Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 57

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 24-04-2007
Владимир Шамильевич Нахушев Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 129-138. 
В статье представлены размышления автора о сущности современной российской интеллигенции. Обращается внимание на то, что в обыденном словоупотреблении интеллигентность связывают с культурой поведения, чувств, общения, с культурой ума, речи и т.д. Высказано мнение, что интеллигенция выделяется прежде всего по своим высоким человеческим качествам и составляет "наиболее пассионарную интеллектуально-нравственную элиту всех социальных групп общества, объективно свободную от узко корпоративных интересов" (с. 130). Автор выражает несогласие с теми, кто утверждает о "конце интеллигенции". Дан обзор различных точек зрения о качествах российской интеллигенции, ее общественном и духовном облике, отношении к власти и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл

Имена [статья]
Опубликовано на портале: 29-11-2006
П.А. Флоренский Социологические исследования. 1990.  № 7. С. 112-119. 
Продолжение публикации рукописи П.А. Флоренского из его личного архива. Начало см.: №6 за 1988, №2-6 за 1989, №2, 4, 5 за 1990.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-05-2005
Михаил Петрович Крылов Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 13-23. 
Под региональной идентичностью автор понимает совокупность культурных отношений, связанных с понятием "малая родина". Обобщаются итоги серии эмпирических исследований, проведенных в 2002-2003 гг. по программе автора с участием ряда региональных опросных центров и институтов общественного мнения. Целью исследований являлось определение степени культурной связи жителей регионов с территорией проживания. Проводились опросы в Вологодской, Ярославской и Костромской областях (выборки квотные; метод – личное интервью, N=3050). По договоренности с ТверьЦИОМ в банк обобщаемых данных вошли итоги мониторинга по г. Тверь (в его опроснике и в анкете автора содержался ряд одинаковых вопросов). Кроме того, в исследованиях участвовали группы экспертов из 22 средних и малых городов Центрального, Центрально-черноземного, Северо-западного и Волго-вятского экономических районов России (683 эксперта, в основном работники библиотек, музеев, школ, вузов). По полученным результатам по поселениям просчитывались значения ключевых показателей региональной идентичности. Фиксировались особенности самооценок местных культур в сравнении с жителями соседних территорий.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-05-2005
Виктор Иванович Шамшурин Социологические исследования. 1995.  № 6. С. 151-154. 
В статье, посвященной вышедшей книге В.В. Сербиненко "История русской философии ХI-ХIХ вв.", автор размышляет над некоторыми свойствами русской философии и культуры. Отталкиваясь от мысли Е.Н. Трубецкого об "умозрении в красках", автор статьи ставит вопрос: какие краски наиболее показательны для сути русской культуры, русской философии? Суть ответа не только и не столько в технической стороне дела, сколько еще и в том, что этот цвет неразрывно связан с традицией православной духовности как источнике русской культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-04-2005
Наталья Никитична Козлова Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 112-123. 
В статье представлен анализ биографии частного лица Владимира Ильича Н., на основании материалов (записок) и документов, предоставленных Центром документации "Народный архив". Автор реконструирует социальный опыт поколения советских людей 1920-х гг. рождения, находит типовые характеристики стиля жизни и образа мышления.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-01-2005
Леонид Григорьевич Ионин Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 31-42. 
Окончание. Начало см.: №2, 1996. Здесь опубликованы следующие разделы статьи: Новые дифференциации Новые дифференциации и дифференцирующие факторы в России Социальное распределение стилей Новая парадигма социоструктурного подхода Социология и постмодерн
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-12-2004
Наталья Федоровна Петрова Социологические исследования. 1996.  № 7. С. 68-78. 
Исследуется музей как социальный и культурный институт. Предметом музееведения, по мнению автора, является, прежде всего, изучение истории музеев и тех функций, которые они выполняют в обществе. К задачам работников музеев относится деятельность по хранению, пополнению, систематизации, классификации и демонстрации экспонатов: документов истории материальной и духовной культуры. Прослеживается эволюция музеев от «мусеев» (храмов муз) античной Греции, «пинакотек» и «кабинетов редкостей» эпохи Возрождения к современным музеям и картинным галереям. Оружейная Палата Московского Кремля (XVI в.) выделяется как первое в России собрание раритетов, образцов оружия, предметов старины и посольских даров, давшее основу для появления русского музея. Отмечены заслуги императора Петра I (Кунсткамера) и императрицы Екатерины II (собрания Эрмитажа) в основании первых в России публичных музеев. Дан анализ истории социальных исследований музеев в России. Представлены работы крупнейших отечественных историков музейного дела (Н.Ф. Федоров, Э.Ф. Голлербах, Ф.И. Шмит, А.З. Крейн и др.). Приведена типология музеев. Обозначены функции музея: научно-документальная, охранная, исследовательская, образовательно-воспитательная. Показаны механизмы формирования коллекций и появления музеев, пополнения музейных собраний. Завершают статью анализ социодинамики частных собраний и меценатства, становления и развития музеев в Саратовской области и рассмотрение вопроса об участии социологов в музейных исследованиях.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-09-2004
А. В. Захаров Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 105-115. 
Тема статьи (место и роль традиционной культуры в современном обществе) разделена на четыре смысловых раздела. «Ренессанс» традиционной культуры. Внимание автора обращено как к классическому наследию, так и к архаическим формам культуры. Выделены следующие особенности традиции как способа трансляции культурного наследия: избирательность, повторяемость, действенность, многозначность, авторитарность. Традиционная культура и теория модернизации. Здесь автор раскрывает процесс осмысления данного феномена в социологии. Начало было положено «идеальными типами» М. Вебера, понятиями «базиса» и «надстройки» К. Маркса и «бессознательного» З. Фрейда. Далее происходило упрощение, «выпрямление» теории Вебера многочисленными «теориями модернизации». Что значит миф сегодня? Автор рассматривает аутентичный миф как явление, порожденное определенной исторической эпохой, отличает его от современных мифов (аутентичный миф сегодня невозможен). Фольклорная и популярная культура. Речь идет о различных в условиях разных стран трудностях сохранения традиций фольклора, а также о снижении популярности праздников, связанных с государственно-политическими традициями.

Опубликовано на портале: 28-09-2004
Валентин Петрович Баранников, Лидия Федоровна Матронина Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 102-107. 
Тема религиозности в информационном обществе рассматривается в связи с глобальным духовным кризисом, ранее всего (более 100 лет назад) проявившимся в передовых странах Запада. В России этот кризис начался недавно, и кризисные явления в духовной сфере приняли у нас более острый характер, поскольку совпали с экономическим и политическим кризисом, а сам процесс был «сжат» во времени. Выделены два основных типа религиозности как социально-психологической характеристики личности – традиционная и формальная. В более широком смысле данные типы – это способы социальной идентификации и социальной адоптации. Традиционная религиозность связана с традиционным обществом, в котором наибольшая часть занятости падает на материальное производство и сферу обслуживания материального потребления и лишь малая часть относится к сфере духовного производства. Традиционная религиозность обусловлена социальными факторами: относительная стабильность социальной жизни, мало меняющийся во времени массив социальной информации. Поэтому «вытеснение» традиционного общества информационным предстает как неизбежное явление. С этим связана утрата искренности традиционной религиозности, прежних социальных идеалов и норм, которые обеспечивали выживание этноса и индивида. Формальную религиозность при соблюдении обрядовой стороны отличает равнодушие к религии и вере. Приведены данные эмпирических исследований по изучению религиозности российской молодежи. Сделан вывод о необходимости формирования толерантного сознания как задаче нового Просвещения эпохи информационного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-04-2004
Лейсан Халиуллина
Научный руководитель: Вадим Викторович Волков
Оппонент: Олег Валерьевич Хархордин
Санкт-Петербург, 2003
Работа представляет собой попытку эмпирического решения одной из самых запутанных проблем современной философии, которой посвящены многочисленные работы, с которой связаны многочисленные недоразумения – проблемы (и парадокса) «следования правилу» - проблемы, которая, как полагает автор, является одной из ключевых
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-04-2004
Владимир Яковлевич Гельман ПОЛИС: Политические исследования. 2001.  № 6. С. 6-18. 
Работа предназначена прежде всего для специалистов в области методологии общественных наук. Согласно Владимиру Гельману, одна из опасностей, возникающих при анализе современной российской политики – это опасность неверного формирования и применения концептов. Ошибкам при этом подвержены не только “несознательные”, использующие любые готовые теории исследователи, но и исследователи “сверхсознательные”, пытающиеся подобрать свой собственный инструментарий. Некритичное заимствование “западного”, равно как и разработка глобальных самостийных теорий чревато появлением “концептуальных натяжек”, когда существующее объяснение, как предполагается, является объяснением “на все случаи жизни”. “Объяснение” посредством такого “натянутого концепта” страдает нормативным уклоном (крайний вариант - телеологизм) и низкой познавательной ценностью. “Лидером в номинации” следует признать концепт “политической культуры” (“гражданской культуры”, “правовой культуры”…“культуры вообще”), рассмотрение употребления которого выявляет оба вида натяжек: явный нормативный уклон (противопоставление наличного и должного) и небольшую разрешающую способность. “Политическая культура”, по мнению автора, входит в число “остаточных” категорий, использование которых является индикатором того, что исследователь не в состоянии что-либо объяснить - что связано не с принципиальной неприменимостью самой категории, а с неверным использованием, размещающим ее сразу на нескольких ступенях “лестницы абстракций”, когда смешиваются элементы теорий как макро-, так и микроуровня.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 31-03-2004
Виктория Владимировна Коротеева
Москва: Изд-во РГГУ, 2000, 249 с.
ISBN 5728104460

