Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 493

Опубликовано на портале: 08-05-2006
Наталья Вадимовна Веселкова Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 128-136. 
Цель представленной статьи – определить, как формируется образ профсоюза под влиянием прессы. Использовались как материалы интервью и наблюдений, так и материалы прессы (специализированных и массовых изданий). Выделяются четыре типа освещения деятельности профсоюзов со стороны прессы, рассматриваются образы-мифы профсоюзов, которые формирует пресса. Сравнивается освещение деятельности профсоюзов областной и городской прессой. Рассматривается вопрос о взаимодействии профсоюзов и прессы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-05-2006
Любовь Николаевна Цой Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 103-112. 
Статья является ответом на статью В.С. Дудченко «Онтосинтез конфликта. К методологии исследования» (Социологические исследования. 1996. № 10). Выделяются четыре критических выпада в сторону конфликтологии и конфликтологов, сделанные В.С. Дудченко в своей статье: 1) нужна альтернатива существующим конфликтологическим программам в России, 2) конфликт перестал быть проблемой, 3) критика ряда конфликтологических программ (в которых описаны технологии борьбы за власть, манипулирования людьми), 4) конфликтологи порождают конфликты. На эти выпады и отвечает автор предлагаемой статьи.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-05-2006
Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 156. 
Представлены результаты опроса Фонда "Общественное мнение" на тему: московская аудитория журнала "Деньги".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-05-2006
Barry Wellman Социологические исследования. 2000.  № 6. С. 78-87. 
Автор статьи ставит перед собой следующие вопросы: 1) Как представлены родственники в сетях связей личностей, сколько их, каковы пропорции? 2) Создают ли родственники отдельные группы внутри сетей личностных связей? 3) Можно ли их взаимоотношения назвать крепко спаянными и тесно связанными, и не является ли родство лишь формой дружеских взаимоотношений? 4) Различаются ли родственники и знакомые по ролям в сетях общественных связей личности? 5) Могут ли родственные и дружеские взаимоотношения стать источником существования в экономическом смысле? 6) Различаются ли обеспечиваемые ими сотрудничество и социальная поддержка по качеству, количеству и надежности? 7) Какое место занимают родственные взаимоотношения в сетях личностных связей при решении проблем семей и отдельных лиц, в осуществлении репродуктивной и производственной деятельности? 8) В частности, организуют ли они системы взаимной поддержки и родственного контроля, обеспечивают ресурсы, которыми родственники могут пользоваться избирательно и добровольно? В своем исследовании автор ограничился системой связей белого северо-европейского этноса, служащих, состоящих в первом браке, североамериканцев, сорокалетних мужчин и женщин, проживающих в городах (пригородах) и имеющих ребенка, учащегося в начальной школе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-05-2006
Елена Ивановна Кравченко Социологические исследования. 1993.  № 2. С. 117-131. 
Вниманию читателей предлагаются фрагменты из книги Э. Гоффмана «Мужчина и женщина в рекламе», откомментированные Е.И.Кравченко. Необходимость в комментариях возникла вследствие невозможности снабдить перевод фотографиями и рисунками, которые опубликованы в книге. По мнению Гоффмана, в рекламной продукции взаимоотношения между мужчиной и женщиной, взрослыми и детьми упрощаются до уровня «ритуальных идиом». Таким образом, рекламодатели выдают потребителю общепризнанную версию социального мира и взаимоотношений в нем, то есть подсказывают, чего ждут от вас окружающие в более или менее типичной ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-05-2006
Геннадий Петрович Бакулев
Москва: Аспект-Пресс, 2005, 176 с.
В книге рассматриваются основные теории и концепции массовой коммуникации почти за сто лет ее изучения за рубежом. На смену ранним теориям пропаганды и массового общества, утверждавшим об огромном, почти непреодолимом влиянии масс-медиа, пришли идеи ограниченных эффектов, согласно которым опасения относительно воздействия средства массовой коммуникации сильно преувеличены. Затем наступил период обостренного интереса к проблемам взаимоотношения культуры и масс-медиа, период критического и культурологического анализа. Сегодня ученые активно занимаются концептуализацией новых медиа, в частности Интернета, которые заставляют пересматривать всю систему понятий и дефиниций, сложившуюся при изучении традиционных средств массовой коммуникации. Книга позволяет расширить и углубить знания, полученные на занятиях по таким дисциплинам, как "Основы теории коммуникации", "Социология коммуникации", и ориентирована на студентов и аспирантов, изучающих журналистику, связи с общественностью, политологию, социологию и т.д.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 02-05-2006
Ред.: Ясен Николаевич Засурский, Елена Леонидовна Вартанова
Москва: Изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова, 1999, 284 с.
Сборник научных докладов совместной конференции факультета журналистики МГУ и Школы коммуникации Амстердама, 1998, содержит тексты, так или иначе связанные с темой взаимоотношений СМИ и открытого общества. В книге представлены тексты ведущих российских и зарубежных исследователей медиа. Разделы книги охватывают такие темы как ответсвенность СМИ перед обществом, разнообразие СМИ, роль партиципаторных медиа, влияние глобализации на развитие открытого общества, взаимоотношение СМИ, государства и частного бизнеса и др.

Опубликовано на портале: 02-05-2006
Ред.: Ясен Николаевич Засурский, Елена Леонидовна Вартанова
Москва: Изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова, 1998, 228 с.
Сборник докладов международной конференции “Media in transition” факультета журналистики МГУ, 1997, содержит ряд текстов ведущих зарубежных и российских исследователей на тему недавних изменений в мире медиа. Завершение холодной войны и распад коммунистического блока совпали по времени с интенсивными изменениями в коммуникационных технологиях. Первая часть книги включает статьи, посвященные теоретическим и этическим вопросам, возникшим в связи с технологической революцией, а вторая рассматривает вопросы развития СМИ в региональной и национальной перспективе.

Опубликовано на портале: 02-05-2006
Gaye Tuchman
London, New York: Free Press, 1978, 240 с.
Эта классическая монография американской исследовательницы Гэй Такман уже несколько десятилетий является почти обязательной для всех студентов, изучающих масс медиа. Опираясь на только возникшую тогда констуктивистскую социологию и абсолютно новые в то время труды Бергера и Лукмана, Гоффмана, Гарфинкеля и Гидденса, в 1976 году Такман одной из первых предприняла попытку изучения СМИ не методом массовых опросов, а методом включенного наблюдения. Своей книгой она внесла существенный вклад в поворот исследований массовой коммуникации от измерения медиа-эффектов к качественному изучению укорененности медиа как института в окружающей его социальной реальности. В книге Такман детально рассматривает зависимость процесса производства новостей от временных и пространственных ограничений, от товарного характера новости, от структуры новости как жанра, от журналистских представлений о новизне, факте, свободе слова и др.; предлагает различные типологии новостей. Книга может быть чрезвычайно полезна как исследователям медиа, так и медиа-практикам.

Опубликовано на портале: 02-05-2006
John B. Thompson
Cambridge: Polity Press, 1995, 314 с.
В своей монографии, посвященной актуальным вопросам масс медиа как культурно-политического феномена, известный британский исследователь Дж.Б.Томпсон опирается на три теоретических традиции: Франкфуртскую школу (особенно на ее позднего представителя Ю.Хабермаса), Торонтскую школу (М.Маклюэн) и герменевтику. Развивая инструментарий этих подходов, автор вводит такие новые понятия как медиатизированная квази-интеракция и медиатизированное публичное пространство, вполне укоренившихся в теории массовой коммуникации. С помощью этих понятий он рассматривает влияние современных СМИ на трансформацию таких социальных явлений и понятий как политический процесс, публичность и приватность, глобальное и локальное, индивидуальная идентичность и общественная традиция. Несмотря на теоретическую глубину, книга написана относительно простым языком, доступным для студентов старших курсов.

Опубликовано на портале: 02-05-2006
Richard Stites
New York: Cambridge University Press, 1992, cерия "Cambridge Soviet Paperbaks", 269 с.
Свою увлекательную книгу о российской-советской попкультуре известный американский советолог Ричард Стайтс начинает со сравнения понятий «популярная культура» и «массовая культура» и приходит к выводу, ч то в Советском Союзе культуру широких слоев населения нельзя считать ни полностью навязанной советской идеологической машиной, ни полностью независимой от нее. Автор прослеживает развитие народных форм развлечения от начала ХХ века до перестройки и охватывает такие явления как популярная музыка и ее звезды, танец, кино, популярная литература, эстрадные немузыкальные жанры, плакат, анекдот и др. На всех стадиях автор анализирует связь популярной культуры с политикой и идеологией. Книга написана простым выразительным языком, подчеркивающим экзотичность советской культуры и авторскую увлеченность темой исследования.

Опубликовано на портале: 02-05-2006
Nicholas Stevenson
London: Sage Publications, 2002, 256 с.
Книга представляет собой критический анализ некоторых наиболее важных теоретических направлений в социальных исследованиях массовой коммуникации. Автор излагает основные положения и результаты и и предлагает анализ: разных ветвей марксизма (Рэймонд Уильямс, Медиа-Группа университета Глазго, Стюарт Холл), критических исследований аудитории (Дэвид Морлей, Джон Фиск, феминизм), концепций Юргена Хабермаса, Жана Бодрийяра, Маршалла МакЛюэна и торонтской школы. Книга – путеводитель по современной теории массовой коммуникации, полезная как для студентов, так и для преподавателей.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 02-04-2006
Галина Борисовна Кораблева, Наталья Леонидовна Антонова, Мария Вячеславовна Герасимова Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 142-144. 
В фокусе исследования оказались клиенты, руководители и специалисты международных брачных агентств г. Екатеринбурга. В рамках исследования в 2002 г. методом полуформализованного интервью было опрошено 60 клиенток в возрасте от 20 до 45 лет. В 2003 г. также проинтервьюированы 10 специалистов международных брачных агентств. Изучались мотивы респонденток и мнение экспертов о шансах той или иной категории невест на международном брачном рынке. В работе выведена условная типология клиенток названных агентств.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-03-2006
Ред.: Annabelle Sreberny-Mohammadi, Dwayne Winseck, Jim McKenna, Oliver Boyd-Barrett
London: Arnold, 1997, cерия "Foundations in Media", 352 с.
Хрестоматия содержит 27 отрывков из текстов, анализирующих коммуникационные институты и процессы производства, распространения и потребления медиа в глобальном контексте. Авторы полагают, что теоретизирование глобализации может дать начало парадигматическому повороту в исследованиях международной коммуникации. Том представляет читателю различные подходы к проблематике медиа и глобализации и содержит тексты по таким темам как: концептуализация глобального; нация, культура и медиа; глобальные медиа-акторы; регулирование глобальной коммуникации; вызовы и сопротивление в глобальной медиа-системе; транснациональные тексты и аудитории. В хрестоматии представлены такие известные авторы как: А.Гидденс, Б.Андерсон; Х. Мартин-Барберо; Дж. Ман Чан, Ф.Слезинджер, Дж. Васко, Дж.Лалл, А.Среберни-Мохаммади и А.Мохаммади; Дж.Стробаар и др. Хрестоматия представляет собой вторую книгу серии «Основы исследований медиа», в которой вышли еще две книги: Oliver Boyd-Barrett, Chris Newbold «Approaches to Media: A Reader» (1995) [20] и Roger Dickinson,  Olga Linne,  Ramaswami Harindranath  «Approaches to Audiences» (1998). [22]
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 29-03-2006
Slavko Splichal
Boulder: Westview Press, 1994, cерия "International Communication and Popular Culture", 177 с.
Монография Словенского исследователя медиа Славко Сплихала – одна из международно известных немногих книг, посвященных СМИ Восточной Европы после распада социалистического блока. Опираясь на нормативные концепции, в частности, на понятие гражданского общества, автор, тем не менее, четко разводит желаемое и действительное. В книге представлен анализ основных тенденций развития восточноевропейских СМИ после 1989 года, в особенности во взаимосвязи с трансформацией политических режимов и с приватизацией; рассматриваются причины отличия этого развития от социальных ожиданий и надежд начала 1990-х, а также намечаются пути преодоления этого разрыва.

