Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 450

Опубликовано на портале: 16-09-2004
Виктор Павлович Макаренко Социологические исследования. 2004.  № 8. С. 33-43. 
Несмотря на общее название, статья имеет более частный характер. Ее тема – сравнение (в связи с дискуссиями «коммунитаристов» и «неолибералов»)воззрений Дюркгейма и Вебера о взаимовлиянии социальной и политической сфер. Дюркгейм исходил из превосходства социальной группы и общих интересов над индивидом и его частными интересами. Он разошелся с позицией классического либерализма в отношении ограничения функций государства обеспечением политических и гражданских прав и полагал, что по мере развития общества государство умножает свои функции. Позиции Вебера и Дюркгейма совпадают в признании за государством роли морального руководителя общества. Но Вебер полагал, что влияние государства на общественную мораль имеет опосредованный характер, исходил из представления об утилитарном характере протестантской этики как истока прогрессирующей рационализации современного западноевропейского общества.

Опубликовано на портале: 16-09-2004
Александр Ильич Савенков Директор школы. 1999.  № 5. С. 55-63. 
Статья посвящена вопросам особого подхода к так называемым "одаренным детям". Если мы признаем существования одаренных детей как особой, наделенной некой исключительностью части детского населения, то это требует и создания какого-то особого образовательного пространства.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 13-09-2004
Полина Михайловна Козырева
Москва: Центр общечеловеческих ценностей, 2002, 176 с.
«Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе» -данная книга посвящена малоизученной в российской социологии проблематике толерантности.
Рассматриваются концептуальные основы, особенности и тенденции развития толерантности в сознании россиян в контексте динамики социального самочувствия;
различные аспекты и перспективы политической и экономической толерантности, преодоления этнической и конфессиональной нетерпимости.
Уделяется внимание гендерным аспектам толерантности, отдельным вопросам поиска взаимопонимания в межличностном общении. В основу анализа положены результаты Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения ( RLMS ). Книга рассчитана на социологов, аспирантов, студентов и всех, кто интересуется данной проблематикой.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 11-09-2004
Олег Николаевич Яницкий
Москва: LVS, 2003
Монография посвящена теоретическим проблемам быстро развивающейся дисциплины – социологии риска.
Впервые предпринята попытка разработать основы концепции общества риска применительно к российской действительности.
Рассматриваются изменения в различных сферах общества, трансформация социального порядка и формирование новых общностей под воздействием производства и распространения рисков.
Особое внимание уделено воздействию рискогенной среды на планы и структуры индивидуального поведения. Книга рассчитана на широкий круг социологов.

Опубликовано на портале: 11-09-2004
Евгений Иванович Степанов
Москва: Ин-т социологии РАН, 1996, 288 с.
В книге рассматриваются проблемы формирования конфликтологии как научной дисциплины в условиях трансформации современного российского общества.
Содержание и обширная библиография позволяют использовать ее в качестве учебного пособия по курсу «Конфликтология».
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Владимир Александрович Ядов Методологические проблемы социальной психологии. 1975.  С. 89-105. 
В предлагаемой публикации обобщаются результаты теоретических и эмпирических исследований по изучению диспозиционной структуры личности и, в частности, регуляции социального поведения. Анализируются различные подходы и направления к пониманию структуры личности, к изучению различных психических свойств и процессов. В заключение, автор приходит к выводу о том, что регуляция социального поведения должна быть истолкована в контексте всей диспозиционной системы личности, а не только со стороны той или иной диспозиционной установки, относящейся к ситуации деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Игорь Семенович Кон Социальная психология личности. 1979.  С. 85-113. 
Интернализация социальных норм - одна из важных проблем изучения нормативной регуляции поведения людей. В процессе интернализации механизмы социального контроля превращаются во внутренние императивы индивидуального сознания. Данная статья посвящена описанию одного из аспектов данной проблемы, а именно, вопросу о природе и степени эффективности сознательной саморегуляции индивидуального поведения, основанной на усвоенных и выработанных личностью моральных принципах.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Владимир Александрович Ядов Социология и современность. 1876.  Т. 1.
В предлагаемой статье затрагивается проблема личности в диалектическом соотношении, с одной стороны, в качестве продукта социальных и культурных условий, а с другой стороны, как создатель своих собственных условий существования, то есть в качестве социального субъекта. Преимущества такого подхода заключаются в том, что личность здесь рассматривается как объект и субъект социальных отношений в эмпирически фиксируемых показателях, относящихся к различным уровням социальной среды, потребностей индивида, его диспозиционной структуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Владимир Александрович Ядов Социология и современность. 2003.  Т. 1. С. 75-90, 106-120. 
Данная статья представляет собой главу из книги « Социальная психология ». Ценными в данной статье представляются изложение основных позиций диспозиционной концепции личности и проблематизация личности как социально-психологического феномена. Автор, крупнейший отечественный социолог, дает краткий обзор основных теоретических подходов к изучению личности и в целом продолжает исследовательскую традицию изучения установочных или диспозиционных механизмов регуляции социального поведения личности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Владимир Александрович Ядов Социологические исследования. 1985.  № 3. С. 66-74. 
Главное внимание в статье уделено анализу проблемы стабильности и изменчивости личности в работе И. С. Кона « В поисках себя. Личность и ее самосознание ». Автор сосредоточил свой анализ на следующих ключевых моментах в книге: вопросы эволюции социально-нормативного образа личности в истории человеческой культуры; проблематика развития индивидуального самосознания; соотношение социального и индивидуального в личности. Применяя марксистскую методологию к исследованию обозначенных вопросов, автор полагает, что Кону удалось представить в анализируемой работе развитие самосознания в его социально-исторической ретроспективе и перспективе, динамике саморазвития конкретного эмпирического индивида. По мнению автора, развитие междисциплинарных связей между социологическими и психологическими подходами к личности – это весьма плодотворный путь дальнейшего углубления исследований личности как субъекта социальной деятельности. А рассматриваемая в статье книга Кона является лучшим тому доказательством.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Нонна Аркадьевна Барышникова Директор школы. 1998.  № 7. С. 9-16. 
Статья рассматривает опыт педагогов московской школы-лаборатории № 196, которые вот уже два десятилетия ищут и находят подходы именно к детям, которые по тем или иным причинам не вписываются в нормальный учебный процесс, никак не могут приспособиться к школе, ее требованиям и ритму и неизбежно оказываются среди безнадежно отстающих учеников. Беда в том, что таких детей немало, и они чаще всего становятся изгоями, так и не нашедшими своего места в школьной среде.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Петр Александрович Мейлахс
В данной работе автор ставит своей целью показать, как социальная проблема наркотиков конструируется в прессе и, таким образом, сдвинуть существующее в сегодняшней российской социологии равновесие от исключительного внимания к наркозависимым и их « проблемам » к тем, кто конструирует и определяет ситуацию вокруг наркотиков в том виде, в каком она существует сегодня, и тем самым проблематизировать « очевидные » и « само собой разумеющиеся » категории доминирующих медицинских и криминологических дискурсов. При рассмотрении того, как конструируется проблема наркотиков, автор анализирует общероссийские и петербургские СМИ, выделяя то общее, что присуще обеим ситуациям и акцентирует внимание на том, что их отличает.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-08-2004
Т. Антонова, Л. Тихонова, Н. Сироткина Директор школы. 1996.  № 5. С. 14-20. 
Статья посвящена вопросам соционики и дает некоторые рекомендации педагогам по учету соционтипа ученика в образовательном процессе. Социотип представляет собой некую константу, определяющую способ организации психической деятельности. Именно из его природы вытекает ориентация на те или иные формы и методы преподавания и воспитания, характер общения с детьми.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 31-08-2004
Наталья Олеговна Вербицкая, В. Ю. Бодряков Директор школы. 1997.  № 3. С. 50-53. 
Статья посвящена широко обсуждающейся в научно-педагогической литературе проблеме уровневой дифференциации обучения и связанной с ней так называемой «сортировки» детей по классам с различным уровнем обученности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-08-2004
Edgar Schein Sociometry. 1960.  Vol. 23. No. 2. P. 148-161. 
Цель предлагаемой статьи - рассмотреть некоторое соотношение между коммуникацией, групповой солидарностью и социальным влиянием. В статье рассматривается природа коммуникативных систем; движение информации внутри них; структурные свойства языка, а также анализируютя функции, которые выполняет коммуникация в оргнизованных системах, будь это группы, индивиды или же нейронные сети. Автор также сосредотчивает внимание на анализе коммуникационных процессов, которые предполагают воздействие на социальную ситуацию и индивидов внутри нее.

Опубликовано на портале: 19-08-2004
Светлана Иванова
Москва: Альпина, 2003, 168 с.
Сейчас почти никого не нужно убеждать в том, что «правильные» люди, мотивированные, обученные, обладающие необходимыми для данной работы и данной организации компетенциями, в очень большой степени определяют успех бизнеса.
Почти не осталось монопольных рынков, любое «ноу-хау» быстро подхватывают конкуренты, поэтому чаще всего теперь побеждает тот, у кого лучше команда. Итак, нам нужны «правильные» люди на «правильном месте». Как же узнать, кто из них соответствует этому определению, а кто нет? Существует множество подходов к подбору и оценке персонала, и автор, директор по персоналу компании Johnson & Johnson, рассматривает большинство из них.
Те методики, которые выдержали испытание практикой и показали свою эффективность, изложены подробно и с многочисленными примерами, что позволяет читателю легко использовать их и создать оптимальную систему оценки персонала. Книга ориентирована на руководителей кадровых служб компаний, рекрутеров, менеджеров и предпринимателей, а также студентов и преподавателей экономических и управленческих факультетов вузов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 16-08-2004
Юлия Владимировна Маркова
Автор статьи обращается к работе П. Сорокина Социальная и культурная мобильность (1927 г.), представляющей классический подход к изучению социальной мобильности, с целью анализа условий его возможности. Речь идет о выявлении тех компонентов социологического познания, которые ему предшествуют, однако не во времени, а как способность синтеза множества чувственных данных с помощью категорий рассудка. Эти категории выступают в роли априорных социологических принципов, в соответствии с которыми устанавливаются связи между социальными явлениями. Основой такого a priori выступает социальная позиция самого социолога, задающая его отношение к объекту.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 13-08-2004
Анотолий Васильевич Воронцов, Татьяна Николаевна Клюева Директор школы. 1994.  № 3. С. 63-74. 
Несколько лет назад группа школьных директоров центральных районов обратилась на кафедру психологии Самарского государственного педагогического института с просьбой помочь в осуществлении дифференцированного подхода в обучении, начиная с 1-го класса. В обследовании приняли участие более двух тысяч детей в возрасте 6-7 лет, готовящихся начать обучение. Мы предложили им, среди других методик, сделать "Рисунок семьи". Рисунки нас поразили, более двух третей из них мы отнесли по разным показателям к группе риска. Всех родителей из этой группы пригласили на консультативную встречу, предварительно побеседовав с каждым ребенком.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 13-08-2004
Л. Тихонова Директор школы. 1995.  № 1. С. 42-47. 
Что же это такое, и чем именно она поможет нам? Одни видят в соционике лишь модную сегодня психологическую типологию людей, другие рассматривают ее как часть психологии, ориентированную на целостный подход к личности. Ну а сами соционики считают себя представителями новой, только "становящейся на ноги" дисциплины, возникшей на стыке наук о природе и человеке. Действительно, соционика оперирует типологическим методом, и в соционическом типе отражается видение личности в совокупности ее проявлений. Однако интересны не сами по себе эти проявления, а то, что стоит за ними. Соционика (ее иногда называют метапсихологией) изучает фундаментальные механизмы, управляющие целостным проявлением личности (то есть социотипы), а также обусловленные этими механизмами законы коммуникации. Социотип имеет как индивидуальную, так и коллективную форму выражения, поэтому можно говорить о со-циотипе не только отдельного человека, но и социальной общности, например, этнической.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 11-08-2004
И. В. Абакумова
Цель спецкурса - рассмотреть и проанализировать категории "толерантность" и "личностный смысл" как сопряженные характеристики образовательного процесса. В спецкурсе делается попытка сблизить две глобальные идеи современной науки, пересечь их в общей точке – идеи толерантности и идеи личностного смысла. Предпосылкой их сближения и слияния служит реальная связь толерантных и личностно-смысловых отношений, проявляющаяся в конкретных жизненных ситуациях и нуждающаяся в научном объяснении. Взгляд на толерантность с позиций личностного смысла, как и прочтение личностного смысла языком толерантности, - путь, ведущий к взаимообогащению рассматриваемых категорий.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него