Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 450

Социология возраста [учебная программа]
Опубликовано на портале: 11-08-2004
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
2003
В учебной программе «Социология возраста» дается материал по следующим разделам:
основные функции социологии возраста,
главные цели применения социологического знания,
современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией,
основные методы и направления исследований;
теоретические концепции социализации и взросления,
об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий и возрастных кризисах;

Обучающийся должен уметь организовать социологическое исследование в предметном поле социологии возраста, получать и обрабатывать информацию, использовать информационные технологии для поиска, сбора информации.

Объем курса «Социология возраста» - всего – 72 ч.(Аудиторные занятия – 32, Самостоятельная работа - 40 ч.)

К содержанию программы прилагаются:


Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Учебно-тематические планы занятий
План групповых занятий
Темы семинарских занятий, вопросы для обсуждения, темы для докладов
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Примерные вопросы к зачету/экзамену
Список рекомендованной литературы (основной и дополнительной).

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-08-2004
Алла Анатольевна Денисова
Москва: Информация XXI век, 2002, 256 с.
В последние годы в России активизируются усилия гражданского общества, направленные на установление равенства прав и возможностей женщин и мужчин, и обсуждение международных обязательств нашей страны в области соблюдения прав человека, и в частности прав женщин, приобретает публичный характер.
В связи с этим, а также в результате институционализации отечественных гендерных исследований и первых шагов гендерного просвещения в общественное сознание входят многочисленные гендерные понятия, а язык женского движения и средств массовой информации осваивает соответствующие термины, с частью которых русскоязычная аудитория сталкивается практически впервые. Словарь гендерных терминов, по типу энциклопедический, является первым объемным (378 словарных статей) лексикографическим изданием, представляющим русскоязычные гендерные термины, а также их англоязычные варианты.
Под гендерными терминами понимаются слова и словосочетания профессиональной речи, обозначающие специальные понятия гендерных исследований, интегрирующих научные знания из области философии, социологии, политологии, культурологии, психологии и лингвистики, литературоведения, истории, частично сексологии. В издание вошли словарные статьи 49 исследователей из России и стран ближнего зарубежья. Он предназначен для ученых, преподавателей и студентов, журналистов, представителей власти и управления, участников общественных движений, а также в целом для гендерного просвещения российского общества с целью формирования принятых в мире современных представлений о равенстве женщин и мужчин. Авторы словарных статей - 49 исследователей из России и из-за рубежа - предоставляли в словарь статьи, составленные в соответствии с условиями по их содержанию и оформлению, изложенными в редакторской методической записке.
В иных случаях авторами предлагались тексты опубликованных ранее исследовательских статей, методических и учебных пособий, иногда неопубликованных лекций, откуда редактором производилась выборка сведений, необходимых для описания терминов, и на их основе создавались словарные статьи, окончательный вариант которых согласовывался с авторами.
Таким образом, большинство статей словаря - авторские. Словарные статьи без указания авторства - это реферативные статьи, составленные редактором на основе лексикографических и других источников.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 11-08-2004
Лариса Александровна Гейденрих, Г.П. Беляева
В основе программы-спецкурса «Формирование у подростков толерантного отношения к воздействиям правонарушителей»
лежат идеи, касающиеся границ и ограничений толерантного поведения.
В качестве объекта толерантности выбраны формы законопослушного и незаконопослушного поведения подростков.
программе развивается тезис о том, что увеличение спектра правонарушений происходит за счет терпеливого отношения подростков к правонарушителям. В этой связи формирование толерантности, трактуемой как приобретенная устойчивость к стрессогенным, деструктивным, конфликтогенным факторам (А.Г. Асмолов), а в данном случае к поведению, нарушающему закон, является одной из задач современной школы.

Главная цель социально – психологического тренинга - формирование у подростков толерантного отношения к воздействиям правонарушителей.

Задачи:
-развитие эмоциональной устойчивости к воздействиям сверстников – правонарушителей
-актуализация способов терпеливого отношения к правонарушите-лям
-содействие осознанию иерархии ценностей, включающей ценность закона
-формирование позитивного отношения к правилам и закону как ре-гуляторам социального поведения;
-формирование навыков противостояния групповому давлению

Объем спецкурса- тренинга: 12 занятий. Длительность занятия – 1,5 час. Частота встреч – 1/2 раза в неделю.

К содержанию спецкурса-тренига прилагаются: содержание программы (полный текст), с упражнениями
Приложение 1. Билль о правах ребенка
Приложение 2. Список ценностей.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 11-08-2004
Светлана Васильевна Поленина Права женщин в России: законодательство и практика. 2004. 
Достижение гендерного равенства как одна из задач, стоящих перед человечеством, впервые на международном уровне была вынесена в круг важнейших проблем мирового значения во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а в 1966 г. в Международных пактах о гражданских и политических, а также об экономических, социальных и культурных правах человека. Автором в тезисной форме рассматриваются все аспекты вышеозначенной проблематики.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Независимость: за и против [учебная программа]
Опубликовано на портале: 11-08-2004
Ирина Андреевна Тупицына
на широкую аудиторию, как на студентов, так и на аспирантов и преподавателей
Спецкурс - Тренинг «Независимость: за и против» предназначен для женщин, независимо от возраста, социального статуса, образования и других социальных характеристик. Конечно же, программа тренинга не исключает и участия мужчин, поскольку основные проблемы личной независимости схожи как для мужчин, так и для женщин.
Тренинг предполагает участие от 15 до 25 человек.

Цели тренинга:
Обучить стратегиям независимого поведения и личной ответственности.
Способствовать повышению уверенности в себе, принятию себя и других людей.
Способствовать разрешению традиционного ролевого конфликта, противоречия возникающего между двумя сферами жизни женщины: дом (семья) - работа (карьера).

Объем курса - 24 часа.

К содержанию спецкурса - тренинга прилагаются: список тем, краткий список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Ирина Андреевна Тупицына, Полина Витальевна Румянцева
рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей
Основная цель и задачи спецкурса - тренинга «Моя работа и мой пол: преодоление барьеров и расширение возможностей» -
направлена на анализ как личных гендерных стереотипов, так и стереотипных представлений в области профессиональной деятельности. Одной из целей данного тренинга является также работа с личными эмоциональными трудностями участников, обучение методам конструктивного поведения в эмоционально-напряженных ситуациях.

Объем данного курса - 36 часов.

К содержанию спецкурса «Моя работа и мой пол: преодоление барьеров и расширение возможностей» прилагается: список тем, краткий список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Любовь Николаевна Цой, C. C. Сергеев
студенты 5 курса
В авторском спецкурсе «Инновационная технология в образовательном процессе: развитие через конфликт» рассматриваются следующие темы:
Диагностика конфликтов
Стереотипы конфликтующих субъектов
Манипулятивное взаимодействии в конфликтах
Стратегия развития конфликтной ситуации и др.

Объем курса «Инновационная технология в образовательном процессе: развитие через конфликт» - 30 часов.

К содержанию курса прилагаются: основные задачи по каждой теме, задания на дом.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 09-08-2004
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
Содержание работы «Сетевое сообщество социологов: основные характеристики участников и формы взаимодействия» посвящено изучению - исследованию научного сетевого сообщества. В настоящее время новые информационные технологии могут выступать: как объект изучения социальных наук и в том числе социологии; как источник получения информации по социальным наукам; как профессиональный инструмент исследователя; как технология презентации актуального социологического знания. В последние годы в России ИКТ начинают выступать группообразующим фактором социально-профессиональных сообществ, в том числе и сообщества социологов. Проблема сетевых сообществ недостаточно исследована в России, абсолютное большинство работ посвящено проблемам виртуальной реальности, психологии виртуального общения и Интернет-зависимости.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-08-2004
Виктор Владимирович Гуленко Директор школы. 1995.  № 6. С. 22-30. 
В статье рассматриваются вопросы соционических технологий в сфере образования. Даются рекомендации учителю школы по проведею социоанализ класса для выбора методов и приемов преподавания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-08-2004
Ольга Михайловна Здравомыслова Права женщин в России: законодательство и практика. 2002. 
Широко известно, что, хотя в положении женщин в последние десятилетия произошли огромные перемены, сопоставимые с мирной социальной революцией, реальное равноправие мужчин и женщин все еще остается недостижимым идеалом. Поэтому многие влиятельные политические силы в современном мире вновь и вновь поднимают вопрос о положении женщин и их роли в общественной и политической жизни. Для социал-демократии этот вопрос является традиционно значимым. Более того, современные социал-демократические партии в своих программах специально подчеркивают, что с угнетением по признаку пола необходимо бороться так же, как и с угнетением классовым. Женщинам должно быть обеспечено не просто юридически формальное культурное и бытовое равноправие, но и реальные возможности участия в политике, бизнесе и профессиональной деятельности. В то же время надо отдавать себе отчет в том, что общественное мнение, в том числе и женское, еще не готово даже к серьезному обсуждению проблемы. Она, фактически, отдана на откуп демагогам от политики, религии, философии и морали. Несмотря на разнообразие исходных позиций и аргументов, все они сходятся в одном: женщине не место в общественной жизни и прежде всего в политике. Необходимо противопоставить псевдонаучной демагогии цивилизованную, аргументированную точку зрения, основанную на знании и здравом смысле. Поэтому проблемы женщин современной России требуют не только обсуждения, но и безотлагательных политических решений.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 09-08-2004
Татьяна Федоровна Шубина Права женщин в России: законодательство и практика. 2002. 
Изучая природу человеческого общества, исследователи сосредоточивали свое внимание на мужских проблемах, таких, как работа, война, преступность, причем сделанные выводы в равной степени применяли к обоим полам. Представления о том, что экономика определяет форму социальных отношений, а политика выражает интересы класса, не учитывали существование двух полов, имеющих разные социальные пространства. В течение многих веков в политическом, экономическом, социальном и культурном пространствах главенствовал мужчина, а деятельность женщин по освоению пространства была ограничена семейно-бытовой сферой. В настоящее время, сопровождающееся социальной поляризацией, изучение социальных аспектов пола открывает большие возможности для исследования общества как организованной модели социальных отношений между женщиной и мужчиной на уровне социальных групп и общностей. С этой целью был проведен социологический опрос по репрезентативной для населения Архангельской области выборке - 1000 человек.Полученные материалы позволяют охарактеризовать современные идентификационные процессы по нескольким направлениям: региональная и локальная самоидентификации, включающие представления о "малой Родине"; национальный (русский) характер на уровне стереотипов; политические суждения и оценки относительно современного состояния территории области, состояния прав человека и, особенно, женщин.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 07-08-2004
Элеонора Матвеевна Иванова Права женщин в России: законодательство и практика. 2004. 
Автором анализируется история женского вопроса с разных точек зрения: Необходимо прежде всего задать вопрос: «Почему мы выделяем права женщин в контексте прав человека? Потому что тысячелетиями под правами человека подразумевались права мужчин, а женщины, согласно философской традиции, считались существами второго сорта. Для оправдания разделения ролей, устанавливающих между мужчиной и женщиной отношения иерархической зависимости, сложился миф о "природном назначении" каждого пола, об особенностях "мужского" и "женского" характера, о "тайне" пола. В его основе лежит строгая соподчиненность в отношениях между полами: мужчина полноценный человек, субъект истории, женщина жена мужа своего, объект его власти власти патриархального рода.» Таким образом, философия заложила основы патриархата, которые в том или ином виде воспроизводились в последующих обществах и культурах. Она создала механизмы, автоматически воспроизводившие систему власти, при которой на вершине социальной пирамиды патриархального общества всегда оказывался мужчина, и он обладал правом прибегать к насилию ради сохранения власти и поддержания своего авторитета и.т.д.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 07-08-2004
Елена Викторовна Кулагина Права женщин в России: законодательство и практика. 2003. 
В статье рассматриваются вопросы дискриминация по признаку пола, проявляющиеся в недооценке женского труда по уходу за детьми-инвалидами. (На анализе примеров семей с детьми-инвалидами). Проблемы социального обеспечения, сложности совмещения занятости и ухода за детьми, неразрешимые потребности детей-инвалидов в получении посторонней помощи при лечении, а также в процессах воспитания, образования и реабилитации приводят к тому, что ответственность за детей с ограниченными возможностями ложится на женщин. Хотя социальное законодательство предполагает равное участие отцов и матерей в уходе за детьми-инвалидами, нет механизмов и программ для обеспечения такого равенства. Актуальность данной тематики предопределяется, тем, что публикаций об исследовании положения семей с детьми-инвалидами весьма немногочисленны в отечественной литературе, а гендерная тематика в данной области представлена единичными примерами.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 07-08-2004
Татьяна Михайловна Москвичева Права женщин в России: законодательство и практика. 2003. 
В статье автором анализируются разные аспекты трудового законодательства (рассматриваются нормы, определяющие специфику увольнения работников, имеющих детей. Отдельные положения по-разному сказываются на регламентации труда лиц разных полов, то есть проявляют себя гендерно не равнозначно). Выделение одиноких матерей в категорию работников, имеющих повышенные гарантии при прекращении трудовых отношений, по-прежнему актуально и может являться темой отдельного исследования.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 07-08-2004
Жанна Анатольевна Горбачева Права женщин в России: законодательство и практика. 2002. 
Проблемы дискриминации в трудовых отношениях по признаку пола являются весьма актуальными как в России, так и за рубежом. Автором анализируются международно-правовые акты - «Всеобщая Декларация прав человека» 1948 г., «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» и т.д. Поскольку правовое регулирование трудовых отношений в странах ЕС представлено также и документами, принимаемыми на уровне Европейского Союза, то применительно к закреплению принципа запрета дискриминации автором анализируются и Директивы ЕС 1975 года ¦75/117 и 1976 года ¦76/207. В статье дана характеристика национального законодательства стран ЕС, рассмотрены основные подходы к понятию дискриминации, а также обеспечению равенства возможностей для мужчин и женщин в трудовых отношениях.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 06-08-2004
Светлана Спартаковна Селектор Директор школы. 1993.  № 4. С. 31-37. 
Все признают, что «хороший ученик» сегодня - это школьник, обладающий пытливым, любознательным умом, интеллектуальным развитием, имеющий собственные убеждения, способный критически мыслить.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-08-2004
Лариса Владимировна Косыгина
студенты 2 и 3 курсов
В рамках учебного курса «Социология неравенства: гендерный аспект» изучается понятие социального неравенства как системы господства/подчинения в рамках гендерных отношений в его различных проявлениях.
С этой целью рассматривается ситуация с гендерным равенством в России:
как гендерные стереотипы влияют на формирование профессиональной ориентации,
влияние гендерной системы на формирование стратификационной системы общества,
рассматриваются гендерные аспекты безработицы (влияние гендера на практики увольнения, на восприятие и переживания последствий безработицы),
даются основные подходы к определению значения термина "гендер".

Автором приводится обзор результатов зарубежных и отечественных исследований общественного мнения по вопросам:
пространственная и временная относительность деления профессий на "женские" и "мужские" профессии
анализ объема информации о женщинах в средствах массовой информации, (с этой точки зрения рассматриваются женские журналы, книги, видео ролики, фильмы, рекламная продукция)
рассматриваются "женские" и "мужские" сферы бизнеса (например, женщина в "мужском" бизнесе, сексуальность и рабочее место, приставания и изнасилования на рабочем месте: ситуация в мире и в России).
Изучается сложившаяся ситуация с гендерным неравенством в заработной плате (приводятся возможные пути преодоления разрыва в заработной плате).

Объем курса «Социология неравенства: гендерный аспект» - 36 часов.

К содержанию программы прилагаются списки рекомендованной литературы, сформированные отдельно по каждой теме.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 29-07-2004
Ирина Сергеевна Клецина, Ирина Андреевна Тупицына
студенты, аспиранты, преподаватели ВУЗов
Объем учебного спецкурса-тренинга «Потолок пола. Роли и жизненные сценарии мужчин и женщин» - 12 часов.

Основная цель спецкурса:
способствовать деконструкции традиционного взгляда на вопросы пола, осознанию существа гендерных проблем;
Способствовать развитию гендерного сознания и личностной самореализации.

Курс включает:
во-первых, информацию, отражающую основные аспекты гендерной проблематики,
во-вторых, практические упражнения, направленные на развитие личности участников семинара.

К содержанию программы спецкурса прилагаются:
список основных тем, список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Психология семьи [учебная программа]
Опубликовано на портале: 29-07-2004
Надежда Константиновна Радина
студенты 4 курса отделения "Психология" факультета менеджмента и маркетинга НИМБ
Объем учебной программы «Психология семьи - 34 часа».
Цель курса: Интегрировать знания студентов для понимания особенностей развития семьи и семейных отношений, а также инициировать исследовательскую и практико-ориентированную активность студентов-психологов в области семейных отношений.
Задачи курса:
1. Дать представление о сложной структуре психологического феномена "семья" в целом и ее структурных единицах.
2. Показать возможность практической психологии в работе с семьей.
3. Познакомить с диагностическим психологическим аппаратом, который используют исследователи и практики в изучении семьи.
Специфика построения предлагаемой программы заключается в интеграции ряда специальных тем, непосредственно связанных с проблемами развития семейных отношений.
К содержанию программы прилагаются:
список тем курса,
вопросы к практическим и семинарским занятиям,
список тем к семинарам,
список литературы к семинарам,
список тем к практическим занятиям,
список литературы к практическим занятиям,
список основной литературы, список дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Любовь Николаевна Цой
для студентов социологического факультета
Курс «Инновации в образовании: развитие через конфликты» рассчитан на 28 ч.

В настоящем учебном курсе автор показывает формы, процессы возникновения и протекания конфликтов в разных сферах человеческой деятельности.

Содержание учебной программы направлено на то, что, изучая конфликты в разных сферах и на разных уровнях, каждый человек может извлечь для себя определенную пользу, как для личной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Сверхзадача заключается в том, чтобы у будущих специалистов формировалось конструктивное отношение к социально-позитивным конфликтам, особенно если их профессия будет связана с управленческой деятельностью.

Авторский курс является продолжением курса конфликтологии, который тесно связан со смежными науками: социологией, психологией, экономикой, политологией, этикой, правом, педагогикой и др. науками.
Усвоение авторского курса «Инновации в образовании: развитие через конфликты» основано на анализе потенциально существующих и разворачивающихся конфликтов в учебном процессе.

К содержанию программы прилагается обширный список литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию