Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 493

Опубликовано на портале: 26-09-2006
Иван Александрович Климов Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 93-100. 
Автор обращает внимание читателей на наличие принципиальных расхождений в восприятии социальной роли телевидения между телезрителями и теми, «кто делает телевидение». Для их преодоления крайне важно, на его взгляд, «изменить угол зрения на проблему взаимоотношений общества и СМИ, и, в частности, телевидения» (с. 93). Констатируется, что поскольку теперь телевидение выступает как элемент повседневной жизни большого числа людей, затрачивающих на просмотр телепрограмм немалую долю времени, важно разобраться с тем, как, в каком плане оно влияет на их восприятие окружающего мира, на их представления о мире. Констатируется,что влияние ТВ-потока на индивида в немалой степени зависит от его индивидуальных психологических характеристик, от его образа жизни и от условий, которые влияют на его повседневную жизнь. Рассмотрены характеристики телевидения как социального института и инструмента передачи знаний о мире.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-09-2006
Евгений Петрович Тавокин Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 100-106. 
Представлены результаты экспертного опроса, проведенного автором в июле-сентябре 2004 г. среди слушателей и курсантов Российской академии государственной службы при Президенте РФ для выявления эффективности СМИ в информационной поддержке реформ, проводимых органами государственной власти. Объем экспертной группы – 60 человек. Экспертам предлагалось, в частности, оценить, насколько полно СМИ проинформировали население о четырех реформах: пенсионной, административной, реформе ЖКХ и государственной службы. Выяснилось, что опрошенные в большинстве случаев оценивают полноту информирования по реформам как "слабую"; что же касается реформы госслужбы, то 51,7% экспертов считают, что граждане о ней "совсем не информированы". Причина этого, по мнению экспертов, прежде всего, связана с самими СМИ (почти половина опрошенных уверена, что СМИ выражают мнения не более чем 10% населения). Другая причина обусловлена низким интересом граждан к реформам ввиду их абстрактности и слабой ориентации на решение проблем населения. В заключении представлены выводы и предложения по проведению информационной политики, по улучшению взаимоотношений исполнительной власти с прессой и с населением.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-09-2006
Феликс Изосимович Шарков, Вера Ивановна Баранова Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 106-110. 
В статье рассматриваются некоторые особенности проведения мониторингов по изучению воздействия СМИ на их аудиторию, которую авторы определяют как "устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их интересов и потребностей" (с. 106). По мнению авторов, методика систематического наблюдения за процессом воздействия СМИ на аудиторию, а также определения ее реакции на на эти воздействия пока не разработана. Ввиду того, что восприятие и оценка полученной от СМИ информации оказывается различной в разных социальных группах, авторы считают необходимым сочетание мониторинга с другими методами сбора денных. При характеристике этапов подготовки и проведения мониторинга воздействия СМИ внимание акцентируется на важности и ответственности этапа подбора экспертов. Рассмотрен перспективный метод сбора информации о просмотре передач исследуемыми зрителями путем добавления к традиционно используемым дневникам просмотра особой техники фиксации характеристик пользователя (устройств, при нажатии кнопок которых зритель вводит соответствующую информацию о себе). Основное внимание в статье уделено процедурным вопросам подготовки подобного мониторинга СМИ - сбор сведений для формирования выборки, конструирование панели исследования, контроль качества работы панели, установка датчиков у респондентов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-09-2006
Александр Васильевич Соловьев
2006, IV курс, 7-8 семестр
Слушатели курса должны изучить: предмет и задачи социальной и культурной антропологии; социобиологические основания современных концепций человека; особенности взаимодействия человека и природной среды; символические формы социокультурного опыта; регулятивные образования в культуре, нормы и ценности; механизмы взаимодействия людей и передача культурного опыта; соотношение традиции и инновации в культуре; основания и формы социальных объединений людей; формы социокультурного воспроизводства общества как устойчивой целостности; механизмы трансляции социокультурного опыта, социализации и аккультурации индивида; социокультурные функции в образовательной деятельности.

Содержание курса сформировано на основе государственного образовательного стандарта и тесно связано с курсами "Философия культуры", "Социология культуры", "Этнология", "История культур и цивилизаций".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-09-2006
А.Г. Быстрицкий, М.И. Красильников Социологические исследования. 1993.  № 4. С. 59-62. 
В статье представлены данные сравнительного исследования проведенного при помощи тестов Люшера и Эткинда среди авторов, режиссеров и ведущих ТВ с целью выяснения их отношения к самим себе и к аудитории. Наиболее развитой у нас моделью отношения ТВ к аудитории является трактовка зрителя как слабого, завистливого, примитивного, тупого, консервативного, скучного, злобного и грубого рационалиста. Как это ни странно, самих себя деятели ТВ оценивают так же. Авторы статьи считают это признаком тяжелейшего комплекса неполноценности и приводят ряд дополнительных подтверждений своего диагноза.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-07-2006
Николай Игоревич Александров Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 67-73. 
Автор полагает, что сегодня общественное сознание формируется прежде всего журналистикой. Каждая новость должна поддерживать в читателе неослабевающее напряжение: не просто что-то случилось, а произошло нечто экстраординарное. Сенсация реализует в сознании 2 настроения: ощущение быстрого и неуклонного восходящего движения и не менее стремительного нисходящего движения. С этой точки зрения суть журналистики может быть выражена формулой – апокалипсис каждый день. Ныне настоятельно требуется освободиться от стихий журнализма, чтобы осмыслить происходящее и окончательно не потеряться в водовороте событий.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-07-2006
Дж. Фиск
Телевидение и популярная культура зачастую находились на периферии внимания теории постмодернизма. Значительные усилия были направлены на изучение сути разрыва с модернизмом в области «утонченных» искусств, особенно в архитектуре, изобразительном искусстве и литературе. Не так давно Делез активно писал о кино. Однако из ведущих теоретиков постмодернизма только Бодрийяр обращался непосредственно к средствам массовой коммуникации и популярной культуре. Поэтому представления именно этого автора о постмодернизме будут обсуждены в данной работе.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 03-07-2006
Т. Шибутани
Не будет открытием, если сказать, что мышление может быть объектом всяческих спекуляций как в философии, так и в повседневной жизни. Дух часто представляется как нечто, не имеющее субстанции и противоположное телу с его физическими свойствами. Нередко разум рассматривается как что-то такое, что при случае борется с инстинктами за контроль над поведением. В прошлом столетии было сделано немало попыток локализовать рассудок в нервной системе, в мозгу или в другой части тела. Одной из многих точек зрения на природу человеческого духа является позиция психологов-бихевиористов, которые утверждают, что сознание и мышление являются формами деятельности. Очевидно, что человек, который думает, что-то делает, но весь вопрос в том, что же это такое, что он делает. Утверждается, что сознание есть форма коммуникации, что человек, который что-то осознает, по существу, дает самому сере показания — примерно так же, как он мог бы это делать, общаясь с кем-либо другим. Человеческое сознание рассматривается не столько как субстанция, сколько как форма поведения — прежде всего как форма неслышного лингвистического поведения.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 03-07-2006
А. Маслоу
Основная мысль рассуждений, приведенных в данной работе заключается в том, что зачастую проблемы межличностного общения являются прямым следствием коммуникационных барьеров внутри самой личности и что взаимопонимание между личностью и миром во многом обусловлено степенью их взаимного изоморфизма (схожести структуры и формы), что мир связан с личностью в той мере, в какой это обеспечено ею, на том языке, воспринять который она готова; в очень большой степени все общение состоит в том, что человек берет от мира недостающее ему и отдает миру часть себя. Как говорил Джордж Лихтенберг в одной из своих книг: «Такие вещи сродни зеркалу, — если туда заглядывает обезьяна, то апостол оттуда не выглянет».
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 03-07-2006
Н.В. Гришина
Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т. д.), представленные в сознании индивида соответствующими переживаниями. Конфликты этого вида в психологической литературе обозначаются как внутриличностные, личностные, внутренние, интрасубъектные, интраперсональные, наконец, как просто психологические. Все указанные понятия используются как синонимичные. Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 03-07-2006
Х. Абельс
Если кратко выразить один из важнейших результатов творчества Мида, то можно сформулировать следующее теоретическое положение: личность и социальное действие формируются с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в процессе социального взаимодействия (интеракции) его участниками. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, необходимо коснуться некоторых основных положений учения Мида более подробно, что и сделано в данном тексте.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 03-07-2006
Олеся Юрьевна Кольцова Отечественные записки. 2003.  № 4 .
Массмедиа в течение всей своей четырехвековой истории были объектом нормативных ожиданий — т. е. ожидалось, что они будут соответствовать тем или иным общественным идеалам и нормам, и в течение всей своей истории массмедиа им соответствовали в очень слабой степени. Одно из таких ожиданий, стоящее в центре внимания данной статьи, называется автором ожиданием «объективности», или ожиданием «отражения». Люди, по мнению автора, хотят, чтобы новости объективно отражали реальность. В статье рассматриваются препятствия, не позволяющие массмедиа удовлетворять этому ожиданию, а также различные подходы к понятию объективности и различные взгляды на возможность ее осуществления.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 03-07-2006
Ю. Наврузов Менеджмент в России и за рубежом. 2003.  № 6. С. 26-29. 
Многие менеджеры уверены в том, что общение может стать панацеей от всех бед их организаций: чем больше общения, тем меньше возникает проблем и тем быстрее они разрешаются. К счастью, они заблуждаются, и поэтому организации не превращаются в некое подобие информационно перегруженных центров ответов на всевозможные вопросы или хранилищ ненужной информации. Тем не менее, противоположная крайность также опасна: минимизация количества легализованных каналов коммуникации не уменьшает количество циркулирующей информации, а переводит ее в подводные формы, не говоря уже о качестве принимаемых решений. Запрет на использование некоторых из существующих в организациях коммуникационных каналов также не срабатывает — люди настойчиво ищут и находят альтернативные пути передачи и получения интересующей их информации, но отвлекают на это часть своих ресурсов. Налицо дилемма: много общения — это плохо, но и мало — также нехорошо. Как же найти ту золотую середину, которая устраивала бы и менеджеров и работников? Именно этому поиску посвящена данная работа.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 30-06-2006
Лидия Матвеева Медиа-альманах. 2000.  № 5-6.
Мы продолжаем тему этнокультурной специфики восприятия коммуникативного сообщения в условиях интеграции информационного пространства на примере телекоммуникации. Речь пойдет об особенностях восприятия и оценки инокультурного коммуникативного продукта зрителями и создателями телевизионных рекламных коммуникативных сообщений, принадлежащими к славянской/русской культурной традиции. Рассмотрим некоторые особенности взаимодействия массовой и этнической культуры в картине мира субъекта.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 30-06-2006
Петр Залесский Медиа-альманах. 2000.  № 7-8.
Первоначально, когда КОМКОН-2 начал проводить ежеквартальные исследования российской Интернет-аудитории (осень 1996 г.), основными темами опросов были: использование персонального компьютера дома и на работе, подключение к электронной почте и возможности выхода в Интернет. Затем, по мере развития Интернета в России, расширялся круг вопросов, затрагивающих поведение Интернет-аудитории, ее предпочтения и информационные запросы. Для большинства профессионалов Сети результаты наших исследований в то время были любопытны, но не более того. Технари-программисты больше доверяли собственной статистике посещений серверов: хитам и хостам. Однако даже самые авторитетные счетчики не могли дать ответ на достаточно простые вопросы: сколько же в России Интернет-пользователей? И что это за люди? Каковы их социально-демографические характеристики?
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 30-06-2006
Джером Оменте Медиа-альманах. 2004.  № 2-3.
В этой статье говорится об отношение американцев к печатным и электронным новостным СМИ, как оно все время меняется. Недавние события перед войной в Ираке и после нее; этические неурядицы в новостных СМИ; связанные с новыми технологиями и Интернетом фундаментальные изменения в том, как люди получают новости, делятся информацией и обсуждают события, - все это значительным образом повлияло на восприятие и оценку публикой СМИ, на доверие к ним.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 30-06-2006
Лидия Матвеева Медиа-альманах. 2000.  № 3-4.
Насколько эффективна "международная" реклама? Как воспринимают русские рекламу, выполненную в рамках иной культуры? Поиску ответов на эти вопросы посвящена данная статья. Процессы урбанизации и интеграции информационного пространства, интенсивно протекающие в современном обществе, приводят к унификации культуры. Это выражается в разрушении исторически сложившихся норм поведения, отходе от культурных традиций, и в целом - в стандартизации ценностей. Имея неизмеримо большую свободу выбора ценностей и нормативов, человек не может традиционным способом отождествить себя с неким признанным образцом, получить социальное одобрение и подтверждение "Я"-концепции.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 30-06-2006
Юлия Геннадьевна Лидерман Медиа-альманах. 1999.  № 10-11.
Поводом для этой статьи послужило значительное телевизионное время и успех так называемых «юмористических передач»: «Городок», «ОСП», «Каламбур», «Доктор Угол», «Маски-шоу», «СВ». Чем же обуславливается необычайный зрительский успех передач такого рода? В этой статье говорится о история сатиры и ее главного прибежище — эстраде. В условиях идеологической ангажированности слова официального, статус анекдота, юмористических эстрадных жанров, юмора вообще был чрезвычайно высок. По причине давления власти юмор приобретал особую ценность, как основное и почти единственное выражение свободы. Причем, интересно, что изменив код повествования и маркировав его как юмористический, автор, кроме всего прочего, получал возможность протащить в сообщение иные ценности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 30-06-2006
Евгений Малышев Медиа-альманах. 2003.  № 3.
Несмотря на то, что термин «интернет-СМИ» и синонимичные ему «онлайн-СМИ» и «сетевое СМИ» за последние годы прочно вошли в лексикон медиаисследователей, до сих пор не существует устоявшегося, законченного и нормативного его определения. Первые серьезные попытки объяснить термин «интернет-СМИ» были предприняты в России в 1999-2000 году, когда сетевые медиа начали оказывать какое-то влияние на политический климат, а традиционная пресса, радио и телевидение стали более или менее часто ссылаться на размещенную в онлайн-изданиях информацию. Свое понимание термина интернет-СМИ представляли непосредственные создатели информационных интернет-проектов, специалисты в области медиа, политики и законодатели. При этом последние зачастую являлись невольными инициаторами общественного обсуждения термина интернет-СМИ, так как давали ему резкое и в большинстве случаев крайне однобокое определение.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 30-06-2006
Николай Картозия Медиа-альманах. 2003.  № 3.
Cтатья посвящена рассмотрению понятия "infotainment" применительно к отечественному телевидению. Автор всесторонне анализирует программу Л. Парфенова "Намедни" как пример информационно-развлекательного тележанра.