Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 142

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 28-07-2010
Лев Усыскин Пушкин. 2009.  № 1. С. 33-37. 
Рецензия на книгу Н. Ф. Котляра "Даниил, князь Галицкий. Документальное повествование".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-03-2009
В статье рассматриваются традиционные системы трудовых ценностей и норм и их модернизация в Западной Европе. Средневековая трудовая культура предполагала неравномерное приложение усилий, нерегулярность труда, неотделенность рабочего места от жилища, высокую значимость праздников, низкую актуализацию ценностей дисциплины и пунктуальности. Изменение трудовой культуры западноевропейских стран принято связывать с эпохой Реформации, выработавшей особое понимание смысла труда и новый подход к его организации. Возникли нормы методичного, регулярного труда, противопоставления труда досугу, пространственного разграничения сфер работы и дома. Впоследствии они были заимствованы многими странами, пошедшими по пути модернизации. Изучение исторического опыта отношения к труду позволяет лучше понять современные системы трудовых ценностей, оценить степень присутствия в них элементов традиционное трудовой этики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-03-2009
Лидия Александровна Окольская Отечественные записки. 2006.  № 3 (30). С. 160–166. 
В работе содержится обзор книги британского социолога П. Уиллиса (P.E. Willis. Learning to labour: How working class kids get working class jobs. Farnborough, England: Saxon House, 1977).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-03-2008
Антонина Корнеева Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 153-159. 
В данной статье в качестве способа установления коммуникации науки и общества рассматриваются создание научно-популярных фильмов. Научно-популярное кино — это научная информация, закодированная на языке образов, который занимает центральное место в современной коммуникации. Научно-популярное кино — необычный продукт для науки, для его создания и успешного функционирования исследователям необходимо изучить значительное число вопросов либо привлечь к сотрудничеству профессионалов из сфер искусства и журналистики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-03-2008
Е.П. Волобуева Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 141-152. 
Данная статья рассматривает культуру в качестве пресуппозиционального основания интерпретации рекламного дискурса в американском лингвокультурном сообществе. Культура рассматривается в качестве набора концептов и ценностей определяющих способы реагирования представителей данной культуры на окружающую действительность в целом и на рекламный дискурс в частности. В работе также, приводятся примеры из повседневной жизни американцев и анализ интерпретации отдельных рекламных сообщений.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-03-2008
Мария Желизнык Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 133-140. 
Статья посвящена обзору гигиенических практик людей в советское и постсоветское время. Автор, базируясь на цивилизационном подходе, выделяет основные вехи развития бытовой культуры, показывает процесс трансформации гигиенических практик. В статье изложены ключевые моменты, демонстрирующие сдвиг в структуре массового сознания (сужение сферы интимного), описаны характерные для советского и нынешнего времени функции гигиенических практик, прежде всего туалетной и ванной комнаты.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-03-2008
Александра Абдрехимова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 114-121. 
Возникновение новых форм досуга в мегаполисе есть проявление изменчивой и динамичной городской реальности. Это одна из самых интересных и востребованных тем для социологического исследования. Изучение того, как преобразуются и трансформируются досуговые предпочтения городской молодежи, выявление современных практик отдыха, понимание значимости молодежной культуры и внимание к ней — важная ступень познания социокультурных изменений городского пространства. В статье осуществлена попытка анализа такого нового явления для Санкт-Петербурга, как ди-джей-бар. Особое социальное пространство подобных заведений позволяет говорить о том, что основным товаром, потребляемым в их стенах, является коммуникация. На сегодняшний день ди-джей-бары стали такой же неотъемлемой частью Петербурга, как мосты и острова, памятники и дворцы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-03-2008
Мария Лучкова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 108-113. 
В данной статье рассматривается система медиативных пространств Хабаровска. Под понятием «медиативные пространства» подразумеваются виды городского пространства, выполняющие посреднические функции въезда и выезда, перехода из одного типа пространства в другое. Медиативные пространства являются одновременно связующим и разграничивающим элементом городской среды. Они могут быть выражены в разных архитектурных и градостроительных формах, но их определяющим признаком является сочетание двух принципов: с одной стороны, это "переход" между пространствами разного типа — городским и негородским, или разными по структуре и функции районами города; с другой стороны, это маркировка, выделение границ городи или района. В качестве примера целостной структуры медиативных пространств города, обладающей своими достоинствами и недостатками, предлагается рассмотреть региональный центр, в котором присутствуют все факторы, влияющие на формирование взаимосвязанной системы разнотипных медиативных пространств. Это численность населения (свыше 600 тыс.), административный статус и присутствие многих видов транспорта. Значительным формообразующим фактором являются ландшафтные особенности местности: город расположен на месте слияния двух крупных рек, на рельефе от ярко выраженного холмистого до равнинного. Весь город является своего рода медиативным пространством, региона — транспортным центром, объединяющим Дальний Восток с остальными частями страны.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-03-2008
Ольга Геннадьевна Ечевская Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 96-107. 
Дискуссии о современном состоянии российского общества и направлениях его изменений затрагивают самые разные фрагменты и события социальной реальности. В контексте данной статьи наиболее интересными представляются размышления о возрастающей роли потребления в структурировании социальной жизни вообще, и в организации культурного (и) коммуникационного пространства в особенности. Современное российское потребление, имеющее особую историю, непростое прошлое и связанные с этим специфические черты, встраивается в глобальное культурное пространство, становится частью мирового рынка, и приобретает черты того, что в социологической литературе принято называть «обществом потребления»
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-10-2007
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова Социологические исследования. 2003.  № 3. С. 119-122. 
Как социальное пространство комната содержит смыслы и символы, несущие информацию культурного, экономического и иного характера. Исследование этого пространства, проведенного среди молодых москвичей в 2001 г., показало, что его символические границы (дизайн, комфортность и функциональность) строятся преимущественно на основе норм молодежной субкультуры. Основной вывод: «своя» комната выступает как «водораздел», отделяющий собственный мир от мира взрослых.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-07-2007
В монографии кандидата филологических наук А. М. Сосновской, преподавателя психологии массовой коммуникации СПбГУ, проанализированы проблемы самоопределения и становления современного российского журналиста. Автором разработана и апробирована методика анализа биографии с целью выявления взаимосвязи личностной и профессиональной идентичности журналиста. Монография содержит большой эмпирический материал (более 60 биографий современных журналистов). Книга является оригинальным практическим учебным пособием для журналиста-практика, стимулирующим саморефлексию, что способствует укреплению профессиональной и личностной идентичности. Книга адресована всем, кто интересуется журналистикой и проблемами профессионального самоопределения: студентам, журналистам-практикам, психологам, исследователям СМИ, широкому кругу читателей.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-04-2007
Дмитрий Валентинович Щирин Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 98-102. 
Уровень развития музыкального восприятия автор предлагает рассматривать как интегральный показатель музыкального развития личности. Исследуются особенности восприятия студентами духовной музыки. В этих целях проведено анкетирование более 400 студентов Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, изучающих духовную музыку. Автор анализирует самооценках студентов в отношении адекватности восприятия ими музыкально-духовных произведений, а также оценки ими значимости для себя такой музыки (5-балльная шкала). Выяснилось, что у студентов-петербуржцев несколько выше, чем для иногородних, значимость духовной мызыки как фактора, позволяющего снять внутреннее напряжение. Автором выделены три типа восприятия: 1) эмоциональный; 2) интеллектуально-анализирующий (понимание музыкальной структуры); 3) интеллектуально ориентирующий (общее понимание сюжета произведения и его места в богослужебном процессе. В заключение подчеркивается, что проблема развития восприятия является важнейшей в музыкальной педагогике и что необходимо измерять результативность процессов восприятия.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-02-2007
Юлия Альбертовна Зубок, Владимир Ильич Чупров Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 37-46. 
Авторы рассматривают круг вопросов, касающихся формирования у подростков (молодых людей в возрасте от 12 до 18 лет) правосознания и правовой культуры. Выявляются противоречия, возникающие, с одной стороны, из-за несовершенства правовой системы в плане обеспечения реализации прав подростков, а с другой - из-за низкого уровня правосознания многих из них. Представлены результаты сравнительного исследования особенностей правовой культуры подростков в России и в Республике Беларусь, которое осуществлялось Отделом социологии молодежи ИСПИ РАН по заказу Московского Бюро ЮНЕСКО с 2003 по 2005 год в России и в Республике Беларусь. Были проведены опросы учащейся молодежи (Москва, Воронеж; N=801); (Минск, Гомель; N=802) дополненные опросами экспертов (юристов, преподавателей ВУЗов и техникумов, учителей, работников правоохранительных органов). Согласно полученным результатам, российские подростки лучше их белорусских сверстников знакомы с правом на информацию и на свободу убеждений. Авторы отмечают, что белорусские подростки, проявляя лояльность к системе, в меньшей мере, чем их российские сверстники связывают причины нарушения собственных прав с недостатками в работе правоохранительных органов. Они в большей мере ихс вязывают с неумением постоять за себя, а также с недостаточно эффективной деятельностью общественных организаций.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-02-2007
Елена Андреевна Здравомыслова, Ингрид Освальд, Олег Вячеславович Паченков, Елена Захаровна Чикадзе, Михаил Михайлович Соколов, Ольга Александровна Ткач, Татьяна Юрьевна Сафонова, Анастасия Золотова, Мария Павловна Белоусова, Елена Александровна Богданова
Санкт-Петербург: Центр независимых социальных исследований, 2005, 166 с.
В данный сборник вошли статьи сотрудников Центра независимых социологических исследований, написанные по определенному поводу. Этим приятным поводом стал юбилей основателя и бессменного — уже почти 15 лет — директора ЦНСИ Виктора Михайловича Воронкова. Основополагающим для всего сборника стал принцип удовольствия. Следуя последним тенденциям, получившим распространение сначала в антропологии, а затем и в других социальных науках, мы с радостью готовы включить читателя в число соавторов наших текстов и приглашаем его разделить это удовольствие с нами.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 12-02-2007
Лариса Леонидовна Шпаковская Социологические исследования. 2000.  № 2. С. 101-107. 
Антикварные вещи являются достаточно "удобными" для удовлетворения потребностей, связанных с созданием личных историй, идентичностей, отсылающих к прошлому, потому как их приобретение равнозначно присвоению себе их историй, имен и титулов прежних владельцев, или престижности, связанной с именем автора, или просто значимости, определяемой той или иной прошедшей эпохой. Антикварный рынок становится своего рода посредником в осуществлении трансформации потребительной стоимости старых вещей. Государство занимает значимую позицию в процессе определения коммерческой ценности антиквариата, покупая вещи у граждан и осуществляя торговлю ими, присваивая наиболее ценные предметы и используя их для символического подтверждения своей значимости или представляя своего рода гарантию ценности вещи в том случае, если она находится или находилась во владении государства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-02-2007
Вячеслав Викторович Скороходов Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 129-131. 
Основными факторами, определяющими интерес к боевым искусствам Востока, является привлекательность для молодого человека самого культурного феномена (в эстетическом, философском и практическом аспектах), а также связь боевых искусств с другими искусствами и возможность научиться защищаться физически и психологически. Интерес также стимулируется модой, которая поддерживается рекламной печатной, кино-и видеопродукции. Нельзя не учитывать и социально-психологические особенности молодежи: ее интерес ко всему необычному, пластичность взглядов, эскапизм как способ разрешения неизбежных юношеских проблем взаимодействия с социальной средой.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-02-2007
Оксана Акимовна Даниленко Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 89-98. 
В статье рассматриваются вопрос о соотношении предметных полей социолингвистики и лингвосоциологии в анализе выражения конфликта в языке. Подчеркивается необходимость разработки лингвосоциологических моделей конфликта, учитывающих особенности языка конфликтов применительно к разным социальным группам. Отмечается, что в современной социолингвистике предметом исследований все чаще становится изучение конфликтных ситуаций в мультикультурных обществах, где взаимодействуют различные этносы и субкультуры; многие из них посвящены анализу билингвизма и диглоссии. При этом в тени оказываются проблемы влияния языковых структур и процессов на функционирование социальных институтов, институционализацию новых социальных практик на различных уровнях, а также взаимосвязь ценностных и речевых ориентаций в контексте этих проблем. Этот пробел понемногу восполняет новая дисциплина - лингвосоциология. Автор отмечает важность интеграции различных подходов к изучению языка конфликтов. Здесь необходимы как общая теория (важный ориентир - конфликтологическая интерпретация идей Т. Парсонса, наряду с микросоциологией И. Гофмана), так и анализ повседнеых практик коммуникации. Исследовательская стратегия может сочетать в себе анализ языка конфликта одновременно и как средства коммуникации и как средства интерпретации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-02-2007
Ирина Владимировна Троцук Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 183-193. 
Определяя рассматриваемую книгу одновременно как "солидное академическое издание" и как "сборник зарисовок", И.В. Троцук избирает довольно оригинальный способ рецензирования изложение "личных впечатлений отягощенного собственным профессиональным и личным опытом читателя", которому неукоснительно следует на протяжении всей заметки. В результате получилась работа, остроумно и изящно указывающая на недостатки рассматриваемой книги и подробно и профессионально анализирующая ее методическую часть. Кроме того, автор подробно и аккуратно реферирует весь сборник, что ценно само по себе, поскольку отменяет необходимость обращаться к первоисточнику. В центре внимания авторов повседневность, рассматриваемая в двух аспектах как "общая" социальная реальность жителей Санкт-Петербурга и как локальная повседневность отдельно взятого научного предприятия, к юбилею руководителя которого, В.М. Воронкова, и приурочен сборник. Главное достоинство сборника, по мнению И.В. Троцук, заключается в том, что в нем (хотя и в легкой юмористической форме) на реальных примерах описаны процедуры и результаты использования качественных методов, показаны их теоретико-методологические основания, достоинства и ограничения.

Опубликовано на портале: 01-02-2007
Rod Watson
Перев.: А.М. Корбут (ориг.: Русский) Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 91-128. 
Статья посвящена рассмотрению основных положений этнометодологического подхода к анализу текстуальных продуктов. С точки зрения автора, несмотря на повсеместность текстов в современной культуре, до сих пор они по большей части рассматривались либо как литературные произведения, либо как предмет психологических исследований, либо как источник социологических данных. Этнометодология позволяет изучать текстуальные материалы в качестве элементов повседневной жизни, как они производятся, понимаются и используются самими рядовыми членами общества для решения практических задач. На многочисленных примерах автор обосновывает необходимость анализировать любой текст в формате работы, которая затрачивается на его чтение, поскольку в отрыве от нее текст лишается своих специфических характеристик. Доказывается, что текст не обладает раз и навсегда заданным значением, его смысл постоянно устанавливается и пересматривается в зависимости от локальных социальных обстоятельств его чтения и употребления. В то же время, текст некоторым образом «подталкивает» читателя к определенному прочтению, предоставляя ему ресурсы, которые он должен активизировать для достижения прагматических целей. Применяя ряд этнометологических понятий — «рефлексивность», «пара текст—чтение», «гештальт-текстура», автор указывает на обыденные деятельностные аспекты функционирования текстов в социальных ситуациях. Эти аспекты, по мнению автора, сегодня упускаются из виду профессиональными социологами.

Опубликовано на портале: 30-01-2007
Георгий Георгиевич Хазагеров Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 40-62. 
Автор пытается объединить классический и постмодернистский подходы к лингвокультурологическому исследованию речевого акта, чтобы преодолеть органичения, свойственные обоим. Он вводит различение, вернее, противопоставление двух осей коммуникации: оси интенции ("я"-"ты") и оси конвенции ("я"- "мы"), чтобы более адекватно понять некоторые антиномии общения. Автор вводит также понятия ближней и дальней прагматики. Первая относится к оси интенции и не выходит за пределы речевого акта, вторая проявляет себя на оси конвенции. Она выходит за пределы речевого акта, то есть связана с необходимостью заботиться о дискурсе в целом, об обустройстве дискурсивного пространства. Г.Г. Хазагеров использует анализ взаимного влияния оси интенции и оси конвенции и соответствующих им прагматик как инструмент для того, чтобы интерпретировать причины сложившейся лингвокультурологической ситуации, которая связана с нарушением и разрушением норм современного русского языка.