Всего публикаций в данном разделе: 37
Последние поступления:
Духовно-нравственные ценности сельской молодежи (на материалах Бурятии и Читинской области) [статья]
Опубликовано на портале: 16-07-2009
Татьяна Николаевна Бояк
Социологические исследования.
2009.
№ 4.
С. 117-122.


Опубликовано на портале: 24-04-2007
Владимир Шамильевич Нахушев
Социологические исследования.
2006.
№ 6.
С. 129-138.
В статье представлены размышления автора о сущности современной российской интеллигенции.
Обращается внимание на то, что в обыденном словоупотреблении интеллигентность связывают
с культурой поведения, чувств, общения, с культурой ума, речи и т.д. Высказано мнение,
что интеллигенция выделяется прежде всего по своим высоким человеческим качествам
и составляет "наиболее пассионарную интеллектуально-нравственную элиту всех социальных
групп общества, объективно свободную от узко корпоративных интересов" (с. 130). Автор
выражает
несогласие с теми, кто утверждает о "конце интеллигенции". Дан обзор различных
точек зрения о качествах российской интеллигенции, ее общественном и духовном облике,
отношении к власти и т.д.


Опубликовано на портале: 28-02-2007
Мкртич Оганесович Мнацаканян
Социологические исследования.
2006.
№ 6.
С. 13-19.
Статья представляет собой отклик на монографическую работу Ж.Т. Тощенко "Парадоксальный
человек" (2001 г.), в которой парадоксальность многих явлений российской действительности
рассматривается как "сочетаемое несочетаемого" и констатируется, что парадоксальные
черты в поведении людей особенно отчетливо прослеживаются
"в периоды кризисов и деформаций общественных отношений и нарушений социальных связей"
(с. 13). Парадоксальный человек, вполне нормальный в психическом
и физическом смысле, выступает носителем основных свойств парадоксальности
того общества, в котором он живет. Автор настаивает на том, что кентаврическая парадоксальность
сознания
и поведения российских граждан выступает "свойством
ментальности и национального характера" (с. 15). При выявлении особенностей русского
национального
характера он обратился к трудам Н. Бердяева, И. Ильина, Н. Лосского. По его мнению,
именно парадоксальностью характера русского человека объясняет Бердяев присутствие
в русском обществе двух взаимоисключающих начал. Бердяев отмечал: "русский народ
- самый аполитичный народ, никогда не умевший устраивать
свою землю", и он же утверждал, что "Россия - самая бюрократическая и самая государственная
страна в мире". Россия - самая не шовинистическая страна в мире...", но она же "страна
национальных эксцессов, национализма" (Бердяев Н.А. Душа России. М.: 1990).
Еще одно сочетание несочетаемых крайностей, по мнению автора статьи, заключается
в том,
что в России "народный анархизм и есть порождение мирского, государственного духа
народного этатизма" (с. 18). Делается вывод, что крайности этатизма и анархизма в
русской жизни
"не просто составляют единство, имеют единую основу, но
и стимулируют друг друга" (с. 19).


Книжное обозрение [статья]
Опубликовано на портале: 14-02-2007
В.А. Дорофеев
Социологические исследования.
2006.
№ 4.
С. 150-152.
Рецензируется книга: Бобров М.Я. ЗАКОНЫ СОЦИОЛОГИИ И ИСТОРИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ЖИЗНИ
СОЦИОСФЕРЫ. Барнаул, 2003.


Время мифов и пути их преодоления [статья]
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Жан Терентьевич Тощенко
Социологические исследования.
2006.
№ 1.
С. 37-44.
Статья представляет собой отклик на три монографии академика РАН Г.В. Осипова, посвященные
исследованию феномена социального мифотворчества (Осипов Г.В. Социология и
политика. М.: ИСПИ РАН, 1995; Он же. Социальное мифотворчество и социальная
практика. М.: Норма, 2000; Он же. Социология и социальное мифотворчество.
М.: Норма-Инфра-М, 2002). Отмечается, что в монографии "Социология и социальное мифотворчество"
выделены гносеологический, семантический, эволюционистский, структурно-функциональный,
символический, психоаналитический, постструктуралистский и синергетический подходы
к изучению мифов и социальной мифологии. Автор считает верным высказанное Г.В. Осиповым
мнение о том, что не надо путать мифы с мечтой, идеалом, идеальной целью, поскольку
идеалы и идеальные цели в определенной мере ориентированы на реальную действительность
и предполагают использование реальных средств их достижения, тогда как миф исходит
из иллюзий, а в его основе лежит иррациональное начало. В монографии "Социальное
мифотворчество и социальная практика" (2000) Г.В. Осипов продолжил анализ мифотворчества
в современной России и поставил диагноз: "Отсутствие научно разработанных теоретических
основ социально-экономического реформирования России привело, в конечном счете, к
тому, что, как и прежде, на смену одним социальным мифам – развитого социализма,
перехода к коммунизму и т.д. – пришли другие не менее одиозные мифы» (с.
40). Были выделены деструктивные мифы (таков миф о том, что все решит рынок), мифы
слепого копирования, мифы умышленные (пример с ваучеризацей), мифы-страшилки, а также
мифы, пробуждающие националистические страсти. Отмечено, что в постсоветском мифотворчестве
Г.В. Осипов усматривает «сознательную деятельность деструктивных сил, которые
по его мнению, к концу 1990-х привели к криминализации общественной жизни, к "черной"
приватизации, к беспрецедентному разрушению аграрного и промышленного производства,
к резкому социальному расслоению населения» (с. 43).


Имена [статья]
Опубликовано на портале: 29-11-2006
П.А. Флоренский
Социологические исследования.
1990.
№ 7.
С. 112-119.
Продолжение публикации рукописи П.А. Флоренского из его личного архива. Начало
см.: №6 за 1988, №2-6 за 1989, №2, 4, 5 за 1990.


Книжное обозрение [статья]
Опубликовано на портале: 26-09-2006
В.Б. Власова
Социологические исследования.
2005.
№ 10.
С. 154-155.
Рецензируется книга: Сиземская И.Н., Новикова Л.И. ИДЕИ ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.
XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА. М.: РОССПЭН, 2004. 271 с.


Книжное обозрение [статья]
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Л.А. Гегель
Социологические исследования.
2005.
№ 10.
С. 153-154.
Рецензируется книга: Козлова О.Н. СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. М.: Российский государственный
гуманитарный университет, 2004. 197 с.


Опубликовано на портале: 19-06-2006
Рудольф Григорьевич Яновский
Социологические исследования.
1995.
№ 12.
С. 39-47.
Автор считает, что на повестку дня должны быть поставлены вопросы не только
военной, техногенной или экологической безопасности, но и то, что определяет содержание
и смысл существования как всего человечества, так и каждого индивида – их духовную
безопасность. К категории "духовная безопасность" автор относит образование,
науку, литературу (и другие виды искусств), досуг, а также все "системы духовного
жизнеобеспечения" на уровне отдельного человека, семьи, социальной группы. Статья состоит из четырех разделов: 1) духовно-нравственные угрозы и опасности,
2) общественное сознание и духовная безопасность, 3) культура и безопасность, 4)
духовно-нравственная безопасность как фактор устойчивого развития.


Опубликовано на портале: 19-06-2006
Юрий Вартанович Арутюнян
Социологические исследования.
1995.
№ 12.
С. 71-76.
Статья основана на результатах исследования "Оптимизация социально-культурных
условий развития наций&" (ОСУ). ОСУ было начато еще в советский период (проведено два исследования в 1974 и 1981 гг.) и повторено в 1994 г. в Тбилиси. Статья состоит из следующих разделов: 1) о переменах в социальном сознании, 2)
причина перемен, 3) оценка новой ситуации, 4) что делать? массовые ориентации.

Опубликовано на портале: 19-06-2006
Галина Георгиевна Силласте
Социологические исследования.
1995.
№ 10.
С. 88-95.
В статье представлены результаты исследования «Женщины в российском обществе
(общественное мнение женщин по социально-политическим и социокультурным вопросам)»,
проведенного в 1994 г. под руководством автора. Выборка квотная объемом 1105 женщин.
Представлено городское и сельское население шести экономических зон: Москвы, Московской
области, Северного, Северо-Западного, Центрального, Поволжского и Уральского регионов.
Цель исследования – выявить воздействие новой социокультурной среды на духовный
мир россиянок. Автор утверждает, что в постсоветское время произошли серьезные изменения
в системе
ценностей и сложилась принципиально новая социокультурная ситуация: "акценты в культурной
жизни общества перенесены с формирования у населения высокохудожественных вкусов,
уважения к национальным культурным ценностям и традициям на поощрение потребительских
запросов в сферах досуга и развлечений.
Произошла гипертрофия рекреационной функции искусства. Эти процессы имеют... в своей
основе антинациональную концепцию "вестернизации" российской
культуры, коммерциализацию всей духовной жизни общества и все большее подчинение
ее рыночным отношениям и рыночным ценностям".
Статья разбита на следующие тематические блоки: 1) отношение женщин к новым духовным
ценностям, 2) представления женщин о счастье, 3) место СМИ в духовной жизни женщин.


Братство [статья]
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Елена Ивановна Рерих
Социологические исследования.
1991.
№ 5.
С. 133-145.
Данная публикация представляет собой продолжение начатой в №№2-3 за 1991
г. статьи известной русской писательницы, перу которой принадлежит книга "Основы
буддизма" и ряд книг о "живой этике". Продолжение эзотерической традиции в работах
Е.И. Рерих, в частности, "Братство" дало начало вероучению синкретической секты "Агни-йога".
В данной работе, как и в других трудах
Е.И. Рерих, проводится последовательный синтез
западной и восточной философской, религиозной и научной традиций.


Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: иллюзии и реальность ("круглый
стол") [статья]
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Социологические исследования.
2001.
№ 11.
С. 58-68.
Представлены материалы круглого стола, организованного в 2001 г. Отделением социологии
РГГУ в рамках теоретико-методологической конференции по проблемам интеллигенции.
В ходе обсуждения было отмечено, что интеллигенция очень дифференцирована,
можно отнести к ней и тех, кто формирует общественное мнение, и тех, кто озабочен
только своим выживанием. Ставится под сомнение само существование слоя
"интеллигенция": возможно, правильнее было бы говорить о ее превращении в слой интеллектуалов.


Опубликовано на портале: 25-05-2005
Виктор Иванович Шамшурин
Социологические исследования.
1995.
№ 6.
С. 151-154.
В статье, посвященной вышедшей книге В.В. Сербиненко "История русской философии ХI-ХIХ
вв.", автор размышляет над некоторыми свойствами русской философии и культуры. Отталкиваясь
от мысли Е.Н. Трубецкого об "умозрении в красках", автор статьи ставит вопрос: какие
краски наиболее показательны для сути русской культуры, русской философии? Суть ответа
не только и не столько в технической стороне дела, сколько еще и в том, что этот цвет
неразрывно связан с традицией православной духовности как источнике русской культуры.


Про освящение и просвещение [статья]
Опубликовано на портале: 31-03-2005
Виктор Иванович Шамшурин
Социологические исследования.
1994.
№ 1.
С. 144–148.
В статье представлена рецензия на книги польского исследователя русской культуры, рассматривающего труды русских мыслителей, А.Валицкого, который в настоящее время живет и преподает в США.


Опубликовано на портале: 23-09-2004
Александр Степанович Кокорев
Социологические исследования.
2004.
№ 8.
С. 108-116.
Представлено научное творчество Б.Н. Чичерина – правоведа, историка,
философа-гегельянца, общественного деятеля России XIX в., одного
из основателей государственно-юридической школы в социологии, приведена его биография.
Система социологического знания Чичерина излагается во 2-й части его «Курса
государственной науки» (1896), озаглавленной: «Социология»; этой области
знания посвящены и другие его работы. В основе его социологической концепции лежит
идея главенствующей роли государства в истории России, которое в идеале есть высшее
сочетание свободы с разумным порядком, служение идеалу общего блага, охрана прав
личности и собственности. Согласно проводимому им разграничению предметных областей
наук о государстве, право изучает государство как юридический союз; политика анализирует
действия государства в ходе борьбы за власть различных объединений, партий и групп,
тогда как социология исследует соотношение государства с другими социальными «союзами»
и с гражданским обществом. Идеалом государственного устройства он считал конституционную
монархию при правовом обеспечении независимости гражданской области от политической.
Его «либерально-консервативная» стратегия политического развития России
позволила бы, как он полагал, избежать России разрушительных революционных потрясений,
а также окостенения монархического режима.

Опубликовано на портале: 07-07-2004
Владимир Иванович Новиков
Общественные науки и современность.
1998.
№ 5.
С. 166-178.
Автор по-новому подошел к исследованию творчества Пушкина, к анализу его парадоксов и полагает, что разгадка “тайны Пушкина” является одновременно постижением его времени. Оно представляется значительно менее понятным, чем даже более отдаленные исторические периоды. Но нечто подобное можно сказать о любой переходной эпохе, когда новые веяния накладываются на старые и преображают их порой до неузнаваемости. Именно так произошло с пушкинской эпохой. Эзотерика, с
которой Пушкин близко соприкасался в отрочестве и юности, навсегда осталась для него более эстетической и привлекательной, чем любые новейшие философские умствования.


Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс [Текст] / Н. С. Злобин. М. : Наука, 1980. 303 с. [книга]
Опубликовано на портале: 07-04-2004
Монография посвящена анализу места культуры в системе общественных отношений, а так
же выяснению роли человека как субъекта культурного творчества на различных этапах
исторического развития. В книге рассматривается такая интересная и важная проблема,
как сущность культурной революции и особенности ее реализации на разных этапах социалистического
и коммунистического строительства.


Опубликовано на портале: 19-03-2004
Результат исследовательского проекта, целью которого было обоснование нового
статуса метафизики в современной культурной ситуации (...). Становление нового образа
метафизики связано с важными переменами в традиционной постановке философских и общекультурных
проблем в конце ХХ века. В этом смысле новые горизонты метафизического знания, с
одной стороны наследуют традиции классической рациональности, а с другой, позволяют
заглянуть за ее пределы (...). Использование междисциплинарного подхода, ориентированного
на метафизическое пространство искусства, религии, философии и естествознания позволяет
разработать и обосновать оригинальную концепцию метафизического знания, отражающего
специфику современной историко-культурной ситуации.


Опубликовано на портале: 19-03-2004
В "Пролегоменах" нашли отражение результаты многолетних усилий лукача по разработке
общефилосфских основ теории общественной жизни, в том числе итоги таких исследований,
как анализ философии Гегеля, учения Маркса о практик, концепция общественно-исторического
труда как основы социальной жизни, анализ товарного и религиозного фетишизма в связи
с процессами отчуждения, проблемы историзма и социального прогресса и т.д.".