Автор анализирует известные теории национализма и труды социологов, близкие теме. Исследуется система «территориального хозрасчета» в централизованной советской экономике. Рассматриваются этапы становления рыночной экономики в России, экономические, этнокультурные и политические интересы в массовом сознании.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 28-03-2004
Ред.: Георгий Константинович Косиков
Москва: Прогресс, 2000, 536 с.
Работа посвящена вопросам французской семиотики. Структурализм и постструктурализм - союзники или соперники? Каковы взаимосвязи между поэтикой русской формальной школы и новейшей структурной поэтикой? В чем суть постструктуралистсткого "разрушения поэтики"? Почему, едва пережив стремительный взлет, французский структурализм испытал столь же стремительное увядание, уступив место философии и практике "децентрации"? И отчего Ролан Барт, в 60-е годы единодушно признанный главой сциентической "новой критики", в следующем десятилетии прославился уже как мэтр антисциентистской "семиологии множественности"? Чем "структура" отличается от "произведения" и "произведение" - от "текста"? Почему произведение подавляет свой текст, а текст стремится вырваться из под власти произведения? Что такое постструктуралистская "множественность без истины"? Отвечая на эти вопросы, составитель обратился к "золотому веку" французской гуманитарии, включив в книгу классические работы Кл. Леви-Стросса, Р. Барта, А.-Ж. Греймаса, Кл. Бремона, Ж. Деррида, Ю. Кристевой.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 28-03-2004
Ред.: Татьяна Дмитриевна Кузовкина, Владислава И. Гехтман
Москва: Школа "Языки русской культуры", 1996, 832 с.
ISBN 5-88766-010-4 В первую часть тома вошла ранее не публиковавшаяся работа Ю. М. Лотмана "Литература в контексте русской культуры XVIII-го века". Описанный промежуток времени позволяет проследить динамику исторических событий и их последствия. Отмечается, что в своих противоречиях время раскрывает сущность определенных идей от момента их зарождения до исторической исчерпанности, позволяет увидеть, что в принципе делается с теорией, когда она превращается в практику, и как трансформируется практика, возведенная в теорию. Во вторую часть вошли статьи по типологии и истории русской культуры и литературы XVIII-го века В. М. Живова, Ю. М. Лотмана, А. М. Панченко, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского, Г. В. Флоровского. Книга адресована широким читательским кругам - старшим школьникам, студентам, аспирантам, преподавателям специализированных кафедр по истории культуры и просто любознательным читателям, интересующимся историей русской культуры.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Ред.: Александр Юрьевич Согомонов, Сергей Евгеньевич Кухтерин
Москва: Ин-т социологии РАН, 2000, 178 с.
В книге, представляющей серию публикаций Центра социологического образования, содержатся материалы Летней школы 1999 года, посвященные проблемам постсоветского общества. В ней представлены тексты основных семинаров школы, затрагивающие традицию западной социальной теории применительно к процессам трансформации и подвергающие критическому рассмотрению некоторые методологические инструменты исследований медиа, культуры, рынка и гендерных отношений: концепции этнографической интерпретации, мультикультурализма, массовых репрезентаций и т.д.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-03-2004
Ред.: Алексей Всеволодович Малашенко, Martha Brill Olcott, Валерий Александрович Тишков
Москва: Московский Центр Карнеги, 1997, 488 с.
ISBN 0-87003-078-7

