Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 493

Опубликовано на портале: 14-10-2011
Александра Яцык Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011.  № 2. С. 117-120. 
Работа барнаульской исследовательницы Анны Сидоровой посвящена практикам создания, популяризации и распространения современной русской литературы. В первой главе автор задается вопросом о воздействии современных массмедиа на эти практики. Она последовательно обсуждает проблемы, связанные с автором, текстом, каналами распространения и аудиторией в ситуации медиатизации. 
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-07-2013
Евгений Петрович Тавокин Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007.  № 2(82). С. 116-123. 
В современном социуме, среди множества концептуальных моделей которого преобладает понимание его как "информационного общества", средства массовой информации играют ключевую роль, в значительной мере определяя и направляя его развитие. Поэтому изучение проблем, связанных с совершенствованием содержания, технологий, механизмов, определением оптимальных форм функционирования СМИ приобретает первостепенное значение.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2011
Анна Геннадьевна Смирнова Журнал социологии и социальной антропологии. 2010.  Т. 13. № 1. С. 111-126. 
В статье анализируется значимость механизмов межличностного и межгруппового восприятия, а именно, идентификации, эмпатии, сравнения, атрибуции и рефлексии в процессе познания угрозы в международных отношениях. Теоретическую основу исследования составляет определение угрозы в качестве разновидности субъект-субъектных отношений. Восприятие угрозы рассматривается как процесс социального познания. При этом субъектом данного процесса выступают государства, осуществляющие познание посредством представляющих их на международной арене государственных деятелей, которые разделяют политическую идентичность страны. Познание завершается конструированием пары соответствующих друг другу образов государств, которых связывают отношения, построенные на основе угрозы. Теоретические выводы подкрепляются результатами эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей восприятия Россией и США угрозы, которую может представлять Северная Корея, обладающая ядерным оружием.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-07-2013
Сергей Владимирович Туманов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009.  № 5(93). С. 54-81. 
Статья посвящена актуальной сегодня теме взаимоотношений жителей Москвы и Подмосковья. Опираясь на результаты серии экспертных интервью автор резюмирует, что в спектре проблем, характерных для этих отношений, самой острой является транспортная.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2012
Надежда Алексеевна Цой Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 4. С. 72-85. 
Интернет-зависимое поведение представляет собой социальную проблему современного общества, оказывающую негативное влияние на многие аспекты социальных отношений. В настоящей работе доказывается, что одним из факторов развития интернет-зависимости является низкий самоконтроль. В работе представлены результаты исследования данного феномена. Интернет-зависимое поведение рассматривается в рамках теории контроля Т. Хирши, согласно которой неадекватное воспитание, неспособность справляться со своими спонтанными, импульсивными порывами, слабые социальные связи повышают вероятность индивида совершать девиантные поступки, в том числе стать интернет-зависимым. Предлагаются некоторые рекомендации для профилактики данного негативного социального явления на основании выявленного детерминирующего социального фактора. Полученные результаты и выводы могут служить основой для проведения дальнейших исследований.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-06-2012
Анна Валерьевна Загребина Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 3. С. 177-185. 
Цель данной статьи — проанализировать актуальность теоретических заключений Г. Тарда относительно социальных функций разговора для современной социологии. В статье показано влияние идей Тарда на исследователей ХХ в., проанализированы его ключевые идеи относительно разговора как предмета научного анализа, социальных функций и эволюции разговора, показано, каким образом его выводы нашли эмпирические подтверждения в ХХ в., представлены точки зрения современных исследователей на роль разговора в общественной жизни, не совпадающие с позицией Тарда. Это позволяет сравнить идеи Тарда с взглядами современных ученых и сделать заключение относительно актуальности его теории для науки ХХI в.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2012
Ирина Юрьевна Гуляева Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 1. С. 133-147. 
В статье обсуждается проблема неформальных межличностных коммуникаций представителей голландской и российской культур на голландских или совместных предприятиях Санкт-Петербурга. В центре внимания — межкультурный характер деловой коммуникации и, прежде всего, место приватного (частного) и публичного в структуре межкультурной коммуникации. Основываясь на результатах своего эм-пирического исследования, автор выявляет различия в определении частной информации (о себе) и публичной, т. е. той, которую можно свободно обнародовать, существующие в голландской и российской культурах. Приватное и публичное анализируется через призму нескольких теоретических подходов, основным из которых является драматургический подход И. Гофмана, который, с одной стороны, позволяет понять специфику коммуникативной ситуации на микросоциологическом уровне, а с другой — отражает существующую динамику.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-03-2011
Татьяна Баручнова, Оксана Анатольевна Парфенова Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010.  № 3. С. 150-172. 
Предметом исследования является интимное партнерство между молодыми женщинами, условно обозначаемое формулой Shift-F2, где F2 – устойчивый союз или более или менее постоянные интимные контакты между двумя женщинами, а Shift – это символ перехода к ним. В статье представлены результаты эмпирического анализа, основанного на интервью и материалах интернет-сайтов и масс-медиа. Консюмеристские масс-медиа и шоу-бизнес эксплуатируют тему гомосексуальной интимности, вводя ее в контекст расширения диапазона сексуальных удовольствий. Интернет-коммуникация изменяет ритуалы знакомства и ухаживания и способствует развитию Shift-F2-сценария сексуального поведения. Но, несмотря на более широкие возможности общения, Интернет привносит свои структурные ограничения, связанные с опосредованностью первичного контакта и вытекающей отсюда повышенной потребностью взаимного доверия.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-02-2013
Оксана Анатольевна Парфенова Журнал социологии и социальной антропологии. 2012.  Т. 15. № 2. С. 173-185. 
В основу данного эссе легла история наблюдения за функционированием ЖЖ-сообщества, посвященного породистым кошкам. Автор анализирует результаты своих наблюдений с позиции сетевых обменов Джорджа Хоманса и теории power-dependence relations Ричарда Эмерсона. Выделяя четыре ключевые категории участников, автор рассматривает принципы их взаимодействия, а также возможные стратегии по вступлению в данное сообщество. Также показывается, какие контексты групповой активности могут скрываться за тем или иным обсуждением в сообществе и как они способствуют поддержанию равновесия в группе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-03-2013
Александр Иванович Чепель Диалог со временем. 2011.  № 35. С. 231-244. 
На основе документов российских архивов анализируются особенности взаимодействия между родственниками, разделѐнными шведско-русской границей, установленной по условиям Столбовского мира. Делается вывод, что родственные связи приграничного населения и двойственная политика приграничных властей способствовали нестабильности на границе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Мануэль Кастельс, Эмма Киселева Мир России. 2000.  Т. 9. № 1. С. 23-51. 
Данная статья не является в строгом смысле статьей о России. Скорее, в работе представлена попытка применить аналитическую модель социальной структуры информационной эпохи к российской действительности конца XX в. Как и в случае с любой другой моделью, было бы наивно ожидать полного совпадения российской реальности и предлагаемой теоретической конструкции. Однако мы надеемся, что осмысление социальных тенденций в России с позиций данной модели даст возможность выработать некоторые плодотворные гипотезы для лучшего понимания эмпирических исследований, описывающих происходящее в стране. Следуя этому замыслу, мы будем прибегать к иллюстрации своих аргументов данными эмпирических наблюдений. Тем не менее это ни в коей мере не следует рассматривать как претензию на исчерпывающий анализ социальных, технологических, экономических, культурных, и политических трендов России. Безусловно, даже предельно сжатый эмпирический анализ столь широкого круга вопросов исследования современной России может стать объемной монографией. Мы надеемся, что аналитический подход, предложенный в работе, способен внести свой вклад в такое исследование.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Уте Штрауб Журнал исследований социальной политики. 2007.  Т. 5. № 1. С. 75-86. 
В данной статье анализируются образ социальной работы в Германии, а также связи с общественностью, осуществляемые социальными учреждениями и организациями. Особый акцент сделан на такой области социальных услуг, как работа с детьми и молодежью. Основываясь на выводах, полученных из собственных исследований и преподавательского опыта, автор настаивает на включении дисциплины «Связи с общественностью» в образовательную программу по социальной работе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Владимировна Волкова, В В Клименко, Леон Тигранович Сафразьян Мир России. 1997.  Т. 6. № 3. С. 43-74. 
Одним из решающих факторов в карьере современного политического лидера России является его популярность в социуме. Данное условие ставит перед политиком задачу создания своего целостного образа, включающего набор представлений о политических взглядах, практике, личных качествах, который в целом был бы способен вызвать симпатии определенной части населения. В целях преодоления субъективного, "романтического" подхода к имиджу, неприемлемого для формирования долгосрочной коммуникационной политики, необходимо придать самому понятию имиджа функциональное значение, структуризироватъ его на составляющие элементы. Настоящая статья является обобщением материалов социологического проекта "Имидж политических лидеров России в СМИ", основанного на функциональном подходе к имиджу. Проект представляет собой систематический мониторинг информации, осуществляемый по 100 ведущим политическим лидерам на базе контент-анализа 10 наиболее влиятельных периодических изданий и трех каналов телевидения. В итоге открывается возможность "измерить" информационный поток, воздействующий на массовое сознание по каждому из выделенных компонентов имиджа отслеживаемых лидеров. При помощи специальной системы коэффициентов полученные результаты обобщаются в свободном показателе - рейтинговом индексе. Результаты работы позволяют, таким образом, точно определить соотношение сил лидеров в разных аспектах политической борьбы, представить уникальные сведения о стратегии и тактике "информационной войны", а также на основе выявленных тенденций и закономерностей дать прогностические выкладки в отношении той или иной группы деятелей, либо персоналий. Выводы и прогнозы, сделанные на основе исследования процессов в СМИ, сопоставимы с данными опросов общественного мнения. Взятые в совокупности, информационные рейтинговые и опросные рейтинговые показатели, результирующие деятельность политика на ее разных стадиях, служат валидизации аналитических и прогностических выводов в отношении фундаментальных процессов в сфере политики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-12-2010
Светлана Петровна Барматова Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 3. P. 158-168. 
В современном обществе мы наблюдаем серьезные изменения, связанные с трансформациями в коммуникационной и информационной сферах. Как они влияют на развитие и функционирование всех социальных систем? Могут ли они послужить  причиной трансформации основных социальных  систем? В какой мере законы информации и коммуникации влияют на законы функционирования социальных институтов? И  могут ли они повлиять на преобразование таких традиционных систем, как средства массовой информации или  социальное пространство в целом?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-12-2010
Роман Николаевич Абрамов Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 4.
Рецензия на книгу: Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 416 с.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-12-2010
А.Д. Сычёв Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 4.
В научном сообщении делается попытка привести к единому терминологическому знаменателю совокупность процессов, характеризующих современное состояние системы средств массовой коммуникации (СМК). В ходе анализа рассмотрены составляющие процесса диверсификация системы СМК, особое внимание уделено процессу демассификации и его детерминантам. Предложена развернутая типология компонентов процесса демассификации — диверсификации продукции СМК и дифференциации массовой аудитории. Отправной точкой для аудиторной дифференциации выступает дифференциация социальной структуры. В этой связи особенности процесса демассификации могут быть представлены в качестве индикаторов уровня социального развития конкретного общества. Данный феномен рассмотрен на примере российского коммерческого радиовещания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-12-2010
А.М. Пивоваров Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 4.
В статье исследуются место и значение, которое занимает феномен внутриличностной коммуникации в социологической теории. Внутриличностная коммуникация рассматривается как непременный компонент любого уровня социальной коммуникации. Анализируются теоретические положения, представленные в работах М. Вебера, Дж. Мида, А. Шюца, Ю. Хабермаса, и показано, что в них сложилось собственное, достаточно ясно выраженное отношение к интраперсональным коммуникативным процессам и воображаемым интеракциям. Обосновывается позиция, в соответствии с которой социологический подход позволяет рассматривать вербальную осознанную внутреннюю коммуникацию личности, организованную по формам, аналогичным формам внешней социальной коммуникации, и обслуживающую рациональные действия индивидов, а также обмен этими действиями в ходе социального взаимодействия. Показано, какую роль играет анализ внутриличностной коммуникации в понимании рациональной мотивации действий социальных субъектов, а также какие особенности внутриличностной коммуникации являются существенными признаками для определения типа действия, совершаемого субъектом. Предложена авторская модель внутриличностной коммуникации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-11-2010
Евгений Петрович Тавокин, Л. Табатадзе Социологические исследования. 2010.  № 5. С. 62-66. 
К числу актуальных проблем в современной России, по мнению авторов, относится состояние исторической памяти населения. Мозаичность, разобщенность современного российского общества, обусловленные снятием государством с себя государственнических, скрепляющих функций накладывают существенный отпечаток на содержание исторической памяти в различных социальных группах, делая ее внутренне противоречивой. В ней переплетаются правда и вымысел, а чаще - целенаправленно внедренная ложь, подлинно научные знания и особым образом интерпретированные мифы с легендами, диалектика и метафизика. Авторы рассматривают различные аспекты этой проблемы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-11-2010
Владимир Кулик Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 2. P. 185-201. 
В статье анализируются недостаточно изученной, но важный аспект идеологического влияния СМИ, а именно их роль в создании представлений о социальной нормальности и распространении «нормальностно-ориентированного» мировоззрения. Автор отличает нормальность от нормативности.  Норма рассматривается как отражение определенных культурных или идеологических ценностей, в то время как нормальное имеет значение именно из-за широкого распространения. Дискурсивная презентация определенных действий или убеждений в качестве нормальных в то же время конституирует их исполнителей как нормальных людей. Медийном дискурсе играет значимую роль как в определении пределов нормальности, так и в установлении приоритетов сохранения ее границ.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-09-2010
Юлия Евгеньевна Гусева
Научный руководитель: Ирина Сергеевна Клецина
Оппоненты: Людмила Георгиевна Почебут, Наталья Сергеевна Цикунова
Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2007

Целью диссертационного исследования является изучение влияния социально-исторических изменений в обществе на трансформацию гендерных представлений в популярной прессе.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. рассмотрение различных подходов к анализу гендерных пред
ресурс содержит прикрепленный файл