Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 493

Опубликовано на портале: 15-09-2007
Мария Александровна Пипенко Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 1. С. 139-150. 
В статье рассматриваются особенности использования Интернета молодежью и дается характеристика феномену фанатства. На основе проведенного исследования автор выделяет стратегии посещения фан-сайтов, мотивы виртуальных фановских практик и коммуникативные практики фанов. Подчеркивается, что виртуальное общение воспринимается как этап общения, переходящего в оффлайн. В качестве вывода автор высказывает идею о том, что, несмотря на специфичность пространства, в котором протекают молодежные практики, их содержание и культурное/символическое значение наполнено прежними смыслами.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-09-2007
Александр Юльевич Лейес, Олег Вячеславович Келасьев, Станислав Викторович Казаков Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 1. С. 103-122. 
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания анализа коммуникативных практик взаимодействия власти и населения в условиях социально-политического протеста. Приводится схема возможных уровней взаимодействия власти и населения. Показывается, что существующие практики такого взаимодействия ограничиваются уровнями манипулирования, убеждения населения и одностороннего информирования, что и создает базу для протестных движений. С позиции развиваемых представлений рассматриваются два митинга, прошедших в Санкт-Петербурге: один — против проводимых социальных реформ (протестный), другой — в их поддержку. Приводится классификация техник, приемов и форм выражения политического протеста. Высказываются также определенные соображения о предупреждении деструктивных форм политического протеста и налаживании полноценного диалога власти и населения в современной России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-09-2007
Надежда Владимировна Корытникова Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 85-93. 
В статье рассматривается роль Интернет-технологий в становлении информационного общества. Проанализированы понятийные конструкции, используемые М. Кастельсом в изучении «культуры реальной виртуальности» (на материале книги: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000). Отмечается, что согласно Кастельсу распространение телевидения означало завершение господства "галактики Гутенберга", т.е. системы коммуникации, в которой доминировали "типографское мышление и фонетический алфавит", на смену которой приходит "галактика Маклюэна" с широким распространением аудиовизуальных и мультимедийных технологий, ориентирующих на образное восприятие. Рассмотрено содержание понятий "виртуальный объект" и "реальная виртуальность" (погружение реальности в виртуальные образы). Выявлены социальные последствия развития сетевых коммуникаций, такие как трансформация социальной структуры, массовизация культуры, децентрализация и плюрализация источников информации. Рассматриваются характерные особенности коммуникаций в сетевых сообществах.

Опубликовано на портале: 21-08-2007
Анна Михайловна Сосновская Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. VII. № 3. С. 116-138. 
В статье на базе интервью с журналистами — нашими современниками анализируется профессиональная субкультура в период с 1949 по 1999 гг. Определяются формальные нормы функционирования данного института, формальные передвижения внутри профессии, а также выявляются неформальные практики и стратегии компенсации отсутствия требуемых структурой данных. Практики рассматриваются в период трансформации общества. Неформальные практики в журналистской среде в советское время выходят на главные позиции во время перестройки и затем формируются новые практики, оппозиционные этим, эксоппозиционным, на следующем этапе, постперестройки.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-08-2007
The paper demonstrates the theatrical model of mass media in the instance a genuine of an actual plot (formation of national identity) in the press of the examined countries. Within the framework of this model of interaction of the mass media, authorities and the public there coexist the practices of “spectacle” and “carnival”. Jan Ekecrantz examines these two forms as the ideally typical models, making distinctions, while our purpose is to check them in real practice, to find principles of their coexistence and osculation using the concrete examples.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-07-2007
В монографии кандидата филологических наук А. М. Сосновской, преподавателя психологии массовой коммуникации СПбГУ, проанализированы проблемы самоопределения и становления современного российского журналиста. Автором разработана и апробирована методика анализа биографии с целью выявления взаимосвязи личностной и профессиональной идентичности журналиста. Монография содержит большой эмпирический материал (более 60 биографий современных журналистов). Книга является оригинальным практическим учебным пособием для журналиста-практика, стимулирующим саморефлексию, что способствует укреплению профессиональной и личностной идентичности. Книга адресована всем, кто интересуется журналистикой и проблемами профессионального самоопределения: студентам, журналистам-практикам, психологам, исследователям СМИ, широкому кругу читателей.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-07-2007
Михаил Юрьевич Мартынов Социологические исследования. 2006.  № 12. С. 119-121. 
Автор обращает внимание на то, что предмет и задачи такой учебной дисциплины как социология массовых коммуникаций до сих пор не определены, хотя она и введена в образовательный стандарт по специальности «Связи с общественностью». В качестве первого шага к исправлению ситуации в статье предлагается разделение предметов таких нетождественных дисциплин, как «социология массовых коммуникаций» и «теория массовых коммуникаций».

Опубликовано на портале: 06-07-2007
Ирина Альбертовна Халий Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 104-108. 
В статье рассматривается отношение населения Пермской области к гражданской активности в целом и к деятельности конкретных общественных организаций, определяется, какой образ гражданского общества формируется региональной и местной прессой. Отправная точка для исследования местных СМИ была установлена посредством проведения фокус-групп с представителями НПО, научного сообщества и структур власти.

Опубликовано на портале: 06-07-2007
А.В. Шариков Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 95-103. 
Главным образом, автор рассматривает путь, который государственное телевидение прошло от авторитарной, но социально ответственной модели до высокой степени либерализации с последующим откатом к слабому авторитаризму. В статье уделено внимание и истории частного телевидения, а также эволюции коммерческих интересов, связанных с телевидением.

Опубликовано на портале: 08-06-2007
Анатолий Анатольевич Чичановский Социологические исследования. 1996.  № 12. С. 50-57. 
По мнению автора, национальная система массовой коммуникации, вбирающая в себя все государственные и частные каналы вещания и технологические средства хранения и выпуска информации, в настоящее время не способствуют социально эффективной организации полиэтничного российского социума. Основная причина этого – вторичная дифференциация СМИ по национальному и региональному признаку, превращающая их в орудие межэтнического противоборства или противостояния «центр – регионы». Эту тенденцию предлагается гасить, совершенствуя законы о СМИ в духе этатистского концептуализма – поощрения их ориентации на общегосударственные нужды.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-06-2007
Ирина Ильинична Елисеева, Елена Борисовна Капралова, Петр Борисович Шелищ Социологические исследования. 1990.  № 6. С. 97-102. 
Авторы рассматривают популярность тех или иных периодических изданий как важный признак социальных ориентаций. Соответственно, исследование сочетаний выписываемых гражданами периодических изданий, может прояснить социальную стратификацию общества. В статье проанализированы результаты подписных кампаний 1988 и 1989 гг. Кампанию 1988 г. отличает широкий размах борьбы за отмену жестких ограничений на подписку для основной массы читателей при льготах для ветеранов, преподавателей школ и ПТУ. Данные 1989 г. позволяют уже вполне объективно и при том практически впервые оценить динамику потребностей в периодической печати.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-06-2007
Олег Тимофеевич Манаев Социологические исследования. 1990.  № 6. С. 26-37. 
В статье анализируются результаты исследования, проведенного в 1984-1988 гг. сотрудниками проблемной лаборатории социологических исследований Белорусского государственного университета в рамках проекта «Эффективность влияния СМИ на различные группы молодежи БССР». Автор обращается главным образом к факторам, формирующим несогласие и недоверие молодежи к СМИ. При этом обнаруживается несостоятельность научно-политического стереотипа в понимании негативизма молодежной аудитории. В частности, наибольшее число «несогласных» и «недоверяющих» СМИ приходится не на группу самых молодых (16-20 лет). Оно не уменьшается, а напротив, увеличивается у представителей «средней» (21-25 лет) и «старшей» (26-30) возрастных групп.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-05-2007
Евгений Петрович Тавокин Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 3-10. 
Рассматривается изменение содержания термина информация в ходе развития науки и технических средств массовых коммуникаций (первая половина XX века - Д. Хартли, Н. Виннер, К. Шеннон). Констатируется, что в настоящее время "информация" выступает (в наиболее широкой трактовке) "как общенаучное понятие, означающее обмен данными не только между людьми, но и между человеком и автоматом, между автоматом и автоматом, а также обмен сигналами в животном и растительном мире" (с. 4). Автор критикует те подходы, в которых информация выступает как некая особого рода сущность, истолковывается как "имманентное свойство материи", "первооснова Вселенной" и т.д. Обращается внимание на то, что в самоуправляемых и самоорганизующихся системах взаимодействие компонентов друг с другом и с внешней средой имеет особую отражательную функцию и отличается избирательностью. Автор предлагает свое определение информации как материализованного результата сознательного или безсознательного отражения субъектом определенных фрагментов реального или идеального мира, предназначенного для восприятия другим(и) субъектом(ами). Выделены такие функции информации, как коммуникативная, управленческая, научно-познавательная, учебно-ворспитательная, идеолого-пропагандистская.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-05-2007
Александр Борисович Крутик, М.А. Горенбургов Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 118-120. 
Структура бизнес-комуникаций – один из важнейших аспектов функционирования социума. Поскольку мы живем в открытой экономической системе с ярко выраженной тенденцией к самоорганизации, классический линейный подход к коммуникациям в бизнесе обречен на неуспех. В этой связи, считают авторы комментария, необходимо переходить к синергетической модели коммуникаций. Она рассматривает рынок как нелинейную структуру, управление которой, опираясь на информационные базы данных, имеет не бинарно-альтернативный, а адаптивный, многовариантный характер.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-04-2007
Наталия Костенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 3. P. 80-93. 
Статья посвящена рассмотрению современных аналитических перспектив “медиа-власти”. На основе восприятия новостей как наиболее наглядного воплощения медийной идентичности исследуются механизмы превращения знания в факт политической культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-04-2007
Татьяна Алексеевна Бондаренко Социологические исследования. 2006.  № 9. С. 114-119. 
Автор методом ассоциативного эксперимента исследует стереотип восприятия гражданами сотрудника ОВД, а также выясняет посредством анкетирования источники формирования общественного мнения о деятельности милиции. Кроме того, в статье приводятся результаты анализа социально-демографических данных аудитории наиболее популярных «милицейских» сериалов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-02-2007
Наталья Николаевна Зарубина Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 3-12. 
Автор рассматривает способность денег устанавливать не только экономические, но и социальные связи. Обращается внимание на то, что в архаических обществах деньги имели множественные формы, каждая из которых использовалась в конкретных отношениях: при платеже податей, штрафа, калыма и т.д. Французский социолог С. Московичи вслед за Г. Зиммелем показал, что историческая эволюция денег представляла собой переход от осязаемых денег к символическим деньгам как знакам рыночного обмена. Дается ссылка на М. Маклюена, отметившего, что печатное слово как средство коммуникации подготовило общество к восприятию стандартизации и "умению переводить свои желания и устремления в статистику с помощью рыночных механизмов предложения и спроса и визуальной технологии цен". Когда складывается развитый рынок, деньги начинают выступать не более чем знаками меновой стоимости вещей. Автор отмечает, что Карл Маркс одним из первых обратил внимание на коммуникативную роль денег в качестве универсальной абстракции рыночного обращения, когда показал, что в капиталистическом обществе они становятся всеобщим мерилом самых разных качеств. В современном обществе, как утверждает Ж. Бодрийяр, деньги превращаются из "символических" в "семиотические" знаки рынка. Это уже деньги-символы, деньги-симулякры, не отражающие уже меновой стоимости и "освобождающиеся" даже от рынка. "Финансовые потоки становятся самодостаточной реальностью, виртуальной экономикой, за которой не стоят процессы, происходящие в реальных секторах" (с. 6). Согласно его концепции, "семиотические" деньги превращаются в "холодное средство коммуникации, не несущее содержательной информации. Представлена попытка американской исследовательницы В. Зелизер опровергнуть закрепившееся в социологии представление о деньгах как устанавливающем коммуникацию универсальном коде.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-02-2007
Б.П. Красовский Социологические исследования. 2000.  № 2. С. 110-114. 
Автор длительное время работал "на телефоне", звонил в госорганизации от имени коммерческой, предлагал услуги, в которых абоненты не особенно нуждались, и при этом всегда был инициатором телефонного разговора. Соблюсти конфиденциальность было крайне сложно, учитывая, что вопросы решались на уровне руководства, разговаривать приходилось всегда с людьми с более высоким социальным статусом. При этом ни имя звонящего, ни название организации ничего не говорили абоненту и адресант сталкивался с феноменом предубежденности против незнакомца.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-02-2007
Алтынбек Сарсенбаев Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 103-109. 
В данной статье, автор - министр информации и общественного согласия Республики Казахстан отстаивает необходимость в условиях переходного периода существования государственных СМИ, находящихся в партнерских отношениях с негосударственными. Эта позиция объясняется тем, что формирование нового казахстанского государства ведется параллельно с глубоким реформированием всей системы общества. Отсюда диктуется необходимость опоры на печать и электронные СМИ для оперативной, доходчивой пропаганды реформаторских идей, сохранения внутриэтнической и межэтнической стабильности, а также правдивого информирования населения обо всех принимаемых властями решениях. Считается очевидным, что концентрация в руках государства идеологических средств воздействия на общественное мнение и массовое сознание является объективной необходимостью на данном этапе рыночной трансформации общества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-02-2007
Борис Сергеевич Гладарев Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 68-76. 
В статье анализируются результаты полевого исследования: "Пользователи мобильных телефонов в России. Сетевая перспектива". Оно было проведено автором в Петербурге при поддержке France Telecom и Teleno, включало 14 глубинных интервью с 7 мужчинами и 7 женщинами (20-30 лет) и организацию ведения дневников повседневной коммуникации (записи в них вели информанты). Выявлены гендерные отличия в историях покупки мобильного телефона. Женские истории опираются на дискурсивную модель, обозначенную автором как "найди меня": сотовый телефон облегчает возможность быть "позванной" или "приглашенной". Мужские нарративы связаны с соображениями эффективности и престижа ("считалось очень престижно"; "захотелось выделиться в обществе"). Имеют место существенные отличия между мужчинами и женщинами в предпочтениях в отношении размеров, дизайна, оформления изделий (женщины чаще выбирают миниатюрные аппараты с откидной крышкой, яркой окраской и обилием аксессуаров). В ходе изучения дневников коммуникации автор установил следующее: 1. Женщины говорят по мобильным телефонам менее продолжительно, чем мужчины, но делают и принимают больше звонков. 2. Направление звонков и SMS характеризуется гетеросексуальной симметрией (женщины чаще общаются с мужчинами, а мужчины – с женщинами). 3. Анализ распределения звонков по ситуациям и целям общения ("координация совместных действий", "ухаживающие звонки", "помощь и консультации", "деловые ситуации") не позволил выявить заметных гендерных отличий. Автор соглашается с выводом норвежских исследователей Р. Линга и Б. Иттри, что в плане практического применения мобильные телефоны относятся к гендерно нейтральным технологиям.
ресурс содержит прикрепленный файл