Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 116

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 21-12-2007
Лидия Михайловна Марцева Социологические исследования. 1990.  № 8. С. 3-12. 
Автор считает, что принцип всеобщего обязательного труда как исходное положение социализма не выдерживается в нашей стране. Данное обстоятельство порождает множество социальных проблем, решение которых только затрудняется лукавыми выкладками Госкомстата. Так неработающее трудоспособное население превратилось в серьезный источник социальной напряженности в Казахстане, Средней Азии, Закавказье и Северном Кавказе. Вместе с этим автор считает назревшей и проблему паразитических слоев в советском обществе. Затрагиваются в публикации и другие, нередко парадоксальные черты нашей системы распределения труда.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-11-2007
В. В. Сагарев, Виктор Иванович Шамшурин Социологические исследования. 1990.  № 3. С. 30-45. 
Стержневая тема «круглого стола» – нравственная основа русской культуры вообще и одной из ее составляющих, культуры права. Основная идея, высказанная в ходе дискуссии такова. Главное условие соблюдения людьми правопорядка – не угроза каких-либо санкций, но согласие большинства общества исполнять предписания закона. Подобное согласие становится значимой ценностью, когда оно основано на убеждении, что юридические нормы соответствуют идеалу права, отвечающего нравственным принципам.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-01-2007
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 37-44. 
Статья представляет собой отклик на три монографии академика РАН Г.В. Осипова, посвященные исследованию феномена социального мифотворчества (Осипов Г.В. Социология и политика. М.: ИСПИ РАН, 1995; Он же. Социальное мифотворчество и социальная практика. М.: Норма, 2000; Он же. Социология и социальное мифотворчество. М.: Норма-Инфра-М, 2002). Отмечается, что в монографии "Социология и социальное мифотворчество" выделены гносеологический, семантический, эволюционистский, структурно-функциональный, символический, психоаналитический, постструктуралистский и синергетический подходы к изучению мифов и социальной мифологии. Автор считает верным высказанное Г.В. Осиповым мнение о том, что не надо путать мифы с мечтой, идеалом, идеальной целью, поскольку идеалы и идеальные цели в определенной мере ориентированы на реальную действительность и предполагают использование реальных средств их достижения, тогда как миф исходит из иллюзий, а в его основе лежит иррациональное начало. В монографии "Социальное мифотворчество и социальная практика" (2000) Г.В. Осипов продолжил анализ мифотворчества в современной России и поставил диагноз: "Отсутствие научно разработанных теоретических основ социально-экономического реформирования России привело, в конечном счете, к тому, что, как и прежде, на смену одним социальным мифам – развитого социализма, перехода к коммунизму и т.д. – пришли другие не менее одиозные мифы» (с. 40). Были выделены деструктивные мифы (таков миф о том, что все решит рынок), мифы слепого копирования, мифы умышленные (пример с ваучеризацей), мифы-страшилки, а также мифы, пробуждающие националистические страсти. Отмечено, что в постсоветском мифотворчестве Г.В. Осипов усматривает «сознательную деятельность деструктивных сил, которые по его мнению, к концу 1990-х привели к криминализации общественной жизни, к "черной" приватизации, к беспрецедентному разрушению аграрного и промышленного производства, к резкому социальному расслоению населения» (с. 43).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-11-2006
Наталья Никитична Козлова Социологические исследования. 1990.  № 7. С. 11-21. 
Статья посвящена 20-м годам советской России и СССР. Причем анализируется не политика и экономика, а идейная установка эпохи или, по выражению автора, – «общепринятые правила игры» и «ключевые слова социального словаря». Автор считает, что таким ключевым словом было «упрощение». Попыткам упрощения подвергалось буквально все. Автор по этому поводу пишет следующее: «Складывалось впечатление, что этот процесс охватил социальную жизнь в целом: стремились упростить все – от науки до орфографии». Рассматриваются причины и последствия этой тенденции.
ресурс содержит прикрепленный файл

Writings on Cities [книги]
Опубликовано на портале: 27-11-2006
Henri Lefebvre, Elizabeth Le Bas
Изд-во: Blackwell Publishing Company, 1995, 264 с.
The work of Henri Lefebvre - the only major French intellectual of the post-war period to give extensive consideration to the city and urban life - received considerable attention among both academics and practitioners of the built environment following the publication in English of The Production of Space. This new collection brings together, for the first time in English, Lefebvre's reflections on the city and urban life written over a span of some twenty years.The selection of writings is contextualized by an introduction - itself a significant contribution to the interpretation of Henri Lefebvre's work - which places the material within the context of Lefebvre's intellectual and political life and times and raises pertinent issues as to their relevance for contemporary debates over such questions as the nature of urban reality, the production of space and modernity.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 17-11-2006
Александр Николаевич Малинкин Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 114-123. 
Статья имеет полемический характер. Высказываются замечания в отношении тех отечественных публикаций, где применяется "мульти- и полипарадигмальный подход". По мнению автора, стремление к использованию полипарадигмальных концепций отражает общую интеллектуальную ситуацию в постсоветской России, когда на смену "принудительному единообразию" пришло "гносеологическо-парадигмальное многообразие" в условиях "стихийно возникающего мировоззренческого и эпистемологического хаоса". Осуждается "гибридизация" социологических концепций и идей, скрывающая, "неспособность и нежелание занять теоретическую позицию по отношению к различным подходам, теориям, концепциям, дать им соответствующую оценку" (с. 115). Здесь автор соглашается с историком В. Моровым в оценке понимания свободы многими представителями российской интеллигенции как "чисто русской страсти к разрывам". Критикуется точка зрения Б.А. Грушина о происходящих в настоящее время "цивилизационных сдвигах", ведущих к "кардинальной ломке человеческой породы" (в которой А.Н. Малинкин усматривает ультрарадикализм, доходящий до призыва порвать с русскими национальными традициями). По мнению автора статьи, взгляды В.А. Ядова по вопросу "может ли социологическая теория иметь национальные черты? " близка к позиции Б.А. Грушина. В заключение рассмотрен предложенный А.Ф. Филипповым принципиально иной вариант решения проблемы национальной специфики теоретической социологии: "Решением … может быть только создание собственной теоретической социологии, в том числе и как комплекса амбициозных концепций" (с. 122).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-09-2006
Edmund Burke Социологические исследования. 1993.  № 4. С. 147-151. 
Окончание. Начало см. в №№ 6, 7, 9, 1991; №2, 1992. Публикуемый фрагмент посвящен описанию положения в армии, которое основано на докладе министра и государственного секретаря военного департамент де ла Тур дю Пэна, адресованного Национальной Ассамблее. Главным предметом рассуждений автора являются беспорядки, вызванные военной демократией. В подобных условиях всего вернее, полагает он, ожидать появления диктатора.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-09-2006
Karl Mannheim Социологические исследования. 1993.  № 4. С. 135-146. 
Продолжение. Начало см. в № 1.1993. Публикуемый фрагмент представляет собой главу о смысле консерватизма. В ней рассматриваются вопросы о взаимоотношении традиционализма и консерватизма, анализируются общественный фон современного консерватизма и морфология консервативной мысли. Одной из наиболее характерных черт консервативного образа жизни и мышления автор считает стремление придерживаться того, что непосредственно дано, действительно и конкретно. Поэтому консерватор не дает себе труда заняться структурой мира, в котором живет.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2006
Юрий Вартанович Арутюнян Социологические исследования. 1995.  № 12. С. 71-76. 
Статья основана на результатах исследования "Оптимизация социально-культурных условий развития наций&" (ОСУ). ОСУ было начато еще в советский период (проведено два исследования в 1974 и 1981 гг.) и повторено в 1994 г. в Тбилиси. Статья состоит из следующих разделов: 1) о переменах в социальном сознании, 2) причина перемен, 3) оценка новой ситуации, 4) что делать? массовые ориентации.

Опубликовано на портале: 02-04-2006
Людмила Викторовна Шубина Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 138-141. 
ЦИРКОН, ВЦИОМ и ряд региональных исследовательских компаний весной 2005 г. осуществили проект, целью которого являлось получение информации о настроениях россиян в отношении массовых опросов общественного мнения, социологических и маркетинговых исследований. Результаты показали, что россияне в целом демонстрируют позитивное отношение к социологическим исследованиям и опросам общественного мнения, выражают к ним интерес и считают необходимыми. По мнению автора, это можно объяснить сохраняющимся в обществе уважением к научной деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-04-2006
Николай Юрьевич Иванов Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 19-29. 
Статья посвящена развенчанию наблюдающихся в последнее время попыток принизить вклад Советского Союза в победу во Второй мировой войне и даже обвинить советское государство в ее развязывании (сторонники этой точки зрения говорят о якобы готовившемся Сталиным упреждающем ударе по Германии). Автор категорически осуждает западных и отечественных историков и публицистов, уделяющих небольшое место описанию подвигов Советской армии и отрицающих ее освободительную миссию, приводит цифры, опровергающие подобную критику. Восстановление исторической справедливости, по мнению автора, - дело исторической социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-04-2006
Зарэтхан Хаджи-Мурзаевна Саралиева, Сергей Семенович Балабанов Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 29-36. 
Историю Великой Отечественной войны как минувшую социальную действительность события и свершения прошлой общественной жизни людей нельзя изменить и поправить. Однако отношение к тем датам и людям подвержено изменениям и манипулированию. Историческая память – непрерывный диалог прошлого с настоящим. Авторы статьи в ходе своего исследования, проведенного в четырех городах Приволжского федерального округа в канун 60-летия Победы, попытались выявить особенности исторического сознания разных поколений о Великой Отечественной войне (целевая выборка – 1460 человек, от учащихся ПТУ до пенсионеров). Изучались такие аспекты, как интерес к истории ВОВ, знание фактов и персоналий, оценка значимости факторов победы и пр.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-04-2006
Олег Александрович Митрошенков Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 37-46 . 
Исследование «Духовная культура российского общества: состояние и тенденции формирования» проводилось в декабре 2004 г. в 25 субъектах РФ. Было опрошено 2407 человек, среди которых 506 экспертов (работники различных культурных учреждений). Оценивались ценностные и культурные предпочтения россиян, отношение к культурной политике государства. Результаты исследования показывают, что «люди преимущественно критически относятся к ситуации в духовной культуре, к культурной политике и действиям властей в этой области. Не устраняется и, возможно, даже углубляется взаимное отчуждение народа, интеллигенции, власти. Высок удельный вес задумывающихся о возможности покинуть страну в поисках лучшей доли»(с. 46). Автор резюмирует: если не будет принят комплекс мер по развитию отечественной духовной культуры, неизбежно появление контркультуры и ее носителя – контрэлиты.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-03-2006
Виктор Александрович Шнирельман Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 6-19. 
В статье предпринимается попытка разобраться в природе ксенофобии. Основной тезис сводится к тому, что основным видом ксенофобии в России становится культурный расизм, чему в очень большой степени способствует господство в отечественной гуманитарной науке, а через нее и в общественном сознании, примордиалистской концепции этноса, и в первую очередь такого его ответвления, как теория Л.Н. Гумилева.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-02-2006
Владимир Эрихович Бойков Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 85-89. 
В статье представлены материалы опроса, в котором фиксировались проявления исторической памяти в сознании населения современной России. В основной части статьи оценивается отношение населения к историческим достижениям, событиям и личностям. Здесь представлены рейтинги символов славы и бесславия в истории нашей страны (России и СССР), рейтинги наиболее выдающихся личностей, реформ, характеристик русского народа. В заключении описываются особенности проявления патриотических чувств у представителей разных возрастных групп.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-09-2005
Анастасия Ивановна Афанасьева, Виктор Иванович Меркушин Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 11-22. 
В статье сделан акцент на доминантах народного «военного сознания»: патриотизме, массовом героизме, единстве фронта и тыла, гордости за Победу. Авторы опираются на результаты исследования, проведенного социологическим центром РАГС при Президенте РФ (опрос в 18 субъектах РФ, N = 1601). Его цель заключалась в изучении состояния и функционирования исторической памяти россиян. Предмет исследования – отражение исторических оценок ВОВ в сознании людей. Проводится дифференциация «живой», непосредственной памяти народа и обобщенной, реконструированной памяти (историческая литература, учебники, СМИ, художественные произведения). Учтено «вторжение» идеологического компонента. Интерес граждан России к истории ВОВ исследуется по ряду позиций: по степени его проявления, по распространенности мнения о возможности победы СССР без открытия союзниками второго фронта, по оценкам праздника «День Победы» и роли Сталина в войне, по наличию (или отсутствию) знания имен полководцев Войны и Героев Советского Союза. В массовом сознании победа над фашизмом устойчиво связана с именем Сталина, и здесь имеет место возрастание доли положительных оценок от младшей возрастной группы (47,6%) к старшей (84,4%). Делается вывод, что историческая память формируется главным образом в учебных заведениях (этот источник знаний о ВОВ – на первом месте по числу ответов, особенно в младших возрастных группах), поэтому так важно обеспечение школ и вузов качественной учебной литературой о советском периоде истории. Затронуты вопросы идеализации и фальсификации истории ВОВ. Идеализацию авторы объясняют тем, что «психическая травма от потерь нуждалась в психологической компенсации» (с. 20). Подчеркивается, что с 1990-х годов стал действовать кумулятивный эффект накопления негативного отношения к советскому прошлому, что проявилась в стремлении переписать историю ВОВ, сопровождаемом фальсификацией по всем ее аспектам. Результатом стали: вторая психологическая травма, пережитая ветеранами Войны и ровесниками Победы; наметившийся в массовом сознании скепсис и ирония в отношении к фронтовикам и труженикам тыла, но большинство респондентов проявляет к ним уважение. В выводах в качестве важного фактора победы отмечено то, что руководство страны, несмотря на издержки, смогло донести до народа идею о нависшей над Родиной смертельной опасности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-08-2005
Владислав Аркадьевич Бачинин Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 142. 
Данное письмо опубликовано журналом в сокращенном виде, так как идеи, развиваемые автором, нашли подробное изложение в его статье (см.: Социологические исследования. 2004. № 8).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 22-07-2005
Karl Mannheim Социологические исследования. 1993.  № 1. С. 126-138. 
В статье классика немецкой социологии рассматриваются проблемы возможного представления истории идей. В таком качестве предлагается концепции стиля мышления, с помощью которой автор раскрывает сущность немецкого консерватизма первой половины ХIХ в. Автор полагает, что в тот период в Германии политика постепенно становилась ядром, вокруг которого развивались различия важнейших позиций и различных общественных групп. Далее автор рассматривает связь между современным рационализмом и возникновением консервативной оппозиции, полагая, что если подойти к проблеме социологически, то элементы Средневековья, религии и иррационализма, однажды извлеченные на уровень рефлексии, стремились к объединению с определенными антикапиталистическими тенденциями, и это сделало их основой консервативного мышления.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-07-2005
Даниил Борисович Цыганков Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 78-87. 
Особенности исторического развития России поставили на исключительное место в обществе таких деятелей культурного производства как писатели и публицисты: за ними закрепилось наименование "властители дум". При обращении к отечественному литературному полю второй половины XX в. взгляд останавливается на А.И. Солженицыне - одного из немногих, имевшего достаточные символические ресурсы, чтобы позиционироваться в этой роли. Но представления о Солженицыне социологически нерелевантны, поскольку в них смешивались его специфические литературные и политические практики, что вело к метафорическому, журналистскому или идеологизированному описанию.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2005
Ред.: Владимир Владимирович Платковский Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 22-37. 
Настоящей подборкой редакция завершает публикацию серии материалов, посвященных "социологическим" итогам десятилетия посткоммунистических преобразований в Восточной Европе (см. №№ 5-9. 2002). В статье рассматриваются данные исследования, посвященного изучению отношения россиян к событиям, произошедших в жизни страны в период 1991-2001 гг. Исследование выполнено рабочей группой Института комплексных социальных исследований РАН. Отмечается, что в массовом сознании россиян преобладают негативные оценки десятилетнего периода реформ; с другой стороны, иерархия плюсов и минусов реформ «для себя лично» выстраивается иным образом. Согласно результатам исследования, основную часть десятилетнего периода реформ российское общество жило в условиях постоянного социально-психологического дискомфорта. Данные позволяют говорить о том, что в результате реформ в России начала складываться социальная структура, характерная для современных западных обществ. На основе полученных материалов также была построена шкала терпимости - нетерпимости, которая может рассматриваться в качестве модели, наглядно демонстрирующей характер распределения соответствующих этнических настроений в российском обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл