Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 58

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 27-07-2010
Гопал Балакришан Пушкин. 2009.  № 1. С. 19-24. 
Рецензия на книгу Парага Ханны "Второй мир: империи и влияние при новом глобальном порядке".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2010
Борис Николаевич Тарасов Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 263-267. 
Издательская судьба сочинений выдающихся мыслителей до недавнего времени во многом зависела у нас от их соответствия духу господствовавшей системы. Подлинная философская мысль прошлого и настоящего нередко либо вовсе отторгалась, либо теряла свою полноту и целостность в произвольных усечениях и тенденциозных истолкованиях, искажаясь в дежурных стереотипах «прогрессистской» логики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-02-2007
Валентин Сергеевич Цаплин Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 124-130. 
Статья посвящена критическому рассмотрению теорий постиндустриального общества. Отмечается. что понятие "постиндустриализм" введено в научный обиход американским социологом Д. Рисменом. Приводится также развернутое определение постиндустриального общества, которое дал Даниел Белл. Автор не склонен усматривать в качестве прогрессивных такие социальные изменения, как значительное увеличение количества людей, занятых в бизнесе и в сфере услуг (с. 126). Главный довод: сытый быт и прибыль - не те ценности, которые стимулируют нормальное развитие общества. По его мнению нет основания считать принципиальными в социальном плане многие изменения в средствах произоводства, обусловленные техническим прогрессом. Он пишет: "от того, что кочевник использовал лошадь, а сейчас - автомашину со спутниковой навигацией, ничего принципиально не меняется" (с. 125). Бурное развитие информационных технологий не имеет, по его словам, прямого отношения к приросту знаний: "С такой логикой распространение авторучек и элементарной грамотности должны были образовать общество, основанное на литературе" (с. 128). По оценке автора, квалификация современного общества как "постиндустриального и информационного" означает лишь большую экономическую эффективность производства, но не достижение социальных целей и гармоничного развития.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-11-2006
Arne Tostensen, Inge Tvedten, Mariken Vaa
Изд-во: Nordic Africa Institute, 2001, 320 с.
The book contains 17 chapters with material from 13 African countries, from Egypt to Swaziland and from Senegal to Kenya. Most of the authors are young African academics. The focus of the volume is the multitude of voluntary associations that has emerged in African cities in recent years. In many cases, they are a response to mounting poverty, failing infrastructure and services, and more generally, weak or abdicating urban governments. Some associations are new, in other cases, existing organizations are taking on new tasks. Associations may be neighbourhood-based, others may be city-wide and based on professional groupings or a shared ideology or religion. Still others have an ethnic base. Some of these organizations are engaged in both day-to-day matters of urban management and more long-term urban development. Urban associations challenge the monopoly of local and central government institutions.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 23-11-2006
James Holston
Изд-во: Duke University Press, 1999, 272 с.
"Cities and Citizenship" is a prize-winning collection of essays that considers the importance of cities in the making of modern citizens. For most of the modern era the nation and not the city has been the principal domain of citizenship. This volume demonstrates, however, that cities are especially salient sites for examining the current renegotiations of citizenship, democracy, and national belonging. Just as relations between nations themselves are changing in this current phase of global capitalism, so too are relations between nations and cities. Written by internationally prominent scholars, the essays in "Cities and Citizenship" propose that "place" remains fundamental to these changes and that cities are crucial places for the development of new alignments of local and global identity. Through case studies from Africa, Europe, Latin America, and North America, the volume shows how cities make manifest national and trans-national realignments of citizenship and how they generate new possibilities for democratic politics that transform people as citizens. "Cities and Citizenship" will interest students and scholars of anthropology, geography, sociology, planning, and urban studies, as well as globalisation and political science. The contributors include: Arjun Appadurai, Etienne Balibar, Thomas Bender, Teresa P. R. Caldeira, Mamadou Diouf, Dilip Parameshwar Gaonkar, James Holston, Marco Jacquemet, Christopher Kamrath, Cristiano Mascaro, Saskia Sassen, Michael Watts, and Michel Wieviorka.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 12-01-2006
Владимир Павлович Бранский, С.Д. Пожарский Общественные науки и современность. 2006.  № 1. С. 109-121. 
Авторы рассматривают глобализацию как сложный процесс, ведущий к единству человечества на основе самоорганизации и роста локального разнообразия. В этом контексте с синергетической точки зрения рассматриваются проблемы феноменологии, эссенциологии и эсхатологии глобализации, которые помогают разрешить парадокс И.Пригожина и понять, как сочетаются в современном мире взаимозависимость и индивидуальность людей, порядок и хаос, свобода и ответственность. Полный синтез этих противоречий выступает как суператтрактор развития человечества, движение к которому нелинейно и бесконечно, сопровождается чередованием явлений глобализации и деглобализации. В области развития человека суператтрактором выступает цель создания сверхчеловека (суперменез). Представлена синергетическая модель исторического процесса как стремления к суператтрактору, а также синергетическая модель глобализации, позволяющая разрешить проблемы спонтанности и управляемости, а также понять роль социальной ответственности и экологической этики в процессе глобализации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-12-2005
Zdravko Mlinar, Janes Stebe
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 33-42. 
Оба автора работают в Университете г. Любляны (Словения). Тема статьи — расширение открытости мира и влияние данного процесса на территориальную идентичность населения. По мнению авторов, до последнего времени социологи не учитывали, что «лишь мобильность и взаимосвязи в широком пространстве» позволяют людям «видеть отличия от других и тем самым познавать себя, утверждать уникальность собственной идентичности» (с. 34). Отмечено, что недавно проведенные на юге США исследования истоков региональной идентичности показали, что региональное чувство более развито у людей, проживших какое-то время вне своей местности, чем у тех, кто все время прожили на одном месте. В ходе проведенных в Словении и в ряде стран ЕС эмпирических исследований зафиксирован заметный спад мобильности коренных граждан. Только немногие (менее 2%) резиденты ЕС намерены в ближайшие годы перебраться в другую страну ЕС. Среди населения стран Западной Европы возросло безразличие к другим и ко всему чуждому, а их граждане не стремятся искать за границей лучших возможностей. Аналогичный процесс отмечен в США, о чем пишет социолог К. Фишер в книге «Все более укорененные американцы» (2002). Авторы показывают, что между странами Европы отмечаются заметные различия в идентификациях населения с собственной нацией и с Европой в целом. В Испании, по данным многолетних опросов, наряду с четкой идентификацией граждан со своим регионом и своей страной сформировалось позитивное отношение к европейской идентичности. В Словении – напротив, усилилась привязанность к родным местам, но не приверженность к Европе в целом; здесь сохраняется склонность к национальной закрытости и настороженность к «чужим». Пространственные рамки мобильности населения Словении расширились, но лишь незначительно; сократилась доля респондентов, согласных с тем, что «смешение с людьми других наций и культур может вызвать проблемы» (с. 41). И все же, авторы убеждены: предрасположенность к открытости сопровождается более высоким стремлением людей к мобильности и большей терпимостью к иммиграции «иностранцев» (с. 40).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-02-2005
Ирина Анатольевна Бутенко Социологические исследования. 2000.  № 12. С. 131-136. 
Размышления над новой книгой Genov N. Managing Transformations in Eastern Europe. UNESCO-MOST, Paris; Regional and Global Developments. Sofia, 1999. 138 p.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-01-2005
Никита Евгеньевич Покровский Социологические исследования. 2000.  № 6. С. 3-10. 
В настоящей статье основной упор делается на теоретической разработке проблемы глобализации и американизации, на создании "идеального типа" этих процессов. В связи с этим выделяются четыре параметра глобализации; Глобализация как линейный процесс, "Мир-системный" параметр, Мировая культура как главное измерение глобализации, Параметр глобального сообщества. В статье приводятся феноменологические компоненты иделеального типа современной глобализации; описываются общие свойства глобалистских моделей с точки зрения содержащихся в них культурных матриц. В опубликованных прежде научных работах по ценностным структурам современной западной и российской культуры еще не выдвигался тезис об особом "испытательном" и экспериментальном характере современной российской культуры. Это делается в данной статье.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-01-2005
Наталья Васильевна Коровицына Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 13-22. 
Исследуется содержание системных трансформаций в бывших странах социалистического содружества Центральной и Юго-Восточной Европы и их осмысление социологами, политологами, культурологами. Обозначены принципы, которыми руководствуются исследователи разной мировоззренческой ориентации в изучении трансформационных процессов в экономике, социальной и культурной сфере. В ретроспективе рассмотрены события второй половины XX в. и их отражение в социально-политических теориях. Параллельно с появлением в СССР «научного коммунизма» в качестве учебной и пропагандистской дисциплины на Западе оформилась советология как компаративное изучение общественных систем советского типа. После «бархатных революций», распада СССР и мировой социалистической системы доктрина, доказывавшая преимущества реального социализма и прогрессивность движения обществ по социалистическому пути отошла в прошлое. Как глобальная моносистема (ориентированная на построение в будущем мирового коммунистического общества) данная модель уже не нуждается в критике. Однако это не перечеркивает позитивную историческую роль социалистического движения, которое обеспечило трудящимся правовые и социальные гарантии. Венгерский социолог Э. Ханкиш отмечает, что запоздалое вступление центрально-европейских стран на путь капиталистического развития, отсутствие сильной национальной буржуазии привели к тому, что работники умственного труда взяли на себя выполнение функций, совсем не характерных для западноевропейских интеллектуалов. В рассматриваемых странах, переходивших на рубеже 1990-х к «рыночной экономике», возобладала и на протяжении десятилетия господствовала теория неолиберальной трансформации. Дальнейшее развитие показало, что радикально-рыночный либерализм привел к кризисным явлениям. В настоящее время страны "Малой Европы", выйдя из полосы трансформаций, начинают обдумывать свою "национальную модель", происходит возврат к региональным исследованиям и к обсуждению вопросов увязывания собственной культурной идентичности с процессами европейской интеграции.

Опубликовано на портале: 14-01-2005
Георгий Петрович Орлов Социологические исследования. 2000.  № 6. С. 123-128. 
Курс по указанной в заголовке статьи тематике читается автором на факультете политологии и социологии Уральского государственного университета и в Институте социологии и экономики Уральского государственного профессионально-педагогического университета. Чем вызваны его необходимость и целесообразность? По этому поводу хотелось бы поделиться с коллегами-преподавателями социологии своими соображениями.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-01-2005
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 16-23. 
Данная статья основана в большой мере на любезно предоставленном (среди других материалов) Берлинским центром информации по общественным наукам журнале "Soziologische Revue" за 1999 г. Интерес редакции к этим материалам связан с тем, что Россия активно осваивает мир, представляемый человеку глобальными информационными сетями и персональным компьютером. Общественные аспекты наращивания информационных структур могут быть суммированы наблюдением, что компьютер изменил нашу жизнь и буквально стал вездесущим. Воздействие "виртуального мира" на общество раскрывает литература, - быстро растущая на стыке трудов об электронной технике, способах и сферах ее использования, компьютере как средстве массовой коммуникации, о шлейфе социальных последствий все более широкого их внедрения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-01-2005
Нелли Алексеевна Моисеева Социологические исследования. 2003.  № 6. С. 13-21. 
Процесс глобализации подразумевает не только природные изменения, но в большей мере социокультурные. Они происходят в ситуации кризиса "баланса сил", то есть в условиях однополярного мира. Очевидно, одной из главных причин мировой разбалансировки явились трансформационные процессы в России. В связи с этим, под "русским вопросом" здесь понимаются проблемы, стоящие в первую очередь перед Россией и россиянами в условиях глобальных изменений. В статье хотелось акцентировать внимание на взаимозависимости глобальных перемен и "русского вопроса".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-10-2004
Александр Абрамович Галкин, Юрий Андреевич Красин Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 64-74. 
В статье рассмотрено влияние процессов глобализации на толерантность в современных обществах. Отмечается, что вопрос о толерантности – это, прежде всего, вопрос о том, как люди при глубоких различиях в положении, интересах и воззрениях могут прийти к взаимопониманию и наладить совместную жизнь. Необходимым условием толерантного отношения к частным интересам и к выражающим их группам и индивидам является признание естественности и неустранимости «инаковости». Авторы отмечают, что связанные с глобализацией процессы и постиндустриальные изменения различных обществ в тех формах, в которых они до сих пор осуществлялись, не дают решения социальных проблем. Они не стимулируют роста культуры толерантности ни на уровне отдельных стран, ни в масштабах мирового сообщества. Возникло явление, именуемое «новым национальным вопросом»: прибывающие в экономически развитую страну иммигранты из бедных стран зачастую и не стремятся овладевать языком страны пребывания, усваивать ее культуру, перенимать обычаи, образ жизни. Напротив, они там формируют новые национальные меньшинства, четко осознают свою этническую специфику и стремятся отстаивать собственные интересы. В результате также и на бытовом уровне отмечается настороженность коренных граждан к «чужакам», порой переходящая в нетерпимость. Это приводит, в частности, к усилению в развитых странах Запада праворадикальных и националистических партий. Профессор П. Бергер характеризует такого рода конфликты культур как «столкновение цивилизаций» внутри западных обществ. Тем не менее, в ряде стран Западной Европы предпринимаются попытки упрочить культуру толерантности. Отмечена определенная девальвация авторитета ООН и падения роли и эффективности существующих международных институтов. Рассматриваются также проблемы толерантности в России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-09-2004
А. В. Захаров Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 105-115. 
Тема статьи (место и роль традиционной культуры в современном обществе) разделена на четыре смысловых раздела. «Ренессанс» традиционной культуры. Внимание автора обращено как к классическому наследию, так и к архаическим формам культуры. Выделены следующие особенности традиции как способа трансляции культурного наследия: избирательность, повторяемость, действенность, многозначность, авторитарность. Традиционная культура и теория модернизации. Здесь автор раскрывает процесс осмысления данного феномена в социологии. Начало было положено «идеальными типами» М. Вебера, понятиями «базиса» и «надстройки» К. Маркса и «бессознательного» З. Фрейда. Далее происходило упрощение, «выпрямление» теории Вебера многочисленными «теориями модернизации». Что значит миф сегодня? Автор рассматривает аутентичный миф как явление, порожденное определенной исторической эпохой, отличает его от современных мифов (аутентичный миф сегодня невозможен). Фольклорная и популярная культура. Речь идет о различных в условиях разных стран трудностях сохранения традиций фольклора, а также о снижении популярности праздников, связанных с государственно-политическими традициями.

Опубликовано на портале: 28-09-2004
Валентин Петрович Баранников, Лидия Федоровна Матронина Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 102-107. 
Тема религиозности в информационном обществе рассматривается в связи с глобальным духовным кризисом, ранее всего (более 100 лет назад) проявившимся в передовых странах Запада. В России этот кризис начался недавно, и кризисные явления в духовной сфере приняли у нас более острый характер, поскольку совпали с экономическим и политическим кризисом, а сам процесс был «сжат» во времени. Выделены два основных типа религиозности как социально-психологической характеристики личности – традиционная и формальная. В более широком смысле данные типы – это способы социальной идентификации и социальной адоптации. Традиционная религиозность связана с традиционным обществом, в котором наибольшая часть занятости падает на материальное производство и сферу обслуживания материального потребления и лишь малая часть относится к сфере духовного производства. Традиционная религиозность обусловлена социальными факторами: относительная стабильность социальной жизни, мало меняющийся во времени массив социальной информации. Поэтому «вытеснение» традиционного общества информационным предстает как неизбежное явление. С этим связана утрата искренности традиционной религиозности, прежних социальных идеалов и норм, которые обеспечивали выживание этноса и индивида. Формальную религиозность при соблюдении обрядовой стороны отличает равнодушие к религии и вере. Приведены данные эмпирических исследований по изучению религиозности российской молодежи. Сделан вывод о необходимости формирования толерантного сознания как задаче нового Просвещения эпохи информационного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Людмила Николаевна Попкова
Объем курса «Индустриальная цивилизация в гендерном измерении» - 60 часов.
Данный курс -авторская разработка, победитель конкурса учебных программ по гендерному образованию (Фонд Сороса).
Учебный курс "Индустриальная цивилизация в гендерном измерении" направлен на изучение истории России, Западной Европы и США в 19-20 вв. с точки зрения становления, развития и кризиса современных гендерных систем.

Цель курса - состоит в гендерной ревизии известного фактологического материала. Кроме того, студентам предлагается проследить историческое развитие гендерных отношений России и Западных стран в сравнительной перспективе.
Кроме того, для России гендерный подход в истории достаточно новая научная область, в то время, как существуют обширные исследования американского и других западноевропейских обществ.
Концептуальная новизна учебной программы состоит в том, что предлагаемый курс опирается именно на гендерный подход, который предполагает не вычленение "женской истории" из общенациональной или противопоставлении ее традиционной "мужской", а изучение механизмов взаимодействия и взаимовлияния полов в историческом процессе.

В результате данного курса студенты не только "добавят" к полученной картине исторического развития человечества женщину как субъекта истории, но и получат представление о взаимоотношениях полов и гендерной истории в целом, что в дальнейшем будет способствовать более объективному анализу исторических процессов.
К содержанию программы спецкурса прилагаются:

  • список источников и литературы, сформированный отдельно по каждой теме;
  • ресурсы Интернета.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Детерриториализация [словарная статья]
Опубликовано на портале: 13-04-2004
Михаил Олегович Руденко Детерриториализация и ретерриториализация - основные понятия геофилософии. Под ретерриториализацией понимается полностью свершившийся переход, скажем, племен, на другую территорию, которая в результате становится местом его постоянного проживания. Согласно Р.Ганже, детерриториализация встречается в двух формах - трансцендентной и имманентной. В первом случае посредством завоеваний родо-племенные территории переходят в режим бесконечного простора.

Глоболокализм [словарная статья]
Опубликовано на портале: 13-04-2004
Михаил Олегович Руденко Подмодель в рамках модели глобальной культуры, разрабатываемой на страницах журнала «Теория, культура и общество» (Theory, Culture and Society), согласно которой в условиях глобализации наблюдается смешение различных культур при сохранении их национального своеобразия, в ходе которого устанавливается определенное равновесие, препятствующее во многом обусловленному действием механизмов консьюмеризма процессу гомогенизации и уменьшения культурного разнообразия в мире.

Деглобализация [словарная статья]
Опубликовано на портале: 13-04-2004
Михаил Олегович Руденко 1. Экспансия интересов мирового "золотого миллиарда" или интересов отдельной страны (как правило, имеются в виду США), оборотная сторона американизации под маской глобализации. Сама по себе глобализация несет в себе положительный потенциал для всех стран и частей света.