Опубликовано на портале: 29-03-2006
Colin Sparks, Anna Reading
London: Sage Publications, 1998, cерия "The Media, Culture and Society", 222 с.
Книга известного британского исследователя масс медиа Колина Спаркса (при участии Анны Ридинг) – это попытка осмысления процесса перехода (transition) восточноевропейских СМИ от «коммунизма» к новому состоянию и значения этого перехода для теории массовой коммуникации. Критикуя концепцию тоталитаризма и рассматривая разные классификации демократического перехода, Спаркс отмечает, что этот переход привел к кризису т.н. «критического проекта» в медиа-исследованиях, понимания под ним марксистские и около-марксистские подходы к СМИ, и указывает на необходимость разработки новых теорий. Основные тенденции развития пост-коммунистических СМИ автор иллюстрирует примерами Польши, Чехословакии, Венгрии и Восточной Германии.

Опубликовано на портале: 29-03-2006
Ред.: Elena Vartanova, Yassen Zassoursky, Kaarle Nordenstreng
Helsinki: Kikimora publications, 2001, 294 с.
Сборник статей, начинающийся с предисловия Михаила Горбачева, содержит тексты российских и финских исследователей о разных аспектах развития российских СМИ в первое постсоветское десятилетие, а также перевод российского закона о печати 1991 года на английский язык. В книге анализируются медиа-структуры, законодательство в области СМИ, роль телевидения во время выборов и другие темы. Приведена основная медиа-статистика.

Опубликовано на портале: 29-03-2006
Ellen Mickiewicz
New York: Oxford University Press, 1997, 331 с.
Книга американской исследовательницы Эллен Мицкевич – это детальная хронология самых важных событий в истории российского телевидения от перестройки до президентских выборов 1996 года, тесно увязанная с основными политическими изменениями в России. Основываясь на множестве источников, в первую очередь на многочисленных интервью с ведущими российскими журналистами и политиками, автор рассматривает роль СМИ в таких событиях как путч 1991 года, парламентские и президентские выборы, первая чеченская кампания и др., а также анализирует основные журналистские и экономические тенденции развития телевидения. Книга написана простым, почти журналистским языком и изобилует фактами и деталями.

Опубликовано на портале: 27-03-2006
Игорь Евгеньевич Москалев Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 156-157. 
Рецензируется книга: Хермекинг М. КУЛЬТУРЫ И ТЕХНИКА: ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР КАК ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРОССКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ. НА ПРИМЕРЕ АРАБСКОГО, РУССКОЯЗЫЧНОГО И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО РЕГИОНОВ. МЮНСТЕР; НЬЮ-ЙОРК; МЮНХЕН; БЕРЛИН: ВАКСМАНН, 2001. 238 с. (на нем. языке)
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-03-2006
Н.С. Ро Социологические исследования. 2001.  № 3. С. 64-73. 
Статья посвящена анализу того влияния, которое информационные технологии по мере своего развития оказывают на формы существования и деятельности организаций. Автор считает наиболее важными вопросы об устойчивости новых организационных форм, о перспективах их развития, о преимуществах и недостатках новых организаций с точки зрения конкурентоспособности, о ресурсах персонала, о влиянии новых технологий на отношения в организации, о выборе технологии и темпах ее диффузии в организации.
ресурс содержит прикрепленный файл