Крига содержит статьи в основном молодых исследователей – участников рабочих групп программы Московского Центра Карнеги «Межнациональные отношения в России и СНГ», занимающихся проблемами идентичности, культурных взаимодействий и конфликтов на территориибывшего Советского союза. Среди проблем, рассматриваемых участниками семинара и авторами публикуемых исследований можно назвать такие, как наследие Советского Союза и поиск новых идентичностей в странах СНГ, природа культурных различий и границ, механизмы сохранения культур и культурных контактов, что такое культурная дистанция, какие внутренние и внешние факторы воздействуют на объединение и разъединение культур и этнических сообществ. И еще одна из главных тем семинара и публикуемых статей – этнические конфликты".

Опубликовано на портале: 04-03-2004
Это одна из немногих монографических работ, в которых российская журналистика рассматривается с позиций постструктурализма - как пространство текстопорождающих практик и коммуникантов. Автор исходит из того, что нельзя рассматривать этапы коммуникативной деятельности в отрыве от экстралингвистического контекста общения, от связей адресанта и адресата с окружающим миром. Производство текста, ведение диалога – увоенный путем многократного повторения процесс. Повтроение и наблюдение и есть главные составляющие дискурсивной практики. Дискурсивные коды – знаковые системы, конструирующие «реальность» и формирующие истину в дискурсе, - рассматриваются на примере текстов массовой информации последнего пятилетия ХХ века.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 01-03-2004
Статьи историков и социологов из разных стран (России, Финляндии, Германии) исследуют повседневную жизнь различных социальных и профессиональных групп советского общества (рабочих, студентов, инженеров, писателей, теневых предпринимателей, домработниц, « бывших »). В качестве источников используются новые архивные материалы и документы устной истории (интервью с горожанами и крестьянами 30-х годов). Показана жизнь « простого человека » сталинской эпохи, преодоление экономических трудностей и политической дискриминации, сохранение дореволюционных традиций и приобретение новых советских идентичностей.

Опубликовано на портале: 26-02-2004
Софья Александровна Чуйкина Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 81-92. 
В статье рассматривается проблема преемственности и изменения повседневных практик в переходные периоды на примере « бывших » дворян, оставшихся после 1917 года в Советской России. На основе информации из семейной хроники реконструируется стиль жизни (вклад в благосостояние семьи, способы самореализации, навыки) трех поколений семьи помещиков до революции (мужчин и женщин). Особенно подробно рассматривается поколение 1870-х годов рождения, пережившее революцию в среднем возрасте, и его адаптация к новой жизни. Автор показывает, что в ходе приспособления к советской реальности произошла реконфигурация социальных практик дворян – светские навыки превращаются в профессиональные ресурсы. Аристократические хобби, например, охота и музыка, конвертируются в профессии аккомпаниатора, писателя-натуралиста, знание иностранных языков используется в преподавании, широкий круг общения и умение « создавать атмосферу » используются при открытии « пансиона» для эксклюзивной публики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-02-2004
Ирина Анатольевна Бутенко Журнал социологии и социальной антропологии. 2001.  Т. 4. № 2. С. 68-78. 
В статье рассматриваются проявления постмодернизма, являющиеся наиболее заметными в отечественном контексте, и последствия которых оказывает влияние на осмысление процессов науки и культуры. Проводится параллель между постмодерном и постиндустриальным обществом, первостепенным вопросом которого становится обеспечение человека более высоким качеством жизни. Выделяются следующие проявление постмодернизма в науке и искусстве: поворот к субъективности, децентрализация и плюрализм представлений, изменение в тематике, нарастание эклектики, усиление релятивизма, нечеткость названий, акцент на уникальности и неповторимости, смерть авторитета, переосмысление первоисточников, апофеоз самовыражения.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию