Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 493

Опубликовано на портале: 10-11-2008
Надежда Гегамовна Багдасарьян Философия социальных коммуникаций. 2006.  № 1.
Времена всеобщих опасений негативных последствий глобализации, связанных с возможностью утраты культурной идентичности, и одновременно с этим бушующего некоренного населения Франции и Бельгии, выводят разговор о межкультурных коммуникациях в плоскость определенного риска. Имея в виду замечание Н. Лумана о том, что исторически слово «риск» стало востребованным тогда, когда у людей появилось осознание ответственности за свою деятельность, за принятые решения, автор подчеркивает чрезвычайно острый характер современного дискурса о межкультурных коммуникациях в ситуации неопределенности и разнообразия социальных угроз.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-11-2008
Геннадий Иванович Козырев Социологические исследования. 2008.  Т. 7. № 1.
В статье анализируется проблема «врага» с точки зрения социологии конфликта. Последовательно рассматриваются генезис проблемы и понятия «враг», причины «враждебности» человека по отношению к «другим», проблема актуализации «врага» в массовом сознании в России. Автор статьи также призывает различать понятие «враг» и «образ врага». «Враг» – это актор (явление), представляющий собой реальную или мнимую угрозу самому существованию индивида, группы, социума, носитель антигуманных свойств и качеств. «Образ врага» – это качественная (оценочная) характеристика (имидж) «врага», сформированная в общественном сознании.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-08-2008
Е.И. Кривокора TERRA ECONOMICUS. 2006.  Т. 4. № 3. С. 146-149. 
В роботе рассматриваются концепции, позволяющие определить сферу поиска обобщений и дают те ключевые точки, на основе которых можно прийти к определенным формулировкам и выводам относительно современных процессов, затрагивающих социальную коммуникацию.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-04-2008
Росица Стоянова Костова Социологические исследования. 2007.  № 8. С. 134-136. 
Приведены результаты опроса студентов четырех вузов г. Тюмени, проведенного в 2005-2006 гг. в целях определения их уровня владения информационной культурой. Его результаты приведены в двух таблицах по каждому из обследованных вузов. Установлено, что примерно 2/3 студентов оценивают свои компьютерные навыки достаточно высоко, от 15 до 35% - средне, и лишь в от 2 до 10% ответов сообщается о значительных затруднениях и необходимости посторонней помощи при работе на компьютере. При выявлении наиболее часто используемых студентами источников информации на первые позиции вышли Интернет (73%) и публичная библиотека (72%), далее следуют лекции преподавателей (53%), СМИ (27%) и личная библиотека (21%). Выяснилось, что работа в автоматизированной библиотечно-справочной системе не вызывает у студентов особых затруднений. Наибольшие сложности вызывает составление заявки на издание, отмечено слабое умение разбираться в библиотечных шифрах. В итоге автор публикации оценила компьютерную грамотность студентов как довольно высокую, но отметила невысокий уровень навыков в интеллектуальной и библиографической деятельности.

Опубликовано на портале: 22-04-2008
В.Б. Петухов Общественные науки и современность. 2008.  № 3. С. 92-101. 
Мифологема “терроризм” в контексте информационно-семиотического подхода – комплексный социально-политический и культурологический феномен демонстративного устрашения социума и власти с помощью жестких, политически мотивированных насильственных актов, направленных преимущественно против некомбатантов, считает автор. При рассмотрении терроризма как информационного процесса в единую систему сопрягаются не только террористы (идеологи, организаторы, функционеры и исполнители), но и политические вдохновители террора, а также социокультурные институты, играющие роль передатчика и интерпретатора терророносной информации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-03-2008
Ольга Белохвостова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 160-166. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-03-2008
Антонина Корнеева Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 153-159. 
В данной статье в качестве способа установления коммуникации науки и общества рассматриваются создание научно-популярных фильмов. Научно-популярное кино — это научная информация, закодированная на языке образов, который занимает центральное место в современной коммуникации. Научно-популярное кино — необычный продукт для науки, для его создания и успешного функционирования исследователям необходимо изучить значительное число вопросов либо привлечь к сотрудничеству профессионалов из сфер искусства и журналистики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-03-2008
Е.П. Волобуева Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 141-152. 
Данная статья рассматривает культуру в качестве пресуппозиционального основания интерпретации рекламного дискурса в американском лингвокультурном сообществе. Культура рассматривается в качестве набора концептов и ценностей определяющих способы реагирования представителей данной культуры на окружающую действительность в целом и на рекламный дискурс в частности. В работе также, приводятся примеры из повседневной жизни американцев и анализ интерпретации отдельных рекламных сообщений.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-03-2008
Татьяна Дмитриевна Венедиктова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 122-132. 
В статье рассматривается одно из проявлений внутренней связи между становлением (на рубеже XIX—XX вв.) социальных структур общества потребления и художественных структур модернизма. В частности, имажизм как одно из самых влиятельных авангардистских направлений в американской поэзии (с ним связаны имена Э. Паунда, У.К. Уильямса, У. Стивенса и др.) культивирует интерес к "вещности" образа и в то же время — его внутреннюю дробность, подвижность, энергетический потенциал, способность предстать для читателя как событие (мини-драма) восприятия. Эстетика остро зримых поверхностей и крепящихся к ним, бесконечно пластичных желаний "революционизирует" язык поэзии. Блестящий успех этого эксперимента свидетельствует косвенно о более широких сдвигах — в структурах воображаемого и строе культурных коммуникаций.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-03-2008
Александра Абдрехимова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 114-121. 
Возникновение новых форм досуга в мегаполисе есть проявление изменчивой и динамичной городской реальности. Это одна из самых интересных и востребованных тем для социологического исследования. Изучение того, как преобразуются и трансформируются досуговые предпочтения городской молодежи, выявление современных практик отдыха, понимание значимости молодежной культуры и внимание к ней — важная ступень познания социокультурных изменений городского пространства. В статье осуществлена попытка анализа такого нового явления для Санкт-Петербурга, как ди-джей-бар. Особое социальное пространство подобных заведений позволяет говорить о том, что основным товаром, потребляемым в их стенах, является коммуникация. На сегодняшний день ди-джей-бары стали такой же неотъемлемой частью Петербурга, как мосты и острова, памятники и дворцы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-03-2008
Ольга Геннадьевна Ечевская Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 96-107. 
Дискуссии о современном состоянии российского общества и направлениях его изменений затрагивают самые разные фрагменты и события социальной реальности. В контексте данной статьи наиболее интересными представляются размышления о возрастающей роли потребления в структурировании социальной жизни вообще, и в организации культурного (и) коммуникационного пространства в особенности. Современное российское потребление, имеющее особую историю, непростое прошлое и связанные с этим специфические черты, встраивается в глобальное культурное пространство, становится частью мирового рынка, и приобретает черты того, что в социологической литературе принято называть «обществом потребления»
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-01-2008
Валерий Андреевич Мансуров, Анна Валерьевна Семенова Социологические исследования. 2007.  № 8. С. 35-41. 
Приводятся результаты проведения контент-анализа публикаций газеты "Московский комсомолец" со 2 по 24 сентября 2004 года на тему освещения плохой организации помощи пострадавшим от терактов в Беслане (охвачено 11 материалов), от взрыва в Москве на станции метро Рижская (6 материалов) и от взрывов домов в Волгодонске и на ул. Гурьянова (по 1 материалу). Отмечено, что при всем критическом отношении журналистов к деятельности спецслужб и к представителям официальных органов власти (включая тогдашнего президента Северной Осетии Дзасохова) авторы не направляют критику в адрес президента В.В. Путина, который, как пишется в одной из статей, "переживает больше всех, ... всегда принимает взвешенные решения, всю ответственность берет на себя".

Опубликовано на портале: 28-01-2008
Борис Сергеевич Гладарев Социологические исследования. 2007.  № 8. С. 42-51. 
Статья посвящена описанию стратегий электронного контроля (с применением средств мобильной связи) со стороны руководства корпоративных организаций, а также частными лицами. Используется материал исследования автора по проекту "Пользователи мобильных телефонов в России. Новая функция общения", осуществленного в 2002-2003 годы. На меза-уровне организаций исследуются формы контроля в отношении местонахождения и действий персонала, а также стратегии сотрудников по уклонению от него. Рассмотрены также формы контроля/надзора на уровне индивидуального взаимодействия (первичный материал - дневники переговоров по мобильному телефону и записи обменов SMS-сообщениями среди семейных пар, между родителями и детьми). Один из выводов: дисциплинарный контроль перестает быть прерогативой государства и других институтов, он опускается на уровень межиндивидуальных взаимодействий.

Опубликовано на портале: 22-01-2008
Эдуард Сергеевич Гамс, Владимир Иванович Петров Социологические исследования. 1990.  № 8. С. 53-57. 
Авторы анализируют результаты опроса, проведенного в декабре 1989 г. с помощью районных газет Саратовской области. Местные СМИ опубликовали анкету, в которой содержались вопросы относительно самых острых социальных проблем. В результате были получены весьма интересные свидетельства радикальных расхождений между мнениями депутатов и «гласом народа». Авторы также считают, что получили убедительные доказательства того, что, желая перемен, люди вместе с тем не верят в их осуществимость. А это значит, утверждают они, что политизация массового сознания в регионе опроса не только не идет, но и не может идти демократическим путем.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-12-2007
Ирина Александровна Мальковская Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 76-85. 
В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием "информационного общества", анализируется содержание понятий "коммуникация" и "интеракция". Рассматриваются подходы к коммуникативному обществу И. Валлерстайна, Ю. Хабермаса, Ж. Бодрийяра и М. Кастельса. Автор отмечает, что согласно Ж. Бодрийяру, массовая информация становится информацией для масс, при этом уже не происходит передачи содержательных идей. Сообщение, идея, истина предназначены для "избранных". Массам нужен погружающий в гипноз медиум, а также идол и симулякр. Социологи выражают озабоченнность обретением СМИ мощных технических возможностей манипулировать сознанием и поведением граждан. Обращается внимание на то, что интернет-технологии создают пространства "вневременья" с акцентом на настоящем и на внеисторическом существовании (с. 80).

Опубликовано на портале: 30-10-2007
Владимир Николаевич Титов Социологические исследования. 2003.  № 11. С. 41-50. 
Если в представлениях населения принимающей страны и представителей иммигрантских общин социальные образы друг друга имеют эмоционально нейтральный и безоценочный характер, взаимодействие между этими двумя группами населения упрощаются и тяготеют к бесконфликтности. В России это пока не происходит, поскольку СМИ, информируя читателей о реальных проблемах адаптации мигрантов (особенно выходцев из Закавказья, Средней и Юго-Восточной Азии), используют «стигматизационные» характеристики – определения, изначально исключающие приезжих из числа «нормальных» социальных партнеров, с которыми возможно симметричное взаимодействие.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-10-2007
Наталья Владимировна Колесник Журнал социологии и социальной антропологии. 2003.  Т. 7. № 4. С. 116-134. 
В статье представлен анализ трансформации региональных СМИ (на примере Республики Коми), который рассматривается через призму властных отношений. В поисках вариантов ответа на один из главных вопросов исследования,  кто же является субъектом власти информационного поля в регионе,  различается два главных действующих сообщества, гипотетически влияющих на процесс функционирования региональных СМИ. Эти субъекты информационной власти предстают как конкурирующие группы, имеющие собственные интересы, ресурсы, идеологии: журналистское сообщество в лице ее элиты, которая в элитологии традиционно именуется как интеллектуальная элита, и властное элитное сообщество региона (административный, политический, экономический сегмент).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-10-2007
Алла Евгеньевна Чирикова Социологические исследования. 2003.  № 11. С. 13-21. 
Статья опровергает бытующее представление о том, что информационное пространство российских регионов развивается по единообразной схеме, а власти реализуют по существу унифицированную стратегию доминирования относительно региональных СМИ. Опрос экспертов гг. Самары и Ярославля (2001–2002 гг.) дает основание для иного вывода: политика властей относительно информационных акторов достаточно фрагментирована даже в пределах отдельно взятой территории. Она сильно персонифицирована и зависит главным образом от существующего уровня противостояния между отдельными политическими лидерами данного субъекта РФ.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-10-2007
Тамара Васильевна Науменко Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 39–46. 
Историографический очерк отечественной социологии массовых коммуникаций (СМК) как отдельного направления исследований, объект которых – протекающая в режиме реального времени массовая коммуникативная деятельность, а предмет – совокупность ее закономерностей. Как считает автор, в нашей стране теоретическая база СМК находится в состоянии формирования. В отсутствие согласованной системы научных категорий и общепринятого понятийного аппарата, снижающего ее методологическую значимость, выведение данной проблематики на уровень социальной философии маловероятно.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-10-2007
Александр Васильевич Жаворонков Социологические исследования. 2003.  № 5. С. 107-113. 
Автор текста, сопоставляя результаты исследований адекватности восприятия людьми информационных потоков 1968 и 1991 г., приходит к следующему заключению. Между разделением людей на группы по уровню семиотической подготовки (возможности адекватно интерпретировать информацию) и уровнем их социально-политической активности имеется прямая зависимость. Чем более информировано население, тем оно более активно; чем меньше люди знают, тем длиннее лаг поверки ими неадекватных управленческих решений и выше непредсказуемость их социальных реакций и обыденного поведения.
ресурс содержит прикрепленный файл