Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 552

Опубликовано на портале: 16-11-2007
Андрей Владимирович Полетаев, Ирина Максимовна Савельева
Москва: Наука, 2006, 752 с.
В монографии представлен социологический, исторический и семиотический анализ знания о прошлом. Синтез этих подходов позволяет авторам развить современные представления о "смысле и значении" истории; отделить научное историческое знание от мифологического, религиозного, философского, эстетического. Согласно авторской концепции, все эти типы знания должны рассматриваться как имеющие самостоятельное значение и механизмы формирования, задающие разные способы конструирования образов прошлого. В книге подробно анализируются основные параметры, характеризующие специфику истории как науки о прошлой социальной реальности, включая определение ее предметной области, эмпирико-теоретические основания и когнитивные функции, а также способы структурирования исторического пространства и времени. Для историков, социологов, культурологов и всех интересующихся теорией исторического знания.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 27-10-2007
L. Pinto Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 5. С. 99-114. 
Предпринимается попытка рассмотреть интеллектуальные отношения между государством и социальными науками, абстрагируясь от других важных аспектов, таких, как экономические, политические или институциональные. Автор показываем, что государство активно участвует — и не только через заказы на исследования — в структурировании концептов, проблем, умонастроений и т. п. Все это происходит в соответствии с требованиями выполнения функций и требованиями легитимации: необходимо упорядочить, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы действовать. В отношении социальных наук это тем более верно, что они занимают наименее автономный полюс, где происходит, более или менее тонко, приведение к определенному виду проблематики Государства. Одни исследования в социальных науках выполняют скорее функцию классификации (демография, статистика); другие — прогнозирования (бюджеты, потребление, научные расчеты подобные так называемой «стоимости иммиграции»), а третьи — собственно функцию легитимации (исследования социальной мобильности, девиантного поведения).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-10-2007
Светлана Петровна Чернозуб Общественные науки и современность. 2007.  № 6. С. 140-147. 
Анализируя попытки реорганизации фундаментальных исследований в постсоветский период, автор приходит к выводу, что использование в отношении науки примитивной логики популярных «рыночных» клише, сводившихся к упованиям на витальность чисто экономического интереса, привели лишь к прекращению поиска специфических для научного сообщества стимулов к развитию. Предложенная в период демократического транзита модель взаимоотношений науки с рынком вызывала к жизни ущербный тип самоорганизующейся системы, отличный от того, который представлен в цивилизованной рыночной экономике.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-10-2007
Олег Николаевич Яницкий Общественные науки и современность. 2007.  № 6. С. 125-139. 
В статье исследуются проблемы «общественной этики», поставленные столетие назад В.Вернадским, проблемы этики ученого. Отмечаются отличия в подходе Вернадского к рассматриваемым проблемам от подхода Р.Мертона. Формулируются 12 максим, отражающих этос Вернадского. На основе анализа современной ситуации приводятся 12 постулатов этоса ученого начала ХХI века. Выявляются качественные отличия современной ситуации от ситуации столетней давности, связанные как с внутринаучными, так и с социальными изменениями, произошедшими за ХХ век.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-09-2007
Ирина, Будимировна Олимпиева Журнал социологии и социальной антропологии. 2003.  Т. 6. № 3. С. 105-121. 
Данная статья посвящена исследованию феномена постсоветских гетерархий – организационных форм, возникающих в крупных фирмах (организациях) как адаптивноая реакция на неопределенность внешней среды. Анализируя изменения, происходящие в крупных научных организациях в первое десятилетие постсоциалистических реформ, мы приходим в выводу о существовании отличии российских постсоветских гетерархий от их аналогов, имеющихся в экономиках западных саран. Главной особенностью российских гетерархий, которая обеспечивает им возможность выживания в экономически сложных условиях, является их неформальный характер, преобладание неформальных экономических практик как во внутриорганизационных взаимодействиях, так и в отношениях с внешними партнерами. Представляется, что различия западных и российских гетерархий обусловлены различиями в характере внешней среды, стимулирующей их появление: развитых стабильных экономиках возникновение гетерархий связано с экстремальной изменчивостью рынков и высокой скоростью технологических изменений, тогда как постсоветские гетерархии являются реакцией на институциональную неопределенность, свойственную периоду трансформации, что и обуславливает их неформальную природу. Мы предполагаем, что неформальность является родовым отличием гетерархий во всех постсоциалистических странах, однако в российской ситуации она проявляется особенно ярко, что вызвано большей неопределенностью институциональной среды, более интенсивными, по сравнению с восточноевропейскими странами, процессами деформализации правил экономических воздействий, доминированием неформальных отношений над формальными регуляторами.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-09-2007
Frederic Bertrand Журнал социологии и социальной антропологии. 2003.  Т. 6. № 3. С. 90-104. 
В статье рассматриваются проблемы институциональной, научной и социальной легитимации советской этнографии 1920–1930-х гг. Подчеркивается ведущая роль, которую играла в этом процессе проблематика этничности. Этническая категоризация анализируется в том виде, в каком она конституируется на Совещании этнографов Москвы и Ленинграда 1929 г., в роли музеев и в научном проекте Н.Я. Марра.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-09-2007
Wilhelm Krohn Журнал социологии и социальной антропологии. 2003.  Т. 6. № 3. С. 69-89. 
В статье идет речь о напряженности между достоверностью знания и связанным со знанием риском. Если знание в обществе знания является основным благом, то его так же как и остальные технические блага индустриального общества, можно наделить характеристиками надежности качества. Это происходит за счет сертификации ценности знания, стандартизации и нормирования запасов знания с тем, чтобы они могли выступать в качестве промежуточных продуктов процесса производства. Но вместе с тем именно эти мероприятия создают основу для того, чтобы гипотетичность знания как экспертизы привносила с собой в процессе деятельности новые риски, в частности связанные с недостатком возможностей для моделирования крайних условий ситуации. Таким образом, последовательность действий получает характер квазиэкспериментальных сценариев, требующих высокой степени самоконтроля и вспомогательных резервов. С помощью таких рекурсивных познавательных процессов стратегии научного исследования проникают в общество знания и учреждают новый тип основанный на знании инновационной практики. предметом следующего анализа является активизация взаимного обмена между доверием к достоверному (гарантированному) знанию и проектом негарантированных исследовательских процессов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-09-2007
В.А. Нехамкин Общественные науки и современность. 2007.  № 5. С. 131-140. 
Междисциплинарный характер контрфактических исторических исследований автор демонстрирует, рассматривая их методологический статус в рамках различных научных дисциплин. Прежде всего речь идет об исторической науке и философии истории. Кроме того, в статье выделена специфика проведения контрфактических исследований средствами художественной литературы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-09-2007
"В экономике образования и, в частности, в экономике университета существуют различные исследовательские направления и темы, а также большое количество исследований литературы по каждому из них. Идея этого сборника родилась из нашего желания познакомить читателя с некоторыми интересными трендами в этой области, снабдив их своего рода "путеводителем". В сборник вошли четыре статьи, посвященные экономическим и социальным аспектам деятельности университета. Эти работы посвящены разным вопросам и используют различную методологию, но объединяет их то, что они рассматривают образовательные учреждения как объект анализа.

Каждая статья снабжена комментарием. Комментарий позволяет поместить статью в контекст существующих подобных исследований в этой области, описывает альтернативные подходы и точки зрения, а в некоторых случаях в чем-то полемизирует с автором. Таким образом, он знакомит заинтересованных читателей с этой областью исследований и обеспечивает ориентиры для дальнейшего изучения работ по данной теме, давая критический разбор литературы.

Надеемся, что сборник статей будет полезен тем, кто интересуется образовательной тематикой, а также практикам, студентам и аспирантам разных специальностей, связанных с образованием, - будущим экономистам, социологам, менеджерам".

Из предисловия М.М. Юдкевич к сборнику
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-08-2007
Pierre Bourdieu Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 5. С. 8-11. 
В статье утверждается, что социальная история социальных наук дает возможность исследователю изучить его собственное бессознательное, отложившееся в его представлениях в процессе пребывания в своей дисциплине. Объективация объективирующего субъекта мобилизует научные ресурсы: она помогает исследователю освоить объективированную и инкорпорированную историю. Это позволяет снять угрозу релятивизации социальных наук. Прибегая к объективации объективирующего субъекта, социальные науки могут использовать собственные интеллектуальные инструменты как рефлективные инструменты, способные защитить их от следствий изучаемых социальных причин.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-08-2007
Victor Karady Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 5. С. 12-49. 
В статье показаны стратегии членов Социологической школы Дюркгейма, желавших добиться успеха в своей университетской и исследовательской деятельности и гарантировать развитие новой дисциплины — социологии. Их усилия могут быть классифицированы в соответствии с видами легитимности, к которой они стремились: университетской, академической и научной. Основная стратегия Дюркгейма состояла в завоевании университетской легитимности и была направлена на интегрирование социологии в философские учебные программы. Немаловажную роль в признании социологии играло то, что она могла принести пользу классическим дисциплинам (истории, географии и др.). Дополнительной характеристикой стратегии Дюркгейма был отказ от присоединения к профессиональным социологическим обществам и поиск признания в философских кругах.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-08-2007
Геннадий Иванович Козырев Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 155. 
Автор письма, Геннадий Иванович Козырев, доцент кафедры социологии РХТУ им. Д.И. Менделеева столкнулся с плагиатом. При просмотре книги: Социальная конфликтология /под общ. ред. А.В. Морозова (Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова, ) М.: "Академия", 2002 г. выяснилось, что ее параграфы: "Экономические конфликты", "Политические конфликты" и "Межэтнические конфликты" (с. 153-180) были в основном переписаны из книги: Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 1999. (с. 86-89, 101-105, 112-121). Указанные параграфы, как явствует из перечня содержания книги, были "написаны" редактором книги А.В. Морозовым. Издательство "ВЛАДОС" вступило в переговоры с издательским центром "Академия" на предмет возмещения материальных и моральных издержек.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-06-2007
Владимир Владимирович Солодников Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 120-124. 
Рассматривается тема стимулирования научно-исследовательской работы преподавателями вузов. Отмечено, что научное исследование преподавателей-гуманитариев подчас имеет характер "хобби", реализуемого в свободное от основной работы время. Отмечается необходимость совершенствования механизма экспертизы научных публикаций в журналах, заявок на гранты и отчетов по ним, а также учета научной активности преподавателя при его аттестации. Автор не соглашается с Белановским С.А., который в одном из докладов охарактеризовал нынешние условия работы в вузах для большинства работников академической науки как "унизительные" (в отношении оплаты труда). Отмечается необходимость учета того обстоятельства, что преподаватель-почасовик не имеет в вузе "внеаудиторной нагрузки", как правило мало участвует в "воспитательной работе" со студентами, составлении учебно-методических пособий кафедры и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-06-2007
Михаил Иванович Зуй Социологические исследования. 1996.  № 12. С. 13-22. 
Как считает автор, конкретизирующее обоснование порядка вещей, лежащее в основе социологического (как и любого другого научного) познания неизбежно упрощает сущностно многомерные социальные феномены. Поэтому возможности продуктивного развития социологии без выхода в сферу концептуального обобщения крайне ограничены. В реальности существует два базовых типа мировосприятия –мифологический и философский, однако, научному познанию не нужно выбирать между ними. Перспективы социологии связаны с синтезом двух указанных «картинок мира». Это позволит ей в теоретическом плане быть на уровне вызовов времени, не превращаясь в социальную философию.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-05-2007
Евгений Петрович Тавокин Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 3-10. 
Рассматривается изменение содержания термина информация в ходе развития науки и технических средств массовых коммуникаций (первая половина XX века - Д. Хартли, Н. Виннер, К. Шеннон). Констатируется, что в настоящее время "информация" выступает (в наиболее широкой трактовке) "как общенаучное понятие, означающее обмен данными не только между людьми, но и между человеком и автоматом, между автоматом и автоматом, а также обмен сигналами в животном и растительном мире" (с. 4). Автор критикует те подходы, в которых информация выступает как некая особого рода сущность, истолковывается как "имманентное свойство материи", "первооснова Вселенной" и т.д. Обращается внимание на то, что в самоуправляемых и самоорганизующихся системах взаимодействие компонентов друг с другом и с внешней средой имеет особую отражательную функцию и отличается избирательностью. Автор предлагает свое определение информации как материализованного результата сознательного или безсознательного отражения субъектом определенных фрагментов реального или идеального мира, предназначенного для восприятия другим(и) субъектом(ами). Выделены такие функции информации, как коммуникативная, управленческая, научно-познавательная, учебно-ворспитательная, идеолого-пропагандистская.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-02-2007
Андрей Александрович Яковлев Университетское управление. 2006.  № 4(44). С. 25-39. 
Статья подчеркивает проблемы и рассматривает специфические механизмы стимулирования академической научной активности на факультетах, что включает в себя следующее: создание Научного фонда ГУ-ВШЭ, введение системы академических надбавок и мониторинга научной активности. Автор представляет предварительные результаты таких инноваций, а так же пути дальнейшего развития системы поддержки академической научной активности в ГУ-ВШЭ.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-02-2007
М.Ф. Дороговцев Социологические исследования. 2000.  № 2. С. 152-153. 
Рецензия: "НАУКОВЕДЕНИЕ" - НОВЫЙ ЖУРНАЛ
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-02-2007
Анатолий Петрович Бердашкевич Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 118-123. 
Успех научной и инновационной деятельности зависит от результата взаимодействия трех компонент: науки, производства и рынка. Прежде, чем дойти до рынка, необходимо наладить взаимодействие между наукой и производством. Целесообразно выделить те научные направления и научные организации, результат деятельности которых может быть ориентирован на работающие российские предприятия. Если результаты российских ученых будут потребляться отечественной же промышленностью, то через определенное время можно будет уже не заботиться о господдержке таких инновационных механизмов. Но чтобы эти механизмы запустить, она необходима.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-02-2007
Книга посвящена анализу управленческих решений, позволивших ГУ ВШЭ за короткий срок войти в число ведущих российских университетов. С учетом обобщения и осмысления опыта развития ГУ ВШЭ в условиях динамично меняющейся внешней среды в книге формулируются новые проблемы и задачи, которые необходимо решить для эффективной интеграции ГУ ВШЭ в международное образовательное сообщество и достижения качества исследовательского университета.
Разносторонний анализ практики управления учебным процессом, академическими исследованиями, финансовыми ресурсами, а также организации студенческой жизни, набора абитуриентов и других сторон жизни крупного современного российского университета будет интересен и полезен не только для специалистов по управлению образованием, но и для всех интересующихся проблемами развития системы высшего образования в России.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-02-2007
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2006.  № 5. С. 147-151. 
Рецензент полагает, что не только и не столько ревизия и ревизионисты, сколько наука об обществе являются подлинными героями книги Т.И.Ойзермана. То, что история марксизма представлена как фрагмент движения к «идеальному типу» науки об обществе, сообщает книге, по мнению рецензента, дополнительный потенциал научного прогноза и даже предсказания. В частности, это актуализирует проблематику постмарксизма в современной России.
ресурс содержит прикрепленный файл