Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 93

Опубликовано на портале: 29-06-2005
Галина Ивановна Осадчая Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 88-94. 
В статье представлены результаты проекта по изучению моделей особенного и специфического в поведении поколения двадцатипятилетних. Выявляется региональная специфика стиля жизни молодежи из Москвы, Владикавказа и Днепропетровска; показывается трансформация их стилей жизни по сравнению с предыдущим поколением. К факторам, конструирующим жизненные стили, авторы относят условия бытия, традиции и содержащиеся в них правила интерпретации, оценки жизненных феноменов, а также институциональные образования, характерные для доминирующих групп и способствующие воспроизведению определенного типа личности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2005
Валерий Андреевич Луков Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 79-88. 
Важное направление социологии молодежи составляет изучение молодежных субкультур. Автор статьи рассматривает факторы, которые предопределяют российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде. Первый фактор - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Третий фактор - утеря нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. Далее автор предлагает типологизацию молодежных субкультур России на основе следующих характеристик: криминализация молодежных субкультур, влияние западной молодежных субкультурных феноменов, романтическая компенсация повседневной рутины и воспроизводство некоторых черт советского прошлого.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-06-2005
Анна Николаевна Шилова Социологические исследования. 1994.  № 11. С. 68-72. 
Данный материал представляет собой краткое изложение спецкурса, преподаваемого студентам социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Поскольку девиации могут либо оставаться отклонениями, либо, напротив, модифицироваться в нормы, мы должны не только признать само существование отклонений, но и их необходимость. Механизм превращения отклонения в норму (как и обратный механизм), ускоряющийся в периоды общественных катаклизмов, лежит в основе эволюционных и революционных социальных преобразований.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-06-2005
Галина Петровна Анашкина Социологические исследования. 2001.  № 12. С. 97-103. 
Работа посвящена некоторым результатам изучения специфики досуга в социально-профессиональной группе интеллигенции г. Ульяновска в конце XIX – начале XX вв., в советское время (1960-1980-х гг.) и в современный период. Эмпирическая база исследования основана на данных, полученных в ходе опросов населения и экспертов, методом включенного наблюдения. Объекты исследования – офицеры, медицинские работники и учителя средних школ. На социальную стратификацию сферы досуга оказывают влияние профессия и социальная сфера. Сравнительный анализ досуга в указанные периоды времени показывает, что городская интеллигенция сохраняет определенные традиции досуга и праздника. Отличие современного периода состоит в том, что досуг становится более индивидуальным.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-06-2005
В.А. Пономарчук, В.А. Винник Социологические исследования. 1991.  № 5. С. 68-75. 
Статья отражает результаты проекта по изучению спортивных сообществ, проведенного в 1986-1989 гг. сектором социологии ВНИИ физкультуры. Авторы рассматривают спортивные сообщества как определенную субкультуру со своими правилами и нормами поведения. В первую очередь анализировалась досуговая деятельность спортсменов в сравнении с их ровесниками, не принадлежащими миру спорта.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-05-2005
Михаил Петрович Крылов Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 13-23. 
Под региональной идентичностью автор понимает совокупность культурных отношений, связанных с понятием "малая родина". Обобщаются итоги серии эмпирических исследований, проведенных в 2002-2003 гг. по программе автора с участием ряда региональных опросных центров и институтов общественного мнения. Целью исследований являлось определение степени культурной связи жителей регионов с территорией проживания. Проводились опросы в Вологодской, Ярославской и Костромской областях (выборки квотные; метод – личное интервью, N=3050). По договоренности с ТверьЦИОМ в банк обобщаемых данных вошли итоги мониторинга по г. Тверь (в его опроснике и в анкете автора содержался ряд одинаковых вопросов). Кроме того, в исследованиях участвовали группы экспертов из 22 средних и малых городов Центрального, Центрально-черноземного, Северо-западного и Волго-вятского экономических районов России (683 эксперта, в основном работники библиотек, музеев, школ, вузов). По полученным результатам по поселениям просчитывались значения ключевых показателей региональной идентичности. Фиксировались особенности самооценок местных культур в сравнении с жителями соседних территорий.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-04-2005
А. Соседский Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 108-112. 
Статья посвящена выходу книги "Под листом Мебиуса (тридцать лет спустя)" - М.,1993, изданной к 30-летию образования ЦЭМИ РАН - Центрального экономико-математического института. Автор представил сборник, включающий данные анкетирования и фольклор специфической социальной группы коллектива академического института ЦЭМИ. Автор утверждает, что идентичность достигается членами группы при помощи профессионального жаргона, афоризмов - символов, объединяющих коллектив не только на базе профессиональных интересов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-09-2004
А. В. Захаров Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 105-115. 
Тема статьи (место и роль традиционной культуры в современном обществе) разделена на четыре смысловых раздела. «Ренессанс» традиционной культуры. Внимание автора обращено как к классическому наследию, так и к архаическим формам культуры. Выделены следующие особенности традиции как способа трансляции культурного наследия: избирательность, повторяемость, действенность, многозначность, авторитарность. Традиционная культура и теория модернизации. Здесь автор раскрывает процесс осмысления данного феномена в социологии. Начало было положено «идеальными типами» М. Вебера, понятиями «базиса» и «надстройки» К. Маркса и «бессознательного» З. Фрейда. Далее происходило упрощение, «выпрямление» теории Вебера многочисленными «теориями модернизации». Что значит миф сегодня? Автор рассматривает аутентичный миф как явление, порожденное определенной исторической эпохой, отличает его от современных мифов (аутентичный миф сегодня невозможен). Фольклорная и популярная культура. Речь идет о различных в условиях разных стран трудностях сохранения традиций фольклора, а также о снижении популярности праздников, связанных с государственно-политическими традициями.

Опубликовано на портале: 07-08-2004
А. В. Захаров Общественные науки и современность. 1994.  № 1. С. 139-149. 
Автор статьи анализирует географический аспект социальных взаимодействий на четко локализованном городском пространстве в рамках нескольких модельных ситуаций. Арбатская жизнь являет собой картину распада устоявшихся форм социальности. Так, в контексте "культуры праздника" по уровню демократизма, толерантности и разнообразию карнавальных приемов Арбат обнаруживает сходство с Парижем времен событий 1968 г. Рынок на этой улице не похож ни на упорядоченную торговлю западного типа, ни на традиционный восточный базар. Арбатская "экономика" – классический транзитив от советского "модерна" к перестроечному "постмодерну". Феномен этой улицы – свидетельство невозможности решения проблем мегаполиса чисто административными приемами.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-08-2004
Андрей Трушкин Директор школы. 1993.  № 4. С. 76-80. 
Дело было вечером, делать было нечего. Две компании ребят со вполне определенными намерениями двинулись к коммерческому киоску. - Ну чё, мужики, - говорили в первой группе. - У кого бабок можно надыбить на пузырь водяры? Да чё тут базарить, в натуре, скинулись по штуке и затарились... - Хей, гайз, - «спикали» во второй «команде». - Мэйк анибади «капусты» на боттл? Очень дринкинг хочется... Продавец в винной палатке все слышал и тут же приготовил товар. Он-то прекрасно знал, что сегодня для успеха коммерческой деятельности нужно уметь не только отличать мексиканские доллары от монгольских тугриков, но и находить общий язык с покупателями. А он у них, ох, какой разный! По сути все мы в нашей языковой среде немного полиглоты. Помимо единого матерного пространства, связывающего бывшие республики СССР гораздо крепче, чем единая денежная единица, мы обладаем еще и множеством миниареалов, в которых русский предстает в самых разных видах. Примерно процентов на тридцать наш обыденный треп состоит из жаргона тюрем и лагерей. В этом мы страна уникальная. Нигде, кроме, возможно Австралии - бывшей ссыльной колонии для английских каторжников - народ не говорит на языке воров, убийц и проституток.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 04-06-2004
В.А. Бобахо, С.И. Левикова Общественные науки и современность. 1996.  № 3. С. 56-65. 
Опросы, проведенные авторами статьи среди первокурсников МГТУ им. Баумана, наглядно демонстрируют, что молодежная субкультура, вопреки устоявшемуся упрощенному мнению, не стремится к тотальному отрицанию всей системы устоявшихся нормативов. Напротив, невзирая на сложную, противоречивую и динамичную ситуацию в стране, характеризуемую усложнением и интенсификацией социокультурной реальности, коренной ломкой традиций и норм, молодое поколение не отвергает полностью идеалы и нормы поколения своих родителей. Противоречие «отцов» и «детей» по большей степени сосредоточено в сфере политических пристрастий. В области же человеческих взаимоотношений взгляды обоих поколений достаточно изоморфны (за исключением более толерантного отношения молодежи к разводам, добрачному сексу, родителям-одиночкам и т.п.).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-04-2004
Антон Николаевич Олейник ПОЛИС: Политические исследования. 2001.  № 2. С. 40-52. 
Работа посвящена проблемам взаимосвязи российской экономики с культурами, бытующими в современном обществе. Едва ли можно усомниться в том, что любой современный россиянин знаком с тюремной и криминальной субкультурами. Элементы тюремного арго прочно утвердились в разговорной речи (причем их используют не только «простые» люди, но и представители власти), популярностью пользуются исполнители «блатных» песен. Автор статьи пытается выявить объективные причины такого положения вещей. Распространенная ссылка на специфику местной культуры, полагает он, ничего не объясняет, поскольку сама культура является результирующей организации социальных институтов. Основная гипотеза исследования заключается в том, что существует определенная схожесть институциональных структур тюремного сообщества и российского общества в целом. «Жизнь по понятиям» (противопоставленная «жизни по закону») является, по мнению автора, нормой на всех уровнях организации российского общества.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 21-04-2004
В.А. Колотаев Общественные науки и современность. 2003.  № 2. С. 157-163. 
Цель исследования автор видит в описании структурных и функциональных особенностей квоткультуры и ее взаимодействие с цивилизацией, в основе которой лежат ценности и идеи европейского гуманизма, либерализма и демократии. Важным свойством квоткультур является их отношение к реальности, в том числе социальной. Здесь классическое представление об истинности, объективности суждения или факта не только распыляется в плюралистической риторике, в так называемых языковых играх, но и вовсе подменяется предметом, вокруг которого центрируется квоткультура, независимо от того, что выступает в качестве такого предмета – гендер, расы либо класс. Автор приходит к выводу, что культура есть не что иное, как система насилия, определяющая наш образ жизни. В отличие от квоткультуры, насилие культуры обращено на иной объект, а именно на природный импульс, колеблющийся в двух регистрах: агрессии и похоти. Культура – это символическое препятствие на пути желания. В то время как квоткультуры любых типов всячески стремятся устранить этот посредующий элемент, сбросить власяницу духовных ценностей. На каком-то этапе цикл замыкается. Доминирует и распространяется не сильнейший, а простейший.

The Resourse Center for Cyberculture Studies [интернет ресурс]
Обновлено: 09-12-2010

Центр ресурсов по исследованиям в области киберкультуры – это онлайновая, некоммерческая организация, целями деятельности которой являются исследование, обучение, поддержка и создание разнообразных и динамичных элементов киберкультуры. Центр основан в 1996 г. Дэвидом Силвером при поддержке факультета коммуникации университета Вашингтона и активно функционирует по сей день.

Опубликовано на портале: 12-04-2004
Владимир Сергеевич Малахов
Ред.: Валерий Александрович Тишков
Москва: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002, 356 с.
ISBN 5-201-13747-4

Книга – результат работы Международной конференции «Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ» (Московский Центр Карнеги, 1999). Дискуссия, в рамках конференции, развернулась вокруг интерпретации и подходов к исследованию феномена культурного плюрализма в условиях постсоветского пространства.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Популярная культура [словарная статья]
Опубликовано на портале: 10-04-2004
Nicolas Abercrombie, Stephen Hill, Bryan Stanley Turner Проблемы популярной культуры, неточно обозначаемой как культура масс или подчиненных классов, обсуждаются в двух основных теоретических областях. (1) Критики популярной культуры, например, представители Франкфуртской школы, определяют ее как тривиальную, коммерциализированную и пассивную. В рамках

Опубликовано на портале: 08-04-2004
Книга Энди Беннетта «Популярная музыка и молодежная культура» представляет результаты инновационного исследования повседневных культурных практик молодежи в странах западной Европы. В ней рассматриваются основные концепции современной социологии в области исследований молодежи, медиа, идентичности, локальных ответов на вызов глобализованных музыкальных стандартов и форматов. Актуальные вопросы потребления и, более того, усвоения музыкальных ценностей в рамках системы воспроизводства и обновления популярной культуры в целом и популярной музыки в частности послужили отправной точкой проведения ряда этнографических исследований, в том числе танца. Концепция «проживания стиля» и концепция молодежи как агента культурного производства и конструирования социального мира играют ключевую роль в подходе автора к характеристике многообразия стилистических инноваций, которые включают весьма актуальные культурные заимствования из культурных систем Азии и афро-американской традиции.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 08-04-2004
Валентина Николаевна Кардапольцева
Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2000, 160 с.
Книга посвящена актуальной во все времена проблеме женщины и женского. Автор в живой и эмоциональной форме размышляет о том, какова роль женщины в истории отечественной культуры. В работе использован богатый литературно-художественный материал. Мужское и женское не является лишь антропологической проблемой - эта мысль развивается в отдельных главах данной работы. Настоящая книга представляет собой интересное, но далеко не бесспорное в некоторых отношениях исследование. Она может заинтересовать тех, кто увлекается историей отечественной культуры, и тех, кто занимается гендерными проблемами.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-04-2004
Francesco Paolo Colucci International Gramsci Society Newsletter. 1995.  No. 4. P. 38-43. 
Статья, озаглавленная «Повседневное знание, трансформация и элиты», представляет критический обзор результатов симпозиума «Практика, повседневное знание, гегемония: психология комплексных социальных проблем» (Болонья, декабрь 1991 г.). Рассматриваются вопросы, связанные с понятием «праксис» («человеческая деятельность»), общественным сознанием в его повседневном измерении с точки зрения бытования репрезентаций, феноменом гегемонии и ее проявлений в политике и деятельности организаций. Особое внимание уделяется проблематике культурно-политических элит (или активных меньшинств).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Обновлено: 09-12-2010

Многоязычный поисковый каталог интернет-ресурсов по различным темам. Ресурс «движения и субкультуры» - один из крупнейших в Интернете, посвященных культурам и субкультурам прошлого и настоящего. Включает в себя ссылки на ресурсы различного уровня и жанра: от литературы научного и научно-популярного характера до электронных и самиздатовских журналов по популярной культуре и личных страничек.