Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 450

Гендерная психология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Анна Валерьевна Емельяненкова
Студенты 3 курса
Объем курса «Гендерная психология» - 102 часа.

Целью данного курса автор ставил расширение областей знаний студентов, связанной с гендерной проблематикой, а также освоение техник, позволяющих работать с гендером как в исследовательских проектах, так и деятельности практика.

Содержание учебного курса раскрывает область современных гендерных исследований, показывает освоение общей методологии гендерного анализа, останавливается на рассмотрении проблематики гендера в различных сферах жизнедеятельности общества: образования и здравоохранения, экономики, политики и права.
Данная программа поможет обучающимся расширить перспективу восприятия проблем гендерной психологии, переведет их на новый уровень осмысления.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Вера Александровна Лабунская
Студенты 4-5 курсов гуманитарных факультетов, аспирантов кафедры социальной психологии
Спецкурс «Гендерная психология общения» представляет собой самостоятельный, оригинальный курс, который развивает основные положения базового курса специализации - "прикладная гендерная психология".
Продолжительность данной учебной программы - 28 учебных часов.

Основная цель данного спецкурса состоит в том, чтобы
сформировать представление не столько о предмете психологии общения,
о типах общения и его строении,
о феноменах и закономерностях общения,
о возможностях управления впечатлением в общении,
о технологиях подготовки к различным формам общения,
о способах применения полученных знаний в практической деятельности, в регуляции социального поведения личности и группы,
сколько научить студентов анализировать обозначенные аспекты общения с позиций гендерной психологии.

К содержанию программы прилагается обширный список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендерная психология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Ирина Ярославовна Шевцова
Студенты 5-го курса психологического факультета
Объем курса «Гендерная психология» - 45 учебных часов.
Теоретической основой спецкурса «Гендерная психология» является гендерный подход, предлагающий новый способ познания действительности, в котором отсутствует поляризация и иерархия "мужского" и "женского".

Основной задачей спецкурса автор ставит:
формирование у студентов представлений о развитии и становлении личности мужчины и женщины с точки зрения гендерного подхода,
рассмотрение вопросов гендерных различий и гендерных отношений;
обучение использованию гендерного подхода в повседневной профессиональной деятельности.

Принятие позиции, что пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет по-новому реконструировать "Я-образ" и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений,
дает возможность переоценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества,
активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации.

К содержанию данной программы прилагается:
список литературы, сформированный по каждой теме отдельно;
общий список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Наталия Валерьевна Ходырева
Объем курса «Гендерные проблемы в психологии» - 74 часа.
Лекции - 24 часа; семинары - 10 часов; самостоятельная работа - 40 часов.

Цель данного учебного курса: формирование представлений о понятии гендер в гуманитарных дисциплинах.

В задачи курса входит формирование знаний и умений по анализу гендерного фактора
и навыков в проведении гендерных исследований.

Материал спецкурса посвящен:
теоретическим знаниям о роли гендера в практических исследованиях;
возможности систематизировать знания по гендерным исследованиям;
анализу гендерных проблем и применению знаний в социальной практике

К содержанию программы спецкурса прилагается: список основной и дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Катерина Владиславовна Фофанова
Объем курса «Гендерный подход к ювенологии» - 18 ч.

В рамках предлагаемого курса анализируются вопросы:
социализации молодежи,
вопросы межпоколенческих, брачно-семейных взаимоотношений,
рассматривается тема молодежных субкультур и молодежной политики с позиций гендерного анализа.

Цель курса - формирование научного знания о гендерном факторе, влияющем на развитие человека в период юношества и молодости.

В задачи курса входит изучение теоретических и методологических основ понятия "гендер" в ювенологии, формирование навыков и умений по применению гендерного анализа процессов социализации, воспитания, образования новых поколений.

В результате изучения студенты должны:
-приобрести теоретические знания о роли гендера в ювенологии
-систематизировать знания о гендерных исследованиях
-уметь анализировать проблемы с применением гендерной интерпретации в социальной практики при работе с подростками и молодежью.

К содержанию учебной программы прилагается: краткий список рекомендуемой литературы

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Елена Николаевна Молчанова
Студенты 5 курса
Объем курса «Гендерные аспекты психологии лидерства» - 30 часов.

Цель курса:
познакомить студентов с основами гендерной теории,
рассмотреть различия между лидерами мужчинами и женщинами,
способствовать самореализации обучающихся в профессиональной сфере и в сфере межличностных отношений (Я-образы и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации отношений).

При построении курса была использована стратегия поэтапного включения в гендерные знания, от элементарных проблем половых различий к сложным гендерным исследованиям.

В учебном курсе автором рассматриваются следующие вопросы:
Основы гендерной теории, включая исторические аспекты психологии гендерных отношений и гендерной психологии лидерства;
Феномены гендерной идентичности и гендерной социализации;
Гендерные стереотипы. Предрассудки, установки;
Жизненные стратегии личности и проблема самореализации;
Модели и теории лидерства, включая гендерные концепции лидерства;
Женское лидерство как социально-психологический феномен;
Политическое лидерство.

К содержанию программы спецкурса прилагаются:
темы практических занятий;
список литературы;
список примерных тем для обсуждения;
список тем рефератов, предлагаемых для самостоятельной разработки;
обширный список тем основной и дополнительной литературы к курсу;
представлено оснащение к проведению практических занятий.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Елена Викторовна Иоффе
для студентов старших курсов гуманитарного профиля
Объем учебного курса «Личность. Гендер. Сексуальность.» - 18 часов.
Автор в спецкурсе освящает проблемы основных теоретических концепций, определяющих проблемное поле сексуальности, а также делает акцент на проблематику сексуальности в психоанализе, сексуальности как интегративной характеристики личности.
В программе курса рассматриваются этапы и закономерности психосексуального развития гендерной социализации.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем
  • краткий список рекомендуемой литературы
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Дмитрий Владимирович Воронцов
Студенты 3-го курса обучения, специализирующиеся по кафедрам социальной психологии, общей психологии и психологии личности, валеопсихологии
Объем спецкурса - «Прикладная гендерная психология» - 64 часа.
Автор данного учебного курса охватывает следующие разделы:
теоретико-методологические аспекты гендерной психологии,
методики исследования гендерных характеристик личности
.

В рамках курса изучаются вопросы влияния социального и политического контекста на социально-психологическую проблематику, рассматриваются проблемы возникновения и развития гендерных исследований, вопросы даны в рамках контекста феминистской критики и психологии, освещаются проблемы женских, гендерных исследований.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем,
  • список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Надежда Константиновна Радина
студенты 4 курса отделения "Психология"
Объем учебного курса «Качественные методы исследования в изучении социальной идентичности» - 34 часа.
Цель данной учебной программы - представить достоинства качественных методов и качественной методологии в целом на материале изучения социальной идентичности.
    Задачи курса включают в себя:
  1. структурировать и наполнить новым содержанием понятие "социальная идентичность";
  2. показать связь качественной методологии с исследованиями гендерной и этнической идентичности;
  3. инициировать опыт исследовательской деятельности в русле использования качественных методов в изучении социальной идентичности
.
Содержание учебной программы направлено на тех, кто намерен вести активную исследовательскую работу, кто собирается консультировать и ориентирован на практику социальной помощи. В программе исследуется понятие - качественные методы, что позволяет вскрыть "индивидуальную реальность" на фоне общих психических закономерностей, поэтому являются необходимым психодиагностическим инструментом в основной работе.
К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем
  • список литературы
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 10-07-2004
Е.В. Золотухина-Аболина Общественные науки и современность. 1997.  № 4. С. 158-192. 
Статья остро ставит вопрос о моральной ответственности интеллектуальных элит за разрушение позитивной основы повседневного сознания людей, обеспечивающей их выживание как общности. Мировосприятие подавляющего большинства, не относящегося к специалистам и творцам «высокой» культуры, по своей природе конструктивно. В нем доминируют здоровая рассудочность и логика здравого смысла, формулирующие понятные задачи: жить, процветать, занимать определенное место в социуме, радоваться бытию и т.п. Творческим интеллектуалам посредством электронных СМИ удалось имплантировать в массовое сознание эстетические принципы постмодернизма, главный из которых – отказ от четких целей, оценок и смыслов. В результате произошла подмена конструктивного мироощущения девиантным, а его атрибуты – травестия, эпатаж, юродство, ёрничество, глумление – обрели значение норматива.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2004
А.К. Болотова Общественные науки и современность. 1997.  № 6. С. 38-44. 
Автор статьи поставила цель – определить роль темпераментальных характеристик человека при столкновении с неблагоприятной жизненной ситуацией и значение фактора времени в преодолении негативных последствий социальной нестабильности. Обращалось внимание также на особенности индивидуального самосознания, самооценки, уровни притязания личности и их изменения, построение или отсутствие перспективных целей деятельности, изменения временных параметров в восприятии собственного жизненного пути. При этом большое значение имел уровень субъективного контроля при оценке и восприятии жизненной ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Н.В. Гришина Общественные науки и современность. 1997.  № 5. С. 87-96. 
Автор считает, что проблематика «нечестной игры» в какой-то мере выпала из сферы научных исследований по причине ее очевидной этической окраски. С одной стороны, практическая психология, акцентируя технологические аспекты успешного взаимодействия, отбрасывает этические компоненты «за ненадобностью». С другой стороны, ученые обходят стороной разработку инструментария «нечестной игры» поскольку он может быть использован во вред. Автор обеспокоена тем, что распространяемые приемы обучения взятые вне этического контекста сводят коммуникацию к техникам манипуляторства, формируя в человеке исключительно прагматическое или враждебное отношение к окружающему.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2004
Игорь Григорьевич Яковенко
2002
Различие идеальных представлений и реального мира - характерная черта человеческого сознания. В русской православной, а затем и советской культуре она приобретает характер неразрешимого противоречия. Сознание человека, являясь носителем должного, категорически отрицает существование реального мира. Противоречие между должным и реальностью становится причиной внутреннего конфликта каждой личности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Предмет данного исследования - страх перед социально значимыми негативными событиями и процессами, оцениваемыми массовым сознанием как катастрофа. В центре внимания авторов - массовые страхи и ожидания катастрофических сдвигов, начиная от угроз местного значения до региональных, национальных и планетарных. Эти темы не получили до сих пор существенной разработки в социологии. Задачи данного исследования включают осмысление ряда проблем, имеющих важное значение для углубления научных знаний о роли страхов в жизни современных обществ. Цель этой работы - привлечь внимание к теме страхов, которая большей частью заброшена социологами.
Эмпирические данные, приводимые в этом исследовании, получены в России. В дальнейшем авторы рассчитывают расширить тему за счет сравнения российских страхов с социальными страхами в других странах, например в США. Учитывая весьма различные нормативные представления об оптимизме и пессимизме в русской и американской культурах, сравнение роли страхов в обеих странах кажется авторам интересным объектом исследования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 09-06-2004
Ред.: Марина Вячеславовна Семина (Киблицкая)
2002
Книга представляет сборник студенческих эссе по социологии, в которых авторы, описывая события или наблюдения в течение одного только дня, показывают не только то, как они воспринимают увиденное, но и какой была жизнь окружающих в тот период. Книга открывает традицию взгляда на жизнь простого человека, и это может быть взгляд только на одно мгновение из чьей-то жизни, описание отдельного эпизода. В этом смысле книга представляет собой попытку проведения качественного, феноменологического исследования повседневности. Описания-эссе, представленные в книге, показывают, каким образом строятся властные отношения, складывающиеся внутри определенных социальных групп, какие обычаи и традиции существуют у нашего народа, какие стереотипы распространены. В первой главе представлены истории жизни, написанные в разных жанрах. Некоторые авторы просто описывают полную историю жизни, другие - какой-то отрезок из неё. В основном, авторы рассказывают о своей собственной жизни. Однако некоторые биографии - это результаты интервью, взятых у других людей. Во второй главе фокус смещается в сторону описания только одного события из жизни авторов, однако эти случаи из жизни показывают, насколько емким может быть описание одного дня. В третьей главе приведены некоторые описания кейс-стади, а в четвертой - рецензии на книги.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 09-06-2004
Николай Васильевич Клягин
2002
Автор монографии задается одним из сложных вопросов философской антропологии: как понять и объяснить природу способностей человека, позволившую занять ему такое положение в мироздании, которое он занимает. Для исследования проводится метафорическое сравнение мозга человека с компьютером, функционирование которого от момента рождения поддерживается био-социальными программами, представляющими накопленный опыт человечества. Применяется историко-социальный метод исследования духовной жизни человека.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 08-06-2004
Сергей Георгиевич Кара-Мурза
Москва, 2000
Книга представляет собой публицистический очерк о формах и методах манипуляции сознанием. В ней описываются предпосылки манипуляции, мифы общественного сознания, воздействующие на восприятие реальности индивидами. Речь также идет о влиянии общественных институтов, массовой культуры, средств массовой информации на формирование манипулятивной семантики и риторики. В качестве эмпирической иллюстрации манипулятивных техник воздействия рассматривается сознание советского человека, "мягкие" черные мифы о советском строе, а также метафоры и стереотипы перестройки и государственного переворота августа 1991 г. В заключение автор говорит, что главная цель книги - дать материал для того, чтобы каждый мог подумать о том выборе жизнеустройства, перед которым он сегодня стоит.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 08-06-2004
Emile Durkheim
2002
Данная работа представляет главу из книги Э. Дюркгейма "Самоубийство. Социологический этюд". Дюркгейм акцентирует внимание на социальных детерминантах, опосредующих самоубийство. Так он выделяет следующие причины: внешние комбинации обстоятельств (определенных жизненных событий), состояние социальной среды. В конечном итоге, как отмечает сам автор, каждая социальная группа действительно имеет к самоубийству определенную, присущую именно ей, коллективную наклонность, которая и определяет размеры индивидуальных наклонностей, а отнюдь не наоборот. Наклонность эту образуют те течения эгоизма, альтруизма или аномии, которые в тот момент охватывают общество. Таким образом, Э. Дюркгейм в своей статье впервые выделяет и классифицирует основные социально обусловленные причины суициидального поведения.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 03-06-2004
Юрий Рудольфович Вишневский, Людмила Николаевна Боронина, Александр Яковлевич Пучков Университетское управление. 1999.  № 3-4(10-11). С. 38-48. 
Исследование выявило, что студенты более толерантны к тем формам девиантного поведения, которые наиболее всего распространены в студенческой среде и характеризуют сегодня лицо постсоветсткого общества вообще: пьянство, свободная сексуальная жизнь, курение, азартные игры, проституция. Максимальное неприятие вызывали те формы девиаций, которые связаны с насилием, преследуются как уголовные преступления: воровство, "дедовщина", вымогательство, рэкет, наркомания..
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 29-05-2004
Андрей Викторович Легостев Университетское управление. 1998.  № 3(6). С. 5-8. 
Избиение подразделениями ОМОН студенческой демонстрации в Екатеринбурге в апреле 1998 г. стало темой номер один средств массовой информации. Последующее выяснение вопросов "кто виноват" и "что делать" нередко вуалировало "разборки" политических групп и оставило в стороне собственно проблемы студенчества в переходный период. Прошедшие месяцы перевели многие вопросы на второй план, что, однако, отнюдь не означает их решения. Маргинальность студенческой среды в совокупности с возрастными особенностями, помноженные на смуту времени, дают основу для самых разнообразных прогнозов. В статье анализируются прошедшие события, умонастроения студенческих масс и некоторые тенденции их эволюций.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию