Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 94

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 04-05-2010
Анастасия Ефимова Бизнес.Общество.Власть. 2010.  № 3. С. 127-138. 
Представленная статья рассматривает одну из ключевых проблем коммуникации в эпоху постмодерна: информационной перегрузки и ее последствий. Автор анализирует трансформации, произошедшие в обществе, раскрывает особенности информационно-технологической парадигмы и причины, вызывающие информационную перезагрузку.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-02-2007
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 16-25. 
Представлен реферативно-аналитический обзор по специальному выпуску журнала Международной социологической ассоциации Current Sociology за март 2005 г., который посвящен проблеме: "Устройство тела" (Bodily Order). Профессор Р. Чеприани (Рим) в вводном слове охарактеризовал направления и проблематика исследований "телесности" в социологий. Он утверждает о том, что несмотря на успехи в развитии информационных технологий ни одно техническое средство не заменит "физической телесности", "прямого контакта, симбиоза телесных ритмов, объятий, взглядов, чувства протянутой руки, подлинной близости" (с. 17). Б.М. Пирани (Рим) в соавторстве с И. Варга (Канада) констатируют, что в основной массе постструктуралистских теорий тело считается реконфигурированным, текучим, многообразным и рассыпанным. В данном выпуске журнала Введения представлено Введение к подготовленной профессорами Пирани и Варга монографии рабочей группы Международной социологической ассоциации: "Тело в социальных науках". Ее задачей выступает "создание новой концепции социального действия, попытка интегрировать социальные и поведенческие науки в живую ткань процессов развития" (с. 19). Названные авторы обратили внимание на нарушение соответствия между ускорившимися ритмами жизни и естественными ритмами телесного времени. Природное течение времени часто конфликтует с социальными условиями. Нико ван Гелдер (Канада) в статье "Интеграция тела и разума" анализирует нейрофизиологические и нейрохимические процессы мозга, лежащие в основе комплексной системы, мотрных движений, мысли, памяти, эмоции и речи. Оброщается внимание на влияние окружающей среды на развитие и функционирование мозга. М. Девид и Д. Керкхоп (Англия) обсуждают вопросы биоэтики, этические проблемы клонирования человека, пишут о возрастании рисков для человека и общества в связи с развитием техники.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-11-2006
Peter Berger Социологические исследования. 1990.  № 7. С. 127-133. 
Публикуется фрагмент первой главы книги П. Бергера «Facing upto Modernity». В представленном фрагменте Бергер рассматривает пять связанных с современностью дилемм, которые пронизывают человеческую жизнь: 1) абстракция, 2) будущность, 3) индивидуация, 4) освобождение, 5) секуляризация.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-11-2006
David Cheal
Изд-во: University of Toronto Press, 1991, 213 с.
The book takes a broad comparative approach to the theories analyzed, both in terms of the empirical examples used (from North America, Europe and Australia) and in the discussion of how old and new approaches interact with one another. Cheal argues that it is possible to make the sense contemporary family theory by analyzing its divisions as the result of different experiences of modernity. These experiences are described as lying along three axes: first, the opposition between social modernism and its anti-modernists critics; second, the ideological effects of contradictions within modernity itself; and the third, the emerging difference modernist idealism and post-modernist skepticism. Another major theme of the book is the profound impact of feminism on contemporary family studies, and how this has been the catalyst for so much rethinking of the subject in recent years.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Writings on Cities [книги]
Опубликовано на портале: 27-11-2006
Henri Lefebvre, Elizabeth Le Bas
Изд-во: Blackwell Publishing Company, 1995, 264 с.
The work of Henri Lefebvre - the only major French intellectual of the post-war period to give extensive consideration to the city and urban life - received considerable attention among both academics and practitioners of the built environment following the publication in English of The Production of Space. This new collection brings together, for the first time in English, Lefebvre's reflections on the city and urban life written over a span of some twenty years.The selection of writings is contextualized by an introduction - itself a significant contribution to the interpretation of Henri Lefebvre's work - which places the material within the context of Lefebvre's intellectual and political life and times and raises pertinent issues as to their relevance for contemporary debates over such questions as the nature of urban reality, the production of space and modernity.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 27-11-2006
Joseph Rykwert
Изд-во: Oxford University Press, 2004, 320 с.
The subtitle to this, the tenth book by architecture professor (and lively writer) Joseph Rykwert--namely, "The City in the Twenty-First Century and Beyond"--is a whopping misnomer. It is only in the final chapter that Rykwert pays attention (and briskly, even then) to urban developments of recent years and to what we might expect in the 100 years to come. What this book really is, despite what its subtitlers intended, is at once a broad-ranging and satisfyingly detailed social history of some of the great cities of the modern world (mostly the Western one, with a marked emphasis on the two cities Rykwert calls home--New York and London--plus Paris) and an inquiry into how well they have served the material and spiritual lives of the people who inhabit them.

Ranging comfortably and coherently back and forth between the Old World and the New, Rykwert begins with the Industrial Revolution, its factories, the throngs of poor country people that flooded the cities to work in them, and the subsequent 150-year challenge faced by urban centres to house, transport and entertain these throngs cheaply, space-consciously and hygienically. But Seduction of Place is not so much a people's history of the city as it is a vibrantly researched and chronicled play-by-play of the big public--and some private--works of the major metropolises. The book also tackles the luminaries--including Haussmann, Olmstead and Vaux, L'Enfant, and Jean-Nicolas-Louis Durand (who pioneered the enduring school of axial planning at Paris' Ecole Polytechnique)--whose names are often uttered in the same breath as the parks, boulevards and edifices they brought to life.

Social critics like Tocqueville, Marx, Engels, Fourier and Ruskin are just as well represented here, however, ably providing the basis for Rykwert's persistent question of what cities ought to be and how responses to that have diverged and evolved over the years, apart from what they have become, for better or ill, and how they got that way. Even though the book takes a more or less familiar course through the 20th century--from the emergence of subways, skyscrapers, and modernism through post-war urban planning, suburban sprawl, and subsequent urban decay and attempts at renewal--Rykwert knows when to dart away from well-known people, places and things to chronicle the planning of lesser-known English "New Towns" or of distinctly 20th-century cities like New Delhi, Islamabad, Australia's Canberra, and--rather famously--Brasilia, the ultimate "zoned" city.

The final chapter pays the requisite nod to the postmodernist implications of, for example, Celebration, Florida, (Disney's controversial new spin on the "company town") but is really distinguished by Rykwert's startlingly on-the-mark reading of how such wildly popular mega-museums as the new international Guggenheim franchise (with Gehry's Bilbao "branch" currently eclipsing Wright's New York "flagship") have come to best personify the encroachment of corporate globalisation in the urban civic realm. It is a fitting conclusion for a book that manages so gracefully to wed an engrossing history of urban growth with the deeper intellectual, cultural and ethical questions it raises--the very questions that the speculators, preservationists and "ordinary citizens" will still have to answer in creating and sustaining the great cities of the 21st century. --Timothy Murphy --
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 03-07-2006
Дж. Фиск
Телевидение и популярная культура зачастую находились на периферии внимания теории постмодернизма. Значительные усилия были направлены на изучение сути разрыва с модернизмом в области «утонченных» искусств, особенно в архитектуре, изобразительном искусстве и литературе. Не так давно Делез активно писал о кино. Однако из ведущих теоретиков постмодернизма только Бодрийяр обращался непосредственно к средствам массовой коммуникации и популярной культуре. Поэтому представления именно этого автора о постмодернизме будут обсуждены в данной работе.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 20-06-2006
Эльвира Ильюшина Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 4. P. 79-98. 
Глобализация стала весьма популярной темой многих общественных науках. Статья посвящена изучению сущности глобализации как социально-экономического процесса. Автор рассматривает некоторые особенности развитых стран Запада, связанные с глобализацией, с тем чтобы выяснить соответствие западных моделей проблемам украинского общества, в частности задачам построения национального государства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-05-2006
Alvin Toffler
Москва: АСТ, 2002, cерия "Philosophy", 784 с.
В книге американского социального философа Э.Тоффлера, написанной в 1980 году, рассказывается о том, что история человечества развивается волнообразно; одна волна сменяет другую. Таких стадий в истории автор насчитывает по крайней мере три. Была цивилизация, которая выросла из владения землей. Потом родилась индустриальная цивилизация. Современный Тоффлеру мир, по его мнению, переходит к Третьей волне. Ее пароль - информация. Информатизация общества чревата катаклизмами. Преображается технология, политика, семья; средства массовой информации подвергаются демассификации. Но зато рождается цивилизация будущего, которая во всех отношениях будет иной.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 28-07-2005
Никита Евгеньевич Покровский Общественные науки и современность. 2005.  № 4. С. 148-154. 
В статье рассматриваются проблемы влияния глобализации на высшее образование, возникновение в высшей школе новых образцов, норм, ориентиров и мотиваций. Под воздействием внешних факторов университеты преобразуются в экономические корпорации, выступая самостоятельными субъектами на рынке образовательных услуг. Автор показывает, как в условиях конкуренции высшие учебные заведения любыми способами привлекают массы студентов, которые рассматриваются как клиенты корпорации. Меняется и система преподавания: на первый план выдвигаются междисциплинарность, динамичность и рыночная ориентированность.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-07-2005
Ольга Владимировна Аксенова Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 68-76. 
В данной работе рассматриваются главные направления социально-экологической мысли 1960-2000 гг., главные этапы ее развития в рамках этого периода. Основное внимание уделено теории экологической модернизации, которая в настоящее время занимает ключевые позиции как в социально-экологической теории, так и в экологической политике большинства западных стран. Кроме того, именно эта концепция стала составной частью теоретических интерпретаций модернити и постмодернити.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-06-2005
Юрий Николаевич Давыдов Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 3-12. 
Постмодернизм, возникший в качестве архитектурной стилистики, впоследствии раскрылся как общая тенденция для всех видов искусства. Тем самым постмодернизм приобрел значимость эстетической категории, которая резонно считается наряду с этикой, логикой и онтологией, частью философии. Автор статьи анализирует механику такого превращения, рассматривая постмодернизм как сотворенную культурную мифологему.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-06-2005
Виктор Фокич Бурлачук, Виктор Владимирович Танчер Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 1. P. 15-29. 
In sociology of postmodern, due to concepts of symbol and simulacr (?), one could reveal the phenomenon of total semiotic organization of social life. In the modern culture, determination without an object for determination gained the status of unique and self-sufficient reality. The modern culture loses feeling of life and reality. Language as a way of under - standing got rid of the reality, life became a sign. The culture of postmodern denied the reality by changing it into an aspect of semiotics
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-02-2005
Леонид Ефимович Гринин Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 46-54. 
В статье раскрывается предметно-содержательная сторона понятия «личной известности», изучается влияние фактора личной известности на социальную структуру общества. Отмечается, что известность стала сегодня одним из факторов социальной дифференциации, поскольку открывает в системе неравенства доступ к таким благам, как власть, богатство, престиж, статус, привилегии. В традиционных обществах известность имела своим содержанием выделение человека среди людей общего круга (рыцари, мастера и т.д.). В Средние Века она имела результатом возвышение в своей сословной группе, но, как правило, не влияла фатально на социальное положение ни буржуа, ни дворянина. В современных обществах известность стала одним из видов социального и символического капитала (П. Бурдье). Ее наличие позволяет человеку привлекать к себе внимание многих людей и непосредственно влиять на них. Для известности такого рода (в отношении нее автор применяет термин «люди известности») характерно то, что здесь личная известность дополняется к «перечню благ, вокруг которых проходят главные линии неравенства». Особая тема – формирование того слоя, который автор квалифицирует как «профессионалов известности». В этом плане говорится о большой роли СМИ и рекламы. В заключительных разделах статьи дается характеристика новой элиты, ее морали, показано влияние ее на структуру общества. В России «пробивание» в круг «известных людей» имеет свою специфику: «расцвел фаворитизм»; по сравнению с Западом меньшую роль играют коммерческий заказ и отбор на конкурсной основе.

Опубликовано на портале: 24-01-2005
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 3-15. 
Тема фантомов общественного сознания еще не получила в российской социологии систематического отражения, хотя факт широкого появления фантомных персонажей в период «демонтажа» советской общественной системы, сопровождавшегося ломкой ее ценностей, привлек внимание ученых. Представляется, что данная статья восполняет этот пробел. В ней затронуты многие аспекты «фантомной тематики», выполнен сущностный анализ феномена, проведена классификация фантомных типов личности, выявлены порождающие их причины. Слово «фантом» в широком (общеупотребительном) смысле означает «причудливое явление, призрак». Автор представил основные значения слова в современном русском языке и обратился к содержанию понятия «социальный фантом». Это те «явления, которые олицетворяют специфические, порой аномальные, экстравагантные формы общественной (публичной) активности, оказывающие серьезное влияние на политические, экономические и социальные процессы». Показан негативный, деструктивный характер такого влияния в различных сферах – в политике, экономике, культуре и т.д. и на различных уровнях общественного сознания. Оно сопряжено с другим, не менее необычным явлением: «в условиях коренных сдвигов в экономике и политике произошло рождение удивительного явления – парадоксального человека». В разделе «Опыт классификации фантомных типов личности» (политических мутантов, «оракулов», разного рода авантюристов, создателей «финансовых пирамид», финансовых олигархов…) мы угадываем известных персонажей, часть которых сегодня ушла с политической сцены. В итоге прочтения статьи приходит понимание фантомности как результата ломки общественных устоев с сопровождающим ее увеличением виртуальности в общественной жизни. Всему этому сопутствуют «оболванивание» людей через СМИ путем распространения массовой культуры, слабости правовой системы, увеличение социального неравенства, стихия «дикого рынка», и связанный со всем этим рост социальной поляризации. Представляется что наметившиеся процессы разумного усиления государственного регулирования, перевода рынка в цивилизованное состояние, восстановления производства вселяют надежды на скорое исчезновение или, по крайней мере, уменьшение степени одиозности фантомов, перевод их в латентное состояние.

Опубликовано на портале: 14-01-2005
Ирина Анатольевна Бутенко Социологические исследования. 2000.  № 4. С. 3-11. 

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-11-2004
Никита Евгеньевич Покровский Журнал социологии и социальной антропологии. 2000.  Т. 3. № 3. С. 21-31. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-10-2004
Наталья Анатольевна Шматко Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 113-120. 
Рассматриваются принципы генетического структурализма П. Бурдье. Обращается внимание на рефлексию самого Бурдье над истоками и основаниями своих работ, на соотнесение им собственной позиции с воззрениями Л. Альтюссера, Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Ж. Делеза, К. Леви-Стросса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса. Отмечается, что Бурдье пришел к выводу, что в социальном исследовании следует избегать как жесткого детерминизма, постулирующего полную зависимость индивида от социальных отношений, так и субъективизма с отрицанием общественной детерминации поведения человека. Социальная действительность, согласно Бурдье, структурирована дважды: 1. социальными отношениями; 2. представлениями агентов об этих отношениях. Социальные отношения, интериоризируясь в процессе осуществления практик, превращаются в практические схемы – схемы производства практик. Его теоретическая система выстраивается вокруг трех центральных понятий: «поле», «капитал», «габитус». Обращается внимание на то, что «поле» понимается здесь как относительно автономная подсистема, место действия социальных сил, структурированное оппозициями пространство. Оно есть теоретический конструкт, позволяющий ученому анализировать социальный процесс, действия его агентов. Агенты определяются через занимаемые в поле позиции, отличаются друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, властью и влиянием. В статье рассмотрен структурно-генетический анализ Пьером Бурдье процессов культурного потребления и культурного производства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-10-2004
Jean-Luc Amsel
Перев.: А.В. Тавровский (ориг.: Русский) Журнал социологии и социальной антропологии. 2002.  Т. 5. № 3. С. 79-95. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-09-2004
А. В. Захаров Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 105-115. 
Тема статьи (место и роль традиционной культуры в современном обществе) разделена на четыре смысловых раздела. «Ренессанс» традиционной культуры. Внимание автора обращено как к классическому наследию, так и к архаическим формам культуры. Выделены следующие особенности традиции как способа трансляции культурного наследия: избирательность, повторяемость, действенность, многозначность, авторитарность. Традиционная культура и теория модернизации. Здесь автор раскрывает процесс осмысления данного феномена в социологии. Начало было положено «идеальными типами» М. Вебера, понятиями «базиса» и «надстройки» К. Маркса и «бессознательного» З. Фрейда. Далее происходило упрощение, «выпрямление» теории Вебера многочисленными «теориями модернизации». Что значит миф сегодня? Автор рассматривает аутентичный миф как явление, порожденное определенной исторической эпохой, отличает его от современных мифов (аутентичный миф сегодня невозможен). Фольклорная и популярная культура. Речь идет о различных в условиях разных стран трудностях сохранения традиций фольклора, а также о снижении популярности праздников, связанных с государственно-политическими традициями.