание понятия «социальная инерция» и способы его использования в анализе социальных процессов. Автор не удовлетворена трактовкой «инерции в сфере культуры» как «тенденции к продолжению существования отдельных черт культуры или культурных комплексов уже после того, как они исчерпали свою функциональность»(Социологический энциклопедический словарь / Ред.-коорд. Г.В. Осипов. М. 1998, с. 103), поскольку при этом оно оказывается фактически идентичным понятию стагнации. Между тем социальная инерция выступает показателем устойчивости и целостности системы, характеризует сохранение созданных предыдущими поколениями культурных образцов при изменениях, затрагивающих различные сферы жизни общества, включая область культуры. Наличие социальной инерции – это условие движения общества и потому по смыслу данное понятие ближе к «воспроизводству» и «традиции», чем к «стагнации». В механике инерция понимается как способность тела сохранять неизменным состояние движения или покоя по отношению к инерциальной системе отсчета; автор пишет, что в социальном аспекте по аналогии с физикой можно говорить об инерционности общества, социальной общности, человека по отношению к социальным условиям и среде, с которыми они взаимодействуют и относительно которой меняются. Проанализированы указания на социальную инерцию в социологических и культурологических текстах (у П.А. Сорокина, Л.Н. Гумелева, Н. Элиаса, Р. Фуллера, Р. Майерса, Г. Блумера). Предлагается развернутое определение, в котором инерция представлена как качественная характеристика социального субъекта, выражающая его связь с традиционной социальной средой и способность к сопротивлению незапланированным общественным процессам, не совпадающим с системой ценностей и формой жизнедеятельности социального субъекта.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-09-2004
Alain Tourain
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 6-11. 
Выражена обеспокоенность тем, что в современной социологии утрачивается целостное представление об обществе и теряется сама идея общества как «общего», включающего в себя политические, экономические, социальные, культурные и иные феномены. Отмечается отход от понимания общества как набора институций, совокупности общепринятых норм и устоявшихся форм социальной организации, а также изменение предмета социологии по сравнению с классическим этапом. Показано, что в XX веке социология оттеснила и частично заменила философию права и государства. И теперь ей угрожает опасность утраты специфически социологического подхода к социальным фактам в связи с тенденцией к исчезновению философии истории.

Опубликовано на портале: 01-07-2004
Андрей Яковлевич Флиер Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 135-139. 
Проблемное поле культурологии сводится к пяти направлениям познания, на пересечении которых проявляются контуры ее предмета. Это: социогенез (теория синергетики, теория цивилизации и т.п.); информогенез (семиотика, герменевтика, теория культурно-информационных полей и порогов, вербальное и невербальное языкознание и др.); аксиогенез (теория эволюции ценностных ориентаций и основ группового взаимодействия людей, иконография культурных универсалий, регулятивные и нормативные функции культуры и т.д.); собственно культурогенез (происхождение и эволюция семиотически значимых черт, воплощенных в продуктах человеческой деятельности и ментальных системах); методология культурологической науки (ее самоидентификация в системе гуманитарного знания и локализация специфичных методик).
ресурс содержит прикрепленный файл

The Resourse Center for Cyberculture Studies [интернет ресурс]
Обновлено: 09-12-2010

Центр ресурсов по исследованиям в области киберкультуры – это онлайновая, некоммерческая организация, целями деятельности которой являются исследование, обучение, поддержка и создание разнообразных и динамичных элементов киберкультуры. Центр основан в 1996 г. Дэвидом Силвером при поддержке факультета коммуникации университета Вашингтона и активно функционирует по сей день.

Социология культуры [словарная статья]
Опубликовано на портале: 10-04-2004
Сергей Арсеньевич Ерофеев Культура является основой человеческого общежития. Искусство, наука, религия, образование, ценности, традиции, убеждения, да и сам язык – все это обычно рассматривается социологами как элементы той или иной культурной системы. В случае каждого конкретного общества эта система является основой коммуникации и взаимодействия для всех индивидов и социальных групп, составляющих данное общество.

Опубликовано на портале: 08-04-2004
Искандер Габдрахманович Ясавеев
Научный руководитель: Рияз Гатауллович Минзарипов
Оппоненты: Иван Макарович Настявин, Ринат Магдиевич Нугаев
Казань, 1998
В диссертации конкретизируется понятие социальной трансформации и с позиций конструкционистского подхода предпринимается попытка «разместить» социальные проблемы в контексте трансформирующегося общества. Автор представляет историю социологического рассмотрения социальных проблем как феномена, по-разному интерп
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-04-2004
Лейсан Халиуллина
Научный руководитель: Вадим Викторович Волков
Оппонент: Олег Валерьевич Хархордин
Санкт-Петербург, 2003
Работа представляет собой попытку эмпирического решения одной из самых запутанных проблем современной философии, которой посвящены многочисленные работы, с которой связаны многочисленные недоразумения – проблемы (и парадокса) «следования правилу» - проблемы, которая, как полагает автор, является одной из ключевых
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-04-2004
Владимир Яковлевич Гельман ПОЛИС: Политические исследования. 2001.  № 6. С. 6-18. 
Работа предназначена прежде всего для специалистов в области методологии общественных наук. Согласно Владимиру Гельману, одна из опасностей, возникающих при анализе современной российской политики – это опасность неверного формирования и применения концептов. Ошибкам при этом подвержены не только “несознательные”, использующие любые готовые теории исследователи, но и исследователи “сверхсознательные”, пытающиеся подобрать свой собственный инструментарий. Некритичное заимствование “западного”, равно как и разработка глобальных самостийных теорий чревато появлением “концептуальных натяжек”, когда существующее объяснение, как предполагается, является объяснением “на все случаи жизни”. “Объяснение” посредством такого “натянутого концепта” страдает нормативным уклоном (крайний вариант - телеологизм) и низкой познавательной ценностью. “Лидером в номинации” следует признать концепт “политической культуры” (“гражданской культуры”, “правовой культуры”…“культуры вообще”), рассмотрение употребления которого выявляет оба вида натяжек: явный нормативный уклон (противопоставление наличного и должного) и небольшую разрешающую способность. “Политическая культура”, по мнению автора, входит в число “остаточных” категорий, использование которых является индикатором того, что исследователь не в состоянии что-либо объяснить - что связано не с принципиальной неприменимостью самой категории, а с неверным использованием, размещающим ее сразу на нескольких ступенях “лестницы абстракций”, когда смешиваются элементы теорий как макро-, так и микроуровня.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Текст [словарная статья]
Опубликовано на портале: 06-04-2004
Andrew Edgar Под текстом, в частности в рамках семиотики, подразумевается определенная наполненная смыслом структура, состоящая из знаков. Значение какого-либо текста зависит от правил (кодов), определяющих подбор и сочетание этих знаков. Данные правила конвенциональны, то есть потребитель текста должен обладать определенными навыками или компетенцией для того, чтобы его интерпретировать (декодировать).

Панк [словарная статья]
Опубликовано на портале: 06-04-2004
Andrew Edgar, Эндрю Эдгар Панк как культурный феномен впервые проявил себя в 1976 году. Он стал особым направлением в поп-музыке и специфической молодежной субкультурой в силу ряда социокультурных факторов и событий (не в последнюю очередь благодаря тому, что журналист Билл Гранди спровоцировал использование самых неприличных выражений группой «Секс Пистолз» во время популярной телепередачи).

Опубликовано на портале: 31-03-2004
Laura Desfor Edles
London: Blackwell Publishing Company, 2002, 265 с.
Книга "Культурная социология на практике" - это краткое введение в "культурную социологию" - новре направление в сфере социогуманитарного знания, динамично развивающееся сегодня. Опираясь на результаты своих исследований и работы других учёных, автор классифицирует различные культурные понятия и типы культурного анализа. В первой части книги рассматриваются истоки и теоретические предпосылки возникновения культурной социологии, культуралистские подходы к изучению религии, медиа- и популярной культуры, проблематики расы/этничности. Во второй части раскрывается содержание новых методов культурного анализа с акцентом на этнографию, дискурсивный анализ, исследования аудитории и восприятия, а также историю культуры. Книга написана простым, доступным языком; содержит перечень основных терминов, список вопросов для самостоятельной работы, информацию вводного характера, призванную помочь студентам, впервые приступающим к ознакомлению с соответствующими понятиями.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Theory of Culture [книги]
Опубликовано на портале: 31-03-2004
Ред.: Richard Munch, Neil J. Smelser
Berkeley: University of California Press, 1992, cерия "New Directions in Cultural Analysis", 410 с.
Книга представляет сборник материалов конференции по теории культуры, проходившей под эгидой Американской социологической ассоциации и Германской социологической ассоциации в г. Бремене с 23 по 25 июля 1988 г. Рост интереса социологов и представителей других общественных наук к понятию "культура" обусловливает необходимость уточнения существующих и разработки новых теоретических перспектив его концептуализации. Авторы статей предлагают свою точку зрения по центральным проблемам, стоящим на повестке дня дискуссий, посвященных проблематике культуры, определению понятия "культура" и соотнесения его с другими базовыми категориями социологической теории. Книга также затрагивает рассмотрение таких фундаментальных вопросов, как вопрос о взаимоотношениях между культурой и обществом, культурой и человеческой личностью.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 31-03-2004
Ред.: Юрий Владимирович Яковец
Москва: Межд. фонд Н.Д. Кондратьева, 2000, cерия "Научные доклады", 527 с.
В сборнике материалов Международного научного симпозиума, посвященного 110-летию со дня рож-дения выдающегося российско-американского ученого, крупнейшего социолога ХХ века П.А. Сорокина (Моск-ва—Санкт-Петербург—Сыктывкар, 4-9.02.99), публикуются официальные приветствия участникам Симпозиума и его обращение, доклады и сообщения, характеризующие Питирима Сорокина как человека, ученого, педагога, общественного деятеля. Дается оценка научного наследия П.А. Сорокина и его значения для развития социоло-гической науки, социокультурной динамики, экономической социологии, социологии войны и революции, вла-сти и нравственности, социокультурного будущего мира и России. В докладах и выступлениях читатель найдет немало оригинальных идей и смелых гипотез, развивающих наследие П. Сорокина. Книга предназначена для ученых и педагогов, студентов, аспирантов и учащихся, политических и об-щественных деятелей, широкого круга читателей, живо интересующихся проблемами развития общества, буду-щим мира и России.
Мнения, высказанные в докладах серии, отражают исключительно личные взгляды авторов и не обяза-тельно совпадают с позициями Московского общественного научного фонда. Книга распространяется бесплатно.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию