Всего публикаций в данном разделе: 142
Последние поступления:
Биография древнерусского европейца [статья]
Опубликовано на портале: 28-07-2010
Лев Усыскин
Пушкин.
2009.
№ 1.
С. 33-37.
Рецензия на книгу
Н. Ф. Котляра "Даниил, князь Галицкий. Документальное повествование".


Опубликовано на портале: 24-03-2009
В статье рассматриваются традиционные системы трудовых ценностей и норм и их модернизация в Западной Европе. Средневековая трудовая культура предполагала неравномерное приложение усилий, нерегулярность труда, неотделенность рабочего места от жилища, высокую значимость праздников, низкую актуализацию ценностей дисциплины и пунктуальности. Изменение трудовой культуры западноевропейских стран принято связывать с эпохой Реформации, выработавшей особое понимание смысла труда и новый подход к его организации. Возникли нормы методичного, регулярного труда, противопоставления труда досугу, пространственного разграничения сфер работы и дома. Впоследствии они были заимствованы многими странами, пошедшими по пути модернизации. Изучение исторического опыта отношения к труду позволяет лучше понять современные системы трудовых ценностей, оценить степень присутствия в них элементов традиционное трудовой этики.


От школы к фабрике [статья]
Опубликовано на портале: 24-03-2009
Лидия Александровна Окольская
Отечественные записки.
2006.
№ 3 (30).
С. 160–166.
В работе содержится обзор книги британского социолога П. Уиллиса (P.E. Willis. Learning to labour: How working class kids get working class jobs. Farnborough, England: Saxon House, 1977).


Опубликовано на портале: 27-03-2008
Антонина Корнеева
Журнал социологии и социальной антропологии.
2007.
Т. 10.
№ 1.
С. 153-159.
В данной статье в качестве способа установления коммуникации науки и общества рассматриваются создание научно-популярных фильмов. Научно-популярное кино — это научная информация, закодированная на языке образов, который занимает центральное место в современной коммуникации. Научно-популярное кино — необычный продукт для науки, для его создания и успешного функционирования исследователям необходимо изучить значительное число вопросов либо привлечь к сотрудничеству профессионалов из сфер искусства и журналистики.


Функционирование культурно-пресуппозиционального компонента в американском рекламном
дискурсе [статья]
Опубликовано на портале: 27-03-2008
Е.П. Волобуева
Журнал социологии и социальной антропологии.
2007.
Т. 10.
№ 1.
С. 141-152.
Данная статья рассматривает культуру в качестве пресуппозиционального основания интерпретации
рекламного дискурса в американском лингвокультурном сообществе. Культура рассматривается
в качестве набора концептов и ценностей определяющих способы реагирования представителей
данной культуры на окружающую действительность в целом и на рекламный дискурс в частности.
В работе также, приводятся примеры из повседневной жизни американцев и анализ интерпретации
отдельных рекламных сообщений.


Опубликовано на портале: 26-03-2008
Мария Желизнык
Журнал социологии и социальной антропологии.
2007.
Т. 10.
№ 1.
С. 133-140.
Статья посвящена обзору гигиенических практик людей в советское и постсоветское время.
Автор, базируясь на цивилизационном подходе, выделяет основные вехи развития бытовой
культуры, показывает процесс трансформации гигиенических практик. В статье изложены
ключевые моменты, демонстрирующие сдвиг в структуре массового сознания (сужение сферы
интимного), описаны характерные для советского и нынешнего времени функции гигиенических
практик, прежде всего туалетной и ванной комнаты.


Опубликовано на портале: 26-03-2008
Александра Абдрехимова
Журнал социологии и социальной антропологии.
2007.
Т. 10.
№ 1.
С. 114-121.
Возникновение новых форм досуга в мегаполисе есть проявление изменчивой и динамичной
городской реальности. Это одна из самых интересных и востребованных тем для социологического
исследования. Изучение того, как преобразуются и трансформируются досуговые предпочтения
городской молодежи, выявление современных практик отдыха, понимание значимости молодежной
культуры и внимание к ней — важная ступень познания социокультурных изменений
городского пространства.
В статье осуществлена попытка анализа такого нового явления для Санкт-Петербурга,
как ди-джей-бар. Особое социальное пространство подобных заведений позволяет говорить
о том, что основным товаром, потребляемым в их стенах, является коммуникация. На
сегодняшний день ди-джей-бары стали такой же неотъемлемой частью Петербурга, как
мосты и острова, памятники и дворцы.


Опубликовано на портале: 21-03-2008
Мария Лучкова
Журнал социологии и социальной антропологии.
2007.
Т. 10.
№ 1.
С. 108-113.
В данной статье рассматривается система медиативных пространств Хабаровска. Под понятием
«медиативные пространства» подразумеваются виды городского пространства,
выполняющие посреднические функции въезда и выезда, перехода из одного типа пространства
в другое. Медиативные пространства являются одновременно связующим и разграничивающим
элементом городской среды. Они могут быть выражены в разных архитектурных и градостроительных
формах, но их определяющим признаком является сочетание двух принципов: с одной стороны,
это "переход" между пространствами разного типа — городским и негородским,
или разными по структуре и функции районами города; с другой стороны, это маркировка,
выделение границ городи или района.
В качестве примера целостной структуры медиативных пространств города, обладающей
своими достоинствами и недостатками, предлагается рассмотреть региональный центр,
в котором присутствуют все факторы, влияющие на формирование взаимосвязанной системы
разнотипных медиативных пространств. Это численность населения (свыше 600 тыс.),
административный статус и присутствие многих видов транспорта. Значительным формообразующим
фактором являются ландшафтные особенности местности: город расположен на месте слияния
двух крупных рек, на рельефе от ярко выраженного холмистого до равнинного. Весь город
является своего рода медиативным пространством, региона — транспортным центром,
объединяющим Дальний Восток с остальными частями страны.


Опубликовано на портале: 21-03-2008
Ольга Геннадьевна Ечевская
Журнал социологии и социальной антропологии.
2007.
Т. 10.
№ 1.
С. 96-107.
Дискуссии о современном состоянии российского общества и направлениях его изменений
затрагивают самые разные фрагменты и события социальной реальности. В контексте данной
статьи наиболее интересными представляются размышления о возрастающей роли потребления
в структурировании социальной жизни вообще, и в организации культурного (и) коммуникационного
пространства в особенности. Современное российское потребление, имеющее особую историю,
непростое прошлое и связанные с этим специфические черты, встраивается в глобальное
культурное пространство, становится частью мирового рынка, и приобретает черты того,
что в социологической литературе принято называть «обществом потребления»


Опубликовано на портале: 05-10-2007
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
Социологические исследования.
2003.
№ 3.
С. 119-122.
Как социальное пространство комната содержит смыслы и символы, несущие информацию культурного, экономического и иного характера. Исследование этого пространства, проведенного среди молодых москвичей в 2001 г., показало, что его символические границы (дизайн, комфортность и функциональность) строятся преимущественно на основе норм молодежной субкультуры. Основной вывод: «своя» комната выступает как «водораздел», отделяющий собственный мир от мира взрослых.


Опубликовано на портале: 10-07-2007
В монографии кандидата филологических наук А. М. Сосновской, преподавателя психологии
массовой коммуникации СПбГУ, проанализированы проблемы самоопределения и становления
современного российского журналиста.
Автором разработана и апробирована методика анализа биографии с целью выявления взаимосвязи
личностной и профессиональной идентичности журналиста. Монография содержит большой
эмпирический материал (более 60 биографий современных журналистов).
Книга является оригинальным практическим учебным пособием для журналиста-практика,
стимулирующим саморефлексию, что способствует укреплению профессиональной и личностной
идентичности.
Книга адресована всем, кто интересуется журналистикой и проблемами профессионального
самоопределения: студентам, журналистам-практикам, психологам, исследователям СМИ,
широкому кругу читателей.



О восприятии духовной музыки студентами гуманитарного вуза (по данным социологического
наблюдения) [статья]
Опубликовано на портале: 06-04-2007
Дмитрий Валентинович Щирин
Социологические исследования.
2006.
№ 6.
С. 98-102.
Уровень развития музыкального восприятия автор предлагает рассматривать как интегральный
показатель музыкального развития личности. Исследуются особенности восприятия
студентами духовной музыки. В этих целях проведено анкетирование более 400 студентов
Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, изучающих
духовную музыку. Автор анализирует самооценках студентов в отношении адекватности
восприятия ими
музыкально-духовных произведений, а также оценки ими значимости для себя такой музыки
(5-балльная шкала). Выяснилось, что у студентов-петербуржцев несколько выше, чем
для иногородних,
значимость духовной мызыки как фактора, позволяющего снять внутреннее напряжение.
Автором выделены три типа восприятия: 1) эмоциональный; 2) интеллектуально-анализирующий
(понимание музыкальной структуры); 3) интеллектуально ориентирующий (общее понимание
сюжета произведения и его места в богослужебном процессе. В заключение подчеркивается,
что проблема развития восприятия является важнейшей в музыкальной педагогике и что
необходимо измерять результативность процессов восприятия.


Опубликовано на портале: 28-02-2007
Юлия Альбертовна Зубок, Владимир Ильич Чупров
Социологические исследования.
2006.
№ 6.
С. 37-46.
Авторы рассматривают круг вопросов, касающихся формирования у подростков (молодых
людей в возрасте от 12 до 18 лет) правосознания и правовой культуры. Выявляются противоречия,
возникающие, с одной стороны, из-за несовершенства правовой системы в плане обеспечения
реализации прав подростков, а с другой - из-за низкого уровня правосознания многих
из них. Представлены результаты сравнительного исследования особенностей правовой
культуры
подростков в России и в Республике Беларусь, которое осуществлялось Отделом социологии
молодежи
ИСПИ РАН по заказу Московского Бюро ЮНЕСКО с 2003 по 2005 год
в России и в Республике Беларусь. Были проведены опросы учащейся молодежи (Москва,
Воронеж; N=801); (Минск, Гомель;
N=802) дополненные опросами экспертов (юристов, преподавателей ВУЗов и техникумов,
учителей,
работников правоохранительных органов). Согласно полученным результатам, российские
подростки лучше их белорусских сверстников знакомы с правом на информацию и на
свободу убеждений. Авторы отмечают, что белорусские подростки, проявляя лояльность
к системе, в меньшей мере, чем их российские сверстники связывают причины нарушения
собственных прав с недостатками в работе правоохранительных органов. Они в большей
мере ихс вязывают с неумением постоять за себя, а также с недостаточно эффективной
деятельностью
общественных организаций.


Опубликовано на портале: 16-02-2007
Елена Андреевна Здравомыслова, Ингрид Освальд, Олег Вячеславович Паченков, Елена Захаровна Чикадзе, Михаил Михайлович Соколов, Ольга Александровна Ткач, Татьяна Юрьевна Сафонова, Анастасия Золотова, Мария Павловна Белоусова, Елена Александровна Богданова
Санкт-Петербург: Центр независимых социальных исследований, 2005, 166 с.
В данный сборник вошли статьи сотрудников Центра
независимых социологических исследований, написанные
по определенному поводу. Этим приятным поводом стал юбилей основателя и бессменного
— уже почти 15 лет — директора ЦНСИ Виктора
Михайловича Воронкова. Основополагающим для всего сборника стал принцип
удовольствия. Следуя последним тенденциям, получившим распространение сначала в антропологии,
а затем и в других социальных науках, мы с радостью готовы включить читателя в число
соавторов наших текстов и приглашаем его разделить это удовольствие с нами.


Опубликовано на портале: 12-02-2007
Лариса Леонидовна Шпаковская
Социологические исследования.
2000.
№ 2.
С. 101-107.
Антикварные вещи являются достаточно "удобными" для удовлетворения потребностей,
связанных с созданием личных историй, идентичностей, отсылающих к прошлому, потому
как их приобретение равнозначно присвоению себе их историй, имен и титулов прежних
владельцев, или престижности, связанной с именем автора, или просто значимости, определяемой
той или иной прошедшей эпохой. Антикварный рынок становится своего рода посредником
в осуществлении трансформации потребительной стоимости старых вещей. Государство
занимает значимую позицию в процессе определения коммерческой ценности антиквариата,
покупая вещи у граждан и осуществляя торговлю ими, присваивая наиболее ценные предметы
и используя их для символического подтверждения своей значимости или представляя
своего рода гарантию ценности вещи в том случае, если она находится или находилась
во владении государства.


Опубликовано на портале: 11-02-2007
Вячеслав Викторович Скороходов
Социологические исследования.
2000.
№ 3.
С. 129-131.
Основными факторами, определяющими интерес к боевым искусствам Востока, является
привлекательность для молодого человека самого культурного феномена (в эстетическом,
философском и практическом аспектах), а также связь боевых искусств с другими искусствами
и возможность научиться защищаться физически и психологически. Интерес также стимулируется
модой, которая поддерживается рекламной печатной, кино-и видеопродукции. Нельзя не
учитывать и социально-психологические особенности молодежи: ее интерес ко всему необычному,
пластичность взглядов, эскапизм как способ разрешения неизбежных юношеских проблем
взаимодействия с социальной средой.


Опубликовано на портале: 05-02-2007
Оксана Акимовна Даниленко
Социологические исследования.
2006.
№ 4.
С. 89-98.
В статье рассматриваются вопрос о соотношении
предметных полей социолингвистики и лингвосоциологии в анализе выражения конфликта
в языке. Подчеркивается необходимость разработки лингвосоциологических моделей конфликта,
учитывающих особенности языка конфликтов применительно к разным социальным группам.
Отмечается, что в современной социолингвистике предметом исследований
все чаще становится изучение конфликтных ситуаций в мультикультурных обществах, где
взаимодействуют различные
этносы и субкультуры; многие из них посвящены анализу билингвизма и диглоссии. При
этом в тени оказываются проблемы
влияния языковых структур и процессов на функционирование социальных институтов,
институционализацию новых социальных практик на различных уровнях, а также взаимосвязь
ценностных и речевых ориентаций в контексте этих проблем.
Этот пробел понемногу восполняет новая дисциплина - лингвосоциология. Автор отмечает
важность интеграции различных подходов к изучению языка конфликтов. Здесь необходимы
как общая теория (важный ориентир - конфликтологическая интерпретация идей Т. Парсонса,
наряду с микросоциологией И. Гофмана), так и анализ повседнеых практик коммуникации.
Исследовательская стратегия может сочетать в себе анализ языка конфликта одновременно
и как средства коммуникации и как средства интерпретации.


Опубликовано на портале: 02-02-2007
Ирина Владимировна Троцук
Социологический журнал.
2006.
№ 1-2.
С. 183-193.
Определяя рассматриваемую
книгу одновременно как "солидное академическое издание"
и как "сборник зарисовок", И.В. Троцук избирает довольно оригинальный способ рецензирования
изложение "личных впечатлений отягощенного собственным профессиональным и личным
опытом читателя", которому неукоснительно следует на протяжении всей заметки. В
результате получилась работа, остроумно и изящно указывающая на недостатки рассматриваемой
книги и подробно и профессионально анализирующая ее методическую часть. Кроме того,
автор подробно и аккуратно реферирует весь сборник, что ценно само по себе, поскольку
отменяет необходимость обращаться к первоисточнику. В центре внимания авторов повседневность,
рассматриваемая в двух аспектах как "общая" социальная реальность жителей Санкт-Петербурга
и как локальная повседневность отдельно взятого научного предприятия, к юбилею руководителя
которого, В.М. Воронкова, и приурочен сборник. Главное достоинство сборника, по мнению
И.В. Троцук, заключается в том, что в нем (хотя и в легкой юмористической форме)
на реальных примерах описаны процедуры и результаты использования качественных методов,
показаны их теоретико-методологические основания, достоинства и ограничения.

Опубликовано на портале: 01-02-2007
Rod WatsonПерев.: А.М. Корбут (ориг.: Русский) Социологический журнал. 2006. № 1-2. С. 91-128.
Статья посвящена рассмотрению основных положений этнометодологического подхода к
анализу текстуальных продуктов. С точки зрения автора, несмотря на повсеместность
текстов в современной культуре, до сих пор они по большей части рассматривались либо
как литературные произведения, либо как предмет психологических исследований, либо
как источник социологических данных. Этнометодология позволяет изучать текстуальные
материалы в качестве элементов повседневной жизни, как они производятся, понимаются
и используются самими рядовыми членами общества для решения практических задач. На
многочисленных примерах автор обосновывает необходимость анализировать любой текст
в формате работы, которая затрачивается на его чтение, поскольку в отрыве от нее
текст лишается своих специфических характеристик. Доказывается, что текст не обладает
раз и навсегда заданным значением, его смысл постоянно устанавливается и пересматривается
в зависимости от локальных социальных обстоятельств его чтения и употребления. В
то же время, текст некоторым образом «подталкивает» читателя к определенному
прочтению, предоставляя ему ресурсы, которые он должен активизировать для достижения
прагматических целей. Применяя ряд этнометологических понятий — «рефлексивность»,
«пара текст—чтение», «гештальт-текстура», автор указывает
на обыденные деятельностные аспекты функционирования текстов в социальных ситуациях.
Эти аспекты, по мнению автора, сегодня упускаются из виду профессиональными социологами.

Опубликовано на портале: 30-01-2007
Георгий Георгиевич Хазагеров
Социологический журнал.
2006.
№ 1-2.
С. 40-62.
Автор пытается объединить классический и постмодернистский подходы к лингвокультурологическому
исследованию речевого акта, чтобы преодолеть органичения, свойственные обоим. Он
вводит различение, вернее, противопоставление двух осей коммуникации: оси интенции
("я"-"ты") и оси конвенции ("я"- "мы"), чтобы более адекватно понять некоторые антиномии
общения. Автор вводит также понятия ближней и дальней прагматики. Первая относится
к оси интенции и не выходит за пределы речевого акта, вторая проявляет себя на оси
конвенции. Она выходит за пределы речевого акта, то есть связана с необходимостью
заботиться о дискурсе в целом, об обустройстве дискурсивного пространства. Г.Г. Хазагеров
использует анализ взаимного влияния оси интенции и оси конвенции и соответствующих
им прагматик как инструмент для того, чтобы интерпретировать причины сложившейся
лингвокультурологической ситуации, которая связана с нарушением и разрушением норм
современного русского языка.
