Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 450

Опубликовано на портале: 27-07-2005
Сергей В. Прокопенко Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 127-133. 
Социологический опрос среди абитуриентов Южно-Сахалинского пединститута (1993 г.) показал, что общие факторы, определяющие установку молодежи на получение высшего образования, на Сахалине действуют с определенной спецификой. Она обусловлена как оторванностью области от основных вузовских центров, так и возрастающими трудностями жизни и транспортными расходами. Эти обстоятельства объясняют значительно более высокий, чем по Российской Федерации, конкурс в местные вузы, особенно филиалы столичных учебных заведений.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-07-2005
Марк Евсеевич Добрускин Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 79-88. 
Результаты социологического исследования студенчества инженерно-технических вузов Украины (1993 г.), осуществленного на основе трехступенчатой квотной выборки, с целью выявления его ценностных ориентаций, политических стереотипов, обыденных предпочтений, отношения к культуре, религии и т.д. Показано, что в жизни студентов все меньшую роль играют моральные критерии, наблюдается процесс гуманитарной декультурации, усиливается цинический прагматизм. Эти явления связаны как с естественными издержками в развитии общества переходного типа, так и с практическим упразднением воспитательной составляющей образовательного процесса.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-07-2005
Анастасия Спиридоновна Барашкова Социологические исследования. 1994.  № 7. С. 115-119. 
Анализ данных статистических служб Республики Саха (Якутия) показывает, что современная социальная модель проживания: каждой молодой семье – отдельное жилье, в республике не выдерживается. Даже в сельской местности, где возможности индивидуального строительства выше, доля молодых семей, проживающих отдельно, составляет 56,6%. В столице – Якутске этот показатель равен 51,7%. Прорыв в сфере улучшения жилищных условий молодежи возможен только в случае придания приоритета государственным социальным программам и их реального финансового наполнения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-07-2005
М.М. Траскунова Социологические исследования. 1994.  № 7. С. 110-115. 
В существующей практике разработки и реализации программ развития регионов, населенных аборигенными народами Севера, человек – лишь объект воздействия, трудовой ресурс. Сложившаяся там система образования и воспитания, которая до сих пор ориентирована на форсированное индустриальное освоение приполярья, также не отвечает вызовам современности. Это – основная причина кадрового голода в различных отраслях местной экономики: 58–70% представителей аборигенных этносов не используют полученные в школе и ПТУ знания. Во избежание подобного рода проблем необходимо поставить в центр всех модернизационных планов законные права и интересы реального человека.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-07-2005
В.В. Жиделева, Л.З. Сандригайло Социологические исследования. 1994.  № 7. С. 108-110. 
Социологический опрос, поведенный в 1993 г. Сыктывкарским университетом (Республика Коми) с целью выявления роли школы в становлении личности, способной успешно адаптироваться к современной экономике, дал настораживающие результаты. Почти 70% школьников не определили свое место в рыночной жизни и более всего боятся безработицы; 81% их родителей полагают, что их дети не готовы работать в условиях рынка и теряются перед жизнью. Это указывает на необходимость промежуточных форм обучения между академическим и специальным образованием, например, так на предпринимательских полигонах – учебно-экспериментальных площадках на базе реально действующих фирм, где старшеклассники в вечернее время могут изучать основы бизнеса.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-07-2005
Наталья Николаевна Седова Социологические исследования. 2004.  № 8. С. 88-94. 
В данной статье на основе анализа результатов социологических исследований делается попытка выяснить отношение россиян к самой проблеме морали и морального "здоровья" современного общества, распространенность моральных норм в оценочных и поведенческих установках людей, связь между успешностью социальной активности и нравственными ориентирами человека. Использованы данные исследований ИКСИ РАН, проведенных по репрезентативной общероссийской выборке с соблюдением пропорций состава населения по полу, возрасту, типу поселения и социально-профессиональной принадлежности: "Россияне о судьбах России в XX веке и своих надеждах на новое столетие" (2000 г., N = 2050 чел.); "Новая Россия: десять лет реформ глазами россиян" (2001 г., N= 1743 чел.); "Столица и регионы в современной России" (2003 г., N = 1752 чел.). Также использованы результаты опроса жителей г. Томска и Томской области, проведенного в 2001 г. в рамках проекта "Томская инициатива" (N = 1500 чел.).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-07-2005
Татьяна Анатольевна Рассадина Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 52-61. 
Как показывают мониторинговые исследования, в 1990-е гг. динамика изменений традиционных нравственных ценностей развивалась в России весьма непросто. До 1995 г. базовые ценности инерционно сохранялись в нравственных ориентациях россиян; разработки материалов социологических служб (как общероссийских, так и региональных) дают основания полагать, что в 1995—1996 гг. Россия прошла одну из нижних точек кризиса. Данная статья посвящена исследованию трансформации нравственных ориентаций жителей современной российской провинции в аспектах отношения к человеку, коллективу. В ней представлены результаты, полученные в ходе социологических исследований Средневолжского научного центра УлГУ.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-07-2005
Yan Buntshak
Перев.: Наталья Васильевна Коровицына (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 115-119. 
В целом, по своему набору общественных ценностей Словакия является обычной европейской страной, без какой-либо выраженной специфики. Сопоставляя результаты анализа ценностей населения Словакии в 1991 и 1999 гг., автор обнаруживает не радикальные перемены, но заметные содержательные сдвиги. Можно говорить о четырех или пяти сферах, в которых произошли изменения в системе ценностей населения Словакии: отношение к другим людям и социальным группам, труд и оценка труда, религиозность и духовная жизнь, оценка положения мужчин и женщин в обществе, а также изменения в семье и в политике.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-07-2005
Эдуард Сагидуллович Гареев, Юрий Николаевич Дорожкин Социологические исследования. 1993.  № 1. С. 123-125. 
В 1991 г. силами кафедры политологии и социологии Уфимского нефтяного института было проведено исследование материальных условий жизни молодежи, ее отношения к надвигающемуся рынку, структуры досуга, ценностных ориентаций, политической культуры и социальной активности. Цель обследования — проработка возможных приоритетов в области государственной молодежной политики. Опрошено более 400 молодых людей из пяти социальных групп: рабочие завода, работники строительного треста, студенты института и техникума, учащиеся ПТУ, старшеклассники средней школы; более половины (54,4%) респондентов — в возрасте 15—19 лет, 45,6% — 20—29 лет.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-07-2005
С.Б. Борисов Социологические исследования. 1993.  № 8. С. 62-65. 
Автор считает, что анализ личных документов незаслуженно находится в пренебрежении, как у отечественных, так и зарубежных социологов. Особое внимание в статье обращается на дневниковые записи потенциальных суицидентов, а также на квазифольклорный жанр рукописного девичьего любовного рассказа. Последний тип документов автор рассматривает с особенной пристальностью, поскольку он относится к недавно открытым и потому малоизученным источникам информации о структуре девиантного поведения девушек.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-07-2005
Ирина Марковна Попова Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 143-146. 
Рецензия на книгу: Козлова Т.З. СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ПЕНСИОНЕРОВ: ЭТАПЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. М., 2003. 228 с.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-07-2005
Сергей Вячеславович Мошкин, Виктор Николаевич Руденко Социологические исследования. 1994.  № 11. С. 82-89. 
В конце 1993 г. методом глубинного интервью был проведен опрос читателей детских библиотек г. Екатеринбурга. В выборочную совокупность вошли 102 ребенка двух возрастных категорий: 8—12 и 13—16 лет. Работа велась в семи районных филиалах Центральной детской библиотеки города. В данной статье содержатся некоторые результаты проведенного исследования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-07-2005
Александр Юрьевич Дроздов Социологические исследования. 2001.  № 8. С. 62-67. 
Автором статьи на протяжении 1998–2000 гг. был проведен комплекс исследований по выявлению социально-психологических факторов агрессивного поведения молодежи. В статье представлены некоторые результаты, позволяющие узнать о влиянии на агрессивность человека такого фактора, как телевидение. Результаты исследований позволяют говорить о наличии взаимосвязи между склонностью к просмотру телевизионных сцен насилия и дальнейшим агрессивным поведением среди лиц подросткового и юношеского возраста.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-07-2005
Иосиф Наумович Гурвич Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 142-143. 
В материале используются результаты проведенного в марте-мае 1996 г. "среза" исследования динамики криминологических процессов в Санкт-Петербурге. Вопросник исследования содержал несколько блоков переменных: виктимность; отношение к милиции; чувство безопасности и самосохранительное поведение; толерантность-ригоризм; латентные правонарушения. Основная цель состояла в том, чтобы выявить факторы, воздействующие на изменение правосознания, в частности на нарастание ригоризма, и прежде всего связанные с виктимным опытом, негативным отношением к институционализированному контролю.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-07-2005
Владимир Иванович Зубков
Риск представляет собой целенаправленное поведение социального субъекта, осуществляемое в обстоятельствах неопределенности ожидаемых исходов. В статье дается описание различных типов риска в основных сферах жизнедеятельности людей. Подчеркнуто, что важный аспект теории – разработка механизмов достижения приемлемого уровня в допускаемом риске.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-06-2005
С.А. Завражин, К.В. Хартанович Социологические исследования. 1993.  № 8. С. 55-56. 
В статье сообщаются результаты исследования ценностных ориентиров молодежи в возрасте от 13 до 20 лет, проведенного сотрудниками Владимирского государственного педагогического института в 1992 г. Авторы классифицируют полученные результаты в соответствии со структурой выделенных Р.Мертоном поведенческих реакций на аномию: конформизм, инновация, ритуализм и мятеж.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2005
Михаил Борисович Глотов Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 147-150. 
Рецензия на книгу: Смирнов П.И. Социология личности: учебное пособие. СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2001. 380 с.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2005
Галина Ивановна Осадчая Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 88-94. 
В статье представлены результаты проекта по изучению моделей особенного и специфического в поведении поколения двадцатипятилетних. Выявляется региональная специфика стиля жизни молодежи из Москвы, Владикавказа и Днепропетровска; показывается трансформация их стилей жизни по сравнению с предыдущим поколением. К факторам, конструирующим жизненные стили, авторы относят условия бытия, традиции и содержащиеся в них правила интерпретации, оценки жизненных феноменов, а также институциональные образования, характерные для доминирующих групп и способствующие воспроизведению определенного типа личности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-06-2005
Татьяна Алексеевна Панкова Социологические исследования. 2002.  № 5. С. 111-114. 
События последнего десятилетия подтвердили важность идей гражданственности в структуре духовных ценностей российского юношества. Молодежь как совокупность развивающихся личностей – самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть общества. Она обладает огромным социальным и творческим потенциалом и способна активно влиять на процесс гуманизации социально-экономических отношений, происходящий в обществе. Сегодня, как представляется, сложились определенные условия для «возвращения» полноценного процесса воспитания в школу, где в значительной мере и происходит социализация личности. Все более актуальной и необходимой становится задача государства, общества – соединить личную заботу школьника о своей судьбе с ответственностью за развитие страны, обеспечить активное личное участие молодых граждан в общественных делах.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-06-2005
Сергей Игнатьевич Сергейчик Социологические исследования. 2002.  № 5. С. 107-111. 
Понятие «гражданская социализация» характеризует процесс усвоения каждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической, правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Содержание понятия определяют три элемента: профессиональная социализация, позволяющая молодому человеку приобрести знания, освоить трудовые навыки и опыт в одной или ряде профессий; правовая социализация, направленная на устранение среди молодежи правового нигилизма, уяснение каждым молодым человеком своих прав и обязанностей; политическая социализация, способствующая повышению активности каждого индивида в защите своих прав и свобод, в управлении государственными и общественными делами. На основе анализа многообразных видов деятельности образовательных учреждений по социализации учащейся молодежи автор делает вывод о ее позитивной роли в формировании у молодого человека комплекса таких субъективных качеств, как ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности во всех сферах жизни, включая сферу труда, осознанная законопослушность, умение отстаивать свои гражданские права и выполнять обязанности, политическая активность, культура межличностных, межнациональных и других социальных отношений и проч.
ресурс содержит прикрепленный файл